Как изменилась коммуникация брендов и восприятие пользователей за этот месяц?
Бренды заметно изменили подход в публикации новостей, создании текстов и креативов на фоне происходящих событий.
Как реагируют бренды
Компании в своих соцсетях по-разному реагируют на ситуацию и относятся к постингу. В основном, выбирают четыре стратегии:
- отмалчиваться и заморозить все активности;
- следовать старому плану публикаций и рекламных кампаний;
- полностью переделать свои планы коммуникации;
- использовать ньюсджекинг.
Молчание и инактив
Множество зарубежных брендов сейчас либо совсем уходит с российского рынка, либо замораживает рекламу в России, поэтому русскоязычные аккаунты некоторых компаний в соцсетях приостановили публикации и активности.
Hyundai
Пока СМИ не могут определиться: ушла ли компания Hyundai с российского рынка, русскоязычные аккаунты автомобильного бренда приостановили свою деятельность. Последние посты в Instagram и «ВКонтакте» датированы 21 февраля.
Ubisoft
Российские аккаунты издателя видеоигр Ubisoft также заморожены с 22 февраля. Пользователи в комментариях под последними постами задавали вопросы о будущем бренда в России, но в аккаунтах и вовсе закрыли возможность комментирования.
Adidas
Adidas Russia тоже прикрыли все активности в своих социальных сетях, посты не выходят с 22 февраля, а вот люди в комментариях по сей день активно обсуждают разные темы.
Продолжение курса
Некоторые компании вообще никак не отреагировали и продолжили постинг по намеченному контент-плану.
Burger King
Burger King совсем недавно подвергся критике за использование неэтичной рекламы. Случай интересен тем, что произошёл в оффлайн. Девушка пришла в одно из заведений компании и услышала предупреждающий джингл с сиреной — так бренд сообщал о соблюдении ковидных ограничений.
Пользовательница связала аудиорекламу с тем, что сейчас происходит в Украине. На своей странице в Facebook Екатерина Мархулия призвала команду Burger King пересмотреть отношение к работе в условиях «новой реальности».
Андрей Фрольченков, Head of SMM, PR & Influence Marketing в Burger King Россия, ответил на пост Екатерины. Он написал, что джингл был записан более года назад в пик пандемии, а сейчас его уже убрали из ротации в связи с контекстом, который может вызвать негативные ассоциации.
Сарафаново
Ещё один интересный случай был с производителем молочных продуктов «Сарафаново». Компания выпустила ролики с частушками в исполнении Нонны Гришаевой и Александра Олешко. В конце февраля и начале марта эта реклама вызвала общественный резонанс. Люди не были готовы к развлечениям и веселью, а также фразам из ролика, связанным с военной тематикой.
Частушка в исполнении Александра Олешко:
«Подставляй скорее ушко,
Я в него шепну секрет
Молоко иммунитету
Прямо как бронежилет».
Согласитесь, спустя месяц после публикации, эти частушки звучат совершенно иначе. Вот как может обернуться безобидная реклама йогуртов и молока в контексте разных настроений и событий.
Renault
Российские аккаунты автомобильного бренда Renault продолжили работу и выпускают посты. Но комментариях люди задают вопросы о будущем компании в России, на что официальный российский аккаунт часто отвечает пользователям очень размыто и старается перевести общение в почту или на телефон.
Смена коммуникационной стратегии
Значительная часть брендов не могла не среагировать на повестку дня. Кто-то отошёл от расписанных контент-планов, а кто-то начал резко высказываться против происходящего.
Aviasales
Сервис поиска авиабилетов Aviasales заметно изменил формат коммуникации с аудиторией. Бренд начал постить с 25 февраля в Telegram и «ВКонтакте» важную информацию, которая касается авиаперелётов: о закрытии стран и воздушных пространств, уходах западных авиакомпаний из России.
В своём Instagram-аккаунте компания взяла перерыв и вернулась с публикациями почти месяц спустя. Новые посты уже никак не связаны с политическими событиями. В Telegram-канале и паблике «ВКонтакте» теперь Aviasales стараются успокоить людей: спрашивают, у них как дела, или просят поделиться хорошими новостями. А ещё бренд стал чаще постить информацию о внутрироссийских перелётах.
Альфа-Банк
Альфа-Банк тоже изменил привычный постинг. 25 февраля компания выпустила пост о работе в обычном режиме и уверила подписчиков, что им не стоит переживать за свои деньги. Затем банк продолжил выпускать «успокоительные» посты, в которых сообщал о разных фишках компании, которые помогут клиентам в тяжёлое время.
Сбер
Сбер пошёл проторенной дорогой. Но всё испортила одна новость от 30 марта о том, что банк аннулирует заявки на ипотеку, одобренные до повышения ставок.
Ньюсджекинг
Тот, кто использует ньюсджекинг в это время, очень рискует, потому что реакция аудитории может быть разной. Одним из самых популярных инфоповодов марта стал перфоманс редактора «Первого канала» Марины Овсянниковой в прямом эфире. Бренды не упустили возможность зафотошопить скрин выпуска и поместить на плакат свою рекламу.
Duffcar
Например, интернет-магазин автомобильных ковров Duffcar таким «оригинальным» образом сообщил об акции.
Shawerma Black и бургерная Garry’s
Региональные общепиты частенько отличаются любовью к подобным публикациям. Так, ростовская сеть общепитов Shawerma Black запустила «остроумный» таргет, который вызывал бурю негодования и недовольные звонки в службу поддержки. Вместе с ней и крымская бургерная Garry’s подхватила тренд, но не то, чтобы удачно.
Восприятие пользователей изменилось
Всё зависит от контекста. Например, с начала февраля мы собирали крутой кейс «Ракета желаний» — праздничную креативную концепцию по запуску новогодней ракеты с пожеланиями для одного из клиентов.
Ещё в начале февраля идея казалась удачной и интересной — салюты, запуск ракеты в космос. Но в конце февраля, когда кейс был готов к публикации, мы поняли, что уже даже внутри агентства воспринимаем его не так, как раньше.
Сейчас суть идеи и даже название кейса выглядят агрессивно. Публикация могла плохо сказаться на репутации нашего бренда, вызвать непонимание и негативные эмоции со стороны читателей, поэтому мы решили пока не публиковать кейс.
Elle и поколение Z
Журнал Elle подвергся сильной критике из-за одной буквы. Мартовский выпуск посвящён поколению Z или зумерам. Буква Z теперь у многих ассоциируется лишь со спецоперацией, а Elle поместил её на обложку своего номера.
Несмотря на то, что выпуск готовился задолго до начала событий, в адрес журнала полетели гневные комментарии от тысяч пользователей. А главный редактор российского Elle Екатерина Мухина даже стала получать угрозы по телефону.
Новая коллекция Louis Vuitton
В подобной ситуации оказался и бренд Louis Vuitton, который подвергся критике за посты с рекламой новой коллекции украшений из серии Volt.
В украшениях, которые символизируют молнию и электрический разряд, а также слияние инициалов бренда, пользователи разглядели букву Z. Многие связали её с опознавательными знаками российской армии и обвинили компанию в поддержке того, что происходит в Украине.
Даже в Цюрихе отменяют Z
27 марта в СМИ появились новости о том, что швейцарская компания Zurich Insurance отказывается от логотипа с буквой Z в соцсетях.
«Мы временно отказываемся использовать букву Z в социальных каналах в случаях, когда она используется отдельно и может быть неверно истолкована, — говорится в заявлении компании.
Похоже, после всех вышеописанных событий, швейцарская страховая компания решила перестраховаться от недопониманий.
Как увеличить шанс успеха своей коммуникации?
Мы подготовили небольшой список рекомендаций, который должен помочь вам эффективно и успешно продолжать вести коммуникации с аудиторией даже в такое непростое время:
Будьте в контексте. Постоянно изучайте инфополе, читайте новости и смотрите, что происходит в вашей отрасли.
Попробуйте антикризисный конкурентный анализ. Посмотрите, что вообще выпускают конкуренты, как они это делают и сменили ли свой tone of voice.
Проведите анализ реакций. Изучите реакции вашей аудитории и активности под постами конкурентов. Сейчас особенно важно понимать, что нравится и что не нравится вашей ЦА.
- Имейте своё мнение. Выработайте свою чёткую позицию по поводу происходящего, пропишите основные реакции и ответы на самые распространённые вопросы. Важно не лицемерить и не менять своё мнение в зависимости от ситуации.
- Попробуйте сменить Tone of Voice. Конечно, если ваш нынешний TOV не очень в тему на фоне текущей повестки дня.
- Обновите контент-план. Обязательно учитывайте происходящие в мире события и составляйте КП осторожно.
- Аккуратнее с языком. Тщательно подбирайте слова и визуалы. Это один из важнейших советов прямо сейчас.
Как понять, что заходит людям, а что нет?
Даже если вы идеально знаете свою аудиторию, тщательно готовите и проверяете свои публикации, люди могут отреагировать не так, как вы этого ожидаете.
Результаты каждой активности в соцсетях после публикации следует анализировать. Самые важные показатели для вас:
Тональность упоминаний в СМИ. Тональностью называют эмоциональный окрас публикации. Отслеживая статистику положительных, нейтральных и отрицательных упоминаний, можно измерить индекс лояльности СМИ (Media Favorability Index, MFI). Кроме того, вы определите источники позитива/негатива. Чтобы не вычислять вручную, можно обратиться к специальным сервисам типа YouScan, Медиалогия, Brand Analytics, которые помогут вам изучить все упоминания бренда, в том числе в соцсетях, а также посчитать их тональность.
- ERR (коэффициент вовлечённости по охвату). Это коэффициент вовлеченности по охвату. Отношение всех реакций к охвату, что отражает объективную картину успешности поста. ERR нам понадобится, чтобы оценить, реагируют ли люди на пост, и как они это делают. Ноль реакций — это тоже плохо. Ставят ли лайки, оставляют ли комментарии? Если нет, значит, это повод задуматься, что пошло не так. Может быть, им не нравится тональность или сама коммуникация.
А какие бренды вас удивили своей коммуникацией и почему? Делитесь кейсами!
Коммуникация кучи брендов дала трещину. Увы, больше запоминаются негативные послания и некрасивые поступки брендов, площадок и сервисов. Огромные телеги, которые рассылают сервисы рассылок, по-свински украденные базы, замороженные деньги на счетах и т.д.
Плохие новости всегда разлетаются как свежие бабушкины пирожки. Возможно, за ними не разглядеть каких-то крутых позитивных кейсов, которые запоминаются, потому что новостная повестка сейчас перегружена.
ERR же не так измеряется
Максим, спасибо! В подводке написали всё правильно, а вот с формулой что-то пошло не так. Но уже исправили, благодаря вашей внимательности ;)