{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Что ждет российский digital в 2022 году: выводы по итогам большой конференции ARDA

31 марта Ассоциация развития digital-агентств ARDA провела большую офлайн-конференцию для руководителей агентств и продакшенов, чтобы обсудить текущие события, ситуацию в отрасли и ее перспективы.

С докладами выступили

  • Юлия Карпова, CEO кадрового агентства RealHR,
  • Анна Караулова, независимый консультант по работе агентств,
  • Саркис Дарбинян, киберадвокат, со-основатель общественной организации «Роскомсвобода», управляющий партнер юридической фирмы DRC, тренер по цифровому праву.

Представляем краткий обзор и ключевые выводы по итогам конференции и неформального общения в кулуарах.

Юлия Карпова: HR-проблемы и пути их решения в новои реальности

Политическая и экономическая ситуация в мире напрямую сказывается на российском digital. Фактически, в настоящее время формируется новая digital-реальность.

На фоне ухода с рынка многих крупных рекламодателей, заморозки или сокращения бюджетов среди тех, кто остался, доходы агентств значительно сократились. На фоне этого приходится сокращать затраты — и ФОТ, как самую значительную статью расходов.

Способы снизить ФОТ:

  • Сокращение зарплат на 10-50% в зависимости от должности и вклада в работу: топ-менеджерам и руководителям в первую очередь, сотрудникам — в последнюю.
  • Отказаться от ежемесячных, квартальных и годовых премий.
  • Уменьшение времени простоя специалистов за счет почасовой продажи их услуг другим компаниям.
  • Формирование кадрового резерва: отправить сотрудников в оплачиваемый отпуск (если есть дни), перевод на минимальную оплату труда (на период, когда нет совсем никаких задач, а сохранить сотрудника хочется), неоплачиваемый отпуск (крайняя мера).
  • Сокращение или увольнение сотрудников в особо сложных ситуациях.

Рынок труда становится рынком работодателя. За последний месяц большое количество специалистов высокого уровня потеряли работу, при этом количество новых вакансий сильно сократилось.

В результате работодатели сегодня имеют возможность нанимать высококлассных специалистов на более выгодных условиях. При этом снижается текучка внутри агентств, так как сотрудники также понимают, что в случае увольнения найти хороший вариант трудоустройства и закрепиться на новом месте будет намного сложнее, чем раньше.

Наибольшую ценность для компаний в новых условиях представляют специалисты, которые умеют «работать руками». В зоне риска, соответственно, находятся аккаунты и другие сотрудники, которые отвечают за координацию рабочего процесса, но время которых не продается напрямую заказчикам.

Анна Караулова: Что происходит со спросом в Performance и Разработке к 27 марта 2022 года

В рамках Digital-барометра отслеживаются показатели по тендерам на более чем 2000 российских площадках.

По итогам анализа ситуации в феврале-марте 2022 в сравнении с 2020-2021 годами наблюдается не просто спад — а обрушение как по количество тендеров, так и по деньгам.

Относительно 2020 года, когда мир и российский digital прочувствовал на себе последствия COVID-кризиса, сегодняшняя ситуация выглядит не столь пугающе, чем в сравнении в 2021 годом, когда наблюдался значительный рост всей индустрии.

По сравнении с прошлым годом бюджеты в марте 2022 значительно сократились, как и количество проводимых тендеров.

Так как тендеры — это на 80% запросы от государственных или аффилированных с государством компаний, они не отражают ситуацию по рынку в целом. Но если оценивать с точки зрения личного опыта прошлых лет и кризисов, то в частном секторе ситуация аналогичная.

Апрель будет еще сложнее для агентств, чем март. В июне я ожидаю стабилизации ситуации и начала восстановления рынка.

Анна Караулова

Саркис Дарбинян: Какое будущее у Рунета?

  • Роскомнадзор сегодня имеет возможность заблокировать практически любой ресурс. При этом доступ к заблокированным ресурсам может быть закрыт даже для тех пользователей, которые используют VPN — техническая возможность для этого уже есть.
  • Фактически сейчас предпринимаются действия по созданию суверенного российского интернета, о котором начали говорить еще в 2019 году.
  • Даже когда ситуация разрешится, санкции со стороны государств и компаний будут отменяться медленно: соответственно, обновление инфраструктуры будет также заторможено.
  • На фоне санкций многие компании открывают офисы в других юрисдикциях: Грузия, Армения, Кыргызстан, Турция и др. — и по мере необходимости релоцируют сотрудников.
  • Наблюдается значительный отток IT-специалистов, который не теряет силу. В дополнение к уже уехавшим ожидается отъезд в ближайшее время еще около 100 000 специалистов.

При этом можно отметить, что в ситуаций, когда с одной стороны Россию централизованно отключают от многих сервисов, а с другой — государство точно так же централизованно регулирует работу других, возможен толчок в развитии децентрализованных сервисов.

Выводы по итогам

  • Кризиса такого масштаба в истории российского digital еще не было. Соответственно, мы не можем дать никаких точных прогнозов по развитию ситуации, и пока единственное, что можно сказать — будет сложно.
  • В условиях неопределенности участие в тендерах и работа с государственными заказчиками — это определенный островок стабильности для digital-агентства, так как такие контракты стабильны и оплаты по ним поступают вовремя.
  • Рынок работодателя дает возможность агентствам привлечь в команду высококлассных специалистов. В свою очередь, это дает возможность диверсифицировать направления, оказывать больше услуг, предлагать более широкий выбор вариантов сотрудничества для заказчиков.

Запись конференции

Если вы хотите получать анонсы и принимать участие в других мероприятиях, присоединяйтесь к ARDA.

Членские взносы для агентств отсутствуют. Вы можете участвовать в ивентах, рабочих группах и обсуждениях совершенно бесплатно.

Дмитрий Фролов, президент ARDA

0
4 комментария
Дон Гарсия Де Ля Пас

Статистика в графиках по объему и кол-ву тендерного рынка, показывает целиком 20,21 годы- это понятно, а какая выборка в 22 ( январь- март, январь - февраль или только март? )

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Фролов
Автор

Выборка за 22 год — с начала года. Можете посмотреть в видео доклад Лианы, она подробно рассказывает про динамику — там еще больше графиков и информации.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Басманов

ну полный год к 1 кварталу сравнивать - это такое. сделали бы выборку по 1 кварталу

Ответить
Развернуть ветку
Знатный Тролль

Будет полный диджитал.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда