{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Где проверять нейминг на патентную чистоту, если у вас нет юриста

Привет! Я Дмитрий Артемьев, брендрайтер, креативный директор и автор канала Бренд-копирайтинг. Придумываю неймы, слоганы, рекламные кампании, формирую редполитику и Tone of voice бренда. Опыт в FMCG-брендинге — 6 лет. За это время у меня накопились советы для тех, кому придется придумывать название самостоятельно и проверять названия на возможность зарегистрировать, если у вас нет знакомого патентоведа.

Обязательно ли патентовать название?

В брендинговом агентстве здорового человека принято разрабатывать названия, которые можно запатентовать / зарегистрировать в Роспатенте (если речь только про Россию). Необходимость в этом клиенты всё больше осознают, поскольку свидетельство на товарный знак — это своего рода бизнес-контрацепция.

Например, вы в супермаркете продаете злаковые батончики под незащищенным названием, допустим «Злаколюкс». Однажды вас замечает крупная шишка, типа Nestle, у которого зарегистрировано название «Злаколюб». Названия созвучны практически до степени смешения, а поскольку последнее является товарным знаком, конкурент в праве подать в суд, потребовать у вас отозвать продукцию с продажи и обяжет заплатить штраф. Мол вы мимикрировали и недобросовестно конкурировали. У кого патент, у того козыри.

Супермаркеты и торговые центры прежде, чем пустить на полки магазина или сдать помещение в аренду спрашивают зарегистрировано ли ваше название, чтобы не допустить такого сценария, как я написал выше, ведь такая возня никому не интересна. Сетям и арендодателям лучше иметь дело с теми, у кого бизнес будет стабильным.

Так что да, патентовать название — обязательно.

Свидетельство на товарный знак — это конечная цель нейминга. Этот документ выдается вашему клиенту и дает исключительное право на товарный знак в течение 10 лет с возможностью продлевать неограниченное количество раз

Что, если я нашел такое же название в другом городе?

Все товарные знаки сортируются по классам МКТУ — Международная классификация товаров и услуг. Поэтому не хороните название раньше времени, возможно, оно в другом классе. Существует всего 45 классов, каждый объединяет несколько товарных групп по общим характеристикам и соответственно делит по различиям.

Порой бывают пересечения в названиях среди брендов из разных категорий, и никто не может друг другу предъявить. Так случилось с молоком «Большая кружка» и одноименным пивом. Так же у водки Absolut и тёзкой в образе мыла.

Запрашивайте ассортимент либо список услуг, которые оказывает ваш клиент, и сверяйте с классификацией. Знание классов МКТУ вам пригодится при проверке названия. Какие классы существуют и какие товары в них входят изучайте на МКТУ инфо

Чтобы узнать в каком классе продукт, можно лениво загуглить «Молоко класс мкту» и вы всё узнаете 

Как и где проверять названия

Картинки в Google и Yandex. Это звучит банально, но многие копирайтеры не пользуются или игнорируют простую возможность — загуглить свою идею. Пишите не просто название, а добавляйте категорию продукта или слово «упаковка», «магазин» — в каком контексте будет ваше название. Допустим, у вас пиво называется «Гильотина». Так и пишем: «Гильотина пиво», открываем картинки. Экспериментируйте с запросами, пробуйте название на латыни, в различных контекстах. Главное, чтобы ваше название не пересеклось с брендом в вашей товарной категории.

Открытые базы товарных знаков. Их много и каждый ссылается Роспатент. Вот неполный список открытых баз:

Тут и пригодится список классов МКТУ, в которых название будут патентовать. Укажите необходимые классы, если вы будете проверять название во всех классах, на вас свалится уйма знаков, и проверка будет некорректной.

Если название занято, вы увидите кто правообладатель, какие классы он занял. Также обращайте внимание до какой даты знак защищается. Бывает, что срок исключительного права истек, и предыдущий владелец не продлевает его, а вы можете забрать название себе.

Открытые базы хороши тем, что показывают знаки, которых не найти в гугле. Однако эти сайты не покажут свежие заявки на регистрацию, которые прямо сейчас обрабатываются в Роспатенте. То есть вы получаете неполную информацию.

Название оказалось занято в 32 классе. Даже слово на иностранном языке будет основанием для отказа в регистрации — Гильотина против La Guillotine


Сайт ФИПС
. Это профессиональный инструмент, самый замороченный, но и это первоисточник. В отличие от открытых баз, в Роспатенте можно увидеть поданные заявки на регистрацию, которые обрабатываются прямо сейчас.
Как любой государственный сайт, ФИПС — это анти-френдли система для рядового пользователя. Желательно читать инструкции как правильно им пользоваться.

Запросы на проверку товарного знака пополняются за деньги. Поэтому включайте эту статью в стоимость ваших услуг. Пополнение долгое, поэтому не ждите, когда счетчик дойдет до нуля. Действуйте заранее.

Этим инструментом пользуйтесь в последнюю очередь, когда названия прошли все предыдущие фильтры.

Проверьте свободен ли домен и ник в соцсетях

У бренда с большой долей вероятности будет сайт и профиль в соцсетях. Поэтому хорошо будет позаботиться о клиенте и проверить домен на возможность его выкупить. В идеале адрес должен быть аналогичным названию. Если идеал не выходит, допустимо предложить близкий вариант.

Домен .ru или .com — зависит от задачи, необязательно охватывать все зоны. Достаточно будет посмотреть на двух-трех сайтах, чтоб наверняка. Для проверки свободен ли домен можно использовать:

Если я не нашел ничего похожего, можно регистрировать название?

Все предыдущие шаги повышают шанс на то, что ваше название пройдет регистрацию и станет товарным знаком. Однако конкуренция растет, количество зарегистрированных неймов соответственно тоже. Поэтому нет стопроцентной гарантии, что всё пройдет гладко. Нейминг без патентоведа, как пчелка без цветка — мёд, скорее, не получится, а наш мёд в конечном счете — свидетельство на товарный знак.

Однако для первичной проверки, которую мы прошли с этим списком ссылок и советов — достаточно, чтобы составить шорт лидеров и уверенно пойти в Роспатент.

Юрист все-таки нужен. Даже после такого фильтра в моей практике в брак уходит 30–70% названий, в зависимости от количества классов. Плюс патентовед знает как составить заявку и оформить документы в Роспатент.

Всем удачного нейминга!

Как придумывать слоганы, названия подписывайтесь и читайте в Telegram-канале Бренд-копирайтинг

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Мария Баженова

И linkmark.ru Но здесь тоже доступ к заявкам платный

Ответить
Развернуть ветку
Alina Akinshina

Дополню тоже немного: у нас на onlinepatent.ru полные базы данных, включая поданные на регистрацию заявки и международные регистрации, действующие на территории России, полностью доступны после бесплатной регистрации на сайте :) и ещё один небольшой хинт - на сайте Роспатента поиск по международным регистрациям недоступен; иначе говоря, для полноты картины при использовании официальных источников нужно сходить ещё и на сайт WIPO (Всемирной организации интеллектуальной собственности). Спасибо за статью :)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ромашка
Автор

Про WIPO да. Там еще ж международные знаки могут всплыть в вашем классе.

Спасибо, очень ценное дополнение!

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig
Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ромашка
Автор

Спасибо за дополнение!

Ответить
Развернуть ветку
Eugen Nazaria

Хорошая статья, благодарю!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ромашка
Автор

Рад, что принес пользу)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда