Scrum. Как не споткнуться в погоне за продуктивностью?
Уинстон Черчилль говорил, что «демократия - наихудшая форма правления, если не считать всех остальных». И речь здесь не о том, что это плохой политический строй, просто не существует однозначно совершенных систем, но стремиться к ним - наша обязанность. Демократия лишь задает направление. С работой по Scrum похожая ситуация. В интеграции этой методологии в свои бизнес-процессы определенно есть сложности, но она лучше остальных подходит под определенные задачи.
Scrum - наиболее популярный подход к разработке новых продуктов, позволяющий системно определить все необходимые цели и задачи, ранжировать их по актуальности и делегировать выполнение определенному члену команды.
Изначально эта методология разрабатывалась для управления емкими проектами в сфере IT, однако ее принципы помогут повысить эффективность работы команд, занятых и в других областях: услуги, производство, продажи, HR. Scrum будет полезен даже в бытовых делах.
Для РокетБиз Scrum оказался оптимальным вариантом работы, так как наша команда решает бизнес-задачи клиентов комплексно: оптимизирует работу с персоналом, увеличивает эффективность отдела продаж, повышает результативность интернет-маркетинга.
В этом материале директор по персоналу РокетБиз Ксения Лысенко, опираясь на личный опыт, разъяснит, какие бонусы несет работа по Scrum и покажет с чего следует начать.
Чем заманчив Scrum
Уже за первые несколько месяцев интеграция методологии принесла нам первые плоды - позволила избавиться от ряда существенных трудностей при работе над сложными и громоздкими проектами:
- Планомерное ведение журнала работ, необходимых для полной готовности разрабатываемого продукта (backlog), позволило исключить выпадение целей при краткосрочном и долгосрочном планировании;
- Четкие роли в Scrum помогли членам команды, занятым в одном процессе, без споров разграничить полномочия и фронт работ;
- Ежедневные летучки и еженедельный разбор проделанной работы (разбор спринта) избавили от нехватки времени для обсуждения свежих идей внутри команды;
- Ежемесячный разбор проделанной работы наглядно показал скрам-команде, что она не топчется на месте - результат виден всем.
В процессе внедрения Scrum у нас сформировалось понимание, что его интеграция держится на 3 китах: грамотно подобранном инструменте управления, адекватной оценке работ по внутренней балльной системе и полной базе знаний, куда можно и нужно подглядывать.
Первые шаги: от стикеров на стене до удобного онлайн интерфейса
Первое, что следует сделать для перехода на Scrum - составить бэклог. Оптимальным решением для нас на тот момент стал перенос всех идей по созданию продукта из голов скрам-команды в большую таблицу в Microsoft Excel.
Второе - организовать площадку для отслеживания выполнения целей и задач в реальном времени. Вначале мы выбрали самый что ни на есть физический носитель - стену в нашем офисе. Мы разделили ее на отсеки «Сделать», «В работе» и «Готово». Затем добавили раздел «ПОЖАР», куда включали всякие незапланированные задачи, возникающие вследствие какого-то форс-мажора - скажем, из-за блокировки важного онлайн сервиса великим и ужасным Роскомнадзором.
С течением времени мы поняли, что заклеивать стикерами стену вручную - контрпродуктивно, и ушли за решением в интернет. Там мы набрели на замечательный сервис для управления проектами небольших групп - Trello. Он идеально подошел в качестве альтернативы офисной стене.
Следует оговориться, что работа в Trello подойдет не всем. Наш друг из агентства «Аутмаркетинг» Антон Шаяхов в своем материале «Scrum-маркетинг в камерном агентстве: почему нам не понравился Trello и чем мы его заменили» подробно рассказал про альтернативные #инструменты. А их немало: Jira, Wrike, StarTrek, Taiga, Basecamp. У всех есть свои плюсы и минусы. За подробностями - по ссылке выше. Осторожно: присутствует ненормативная лексика из сферы IT.
Оценка и анализ эффективности команды
Всякая работа должна оцениваться. Каждая задача «весит» определенное количество баллов, состоящих из суммы потраченного времени, задействованных членов скрам-команды и их трудозатрат. Например, сложная задача для одного человека может «стоить» существенно больше 1 балла. Для оценки Scrum использует числа Фибоначчи. Это порядок, когда каждое следующее число равно сумме двух предыдущих - 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и так далее. Придумана такая методика для того, чтобы внутри команды не было споров о трудозатратности задач - проще определить стоимость работы, если выбор стоит между 5 и 8 баллами.
Среди прочего баллы помогут оценить адекватный уровень загрузки команды. К примеру, ваша команда способна за недельный спринт выполнить задач на, скажем, 200 баллов. Это значит, что, если вы в начале недели запланировали работ на 300 баллов, то с большой долей вероятности ваша скрам-команда ничего не успеет, сильно устанет и «перегорит».
Для того, чтобы быстрее перевести возможности команды в баллы, нужно вести статистику. Ежедневно запоминайте и записывайте во сколько баллов вам обошлась та или иная задача, затем сформулируйте это в отдельный документ. Анализ проделанной работы - крайне важная штука, если в итоге вы хотите увидеть тот самый рост продуктивности.
Век живи - век учись
Очевидно, что в одном тексте крайне сложно передать все нюансы методологии и не потерять концентрацию читателя. Однако если вы все же ступили на тернистый путь оптимизации работы команды, рекомендуем ознакомиться с профессиональной литературой от разработчиков и экспертов по Scrum и agile-управлению продуктом.
Важно понимать, что материал не претендовал на статус обучающего и не имел цели сделать из вас Scrum Master'а. Мы скорее хотели подтолкнуть вас к изучению этого инструмента. Если удалось - пишите о своих успехах и неудачах, ведь на ошибках учатся, причем как на своих, так и на чужих.
Ну так себе у вас контентный маркетинг. Опоздали со статьей лет на 5 минимум. :)
Вот искренне, очень круто, что вы уже 5 лет scrum-мастер и консультируете Сазерланда с Швабером. Однако вы же не претендуете на голос всех читателей? А вдруг кто-то до сих пор не в курсе? Им и наука!
А теперь про контент-маркетинг... Мы разве что-то продаем или кого-то привлекаем? Исключительно делимся опытом! А это другое)
Если бы статью написал Вася, который работает в Рокетбиз - это еще могло бы сойти за внутреннюю мотивацию. Но разговариваем мы сейчас с аккаунтом "Рокетбиз", обезличенным и скучным.
Scrum очень простой и очевидный на обывательском уровне. Поэтому каждый, кто прочитал три книжки и наклеил два желтых стикера на доску - стремиться поделиться гениальным подходом со всеми, предполагая что это все еще кому-то интересно. И Хабр и VC видели таких сотни - вы просто забейте в поиск Scrum. Ваша статья - просто пересказ прочитанного в этих трех книгах. Как эту статью выпустили на главную - загадка.
Про маркетинг ваше отрицание просто смешно: вы же блин там, судя по сайту, маркетингом занимаетесь. Глупо считать свои потенциальных клиентов дураками ;).
Ваше мнение ценно и довольно неплохо сформулировано. Вы, Юрий, молодец. Однако хочется без обиняков обратить внимание на то, что статья все же собрала определенное количество просмотров, не равное 352 и 149...
Если вычесть всех тех, кто решил сообщить , что уже давно живет по скраму, а следовательно и остальным читателям незачем знать об этой теме - все равно получается довольно неплохо. Это иллюстрирует.
Надеемся, что им наш пример был полезны сейчас и будет полезен в дальнейшем. Тем людям, которые прочли, поняли мысль и сделали выводы. Да и к тому же, повторение - мать учения! ;)
Серьезно? Личный выпад? Как это печально. Меняйте своего PR-щика, это сломан. Личные выпады к комментаторам с корпоративного аккаунта в публичном блоге - это профнепригодность. Тем более для команды маркетологов.
Я объясню, чтобы вы понимали, как это работает: какой-то редактор VC бесплатно или за деньги нажал на кнопочку - и ваша статья вывалилась на главную. Так вы и получили свою тысячу просмотров ;).
Юрий, абсолютно согласен с вами. Все комменты в будущем мы будем делать от реальных людей из нашей команды, а не от корп. аккаунта. Мы, к сожалению, только совсем недавно начали делать публикации и еще не до конца понимаем, как и что правильно делать. Спасибо за совет!
Блин, а реально можно платно публиковаться на главной? Расскажите как)
Легко, от 20к до 200. https://vc.ru/ad
О, спасиб) Но чет 200к за такие посты не очень хочется отваливать. Лучше уж научиться хорошо писать, чтобы полезный контент сам распространялся
Вы же маркетологи, народ! Я бы попробовал так: взять аудитории в соц.сетях с интересами VC, кидаете им рекламу со статьей. Алгоритм вытащит вас на главную, или хотя бы на модерацию редактору ;). Дешевле 200к получится, хоть и в дайджесты наверняка не войдете.
Изначально хотели совсем бесплатно, и задача была такая. А так то механика хорошая, да. Надо будет протестить на следующих статейках