Умная реклама: как алгоритмы научились собирать объявления для каждого пользователя

Онлайн реклама должна быть полезным инструментом, помогающим людям найти релевантные предложения и сделать правильный выбор. Сегодня технологии позволяют подбирать содержание и внешний вид рекламных объявлений индивидуально для каждого пользователя.

Подробнее о том, как технология Smart Design помогает сделать рекламу более релевантной рассказывает Ольга Ерыкалина, руководитель отдела партнерских продуктов Яндекса.

Что такое Smart Design

Smart Design — технология Рекламной сети Яндекса, работающая на основе машинного обучения. Она автоматически собирает объявления с разными дополнениями для каждого показа.

В основе технологии лежат алгоритмы, которые на основе обезличенных данных, накопленных о рекламодателе, площадке и посетителе, выбирают оптимальный дизайн для каждого показа рекламы. В результате реклама с технологий Smart Design лучше воспринимается пользователем, повышает вероятность перехода и покупки товара или услуги, таким образом рекламодатель увеличивает свой доход.

Каждый человек, сталкиваясь с рекламой, использующей технологию Smart Design, видит индивидуальный блок, сконфигурированный с учетом знания о его опыте взаимодействия с рекламой, а также информацией о площадке и рекламодателе. Например, одному больше нравится реклама в формате видео, другой предпочитает картинки, а третий — выбирает исключительно текстовый контент. Для кого-то важнее цена продукта и бренд, а для второго — возможность рассрочки. Мы должны уметь каждому показать именно ту информацию, которая поможет ему принять решение и принесет конверсию рекламодателю и доход площадке.

Владельцу сайта не нужно подбирать различные варианты рекламных блоков — технология самостоятельно будет выбирать из большого множества вариантов отрисовки, добавляя или удаляя элементы объявления, меняя их внешний вид. Многообразие вариантов отрисовки будет увеличиваться — как и доход площадки. Причем самой площадке для этого не нужно менять код или предпринимать другие действия с рекламой.

Как это работает

Первые шаги Яндекса в развитии Smart Design

Первый формат Smart Design был представлен чуть меньше года назад. Мы начали работать с текстовыми данными, которые рекламодатели вводят в интерфейсе Яндекс Директа: первый заголовок, второй заголовок, описание, быстрые ссылки, уточнения. Также увеличили количество символов для заголовка до 65, чтобы помогать создавать более конверсионные тексты.

Особый фокус в Smart Design это работа с изображениями: появилась адаптивная высота изображения, которая используются в рекламе — важно не обрезать ее и не потерять информационную ценность.

Кроме того, Smart Design умеет “выбирать” креатив для показа, а именно - картинку, галерею или видео.

На одном и том же рекламном месте можно показать один из разных вариантов объявления и повысить доход — по результатам тестирования Smart Design приносит владельцам площадок в среднем 2% дополнительного вознаграждения. В будущем этот показатель будет расти за счет расширения вариантов отрисовки блоков.

В рамках SD-направления мы уменьшили количество рекламных форматов, сейчас их три: Адаптивный, Постер и Полноэкранный для мобильных форматов.

Следующий шаг для развития Smart Design Яндекса:

В ближайших планах - увеличение дополнений для использования в Smart Design: например, информации от рекламодателей о ценах, скидках или акциях, тематических данных для категорий рекламодателей, а также пользовательских отзывов и оценок из Яндекс Браузера. Все эти, а также новые параметры, мы будем добавлять в аукцион Smart Design и они будут появляться в объявлениях автоматически — их не нужно будет включать и настраивать вручную.

В будущем планируем использование Smart Design также и в приложениях.

0
47 комментариев
Написать комментарий...
Salvatore

Это творение умной рекламы?)

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Демакова

Ахахах

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Tikhonov

Я иногда ностальгирую, как же хороша была "тупая" реклама в Яндексе. Простой, прозрачный и честный! аукцион на поиске, качественные площадки в РСЯ и бОльший контроль над настройками, а не эти ваши принудительные оптимизации и тысячи говноплощадок.

Сейчас Яндекс это черная дыра, где малейшая неосторожность сольет твой бюджет нафиг, отсутствует нормальная поддержка и с каждым днем все только становится хуже.

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Загребельный

Есть ощущение по рекламным кампаниям что автоматические алгоритмы Яндекса не работают от слова «совсем»

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Загребельный

Это обидная история, что бы там не говорили про фейсб... но запуская рекламу и тестирование на этой площадке он худо бедно начинает подбирать аудиторию. В конечном итоге ты получаешь реальные лиды, у яндекса совсем не так.

Как так получается что фейсбук работает на российскую аудиторию и яндекс тоже, но у одного работают алгоритмы у другого нет. Беда

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav R

С рекламными площадками та же история. Везде пишут что Google Adsense приносит больше денег владельцам контентных проектов, чем РСЯ

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Загребельный

Я руководил нативной рекламной сетью, и мы плотно работали со сми и блогами, и это факт в гугле трафик лучше и более целевой. Яндекс что с вами не так?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Tikhonov

хех, при этом реклама в РСЯ часто дороже, чем в адсенсе)

Ответить
Развернуть ветку
Shoo

Это всё, конечно, здорово.
Но только Яндекс как показывал нерелевантное, бесполезное и мешающее контенту говно, так и показывает.
НотВериСмарт дизайн.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Громов

Здравствуйте. Я из поддержки Яндекс Рекламы. Если объявление, которое увидели неактуально для вас, то можете нажать на троеточие в углу баннера и выбрать соответствующий пункт. Это даст сигнал алгоритмам, чтобы такие предложения больше не показывались вам. Там же можно подробнее узнать о рекламодателе.
Ваши реакции помогают нам становиться лучше 🙂

Ответить
Развернуть ветку
under construction

А может вы придумаете волшебную кнопку, что бы убрать этот баннер нахер?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Николай Замотаев

За кнопки "позже" без кнопки "отключить совсем", надо сажать в чан с вторичным продуктом и махать саблей над головой. А на вопросы когда прекратится - отвечать "позже".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

Если честно, вы говорите странные вещи. Вы уверены, что вы из Яндекса??

Так то, если у вас используется машинное обучение и у вас нормальные датасаентисты, то ваши алгоритмы сами должны настраиваться на клиента. Автоматически, а не как говорите вы, чтобы нужно какую-то кнопку нажимать.

Большей дичи в жизни не слышал. Хотя как то на митапе Яндекса я был один раз. Там ваши коллеги тоже не показали топовый уровень, к сожалению.

Ответить
Развернуть ветку
Shoo

Я не то, что бы не согласен с вашим негодованием, но алгоритмы «сами» не настраиваются.
Машинное обучение так не работает и это не вопрос качества датасаентистов.
Нейросеточка может сама распределить веса рекомендации на основе имеющихся у неё данных, но на вход всё равно должен поступить какой-то ненулевой инпут.
Иначе качество распределения будет близко к math.random()

Вот «дизлайки» рекламы пользователем - такой же инпут, как и, например, конверсия с рекламы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

То, что говорите вы имеет право на существование, НО как вы прокомментируете то, что нужно нажимать кнопку??

Нормальные алгоритмы анализирут поведение.

Да и как объяснить то, что они показывают разовый запрос, который сделан под года назад??

Это тоже эффективные алгоритмы машинного обучения??

Нет, это тупые алгоритмы.

Ответить
Развернуть ветку
Shoo

Ну, давайте на пальцах.
Что есть результат работы машинного обучения?
Результат их работы это модель принятия решений, которая на основе анализа данных говорит:
Пользователи обладающие признаками (а, б, в, …) чаще конвертятся на рекламных объявлениях, обладающих свойствами (1, 2, 3 …).
Ну и соответственно дальше длинная матрица распределения вероятности конверсии для каждой пары (набор характеристик пользователя + набор характеристик рекламного объявления).

Что происходит когда вы открываете страницу с рекламным блоком?
Алгоритмы показа рекламы:
0) Собирают из всех имеющихся о вас данных «профиль» пользователя - кто такой, откуда, что искал в последние Н дней, какие покупки чаще всего совершаешь, етк етк.
1) Идут в модель весов (описана выше) и биржу рекламы.
2) Пытаются найти оптимальный баннер для вас, опираясь на шанс конверсии для вашего профиля пользователя и имеющиеся на бирже рекламные посты.
(Если упрощенно то, идеальное соотношение шанса конверсии и цены рекламного объявления).
3) Отдаёт на фронтенд полученный результат.

Почему эта система может показывать вам рекламу только что купленного товара?
Ну, например потому, что до аналитики, отвечающей за сбор данных о вашем профиле, ещё не пробросился факт конверсии (ака покупки).
Или потому, что с точки зрения модели весов (т.е. имеющихся у Яндекса данных) для среднестатистического пользователя покупка товара такой категории не является существенным блокером для ещё одной конверсии.
Или потому, что Яндексу банально пофигу на CTR, они показы баннеров откручивают.

В общем, вариантов довольно много, на самом деле, и далеко не все из них говорят о том, что система работает неправильно.

Что во всем этом великолепии даёт фича с нажатием кнопочки «мне не интересна такая реклама»?

Она позволяет через фидбэк пользователя перенести его профиль из одной группы профилей в другую (поменять набор характерных признаков).
Условно, если раньше всё, что о вас знала система сводилось к «мужик 30 лет из РФ, а таким чаще всего интересны тачки, телки и камеди клаб», то после «дизлайка» на объявлении с тачками вы попадёте в когорту людей «мужик из РФ, 30 лет, тачки не интересны, таким обычно все ещё интересны телки и камеди, а ещё они чаще пользуются услугами психотерапевта».

И вот, вы получаете другой набор рекомендации из нейросети.
Не факт, что он от этого стал релевантен, потому что это напрямую зависит от полноты имеющихся о вас данных, но он примерно всегда становится более точным.

Является ли нажатие кнопки единственным критерием перехода из одной категории пользователей в другую?
Очевидно нет.
Но это просто ещё один инструмент дополнение рекламного профиля.

Важнее всего из полотна выше то, что этот самый лайк или дизлайк - это вопрос входных данных, передаваемых в нейросетевую модель, а не самой модели.
Т.е. с результатом работы этих самых датасатанистов, на которых вы наехали, это действие взаимодействует исключительно из вне, а не является частью создаваемых ими моделей.
Так что упрёк в их сторону не совсем уместен.

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

Со всем уважением к вам, но:
1. Зачем вы мне это объясняете??
2. Как написанное вами комментирует то, что написал ??
3. То, что говорите вы - каменный век и примитивные вещи.
4. Я привел примеры отсутствия рекомендаций и анализа меня как клиента.
5. Дизлайк не нужен, так как нормальные нейронные сети анализируют поведение пользователя и им не нужен глупый костыль в виде кнопки, которую в 99,9% случаях никто не нажмёт.

Ответить
Развернуть ветку
Shoo

Объясняю я вам это затем, что вы несёте какой-то буллшит.
И тот факт, что вы приводите anecdotical evidence в качестве аргумента в пользу «алгоритмы говно» - только подтверждает тотальное непонимание контекста.

Ну хорошо, давайте поговорим о «нормальных нейронных сетях» (кек).
Расскажите мне, на основе чего нормальная нейронная сеть будет принимать решение о том, какая из условных 100 категорий объявлений мне интересна/не интересна, если модель взаимодействия с рекламными объявлениями для всех из них одинаковая (полное отсутствие конверсии)?

Давайте только без воды для маркетологов в духе «умный анализ поведения», а по конкретным фичам.

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

У меня есть статья на похожую тому что вы говорите тематику.

Если делать классификатор на нейронных сетях (или решающих деревьях), который бы исходя из некого профиля клиента (признаков клиентов) выдавал некий класс для ста категорий (с учётом признаков категорий) то такая сеть будет на уровне мусора.

Единственный нормальный вариант это определение предпочтений клиента как самостоятельные признаки, которые в дальнейшем кладутся в основу решающей системы.

Самый примитивный пример. Цвет. Например, мы знаем товары клиенты, и можем оценить предпочтения в цвете.

Или другой пример. Цена. Также на основании истории клиента можно оценить ценовые предпочтения. И так далее.

И на основании определения множества АКТУАЛЬНЫХ предпочтений клиента уже выстраиваются рекомендации.

Обращаю ваше внимание, не исходя из списка запросов, а исходя из какой-то целесообразности.

Другая сторона, не предпочтения, а потребности. И так далее.

Я вам объясняю верхенуровнево без всяких заумных подробностей.

И да, я прошу вас держать себя в руках, и не пытаться меня оскорблять. В противном случае, я просто прекращу диалог.

Ответить
Развернуть ветку
Shoo

И так. Я ещё раз спрошу.
Вот есть у вас модель.
Допустим, как вы и предлагаете, предиктивная модель построена на потребностях.

На основе каких фичей она будет решать, какой баннер мне показывать, если Яндекс не знает ничего о моих потребностях?

P.S. Скажу по секрету, разница между «набором независимых признаков клиента, передаваемых в решающую систему» и «профилем клиента, представляющим собой набор признаков, передаваемых в решающую систему» - это разница между «передавать массив или объект».

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

То что говорите вы возможно лишь в одном случае. Когда приходит ЧИСТЫЙ клиент с ГОЛОГО компа и НЕ ИМЕЕТ НИКАКОЙ ИСТОРИИ.

Что в современном мире невозможно.

Если вы посмотрите, то Яндекс метрику подключают все российские сайты. Если не все, то большинство.

Яндекс имеет всё для определения всего что только можно по клиенту.

И я задаю совершенно справедливый вопрос, как Яндекс может не знать, когда у него есть вся информация?? То есть, если информация есть, но он не знает, то значит не обрабатывает. А если не обрабатывает, то алгоритмов нет или они на мусорном уровне.

Ответить
Развернуть ветку
Shoo

Так, ну давайте поговорим об этом в таком сильно упрощённости виде.
Вот есть условный я.
Никаких запросов в Яндекс.метрику с клиентсайда от моих девайсов нет (потому что они, как и все остальные трекеры, радостно редиректятся в локалхост).
Никакой истории покупок на яндекс.маркете нет.
Никакой истории поиска в Яндексе нет.
Но, ладно, яндекс знает где я живу, куда езжу на такси и какую жраку заказываю.

Как яндекс будет выделять мои потребности?

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

Ясно вы говорите о каком-то человеке, который впервые увидел интернет.

Если мы говорим о таком человеке, то я думаю, что ему нет смысла предлагать релевантный контент в принципе.

Также я повторно обращаю ваше внимание на то, что вы говорите о вещах, не имеющих отношения к тому, что говорите вы.

Возьмите меня. У меня Интернет 20 лет. И такой же длины у меня соответствующий след в интернете.

То есть, Яндекс имеет всю информацию, чтобы дать мне релевантную рекламу.

Но этого нет. Он мне показывает уголок на основании единичного запроса полугодовой давности.

Ваши слова вообще не имеют отношения к тому, что говорю я.

Ответить
Развернуть ветку
Shoo

Ну да, ведь если человек не покупает ничего не яндекс маркете и не пользуется яндекс поиском - то интернет он увидел впервые. :)

Ваш конкретный пример - это такое же бессмысленное анекдотическое доказательство, как и описанный мной.
Тут есть только две темы, которые имеет смысл обсужать:
1) Метрики.
2) Принципы получения, обработки информации и принятия решений на основе её.

Первого ни у вас, ни у меня, очевидно, нет.
С вопросов про второе вы искуссно сливаетесь, скатываясь в то, что яндекс должен каким-то магическим образом узнать о потребностях и предпочтениях из абстрактного "информационного следа", которого, во первых, может и не быть в распоряжении яндекса, а во вторых он (как и любые исторические данные) слабо говорит о текущих потребностях.

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

Если честно, вы пишите набор букв. У меня нет никакого желания поддерживать этот бессмысленный диалог. Видит бог я пытался вам последовательно и аргументированно объяснить.

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

В смысле, не знает?? У нее алгоритмов анализа клиента нет что-ли или что?? Я понять суть не могу.

Ответить
Развернуть ветку
Shoo

Это хороший план.
Проблема в том, что это работает в перспективе двух-трёх дней, потом буллшит радио с «купите квартиру по льготной цене» и «узнайте как вкатиться в айти и зарабатывать миллионы» возвращается.
Не говоря уж о том, что последнее чем мне хочется заниматься вместо потребления контента - учить ваши алгоритмы. :)

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

А где посмотреть что алгоритмы считают релевантным для меня, а что нет?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Николай Замотаев

Ваша реакция точно поможет ему стать лучше ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Ефимов

Идея умной рекламы классная, но реализация подкачала, умная реклама оказалась не умной, скорее всего надоедливой.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Полянский

У меня что то только не умная реклама всплывает

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

Я не пользуюсь Яндексом, но решил зайти на сайты Яндекса и проверить на сколько умён алгоритм.

Привожу два первых попавшихся на глаза объявления.

1. Несколько месяцев назад искал уголок в поисковике. Разовый поиск, и мне уголок не нужен.

2. Много лет занимаюсь наукой, ДатаСаенс и ИТ. Тупо робот дёрнул запроси и показал мне бесполезную рекламу.

Если честно, я не вижу ничего умного.

Более того, на лицо грубые ошибки, например, даже если делать по поисковым запросам, то какой смысл показывать что-то разовое полугодовой давности??

Вот я недавно искал комплектующие для компьютера, но мне это не показалось. Почему?? Потому что алгоритмы тупые и примитивные. И машинным обучением и искусственным интеллектом здесь и не пахнет.

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

Дальше примеры тупости алгоритма.

Тупо проходит по ссылкам клиента. Например, читаю книги на author.today. И те же книги Виталия Зыкова, которые мне показались я читать не буду, так мне автор не нравится. И объявление по целому ряду причин мне не интересно.

Но смысл не в этом. Смысл в том, что нет каких-то супер умных алгоритмов.

Тупо примитивные вещи. Дёргают то, до чего смогли дотянуться и показывают то, что получится.

Примитив. Ни тебе какой-то там аналитики и подстройки под вкусы и потребности клиента ... В общем, каменный век.

Слабо, очень слабо Яндекс.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Овчинников

Когда умный алгоритм научится спрашивать ,,А что надо-то?".

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

И главное - принимать ответ - "отстань на неделю, ничего сейчас вообще не надо".

Ответить
Развернуть ветку
Ева Р

Это все конечно интересно. Но лучше бы рассказали как в рекламе появляются вещи о которых я просто где-то говорила. Иногда наводит жути от того, насколько большой брат за нами следит)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лепков

Картинки на слайдерах стало классно листать — как в соцсетях. Особенно на авто хорошо удобно

Ответить
Развернуть ветку
General Cacao

Проводил тестинг в Q1 алгоритмы Яндекса+динамическая рк. Получил хороший результат. Потратил за первый квартал 1,2 миллиона на рекламу, заработали 3,9.
Остался доволен как отработали алгоритмы.

Ответить
Развернуть ветку
kоpetаn

Скажите пожалуйста, что продавали, услуги?

Ответить
Развернуть ветку
under construction

у тебя плохо с арифметикой
заработать = получить - потратить
Если выручка 4, а расходы только по рекламе 1,3, как можно заработать 3,9 ?

К стати, хочу поздравить. Офигенный бизнес если позволяет 30% оборота пулить на рекламу.

Ответить
Развернуть ветку
General Cacao

Да, все верно. Не заработал а получил выручку минус расходы(ндс) = 2 692 912. Не суть. На скрине поделился тестированием алгоритмов я.директа

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Илья Адамс

Умная или не очень: главное, чтобы сайты могли зарабатывать, а компании продавать

Ответить
Развернуть ветку
Креатива и поБольШе

Насколько я понимаю дело в cookie. Который сохраняет данные запросов и просмотров страниц. Плюс система анализирует круг общения и предлагает вам чем интересовались друзья. Тотальная прослушка и анализ сказанного на данный момент точно не возможен. В мире просто нет такой технологии и настолько мощных серверов (железа).

Ответить
Развернуть ветку
Katya Vayner

А включённый "AdBlock" разом обнуляет весь достигнутый "уровень технологий")

Ответить
Развернуть ветку
44 комментария
Раскрывать всегда