{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Васильчук и Галустян раздают люлей: как мы разработали бренд федеральной сети фастфуда

В 2021 к нам обратился известный ресторатор Алексей Васильчук — сооснователь таких громких проектов как «Чайхана №1», фудмолл «Депо» и гастрокомплекс 354 EXCLUSIVE HEIGHT — вместе с Михаилом Галустяном. Они собирались запускать совместный проект — федеральную сеть фастфуда — и очень хотели сделать для него классный брендинг. Этот проект реализовывался в коллаборации двумя партнёрскими агентствами — Opencore и N:OW.

Наши клиенты хотели продавать что-то вроде шаурмы, но не в классической форме: вместо мяса, приготовленного на вертеле и нарезанного мелкими кусочками, они планировали заворачивать в лаваш порубленные люля. Под этот концепт они сами придумали название — «Кому люлей?»

У клиентов было некое видение позиционирования: юморист и ресторатор, которые объединили усилия, чтобы побороться с конкурентами и открыть сеть фастфуд-ресторанов по всей стране. При этом они понимали все риски, связанные со стереотипами о «грязной» и «опасной» уличной еде.

Нам предстояло изучить конкурентное окружение, провести интервью с командой проекта — и на базе всего этого разработать бренд и коммуникации, которые будут точно передавать уникальность коллаборации создателей и работать на широкую аудиторию с приоритезацией ключевых групп.

Конкурентное окружение

Работу мы начали со знакомства с крупными игроками рынка, соответствующими определённым критериям. Например, наши клиенты хотели использовать две персоны в качестве «лиц бренда» и планировали со временем открыть точки по всей России. Соответственно, мы в первую очередь искали федеральные сети, а также те бренды, у которых в коммуникациях фигурирует хотя бы один персонаж.

Отобрав подходящие бренды, мы стали смотреть, чем они живут, как коммуницируют и о чём говорят с потребителями. В процессе анализа стало видно, что весь рынок можно условно поделить на три сектора.

Трендовые. Обычно это модные «европейские» места с широким ассортиментом и нестандартной рецептурой, ориентированные в первую очередь на молодую аудиторию. Коммуникация нередко строится на провокациях и заигрывании с гостями.

Технологичные. Супербыстрые, суперудобные, супернадёжные. Причём акцент может быть как на ультрасовременной кухне, где автоматизированы чуть ли не сами повара, так и на прокаченной диджитал-коммуникации с интересным пользовательским опытом.

Традиционные. Это самая распространённая на рынке история: масштабные сети для всей семьи. Такие бренды часто презентуют условные южные мужчины, «знающие толк в мясе», — на этом и держится концепция.

Встречаются и миксы: бренды, которые одновременно пытаются быть модными и технологичными и совмещать провокационные коммуникации с традиционными продуктом — это рисковая и дорогостоящая стратегия. И, конечно, нельзя не сказать про огромную группу небрендированных заведений.

Целевая аудитория

Гипотезы о потребителе мы тоже решили строить «от рынка» — у нас не было возможности провести интервью с целевой аудиторией. Если конкурент давно существует и успешно развивается, значит, спрос проверен и мы можем на него ориентироваться. Плюс мы уже проводили большое федеральное исследование по потреблению продуктов глубокой мясопереработки по методологии Psychea. Поэтому у нас изначально было представление о том, как, в каком виде и по какому поводу россияне едят мясо — и ещё множество деталей, формирующих целую карту разнообразных сценариев.

Глобально фастфуд — тот редкий случай, когда потребителем продукта может стать практически кто угодно: человек любого возраста, пола и уровня дохода. От локации к локации меняется только соотношение аудиторий: у кого-то больше хипстеров, у кого-то офисных менеджеров, у кого-то работяг. Прежде всего это зависит от географии точки, но ещё — от брендинга (особенно если несколько заведений расположены рядом).

Нам нужно было понять, вокруг какого уникального преимущества строить бренд и какую аудиторию это привлечёт. Благодаря предыдущим исследованиям, у нас был сформирован общий портрет человека, живущего в первую очередь в Москве, и типичных сценариев его потребления. Так что с помощью стратегических сессий мы смогли сформулировать для каждой целевой группы:

  • стратегии выбора еды
  • основные запросы
  • барьеры

В итоге мы получили несколько типичных портретов потребителей и понимание мотивов и инсайтов каждого. Естественно, само собой сложилось сопоставление: какое поле позиционирования (трендовое, технологичное, традиционное) какой аудитории больше заходит. В дальнейшем это помогло нам понять, кто выберет наше заведение скорее всего, а для кого мы станем хотя бы вторым-третьим вариантом.

Какие выводы мы сделали

На стратегической сессии совместно с командой клиента мы приняли решение, что, например, с технологическими гигантами смысла бороться нет — это неинтересно нашим клиентам и в то же время неоправданно сложно: у лидеров рынка всё давно обкатано, развиваются они с бешеной скоростью. Роль «пижонов», заигрывающих с молодёжью, мы тоже отмели: у Галустяна более взрослая аудитория.

Формально лучше всего подходил традиционный вектор, но мы не планировали уходить в банальщину и напрочь отпугивать молодёжь. Поэтому решили взять традиционный подход за основу, но осовременить его за счёт дизайна и диджитал-коммуникаций:

  • много юмора, но простого — без лишних тонкостей и провокаций
  • современные технологии, но только для развлечения гостя во время ожидания заказа
  • традиционные проверенные блюда, но с несколько переосмысленной подачей

Из позиционирования логично сформировалось представление о будущих клиентах.

Ядро целевой аудитории. Традиционный сегмент: рабочие, таксисты, обслуживающий персонал — люди, которые хотят поесть вкусно, сытно и недорого.

Целевая аудитория. Точки в офисных кварталах приведут к нам менеджеров среднего звена, которые хотят либо сэкономить, либо побаловать себя.

Потенциальная аудитория. Школьники и студенты — не целевые группы, но обходить нас стороной не должны: мы учли их основные барьеры.

Определившись с потребителями, мы стали искать общие для всех них запросы и боли, на которые мы как бренд будем отвечать. Оказалось, что большая часть занимается монотонной изматывающей работой и использует перерыв на еду как возможность взять паузу. Таким людям нужно, чтобы приём пищи был маленьким праздником, спасающим от бесконечной рутины.

Пазл сложился: у нас ведь тандем мастера гастрономии и мастера веселья. Они легко могут реализовать это уникальное преимущество — зарядить гостя не только физической энергией (как все), но ещё и эмоциональной. Получилось, что бренд «двух персон» совместил в себе две роли: надёжного эксперта и души компании.

Карина Борисёнок, Стратегический директор агентства Opencore, сооснователь профессионального брендингового сообщества We branding и каталога проверенных агентств и специалистов We trust

Каким получился бренд

Позиционирование

Федеральная сеть фастфуда с высокими ресторанными стандартами, которая предлагает вкусный и доступный продукт, приправленный хорошим чувством юмора.

Нам даже не пришлось придумывать, как его обосновать. Понятно, что наш продукт самый вкусный, свежий и безопасный — Васильчук просто не может готовить по-другому. Понятно, что с нами легко и весело — Галустян ведь народный герой, который правда умеет смешить.

Миссия бренда

Заряжать людей физической и эмоциональной энергией среди рутины трудовых будней. То есть не только сытно кормить гостей, но и быть с ними «на одной волне»: открытыми и дружелюбными. Именно эти роли на себя и взяли персоны бренда.

Михаил Галустян — не только весельчак, но и очень эмпатичный, честный и щедрый персонаж, «свой» человек для народа. Он активно общается с аудиторией, много рассказывает о продукте, всегда выполняет данные потребителю обещания — и в целом ломает коммуникационный барьер.

Алексей Васильчук уравновешивает эмоционального партнёра. Он отвечает за системность, регламенты, внимание к деталям и взвешенные решения. Это не просто опытный ресторатор и уважаемый эксперт, но и человек слова и дела: умный, внимательный, гостеприимный.

Вот такая синергия юмориста и ресторатора!

Визуальные коммуникации

Закончив с платформой, мы взялись за бриф на разработку фирменного стиля. В основу вербально-визуальной идентификации легли яркие цвета, динамика, ощущение праздника и веселья.

Шрифт на логотипе максимально простой по формам — прямо-таки мощный рубленый монолит. При этом внутри «кирпича» буквы гуляют во все стороны. Всё это подчёркивает народность и юмор. В логотип буквально зашито ДНК бренда: даже знаки вопроса и восклицания неслучайны.

Лого осознанно сделан таким ярким с точки графики и формы. Это позволяет ему оставаться узнаваемым даже на большом расстоянии в любом цвете.

Мы выбрали сочетание красного и жёлтого, чтобы воплотить атмосферу российского юга: вкусного праздничного шашлыка на пляже в весёлой компании. Несмотря на визуальную простоту народного стиля, оттенки подбирали очень долго и скрупулёзно.

Для текста в меню, на баннерах и упаковках мы остановились на актуальной современной типографике: акцидентный шрифт для заголовков, наборный — для больших объёмов.

Паттерн как бы продолжает логотип: все элементы рубленные, максимально крупные и простые по графике. Не потому, что так нравится нам, а потому что это отвечает особенностям аудитории.

В паттерне отражена идея бренда как шумного праздника: в баблах заложена ассоциация с громкими разговорами, дружескими спорами, оживлением «как на пляже в Сочи». Сюда же и сам вопрос «Кому люлей?!», и множество знаков препинания, и «запикивание» звёздочками.

Нам нужно было добиться равновесия в коммуникациях с точки зрения использования обоих персонажей: Васильчука и Галустяна. Но собирать двух медийных личностей в одном месте для фотосессии каждый раз, когда нам нужен очередной набор материалов, — задача иногда практически невыполнимая.

Мы нашли элегантный выход из положения и решили использовать фото тела и рисованные головы с разными эмоциями. При этом и персонажи остались абсолютно узнаваемы, и появился характерный визуальный язык.

Теперь нет необходимости в постоянных фотосессиях с двумя персонами бренда. Больше того, необязательно использовать настоящих Васильчука и Галустяна: достаточно будет моделей, подходящих по комплекции. Можно даже создать целый банк поз и голов, чтобы потом комбинировать их, как конструктор.

Важно, что персонажи не просто молчаливо находятся на носителях — они коммуницируют: между собой и с аудиторией. Они доносят свои ключевые сообщения опять же через баблы: простые по форме и взрывные по графическому образу. Васильчук говорит про качество и вкус продукта, а Галустян — про праздник и веселье.

Дополнительно мы придумали персонажей для ключевых вкусов продукта: умеренно брутальных, нагловатых ребят с улицы, которые вторят нашей аудитории. Так у бренда помимо главных персон появилась целая «банда».

Разумеется, это тоже не креатив ради креатива: у «банды» практически неисчерпаемый потенциал для коммуникации. Например, мы сразу заложили фундамент для комиксов: куча персонажей и баблы уже есть — остаётся только собрать сюжет. Простые бодрые зарисовки можно потом использовать и в заведениях, и в соцсетях.

Мы проектировали упаковку так, чтобы даже отработав своё, лёжа скомканной в мусорке, она оставалась рекламным носителем. Отсюда суперогромный лого, суперактивная графика и, конечно, персонажи-идентификаторы.

На первый взгляд может показаться, что получилась максимально простая, почти наивная народная история. На самом деле все элементы фирменного стиля подобраны очень скрупулёзно и собраны в нужное сочетание совсем не случайно. Абсолютно всё продумано наперёд с точки зрения потенциала использования.

Михаил Леликов, Управляющий партнер агентства Opencore, сооснователь профессионального брендингового сообщества We branding и каталога проверенных агентств и специалистов We trust

Мы никогда не разрабатываем айдентику на свой вкус (и даже на вкус заказчика!) — только на основе чёткого понимания аудитории, сути продукта и ключевых ценностей бренда.

0
144 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Kostrov

"Попытка разговаривать с потребителем на «их» языке?" - нет, это попытка разговаривать с потребителем на "их" языке. В смысле, не на языке потребителей, а на языке основателей. Самый лучший фильм, хули.

Ответить
Развернуть ветку
Opencore.pro
Автор

Продажи все расставят по своим местам)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Opencore.pro
Автор

Причем здесь 1/9 часть суши? Это российский локальный бренд. А вот обобщать это не очень, маркетологи, как и бренды, бывают разные

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
VISAMARKT

Я так понимаю фастфудница стартует в Москве. Там и палатка с шаурмой приносит не малые деньги. Если же, кафе находится в зоне отдыха, то народу и вовсе наплевать на бренд, только бы поесть. Вот в других городах (не миллиониках), стоит проанализировать продажи.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Есть на Маросейке рядом с Маком и напротив блинной в Тереме

Ответить
Развернуть ветку
Opencore.pro
Автор

Обязательно проанализируем. Уже работают 4-ре ресторана.

Ответить
Развернуть ветку
141 комментарий
Раскрывать всегда