{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Международный PR прямо сейчас: 10 советов предпринимателю

Как подготовить инфополе вокруг стартапа к выходу на международный рынок, поменялось ли отношение топовых СМИ к российским фаундерам и как общаться с зарубежными журналистами сейчас?

Мы — Digital Dolina. Провели уже больше 20 бесплатных эфиров с известными предпринимателями и инвесторами, а ещё создали бизнес-клуб Re:forma, в котором состоит Дина Мостовая — консультант по стратегическим коммуникациям и основательница Mindset Consulting. Дина работала с Microsoft, PayPal, eBay, Biocad, Нетология, BestDoctor и Ecwid. Вместе с ней мы и подготовили этот материал.

Хочешь раскрутиться на международном рынке? Ответь на три вопроса:

1. Как твоя компания представлена в информационном пространстве?

Вряд ли иностранные СМИ будут писать о ноунейм-компании, которая никак и нигде не представлена. В первую очередь журналисты узнают, связан ли твой бизнес с ИХ страной, а уже потом — что он из себя представляет. Упрости всем задачу:

1) заведи англоязычный сайт, распиши там всё, что поможет зарубежным медиа легко узнать о тебе всё и включи на нём SEO

2) создай аккаунты в Twitter и LinkedIn и проследи, чтобы они соответствовали твоему позиционированию

Случай из реальной жизни:

Дина, не могу найти твоего спикера в Twitter

Журналист *топового американского СМИ*

Наверное, потому что его там нет и это наш фейл…

Дина про себя

Хм, а почему у London-based company на страничке «People» все сотрудники из Томска?

Журналистка *крутого английского СМИ*

Потому что они не послушали мой совет попросить сотрудников из других стран, включая зарубежные команды на аутсорсе, указать на LinkedIn свои локации

Дина про себя

2. Как выстроены коммуникации внутри и снаружи компании?

Вопрос для тех, кто понимает важность коммуникационной стратегии. А для тех, кто нет, — грустная правда:

На международном рынке второго шанса нет, а неконтролируемые утечки новостей из команды ― случаются, если их не предотвратить

Дина Мостовая, основательница Mindset Consulting, консультант по стратегическим коммуникациям

Внешняя коммуникация начинается с внутренней, поэтому сперва обговори с командой базовые моменты: чем вы вообще занимаетесь, кто ваша ЦА и какую проблему рынка решаете. Только потом можно выходить с этим во внешнее информационное поле.

3. Какие заявления компания делает во внешнеи среде в текущих обстоятельствах?

Подготовь стратегию оперативного реагирования и, да, снова обсуди с командой, что происходит прямо сейчас: открытие нового бизнес-юнита, запуск новых направлений в других странах, что и когда можно о себе рассказывать, а что — нет.

Только после этого можно выходить к журналистам, партнёрам, инвесторам и… нашим 10 советам.

10 советов стартапу в международном пиаре

1. Глобальное позиционирование

Невероятно, но факт: если добавить к своему бренду надстройку Global или International — получится сохранить бренд и показать своё место на международном рынке, изменив восприятие компании.

Когда Samsung выходит на разные рынки, они всегда добавляют: Samsung Россия, Samsung France, Samsung US, Samsung Deutschland и так далее

Дина Мостовая, основательница Mindset Consulting, консультант по стратегическим коммуникациям

2. Международный бэкграунд

Если бизнес начинался и развивался только внутри России — международный бэкграунд всё равно можно найти. Например, ты можешь упомянуть про себя или сотрудников:

— международные программы и курсы повышения квалификации (онлайн курс Stanford University подойдёт)

— опыт работы эдвайзером/консультантом в стартапе, зарегистрированном за рубежом

— выступления на международных ивентах в качестве спикера

— опыт работы в зарубежных компаниях

3. Чёткая и открытая позиция

Оставаться в тени февральского инфоповода — невозможно. Но можно занять нейтральную позицию, которая поможет защититься от провокаций.

Многие предприниматели выбрали следующую позицию: «Мы выступаем за то, чтобы все чувствовали себя хорошо — бизнес удалось сохранить, и сотрудники получали зарплату»

Дина Мостовая, основательница Mindset Consulting, консультант по стратегическим коммуникациям

4. Оперативное реагирование на запрос журналистов

Сейчас зарубежные журналисты активно интересуются бизнесом и ищут спикеров. Самое время завести аккаунт на Crunchbase, оставить контакты и предоставить себе возможность поотвечать на вопросы. И если кто-то тебе написал, отвечай СРАЗУ ЖЕ.

Если же медиа, в которые ты очень хочешь попасть, не проявляет интерес — не стесняйся, ищи контакты и пиши сам. Только не забудь золотое правило: за рубежом общение с журналистом всегда начинается с почты, а потом уже Twitter, LinkedIn, звонки, приглашение на День Благодарения и вот это вот всё.

А как иностранные журналисты и инвесторы сейчас относятся к российским фаундерам? Они вообще отвечают?

Digital Dolina

По моему опыту, отношение журналистов осталось неизменным, мне все с радостью отвечают. Да, у некоторых есть негатив к ситуации в целом. Майк Бутчер опубликовал список компаний, которые остались в России, с припиской «shame on you». Инвесторы, конечно, не хотят иметь такие риски. Но если у вас есть юрлицо не в РФ, какой-то зарубежный трекшн и команда — даже с инвестициями шансы сейчас есть

Дина Мостовая, основательница Mindset Consulting, консультант по стратегическим коммуникациям

5. Экспертный контент

Инфоповодов много, а тема, в которой ты эксперт — одна или несколько. Продолжай быть им и дальше, не распыляйся.

Экспертный контент — это то, что помогает компании оставаться на плаву. Старайтесь не уходить в информационную тень: продолжайте вести блог, давать комментарии на свои темы, создавайте публикации, участвуйте в подкастах, рассказывайте о новостях и продуктах компании

Дина Мостовая, основательница Mindset Consulting, консультант по стратегическим коммуникациям

6. Минимум комментариев на политическую тему

Всё, что есть в интернете, может работать против тебя. Интерпретировать тебя могут как угодно.

Грустный кейс №1:

Предприниматель со слабым английским выразил свою позицию по поводу происходящего в мире в соцсетях. Переводчик подвёл — потом пришлось извиняться за неправильную формулировку мыслей

Дина Мостовая, основательница Mindset Consulting, консультант по стратегическим коммуникациям

И грустный кейс №2:

Предприниматель радикально высказался в посте на Facebook на русском языке. Позже к нему пришли инвесторы и предупредили, что он перегибает палку. Снова пришлось извиняться

Дина Мостовая, основательница Mindset Consulting, консультант по стратегическим коммуникациям

7. Развитие собственных медиа

Снова не стесняйся, а заявляй о себе. Например, можно всего одним кликом записать подкаст через интересное приложение, завести блог на Medium (на английском) , создать рассылку новостей компании и newsroom-отдел на сайте.

Когда я прихожу в некоторые технологические американские медиа c проблемой рынка, меня просят показать, где и когда мы поднимали эту тему в собственных медиа. Если вы хотите о чём-то рассказать — начинайте первыми. Не используйте журналиста как рупор — вносите вклад самостоятельно

Дина Мостовая, основательница Mindset Consulting, консультант по стратегическим коммуникациям

8. Оффлайн нетворкинг

Это проще и быстрее, чем онлайн-формат ― и с журналистами, и с инвесторами, и с партнёрами. Если у тебя есть возможность выехать или ты уже, дерзай.

В Лондоне я 3 недели питчила одну журналистку, но коммуникация была крайне долгой. Потом мы встретились вживую, поговорили 20 минут, и ― чудо ― вечером того же дня она ответила на все мои мейлы, дала контакты коллеги из BBC и до сих пор помогает советами

Дина Мостовая, основательница Mindset Consulting, консультант по стратегическим коммуникациям

Мы всеми руками за живое общение, но… нельзя же подходить ко всем подряд на улице. С чего начать?

Digital Dolina

Сперва зайдите на Eventbrite и Meetup, и найдите там мероприятия, где выступают интересные вам спикеры и журналисты, подходите к ним во время перерыва, знакомьтесь и обменивайтесь контактами. Не забывайте про фоллоу-апы на следующий день. Пример: «Привет! Очень рада была познакомиться вчера» + *тут ненавязчивый рассказ о том, что ты можешь предложить* + «… может, выпьем кофе? Мне есть, что рассказать»

Дина Мостовая, основательница Mindset Consulting, консультант по стратегическим коммуникациям

9. Найм локальной команды

Менять всю команду на зарубежных специалистов мы, разумеется, не предлагаем. А вот выдвинуть в качестве спикера иностранного сотрудника и создать ему личный бред — рабочая схема как раньше, так и сейчас.

10. Продвинутый английский язык

«Спасибо, кэп», подумал ты. Да, ничего нового тут не скажем, но мотивирующими кейсами поделимся.

Кейс № 1:

Недавно мы помогали стартапам привлечь инвестиции от иностранных бизнес-ангелов. Инвесторы были готовы созвониться с предпринимателями и обсудить детали, но фаундеры в последний момент отказались, сославшись на слабый уровень английского. Деньги привлечь не удалось

Дина Мостовая, основательница Mindset Consulting, консультант по стратегическим коммуникациям

Кейс № 2:

На одном интервью журналист TechCrunch задал вопрос о данных предпринимателю, но тот неправильно его перевёл и ответил что-то совершенно другое. Мне как пиарщику пришлось полтора месяца бегать за Джоном, объяснять такое интервью стрессом фаундера и давать корректную информацию

Дина Мостовая, основательница Mindset Consulting, консультант по стратегическим коммуникациям

Всё это (и даже больше) мы узнали из прямого эфира Digital Dolina и Дины Мостовой. Чтобы не пропустить анонсы следующих эфиров, подпишись на наш Telegram-канал.

0
3 комментария
Даниил Пленин

Какой же Бутчер красавец в своем белом пальто

Ответить
Развернуть ветку
Basil Boluk

"золотое правило: за рубежом общение с журналистом всегда начинается с почты, а потом уже Twitter, LinkedIn..."
Вы слышали или пользуетесь Muck Rack? Для поиска авторов и коммуникаций с ними. Более 3/4 журналистов в США недоступны через почту, только Twitter. Когда находишь их eMail, даже не открывают письмо, хотя в теме их имя, Тайтл "Press Release" и релевантная их компетенции тематика в заголовке. Малая часть авторов, наоборот, закрывают ЛС в Twitter и указывают там свой eMail.
Мне интересно, какая нормальная конверсия по отправленным авторам пресс-релиза, 5%, 2%, 0,1% ?
Наша ЦА: журналисты в США, которые пишут про оборонные технологии и AR/VR.

Ответить
Развернуть ветку
Basil Boluk

Компания в США, сайт англоязычный, команда в Германии, большое количество контента и разрешение на перепечатку.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда