Серёжа, придумай заголовок к этой статье. Что-то про стратегию и брендинг должно быть, ну и про наше агентство

Зачем бизнесу нужно позиционирование и брендинг знают почти все. Расскажем, зачем бизнесу позиционирование и брендинг, если вы — брендинговое агентство.

Привет, мы Human Code

Мы — Артём и Роман. Два с половиной года назад мы решили начать работать как брендинговое агентство с основным фокусом на стратегиях: маркетинговых, брендовых, коммуникационных, креативных, да каких угодно, кроме медийных. Это пока мало занятая ниша в русском маркетинге, а у нас есть в ней серьезные компетенции и бэкграунд: академический подход и другой взгляд на стратегию в лице Романа, бизнес-подход в лице Артёма. Что всё это значит? Сейчас расскажем.

Чтобы придать бизнесу человеческое лицо
Чтобы придать бизнесу человеческое лицо

Стратегия в маркетинге — это определение цели, а также целесообразности и способов её достижения.

Стратегия — это наличие и понимание плана как ваш бренд и ваша компания будут работать в ближайшие несколько лет. Куда ваш бренд будет двигаться, что делать и что говорить.

В чем наша стратегия?

Разрабатывая концепцию нашего агентства мы решили подойти к себе так, как мы обычно подходим к клиенту, и понять, в чём суть нашего позиционирования. Провести самих себя через все этапы формирования бренда.

Позиционирование есть в принципе у любого проекта или компании. Оно — либо рукотворный итог сознательного подхода и разработки, либо появляется само по себе и может привести к непредсказуемым результатам. Причём, вовлечённость в индустрию брендинга никак не спасает от второго варианта. Есть множество примеров брендинговых агентств без внятного собственного позиционирования, но несмотря на это, создающих успешные проекты своим клиентам и партнёрам. Фраза про сапожника без сапог уже стала избитой, однако в креативной индустрии именно такая ситуация. Но нам не хотелось стать «ещё одним брендинговым агентством», поэтому мы искали что-то своё.

Обычно, когда мы создаем позиционирование, мы смотрим на 4 поля: конкурентов, компанию, аудиторию и индустрию с трендами.

Анализ конкурентов и индустрии показал, что есть незанятая ниша между дизайном и консалтингом. Консалтинг заумен и чопорен, дизайн красив и интересен, но за ним не всегда стоит осмысленность, обоснованность. Так у нас родилась концепция «Чуть глубже дизайн агентств, чуть красивее исследовательских». В пиджаках, но в то же время в джинсах. И дизайн, и консалтинг нечасто рискуют выступать на «терра инкогнито» для себя. Мы решили рискнуть.Тем более, что запрос на стратегию и консалтинг растет. По-крайней мере, по словам целевой аудитории.

Проведя рефлексию своей работы, мы поняли, что наша основная задача — находить и расшифровывать человеческий код клиентов наших заказчиков. Конструировать смыслы и внедрять их. Делать скучную работу за бренды (особенно, за те бренды, у которых нет ресурсов на огромный исследовательский и брендинговый отдел), а также делать бренды нескучными.

В то же время, бренд — это не просто статичная наклейка со скриптом на языке человеческого ассемблера, а ценностный ориентир для развития бизнеса. И именно поэтому бизнесу нужна стратегия, чтобы понимать, как и куда развиваться. И мы, как специалисты, можем помочь в этом, понимая инструменты для развития бизнеса.

Таким образом мы сформулировали концепцию позиционирования, как «Стратегическое развитие брендов».

Раз-раз и в продакшн

Поняв позиционирование, мы решили выйти в рынок по принципу MVP. То есть, создавать свою айдентику и обновлять внешний вид уже в процессе реальной работы. Поскольку первым делом — клиенты.

Первоначальный дизайн — штрихкод, был выбран довольно легко, и он был просто чтобы быть.

Human Code — человеческий код — штрихкод. Не хороший, не плохой. Обычный, с понятной ассоциацией, даже запоминаемый (привет Артемию Лебедеву). Многие оставляют подобную первую айдентику на долгие годы. Мы же решили, что это временно, и нам нужно будет обновить её в скором будущем.

Черный — это новый черный
Черный — это новый черный

Проработав какое-то время, мы увидели результат. Нас хвалили за глубокий и фундаментальный подход, мы получали интересные заказы.

Но иногда, от клиентов, между строк, мы замечали некоторую настороженность. Один раз напрямую сказали: «Мы знаем, что вы сделаете всё по-умному, но не уверены, что красиво». В другой раз: «Вы, конечно умные ребята, но вам недостает стиля [визуального]».

Коммуникации по этим запросам закончились отказами, а, значит, упущенной прибылью.

Это была проблема. Ожидаемая, ведь мы сами прекрасно знали, что она всплывёт, когда не уделили должного внимания айдентике. И её нужно было решать. Ведь встречают до сих пор «по одёжке».

Возвращаясь к истокам

Раз клиентам не нравится, как мы выглядим, значит, надо выглядеть по-другому. А значит, нам необходим ребрендинг.

Мы начали его, как полагается, с брифинга дизайнера. Нам показалось, что наше «стратегическое развитие брендов» — уже хорошее основание для того, чтобы разработать визуальные язык, и осталось только его воплотить. Такую задачу мы и выдали дизайнеру. Но, как оказалось, решение было не совсем на поверхности.

Когда мы получили первые варианты, мы поняли, что дизайнер сталкивается с проблемой, когда видит такую абстракцию, как стратегическое развитие брендов. Поэтому все равно цепляется за код. Семантическая близость Human Code и разных кодов очевидна, и считывается проще всего. Логотипы с использованием узнаваемых элементов HTML или генетического кода (ДНК). Но всё это не несло нужных смыслов, и работало лишь на уровне созвучия.

Варианты лого. Выглядит так, что мы хотим ворваться в IT (но нет) 
Варианты лого. Выглядит так, что мы хотим ворваться в IT (но нет) 

Потом попробовали пиксель, как основу любого изображения, его графический код. Пробовали изобразить переход от пикселя к готовому продукту. Набросали несколько пиксельных логотипов. Получалось довольно плоско, идея либо слишком на поверхности, либо совсем не видна.

Вроде как и пиксели, и человечек лежит
Вроде как и пиксели, и человечек лежит

Обсудив, мы поняли, что главное не то, что мы Code, а то, что мы Human.

В новом заходе мы начали разрабатывать идею связей.

Связей между стратегией и визуальным воплощением бренда, между заказчиком и исполнителем.

Новый вариант логотипа. Уже почти круто
Новый вариант логотипа. Уже почти круто
И в соцсетях выглядело бы прилично
И в соцсетях выглядело бы прилично

Построение новых связей — это поиски неочевидных решений. Когда мы соединяем «красной линией» профиль клиента, его продукт, инсайт аудитории, решение для этого инсайта, позиционирование, фирменный стиль и рекламные коммуникации. Когда мы находим в кипе исследований какие-то важные вещи, которые потом соединяем с другими факторами и получаем цельный закономерный продукт, а клиент, как результат — консистентный бренд.

Это означает, что в идею связей необходимо добавить что-то еще. Выделение важного, неочевидного.

Вот теперь мы видим то, чего не видят остальные. Буквы! 
Вот теперь мы видим то, чего не видят остальные. Буквы! 

Мы стараемся сделать не типичный продукт, который аудитория ожидает увидеть по привычке, а найти решение вне правил рынка. Как бы немного сломав предсказуемые ожидания, как и в случае с собственным лого. И мы показываем умение играть не по правилам. Квадратная по графеме буква «Н» у нас заключена в круг, а круглая «С» — в квадрат.

Anarchy in business brand identity
Anarchy in business brand identity

Принято. Фирменный стиль прост, построен на геометрии в лаконичном чёрно-белом оформлении. Стиль символизирует, что мы разрабатываем некий каркас бренда для наших клиентов. Мы опорная конструкция бренда, которую не видно невооружённым глазом. Поэтому мы максимально нейтральные в визуальном воплощении.

А вот наши решения — это лицо бизнеса, оболочка. Его обложка.

Выводы

Что в итоге? Конечно если бы результат не оправдал ожиданий или привёл к каким-то негативным последствиям, мы бы не стали писать эту статью. Так что итоги будут сухими и не захватывающими.

Нас перестали считать недостаточно модными. И речь не о скрытых/прямых намёках. Мы получили больше заказов как на дизайн отдельно, так и на дизайн со стратегией. Доверие к нашей дизайн-экспертизе повысилось.

Нас заметили и в профессиональной среде. У нас увеличилось количество партнёров и совместных проектов с дизайн-агентствами. Мы выиграли тендер в коллаборации с другим брендинговым агентством, что нетипично для нашей индустрии. Рекламные и брендинговые агентства с сильными дизайном или креативом продолжают обращаться к нам за обоснованной стратегией.

Наше позиционирование прошло первую серьёзную проверку на прочность — через ребрендинг. Когда вы придумали стратегию — это хорошо. Но когда вы с этой стратегией начинаете работать — реальность начинает создавать трудности. Самое простое — прогнуться под эту реальность, забыть лицо своего позиционирования фокусируясь на тактическом продвижении.

Но следование своей стратегии — это ориентир, который сделает вас лучше. Пусть это может быть и труднее, чем реактивно работать на вызовы реальности, но только следование стратегии будет методично укреплять ваш бренд в глазах не только конечных покупателей, но и сотрудников, партнёров, других игроков вашего рынка. Ребрендинг позволил нам не только решить операционные задачи, он также помог найти новые возможности. В том числе — пути развития нашего агентства.

Ну а теперь попробуем в это непростое время рассказать, как живется агентству по стратегии, подписывайтесь, ставьте лайк, оставайтесь на связи.

13
Начать дискуссию