{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Бренд как часть идентичности: какие образы используют компании, чтобы стать ближе к потребителю

Семиотика в маркетинге: кейсы DKNY, Dior и Harley-Davidson.

Материал подготовили сооснователь экспертной лаборатории Signal Андрей Потапов и исследователь-семиотик, эксперт Signal Мария Папантиму.

Мир как знаковая система

Давайте начнём с небольшого эксперимента: попробуйте посмотреть на это фото.

Скорее всего, вы почувствовали страх и вам стало некомфортно в первые секунды. Ваш мозг уже принял решение: «Уходи».

Теперь давайте посмотрим на фото внимательнее. Почему так произошло? Вы начинаете замечать детали и видеть знаки: взгляды, позы, татуировки, шрамы, грубая кожа, освещение, одежда. Ваш мозг считал это и моментально подсказал алгоритм действия.

Наш разум принимает множество решений подсознательно на уровне «Системы 1». После этого подключается «Система 2». Она позволяет отрефлексировать и осознать ситуацию.

Думая о себе, мы подразумеваем «Систему 2» — сознательное, разумное «я», у которого есть убеждения, которое совершает выбор и принимает решения: о чём думать и что делать. «Система 2» считает себя главным действующим лицом.

Но чаще главный герой — автоматически реагирующая «Система 1». Она без усилий порождает впечатления и чувства, которые являются главным источником для убеждений и сознательных выборов «Системы 2».

Даниэль Канеман, из книги «Думай медленно, решай быстро»

Не стоит думать, что человек понимает о себе всё. Множество убеждений, паттернов, мотивов, смыслов находятся в области бессознательного.

Если мы спросим человека: «Почему ты делаешь так?», «Почему ты принял это решение?», он расскажет, но у его ответа не будет ничего общего с реальностью. Увы, именно так работает большинство маркетинговых исследований — мы ожидаем от человека, что он всё о себе знает, обо всём нам расскажет.

Семиотика выходит за рамки традиционных исследований. Исследователь-семиотик не задаёт вопросы. Вместо этого он идёт прямо к источнику: кодам, знакам, мифам и архетипам. Он изучает культуру и из кодов экстраполирует смыслы, которые люди, скорее всего, не могли бы артикулировать. Они просто не осознают, какое влияние оказывает культура на их убеждения, ценности, мышление и поведение.

Почему семиотика важна

Мир вокруг нас состоит из знаков. Это система, которая нас формирует, задаёт наши убеждения и установки. Ежедневно мы видим тысячи сообщений, которые воюют за наше внимание. В этом шуме брендам очень легко потеряться и уйти в небытие. Мы видим, как падает лояльность к брендам и доверие к рекламе.

Продукты выравниваются по качеству, и конкуренция идёт скорее на уровне эмоций. Само потребление давно обрело символический смысл: «Я выбираю бренд X, поскольку он — часть моей идентичности или апеллирует к ней».

Бренд — семиотическая система, набор значений, который укоренён в культуре. Эти значения должны резонировать с культурой, чтобы иметь смысл и создавать ценность.

Чтобы стать частью идентичности людей, бренду нужно пройти множество фильтров. Фильтры архетипов, мифов, убеждений. Для этого важно встроиться в культурный контекст и попасть в культурный код человека. Как же это сделать? Именно на этот вопрос мы попробуем ответить в статье. И начнем с того, как работает семиотический анализ.

Как работает семиотика

Знаки

Мы думаем знаками.

Чарльз Сандерс Пирс, один из основоположников семиотики

Case study: DKNY. Be delicious

Давайте попробуем декодировать этот простой ролик.

Очевидно, ключевой знак здесь — яблоко. Как же работает знак в ролике?Яблоко запускает весь нарратив. Яблоко связывает историю воедино. Это происходит на уровне метонимии. Давайте попробуем копнуть глубже.

Метафора. Яблоко отсылает нас к юности, жизненной энергии, здоровью. «Одно яблоко в день…», — помните? Так отыгрывается сам аромат. Теперь идём дальше в культуру. Мы понимаем яблоко как символ искушения, соблазнения, грехопадения. И именно здесь мы получаем культурный референс архетипичной истории Адама и Евы.

Создатели этого ролика знали, как важно апеллировать с самыми базовыми и первородными архетипами. Это даёт ролику очень мощный импульс влияния. Именно через архетип доносится эмоциональное преимущество продукта: он даёт тебе силу соблазна.

В самых первых кадрах ролика мы видим Нью-Йорк. Больше яблоко. Самый желанный город планеты. Он отражается в упаковке, он позволяет вам идентифицировать себя с городом. Даёт вашему образу новый уровень искушённости.

Так мы видим, как обычное яблоко может выстроить мощный нарратив, нагружённый важными и сложными смыслами. Именно такой глубокий нарратив способен «зацепить» и сделать продукт желанным, обращаясь к важным для человека смыслам и самым древним архетипам. Очевидно, что большинство увидевших этот ролик не смогут так ясно объяснить, почему захотелось купить этот аромат. Но это сможет сделать семиотик.

Коды

Культурный код определяет набор образов, которые связаны с каким-либо комплексом стереотипов в сознании. Коды — это «культурный софт».

Вот ролик, наглядно демонстрирующий нашу феноменальную способность работы с кодами. Он показывает, как мозг подсознательно, на уровне «Системы 1», считывает знаки и даёт нам контекст.

Антропологу с другой планеты понадобилось бы загрузить в свою голову весь наш «культурный софт», чтобы декодировать простую рекламу пива.

Малкольм Эванс, один из создателей маркетинговой семиотики

Базовая задача семиотического анализа — декодировать ту или иную культурную категорию, например, «феминность», «маскулинность», «успех», «развлечение», «роскошь». А уже следующий этап — это понимание того, как найденные коды бренд сможет использовать в коммуникации, активациях, айдентике.

Ролик Dior J’adore 2011 года

Но обо всём по порядку. Возьмем, например, «роскошь».

Как понимали роскошь создатели этой рекламы?

Мы видим очень тяжелую барочную архитектуру, много золота, массивные люстры, закрытое, ограниченное пространство.

Коды: тяжесть, барочность, пафос, закрытость.

Героиня Шарлиз Терон практически не смотрит в кадр (на нас). Глаза скрыты под очками, но даже в них она отводит взгляд. Похожее поведение мы видим у второстепенных героев ролика. Между нами и героиней — пропасть. Приветственный поцелуй с Грейс Келли холодный и пластиковый. Только в конце мы получаем мощный и властный взгляд.

Коды: отстранённость, дистанцированность.

Мы видим культовые образы женщин 20 века: Мерлин Монро, Марлен Дитрих, Грейс Келли. Они появляются в ролике, как музы, ведущие героиню к катарсису: её появлению на подиуме. Одновременно формируется принадлежность героини к этой иконической группе.

Коды: культовость, родословная.

Мы слышим стук каблуков, видим и слышим вспышки камер, видим множество людей, которые готовятся к показу. Светская публика собирается в креслах вдоль подиума. Они обмахивают себя веерами и ждут шоу.

Коды: светскость, событийность.

Именно так Dior кодировала роскошь в 2011 году.

Ролик Dior J’adore 2017 года

Абсолютно открытое пространство, нет барьеров, границ.

Код: свобода.

Платье героини отсылает к одежде дикарей, тех кто был в глубоком контакте с природой. Шарлиз Терон больше не холодная отстранённая дива. Она хочет чувствовать, она хочет бежать, хочет быть. Между зрителем и героиней уже нет такой дистанции. Она скорее приглашает нас в свой мир.

Коды: слияние с природой, теплота, чувственность.

Даже золото, важный атрибут продукта, по большей части появляется здесь через образы — солнце, воду, пустыню. На фоне природы и сама героиня за счёт света становится золотой. Это метафора ценности самого человека, почти нагого, не перегруженного дорогими платьями и украшениями.

На примере этих двух роликов видна эволюция кодов роскоши. Для отражения такой эволюции используется фреймфорк RDE: Residual, Dominant, Emergent. Он показывает изменение кодов во времени.

Мифы и архетипы

Мифы всегда были частью человеческой культуры и определяли нас. Раньше было так: если ты разделяешь мою мифологию — ты свой, если нет — чужой. Сегодня почти ничего не поменялось.

Harley-Davidson

Америка, 1950-е годы. В культуре формируется образ одинокого героя, бунтаря, бандита. Он не следует законам, он свободен. Ему никто не указ.

Бренд Harley-Davidson в то время обращается к американскому среднему классу. Он говорит об американском духе, трудолюбии, технологиях. Среди их продуктов были тележки для гольфа и трёхколёсные мотороллеры.

Спустя десятилетия Harley-Davidson обращается к мифу о герое-мотоциклисте. Это накладывается на экономическую реструктуризацию США: тревогу, размытие гендерных ролей и начинающийся кризис маскулиности.

Harley-Davidson становится столпом американской мужественности, которая теперь начинает строиться на том самом образе героя-мотоциклиста.

Marlboro

Это ещё один бренд, которому удалось создать свою мифологему, найти своё видение маскулиности и отлично капитализировать его.

Великие бренды разрешают противоречия людей через создание культурного феномена. Наши архетипы определяют нас: с чем мы себя идентифицируем, к чему мы будем стремиться, чего мы хотим. Раньше мужчины листали глянцевые журналы и находили там свою мужественность. Помните троицу: часы, духи, одежда? Изменился медиум, но не принцип.

Итоги: практическое использование семиотики

Семиотики могут осознанно смотреть на бренд и считывать культурные коды, тогда как покупатели делают это бессознательно. Именно у семиотиков есть ответы в тех случаях, когда люди просто не могут артикулировать своё поведение и решения.

Семиотика может быть полезна практически на всех этапах построения бренда и разработки маркетинговых коммуникаций.

Этап аналитики конкурентов, категории

Семиотика помогает:

  • декодировать стратегии конкурентов;
  • понять изменения культурного ландшафта и конкурентного окружения;
  • найти незанятые ниши и перспективные смыслы.

Этап изучения аудитории и разработки сегментации

Семиотика помогает:

  • увидеть вещи, которые формируют восприятие и поведение потребителей;
  • находить актуальные в культуре концепции и идеи, которые будут хорошо приняты аудиторией.

Этап разработки стратегии бренда

Семиотика помогает:

  • бренду артикулировать собственную уникальность;
  • детализировать позиционирование через визуальные коды и уникальный дискурс.

Этап создания айдентики бренда и креативных концепций

Семиотика помогает осознанно выбрать «работающие» символы и знаки для кодирования смыслов в коммуникации, айдентике.

Семиотика — ключевой инструмент маркетолога в мире информационного перегруза и мультиэкранности. Помните, ваша аудитория расскажет вам о настоящем, но не будущем. Если ваш бренд сможет дать им будущее — за ним последуют.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Potapov
Автор

По поводу "разложить по смыслам настолько глубоким, что их там просто не существовало" - это в точку! Я тоже видел несколько семиотических разборов, которые отсылали к вещам, которые будут считываться буквально единицами. То есть наверно только какой-то очень сведующий в истории искусства человек мог бы их там найти, но не более. Мы всегда стараемся себя модерировать, сверять находки нескольких исследователей, чтобы уменьшать влияние субъективности и соблазна надуманных интерпретаций.

По сути мы реально занимаемся примерно тем же, что делал Барт полвека назад. Но! Сейчас у нас есть инструменты сбора стимулов, технологии NLU и Computer Vision. Мы смотрим в сторону количественной семиотики (типа того, что делает Signoi). Так что развитие все-таки есть, и мы о нем расскажем в следующих статьях.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Аюпов

Отличная статья, очень важная тема для рынка российского

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Potapov
Автор

спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Александра Ерохина

ура, люди анализируют рекламу с точки зрения семиотики! плюс любимый канеман. однозначно лайк!

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Potapov
Автор

🖤

Ответить
Развернуть ветку
Иван Короленко

Большое спасибо. Отличная статья. Расширяет понимание современного маркетинга.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Савин

«Одно яблоко в день…», — помните?

Конечно помню, я вырос в спальном районе Казани, тут многие говорили американскими поговорками из 80-ых.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Potapov
Автор

Это как раз в тему разного культурного контекста😉 Возможно эти самые поговорки вы услышали в кино. И они тоже вас в какой-то степени сформировали. Получается, что референс работает)

Ответить
Развернуть ветку
Ernest Hit

Согласен, но справедливости ради: это было в рекламе какой-то зубной пасты в начале 2000-х, которую плотно крутили на российском ТВ.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ivan Klykov

ссылка на сайте лаборатории не работает(

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Potapov
Автор

оу( поправили. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кучер

Чувствую себя невеждой, читая и не понимая такого количества слов (

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ефимов

"Метафора. Яблоко отсылает нас к юности, жизненной энергии, здоровью. «Одно яблоко в день…», — помните? Так отыгрывается сам аромат." - ну то что свежее зеленое яблоко воспринимается свежо, скажет и школьник без семиотики, причем здесь одно яблоко в день?

"Мы понимаем яблоко как символ искушения, соблазнения, грехопадения. И именно здесь мы получаем культурный референс архетипичной истории Адама и Евы." - а вот здесь все точно, идея ролика о соблазнении Адама Евой - вот что проходит красной нитью + свежесть.

Сдается мне, анализ слегка перегибает палку и выдумывает то, чего создатели рекламы даже не подозревали. С этой точки зрения проведенный семиотический анализ можно принять полностью истинным, если он хотя бы(!) подтвержден теми, чей продукт анализируют, поскольку в отличие от историков, у семиотиков, анализирующих рекламу, есть такая возможность. Вы изучали первоисточник - чем вдохновлялись создатели анализируемой рекоамы и какой смысл вкладывали в нее?

Про Тайд не понял рекламу, то ли там игра слов какая-то, сходу похоже на бред какой-то, которого хватает и в русскоязычной рекламе. Поясните, пожалуйста, ее содержание, можно и с семиотикой, если немного)

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Potapov
Автор
Вы изучали первоисточник - чем вдохновлялись создатели анализируемой рекоамы и какой смысл вкладывали в нее?

Знали бы вы как часто задают этот вопрос)

Конкретно в этом случае - создатели знали.
Но бывают конечно случаи, когда семиотик находит смыслы, которые создатели не закладывали. Это укладывается в парадигму code / decode.

Вы как создатель пытаетесь закодировать некий смысл в свое произведение. Но вообще не факт, что зритель считает именно его. Ведь зритель будет декодировать ваше произведение исходя из собственного опыта, собственных убеждений, взглядов и т.д.

Поэтому бывает так семиотик находит смыслы, которые считывают зрители, но не закладывают создатели. Это очень полезно, например, при disaster check’е креативов) Вспомните хотябы кейс "coolest monkey in the jungle"

Про Тайд не понял рекламу, то ли там игра слов какая-то, сходу похоже на бред какой-то, которого хватает и в русскоязычной рекламе.

Обратите внимание как быстро ваш мозг считывает контекст: рекламу автомобиля, украшений, гаджетов и т.д. Речь именно об этом.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ефимов

"Конкретно в этом случае - создатели знали." - что знали-то? Вопрос же был - про одно яблоко в день гипотеза подтвердилась или нет?

"Вспомните хотябы кейс "coolest monkey in the jungle" - с удовольствием не только вспомню, но и ознакомлюсь для начала, простите, в этой области у меня практически нет опыта, сужу исходя из субъективных впечатлений и какой-то логики. Что за самая крутая обезъяна в джунглях?

"Обратите внимание как быстро ваш мозг считывает контекст: рекламу автомобиля, украшений, гаджетов и т.д." - это в рекламе тайда-то? Меня гипнотизировали, подсовывая что-то 25-м кадром (образно), вы хотите сказать? Не заметил того, что должен был заметить, если честно, или не осознал.

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Евменова

Здравствуйте! А что можно почитать про семиотику в маркетинге? Не могу найти на русском и на английском тоже((

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда