Коммуникационная гигиена: правила выживания в информационном пространстве
Аналитическая компания PR News рассказывает, как сегодня потреблять информацию и почему цифровой детокс — не лучшая идея.
С 18 по 20 мая в Подмосковье проходил Российский интернет форум — событие, где каждый год обсуждают самые актуальные интернет-тренды. На этот раз он был посвящен теме work-life balance — то есть тому как сохранять свои ресурсы, справляться с тревожностью и использовать технологии для сохранения баланса. Генеральный директор PR News Лилия Глазова на секции Digital update рассказала о коммуникационной гигиене, эта тема в перенасыщенном информацией мире с каждым днём становится только актуальнее. Делимся с вами тезисами лекции.
Коммуникационная гигиена становится не просто актуальной, а жизненно важной
Оглянитесь всего лишь лет на 20-25 назад и вспомните, каким было информационное пространство. А теперь сравните его с тем, как мы живем сегодня. От новостей, бесконечно обновляющихся соцсетей и пестрящих рекламных слоганов едва ли можно где-то скрыться, и их натиск только продолжает усиливаться.
Личная коммуникационная гигиена становится такой же важной, как привычка умываться по утрам и чистить зубы. А в периоды неопределённости, к которым можно отнести последние месяцы, она особенно актуальна, потому что медиаполе переполнено фейками, и нужно уметь обезопасить себя от них, чтобы принимать правильные решения на работе, в семье и просто сохранять собственное психическое здоровье.
Полностью удовлетворить потребность в информации невозможно
Полтора года назад мы провели исследование по медиапотреблению в сети. Наши выводы о том, как, где и что читают пользователи интернета, сегодня не только не перестали быть актуальными, но и приобрели ещё большее значение.
Вот ключевые результаты исследования:
• Источники информации деперсонализированы. Попросту говоря, люди чаще всего не помнят, где они прочитали ту или иную информацию.
• Медиапотребление — это некая идентификация себя в обществе. Действует принцип «скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты».
• Невозможно удовлетворить потребность в информации и необходимо вынужденно завершить её поиск, чтобы перестать бесконечно читать/смотреть. За последние три месяца этот фактор ощущается особенно остро, потому что стало очевидным: единственный способ снизить тревожность — остановиться в нужный момент и перестать потреблять информацию.
• С возрастом усиливается фильтрация информации. Чем старше человек, тем выше для него значение ритуализации медиапотребления. Иными словами, информация, которую он получает, не должна нарушать картину его мира. С возрастом человеку всё сложнее выходить из своего информационного пузыря, и в медиаполе он пытается находить прежде всего отклик своим ценностям.
Telegram ближе всего к той модели медиа, которая, как нам видится, будет главенствовать в будущем: короткие уведомления о самом главном, даже меньше и короче заголовков. И верить на слово в этой модели ничему нельзя — нужно самому уметь проверять источники на достоверность и авторитетность.
Ищите информацию там же, где профессионалы
Интернет с его доступностью информации создает иллюзию, что мы разбираемся во всех сферах не хуже профессионалов. И мы ежедневно, сами того не замечая, принимаем решения порой ошибочные и нелепые.
Если вы компания, необходимо доверять мониторинг медиапространства профессионалам (аналитическим компаниям) или использовать автоматические системы для анализа, потому что оставаться в своём информационном пузыре попросту непрофессионально. При принятии личных решений стоит выбирать профильные ресурсы (те, что читают сами специалисты в том или ином вопросе) для поиска информации, чтобы делать тот или иной выбор грамотно.
Медиааскетизм или цифровое воздержание — новый тренд
Мы часто слышим про digital detox, тотальный отказ от чтения новостей и соцсетей. Но всё же это крайний вариант, который мешает социализации человека. А в современном мире она необходима, разве что если вы не живёте отшельником где-то в глухой деревне.
Мы за медиааскетизм — цифровое воздержание. Это идеология, социальная практика и формирующееся в настоящее время социальное движение, цель которого — достижение человеком осознанного контроля за своей деятельностью в пространстве медиакоммуникаций и в виртуальной реальности. Практикуем его сами и обещаем делиться с вами опытом и рекомендациями, как грамотно потреблять информацию и соблюдать коммуникационную гигиену, в новых колонках на VC.ru.
Больше полезного читайте в нашем Telegram -канале о коммуникационной аналитике ComInsights.