Первые работы креативных директоров: история Андрея Губайдуллина из агентства «Восход» Статьи редакции

О первом проекте с бюджетом в $130, отказе участвовать в бесплатных тендерах и об умении учиться у других.

Как всё начиналось

Прежде чем попасть в профессию, я прошёл три этапа. Сначала было хобби — оператор на студенческом телевидении, потом я стал техническим директором и продюсером на местном телеканале, затем — креативным всем в собственном агентстве.

Самым первым проектом был ролик профсоюзной организации студентов, который очень стыдно вспоминать. Мы с друзьями придумали сценарий, сами сняли, снялись, смонтировали и уничтожили ролик, когда свежим взглядом посмотрели на конечный результат.

На местном ТВ-канале у нас было большое количество рекламных пауз, которые необходимо было заполнять. В то время прейскурант каждого рекламного агентства состоял из трёх позиций: слайд-фильм (ролик из статичных картинок), видеоспот (из видео) и постановочный ролик, который все мечтали снять.

Каждый день я что-то писал, согласовывал, снимал, монтировал, озвучивал — за три года я сделал своими руками более 400 работ, но не запомнил и не сохранил ни одну из них.

В лихие и рейдерские 1990-е годы канал ежемесячно менял учредителей, которые постоянно опустошали кассу. Из-за этого нечем было платить персоналу. Чтобы подстраховать себя и располагать средствами на ремонт техники и зарплату, мы (четыре человека из топ-менеджмента канала) создали агентство «Восход», которое аккумулировало на своем счёте агентсткую комиссию за создание и размещение рекламы. Этими средствами мы поддерживали канал почти семь месяцев.

Затем всё окончательно развалилось, два человека вышли из состава учредителей, и мы втроём (директор, бухгалтер и я) ушли в самостоятельное плавание.

Первые работы

Первый ролик, который я сделал в собственном агентстве, был для страховой компании «Северная казна». Я не смог его найти в архивах (никогда не думал, что мои первые работы кого-то заинтересуют), поэтому кратко опишу его. На часах шесть вечера, предприниматель быстро собирается домой: закрывает на ключ стол, тумбочку, шкаф, сейф, кабинет. Прячет огромную связку ключей в карман, карман рвётся, и диктор говорит: «Берегите карманы, страхуйте имущество в “Северной казне”».

Клиент принял сценарий, презентованный на странице в Word, без единой правки, согласовал на роль предпринимателя моего знакомого, который тогда играл в театре музыкальной комедии, и выделил бюджет в $130.

Не буду описывать все злоключения, связанные с этим проектом, но через неделю ролик был в эфире — динамичный, ироничный, яркий. Ещё через неделю я получил четыре новых заказа на постановочные ролики. Один от этого же клиента, чьи друзья похвалили ролик, другой — от заказчика, который видел этот ролик в эфире, и два от компаний, которым я прислал кассеты с роликом.

Был ещё один заказ, в котором нас приглашали в тендер на постановочный ролик, обещали безлимитный бюджет, но мы отказались и решили, что никогда не будем принимать участие в бесплатных тендерах. Мы ни разу не нарушили это правило за все 22 года существования агентства.

Развитие агентства

В 2002 году во вновь образованный креативный отдел пришли первый копирайтер и первый дизайнер. Мы стали заниматься ещё и креативом для наружной и печатной рекламы, неймингом, айдентикой.

К 2003 году нашими роликами был уже наглухо забит эфир Екатеринбурга. Почти каждую неделю я выпускал новый ролик, лично развозил его на кассетах Betacam на каналы вместе с медиапланом, который сам и составлял. Тогда в агентстве появился специфический клиент — ритуальный салон «Карит-Сервис» — и заказал постановочный ролик. Мы написали три варианта, распечатали презентацию. Когда я закончил презентовать второй вариант, клиент остановил меня:

— Беру это!

— Но у нас есть и третий вариант.

— Уверен, что хочешь его презентовать? У меня есть $500.

— На следующей неделе будет ролик.

Ролик «Бережно» получил золото на Московском международном фестивале рекламы. Эту работу до сих пор помнят в Екатеринбурге, а агентства и клиенты по всей стране беззастенчиво копируют слоган для разных брендов.

В 2008 году мой креативный отдел уже насчитывал двоих копирайтеров, одного арт-директора и троих дизайнеров. С тех пор мы так и работаем: у нас нет традиционной креативной пары копирайтер и арт-директор — два креатора в паре, которые и за словом, и за артом в карман не полезут.

Тогда же и понеслась «новейшая» история «Восхода».

Первым был ролик «Поющие джинсы» для химчистки «Мистер Ландри». Клиенту понравились оба варианта сценария, и он решил доверить выбор судьбе, положив на стол колоду карт: «Если чёрная, то первый, если красная — второй».

Ролик мы сняли за $300 у меня дома с моей стиральной машиной на камеру Betacam SP. За эту работу мы получили первые международные награды.

Затем было несколько роликов для нашего любимого колбасного бренда «Черкашин и Партнёръ».

На очередном фестивале мы познакомились с независимым украинским агентством и продакшном «Кинограф». У нас было много общего в подходе, работе, стиле. Обоюдные лучи добра и искренность быстро сдружили нас.

Первый важный проект мы с «Кинографом» снимали в Киеве в тридцатиградусную жару. Хорошо помню эпизод, когда режиссёр Виталий Кокошко зашёл в построенный в павильоне «вагончик» и сказал всего одну фразу: «Ух, как тёпленько у вас тут».

На идею ролика «Полярники» копирайтера Евгения Примаченко натолкнули армейские рассказы его отца — голодно и невкусно было в армии.

«Полярники» стали нашим первым проектом, снятым не инхаус.

Ролик «Достал» мы снимали с оскароносными режиссёром Вадимом Перельманом и великим польским оператором Павлом Эдельманом. Это был незабываемый опыт — мы просто ходили за ними по пятам и впитывали.

Ролик о колбасе «Языковая» стал рекордсменом по съёмочной смене, которая длилась 30 часов без перерывов и сна. Примечательно, что клиент всегда принимал сценарий (иногда сразу два) с первого раза, не ездил на съёмки, не выбирал режиссёров, актёров, локации, принимал ролики без единого замечания. Иногда он впервые видел ролик только в эфире.

«Я делаю хорошую колбасу, а вы делаете хорошо своё дело», — всегда говорил Александр Николаевич Черкашин, и мы старались оправдать его доверие. «Черкашин и Партнёръ» — наш самый верный клиент, с которым мы работаем уже десять лет.

В нашем самом известном проекте «Заставь чиновников работать», награждённом пятью золотыми, серебрянным и бронзовым Каннскими Львами, принимал участие весь креативный отдел агентства. Кто-то придумывал идеи, кто-то участвовал в разработке плана действий, а стажёры стояли «на стрёме».

На сцену в Каннах тоже вышли почти всем отделом.

Наши работы отличает то, что мы создаём их с любовью и для людей. Это то, что клиенты ждут и получают от нас — мы хорошо умеем делать работу независимо от бюджета и медиа.

Одна из последних работ — низкобюджетный проект для антишколы «Корпус», созданный на грани брендинга, творчества и технологий.

У клиента было катастрофически мало денег, но нас подкупил его подход к делу, целеустремленность и желание создать что-то правильное вопреки нашей образовательной системе.

Нам везёт на клиентов, которые верят в нас и наш креатив. Яркими примерами могут служить проекты для Roche, страхового агентства Smpolis и банка для предпринимателей «Точка».

Можно долго петь дифирамбы людям, которые горят своим делом, но лучше о них расскажет ролик, который одновременно и автопортрет неугомонного банка, и портрет их клиентов.

Месяц подготовки, четыре длинных съёмочных смены, более 100 взрывов, волки, трюки в каждой сцене, месяц постпродакшна. Режиссёр Илья Найшуллер назвал этот ролик качественным беспределом.

Для ролика Accu-Check «Жить у нас в крови» мы пригласили около 100 людей с диабетом. Это был наш первый опыт работы с режиссёром категории А. «Жёсткий Джеф» — так мы звали его во время съёмок. Джеф (у него диабет второго типа) перевернул с ног на голову сценарий, запросил огромный гонорар, не соглашался ехать в Росиию по туристической визе и пытался снимать бабушкины ковры в каждом кадре. Но благодаря ему в проекте бесплатно приняли участие суперпрофессионалы с разных концов света.

Главный результат висит у нас в переговорке в красной рамке — благодарственное письмо от мамы ребёнка с диабетом.

Воскресным апрельским утром я собирался хорошенько отоспаться и поваляться в постели. Ныла спина, сильно болели ноги и руки после участия в проекте Car Curling. Но уже в 9:30 утра я получил четыре письма от директора Smpolis Галины Киркач и сообщение: «Моя бабушка видела наш проект по первому каналу. Это успех!». Мы тоже считаем проект успешным.

С 2002 года через креативный отдел агентства прошли два поколения креаторов. Уже начинает расправлять крылья и «вывозить коляску» третье. В самом начале нам не хватало опыта и знаний, но зато желания, азарта, упорства и душевности всегда было в избытке.

Уроки

Взрослело агентство, взрослел и я как креативный директор: учился не выпячивать своё мнение и эго, делегировать полномочия, молчать во время презентации, дослушивать идеи до конца и не делать поспешных выводов.

За многие годы работы креативным директором я научился уступать и бережно обходиться с людьми и их идеями. Я перестал стесняться учиться у самых молодых и неопытных в профессии и без проблем обращаться за помощью к тем, кто умнее и опытнее меня в какой-то области.

В благодарность за учение я придумал традицию — каждый, кто проработал в агентстве год, оставляет отпечаток лба, который мы вывешиваем на стену на входе в креативный отдел.

Единственное, что я не могу никак принять спокойно — высокомерие клиентов, которые платят нам за работу, а затем пытаются «улучшить» её и утянуть на дно под названием «обычный ролик из обычного рекламного блока». Жаль, что на встречи с такими клиентами я не могу взять Александра Николаевича Черкашина, он бы им ответил.

Часто меня спрашивают: «Как вы продаёте такие смелые идеи клиентам?» Ответ прост — чтобы продавать смелые идеи, надо предлагать.

Смотрю на проекты, которые были сделаны раньше и не жалею, что они случились. Понимаю, что многое бы сейчас сделал лучше, но не готов поменять это «лучше» на мгновения, которые были пережиты. Мне повезло работать, спорить, учиться, создавать вместе с горящими глазами и добрыми сердцами моих ребят и девчат.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Анатолий Б.

Если ты уже в той стадии, когда имя работает на тебя, то участвовать в тендерах не нужно. Особенно если ты при ком-то.
Все знают, что тендеры существуют для наивных лохов. Выигрывают только свои, а лохи бесплатно считают сметы и бесплатно работают за морковку.
Для тех, кто не в теме: морковка на сленге - обещание заплатить и мотивация попахать за идею.
44-ФЗ один из самых преступных, коррупционных и разрушающих экономику законов.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Svyatoshenko

Губайдуллин Фармасьютикалс!

Ответить
Развернуть ветку
Mark Quincy

Забавно видел два последних ролика где-то и очень восхищался проделанной работой. Приятно видеть теперь авторов в лицо

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лукьянчиков

Не зашел ни один из современных роликов агенства. Примерно так же мне не заходит современная российская музыка вроде Элджея и Монеточки.
Крутая работа про ритуальные услуги, остальное - чисто конкурсные работы, никак не commercial.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сильнов

Что такое бесплатные тендеры?
Неужели имеются ввиду тендеры, которые не подразумевают уплаты обеспечительного платежа?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда