{"id":13505,"url":"\/distributions\/13505\/click?bit=1&hash=ca3734639136826288c9056e5c8fa03a05e87c4060ae84df200f2c90f5262470","title":"\u0412\u044b \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a? \u0410 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442\u0435 \u0447\u0442\u043e-\u0442\u043e \u0432 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043a\u043e\u0434\u0430?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"f5f0e11f-fefd-52f5-8712-82164a59b7ce","isPaidAndBannersEnabled":false}

Бизнес в кризис: как адаптироваться к новым реалиям

В этой статье я даю несколько советов, как бизнесу остаться на плаву, переформатировав свои маркетинговые и не только подходы.

Методы и инструменты антикризисного маркетинга хорошо известны специалистам — это стандартный набор решений. Однако, когда наступает масштабный кризис, главными становятся качества самих людей, а не инструменты. Чтобы использовать самые крутые и продвинутые сервисы надо в первую очередь быть в нормальном адекватном состоянии, способным принимать взвешенные решения и не паниковать.

Софт скиллы и навыки управления собой становятся очень важными. А фактором успеха в эпоху глобальной турбулентности является умение сохранять психологическую стабильность, грамотная расстановка приоритетов, а также смелость постоянно тестировать новое и внедрять в работу успешные решения.

Совет 1. Не тратьте ресурсы на изучение прогнозов

Не руководствуйтесь прогнозами. В эпоху BANI-мира они или не сбываются, или сбываются совершенно иначе. Когнитивные искажения, неполнота исходных данных, нелинейные зависимости и множество других факторов приводят к тому, что спрогнозировать, как ситуация будет разворачиваться на самом деле, невозможно. Но если вы постоянно находитесь в состоянии перебора всех возможных вариантов, вы тратите впустую свое время и энергию.

Дело в том, что прогнозы это про то — угадаете ли вы результат или нет. А если это неизвестно заранее, то здесь вас может спасти big idea. В бизнесе big idea — это понимание того куда компания ведёт своих клиентов. Ответьте себе на вопрос: то, что бренд делает сейчас — посвящено ли достижению этой цели в новых условиях? И если нет, подумайте, как можно скорректировать действия компании в этом ключе.

Кстати, есть научное исследование, в котором показано, почему большинство людей не умеют делать прогнозы. Американский исследователь и политолог Филип Тетлок рассказывает об этом в своей книге «Суперпрогнозирование: искусство и наука предвидения».

Совет 2. Фокусируйтесь на позитивных сигналах

У любой ситуации есть сценарии развития, которые вам нравятся, и вы хотели бы, чтобы она разворачивались в этом ключе. При этом всегда есть и негативные варианты, воплощения которых в реальность вы бы не желали. Так вот, фокусироваться нужно на первых — это и есть позитивное мышление.

Всё, что так или иначе подтверждает оптимистичные варианты развития событий, формирует позитивный настрой.

Даже если ситуация пойдет по плохому сценарию, вы будете работать в психологическом комфорте, не фрустрированные негативными ожиданиями. В трудные времена, когда все и так перегружены негативной повесткой, это очень ценно и помогает сохранять стабильный эмоциональный фон и продуктивность.

Позитивное мышление — важный софт скилл антикризисного менеджера. Но не путайте оптимизм с токсичным позитивом, который любят навязывать современные тренеры по саморазвитию. В этой статье подробно описано с ссылками на исследования, почему полезно быть оптимистом.

Совет 3. Управляйте только тем, что находится в сфере ваших компетенций

В условиях кризиса может возникать желание начать делать всё подряд, пытаясь бежать во все стороны сразу. Это крайне неэффективный подход. Если вы маркетолог или пиарщик, не надо настраивать продажи или упорядочивать не связанные с вашей работой бизнес-процессы.

Фокусируясь на вашей прямой зоне ответственности и интенсивно ее развивая, вы сделаете гораздо больше полезного для вашей компании или бизнеса.

Вот отличный текст на Хекслете о том, как правильно расставлять приоритеты, тренировать концентрацию на нужном и удерживать фокус внимания — «Фокусировка: авторитетное руководство о том, как улучшить концентрацию и внимание».

Совет 4. Не бойтесь проверять любые гипотезы

Времена кризиса — отличная возможность для экспериментов. Причем критичным здесь является скорость, с которой вы можете тестировать всё новое. Проверка гипотез должна превратиться в системную работу, в которой вы четко определили какое количество ошибок и неудач готовы допускать в единицу времени. При этом желательно составить план для проверки гипотез хотя бы в самом общем виде.

Умение оперативно тестировать на практике новые инструменты, подходы или методики, оценивать их перспективность для текущего бизнеса и затем быстро внедрять в работу — становится сегодня важным конкурентным преимуществом. В агентстве мы ввели практику работы с инициативами — каждый сотрудник может предложить идею, реализация которой по его мнению будет полезна всей компании. Затем мы составляем список таких инициатив и на общем собрании голосованием выбираем те, на тестирование которых готовы тратить наши ресурсы.

Дешево и быстро тестировать гипотезы помогает методика RAT — Riskiest Assumption Test. С ее помощью можно проверять самые рискованные гипотезы, отсекать нерабочие и идти дальше. Подход становится очень актуальным в эпоху турбулентности и помогает экономить ресурсы, которые могли бы уйти на разработку провальных идей. Полезный гайд по RAT.

А еще, если верить де Голлю, который говорил: «Всегда выбирайте самый трудный путь — там вы не встретите конкурентов» и древнему самурайскому принципу «из всех путей выбирай тот, что ведет к смерти», то тестируя самые смелые гипотезы, вы станете кратно сильнее и опередите всех конкурентов.

Совет 5. Дайте свои клиентам ощущение стабильности

В тревожные кризисные времена людям нужно ощущение стабильности. Все мы сейчас страдаем от негативных эмоций и информационной перегрузки. Поэтому очень важно успокоить и как-то поддержать ваших клиентов. Это можно делать разными способами. Например, отправить полезную рассылку, в которой будет проявлена реальная забота о ваших заказчиках. Собрать дайджест материалов с советами и рекомендациями, как жить в кризис.

Открыто рассказать о рисках, которые могут возникнуть в вашем бизнесе.

Дать понимание, что в этом случае ваша компания может сделать. Вот пример такой рассылки нашего агентства:

Краткий, но полезный гайд на «Бизнес-секретах» как компании взаимодействовать с клиентами в кризисное время.

Совет 6. Актуализируйте свой продукт или сформулируйте его

Сейчас нужно не привлекать больше клиентов, а актуализировать свой продукт под новые реалии. А если у вас в компании применялся только сервисный подход, то подумать над идеей, как можно ваши услуги упаковать в продукт. Например, мы в 2L провели ревизию своих услуг, оценили какие из них можно превратить в продукт, и теперь воплощаем продуктовый подход в жизнь.

Инструкция на Cossa.ru о том как актуализировать продукт в кризис.

Совет 7. Проведите ревизию маркетинговой стратегии

Сойдите с привычных маршрутов вашей маркетинговой стратегии. Учитывайте не только желаемые цели, к которым стремится ваш бизнес, но и анализируйте факторы внешней среды, оказывающие влияние на компанию и ее процессы. Многие из них стали сегодня уже не актуальными, при этом появились новые, которые критически ограничивают развитие бренда. Другими словами — сделайте вашу стратегию гибкой, учитывающей актуальный контекст.

Кризис — отличное время, чтобы пересмотреть базовые моменты вашей маркетинговой стратегии. Ответить себе на вопрос, как изменились цели и задачи, миссия вашего бизнеса в новой реальности. Почему вы занимаетесь тем, чем занимаетесь? Какая глобальная цель вашего бизнеса?

Ответы на эти простые вопросы помогут найти точки опоры, которые станут основой для развития вашей компании в кризис.

В этой статье на rb.ru собраны полезные советы, что бизнес может сделать прямо сейчас для быстрой адаптации к новой реальности.

Совет 8. Открыто рассказывайте клиентам о рисках в проектах

Когда обсуждается сделка с новым клиентом, очень хорошо работает инструмент «Антириски» — вы составляете список всех рисков, которые могут ждать заказчика, после заключения сделки с вашей компанией. В В2В-сфере есть практика, когда сотрудников отдела продаж снабжают списком основных рисков при начале сотрудничества с компанией. Такой подход полностью себя оправдывает. Это значительно успокаивает будущих клиентов и повышает их лояльность.

Подробно про этот инструмент рассказывает Игорь Манн в своей книге «Инструменты маркетинга для отдела продаж».

Совет 9. Не теряйте энтузиазм, который был на старте проекта

С этим знаком каждый проджект-менеджер или инициатор проекта — горящее желание полностью и целиком вкладываться в интересный на старте проект с течением времени ослабевает. Что можно сделать, чтобы не терять мотивацию?

Вот отличная статья на Хабре о том, как не растерять мотивацию команды в долгих проектах.

Придумайте, например, глобальную идею проекта — каких больших и гуманистических целей он позволит достигнуть, как сможет улучшить жизнь людей.

Я очень люблю познавать новое и изучать старое с неожиданных ракурсов. Мне нравится задавать необычные вопросы, часто бесячие. В моем Telegram-канале Likhtman thinks я делюсь своими мыслями на любые темы: в основном про пиар, клиентский сервис, про построение и управление командами, осознанность и самоуправление. Подписывайтесь!

А еще в непростые времена очень важно общаться и получать поддержку коллег. Если захотите что-то обсудить со мной, предложить поучаствовать в интересном проекте или получить консультацию — смело пишите мне в личку Telegram @likhtman, с радостью пообщаюсь.

0
1 комментарий
Семён Мальцев

интересные советы, главное, чтоб ими пользовались)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null