{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как отстоять украденный креатив? Реклама Ангидак

Поучительная история от агентства «Доктор Юнг» о том, как в России плевать хотели на интеллектуальную собственность, и о том, как крупный бизнес позволяет себе поступать с креативными агентствами.

Как и у многих на рекламном рынке, для нашего агентства участие в тендерах — основная форма получения нового бизнеса. Однако даже одержав победу, можно остаться с носом, а твою идею присвоят другие.

В апреле «Доктору Юнгу» посчастливилось принять участие в тендере компании Solopharm (ООО «Гротеск») на креатив для съёмки рекламного ролика нового препарата «Ангидак».

В качестве основного конкурента «Ангидака» в брифе заявлен «Тантум Верде Форте» с рэпом от Тимати. Когда началась работа над проектом, наш креативный директор Слава Малахов завёлся не на шутку! Будучи большим поклонником контр-культуры, Слава предложил создать для бренда уличный рэп-проект как противопоставление вылизанной офисной тантум-песенке.

Вся команда загорелась идеей, на одном дыхании записала трэк и сняла для иллюстрации демо-ролик, в котором сами же и приняли активное участие.

Дальнейшее взаимодействие с клиентом было очень быстрым! Представители Solopharm были очень довольны, решение было принято буквально за сутки. Клиенту настолько понравился тендерный клип, что на главную роль сразу же был утвержден сам Слава Малахов, который не только придумал слова, но и лично зачитал рэп.

Подписали с клиентом договор, проработали правки по текстам, подготовили storyboard с интересными режиссёрскими находками, и уже даже назначили дату съёмки…

Но дальше что-то пошло не так.

Срочный проект, дедлайн приближается, но ответственные лица от клиента вдруг уходят в тень: отпуска, командировки, «нет ЛПРов на месте» и так далее, несколько недель к ряду.

Что поделаешь? – клиентский сервис, бывает и такое. Мы с пониманием отнеслись к вынужденным задержкам, перенесли сроки и ждали, то и дело терпеливо пытаясь дозвониться до страшно занятых представителей клиента.

Но в один прекрасный день мы обнаруживаем на YouTube видео-ролик «Ангидака», снятый по нашей идее и на основе нашей раскадровки другим агентством! А 13 июля выходит статья на sostav.ru, в котором авторство идеи ролика приписывается контент-бюро «Фабула»:

Да вот незадача: наш демо-ролик опубликован по закрытой YouTube-ссылке еще 17 апреля, в то время, как творение Solopharm и контент-бюро «Фабула» – лишь 9 июля. Объём заимствования читатель способен оценить самостоятельно:

Использованы: общая идея, стилистика, некоторые конкретные планы, слоган, часть текста и даже принцип построения пэкшота. Но – ни одного упоминания нашего участия, никакой обратной связи от клиента и присвоение нашей идеи другими людьми. Хотя и в описании демо-ролика, и во всех презентационных материалах для клиента чёрным по белому сказано: использование креативных наработок возможно только после предварительного согласования с ООО «Доктор Юнг».

И с такой культурой ведения бизнеса мы стремимся к «цивилизованному рынку»?

Что скажете, уважаемые клиенты и коллеги по рынку?

Update, вторая часть истории

Мы начали предсудебную подготовку, выждали необходимое время, и как только пути к отступлению у клиента не осталось – опубликовали первую часть этой статьи с указанием на использование нашего креатива без оплаты:

Учитывая беспардонность ситуации и безусловность заимствования, статья вызвала широкий резонанс: более 700 перепостов, широкие дискуссии в комментариях, поддержка со стороны лидеров мнений индустрии, внимание со стороны отраслевых изданий.

На sostav.ru появился комментарий со стороны Solopharm, вкратце сводящийся к тому, что всё нормально. Насколько «нормально» такое поведение заказчика в этическом плане – судить широкой общественности, но пока работы по креативу не были оплачены, ситуация оставалась нелицеприятной.

И вдруг приятный сюрприз! – компании Solopharm в досудебном порядке оплатила счёт, по которому мы не могли ничего добиться почти четыре месяца. На оплату у фармкомпании ушло менее двух суток с появления публикации на VC.RU. Ложечки нашлись. Осадок, конечно, остался, но зато вся наша индустрия может сделать из этой истории поучительные выводы:

1. Документы нужно вовремя подписывать. Если не ограничиваться верой клиенту на слово, то даже в самых запущенных случаях деньги можно стребовать.

2. За свои права надо бороться. Агентства – не бесправные рабы, а полноправные участники процесса создания рекламных продуктов. Не только у агентства, но и у клиента есть обязанности.

3. Сетевой хайп способен влиять на принятие решений, в том числе финансовых. Это особенно ценно, на наш взгляд. Пока агентство находится один на один с заказчиком, тот может позволить себе игнорировать любые аргументы. Но когда поднимается широкая волна общественного мнения, несущая лютые репутационные риски – подход может кардинально поменяться.

Мы приветствуем решение Solopharm не доводить дело до суда (который они всё равно проиграли бы). Мы даже предполагаем, что самое высшее руководство компании могло и не знать ничего об этой гадкой ситуации, и после прочтения нашей статьи отреагировало наиболее адекватным образом. Мы передаём физкульт-привет менеджменту отдела маркетинга компании и желаем им впредь быть заиньками.

А вам, друзья и коллеги по цеху, спасибо за поддержку! Агентство «Доктор Юнг» искренне считает, что это маленький шаг для одного агентства, но большой шаг для всей рекламной отрасли.

0
127 комментариев
Написать комментарий...
Serge Arsentiev

1/ Cоветы. На имена собственные вроде Вася Пупкин или ссссссаааамммм Иван Иванов - ставьте пожалуйста ссылки, чтобы было понятно кто это такие, и чем знамениты.
2/ Комменты. Если Вы вдруг решили влезть в реп-чашка-петри-культуру с чем-то там на ее тему - будьте готовы что к Вам и относиться будут по правилам этой культуры - которые вкратце сводятся к воруй-убивай (в оригинале) ... Подумайте, надо ли что-то делать в рамках этой культуры? Может быть, этот случай поможет Вам понять, что не надо, что Вы не готовы?
3/ Да, Вам "не фартануло, не получилось". Однако Вы не вызываете представителей заказчика на рэп-баттл, и даже не ... (пропущено цензурой) ... как это принято было среди West Coast <=> East Coast разборок (что некоторым образом наглядно выдаёт всю потешность русского репа, хоть он весь покроется татуировками и оденется в омериканское).
4/ Я очень рад, что я не видел ни Вашего оригинального ролика. Ни его творческого ремейка. На моих роликах Ангидака происходит совсем другое. И Pornhub не возражает, потому что является следующим загружаемым за этими роликами сайтом. Вот такая нативочка под видом чего-то там для как будто бы средства от простуды. Ага. В конце лета. Ага. А Дюрекс в хоккей вливает бабки. В конце лета. Когда все вернулись с каникул / из отпусков и айда женихаться ... и при чем здесь какой-то хоккей? В каком шизанутом мире мы живем.

Ответить
Развернуть ветку
Валаар Моргулис

Блин, чувак. Ты пишешь: "играете в гэнгста-рэп - будьте готовы к тому, что вас кинут по гангстерски". Хм. Сомнительный аргумент. Это вообще-то не игра, а лишь творческая составляющая большого и взрослого тендерного проекта, над которым куча людей трудилась.
Интересная логика вообще.
Вот ты снял ролик с эротическим подтекстом. Окей, прикольно. Но означает ли это, что ты должен быть готов к тому, что по всем правилам жесткого порно тебя в один прекрасный момент трахнут без смазки?

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev
творческая составляющая

В 90-х у креаторов было принято вокруг тяжелой наркоты плясать. Доплясались нафиг. Творческая составляющая и жизнь оказывают друг на друга взаимное влиение. Это кстати неплохо понимали в СССР, а в США так отлично понимают.
Каждый "творец" сам выбирает себе сторону, которую хочет продвигать.
Эротика и порно (как и любовные мелодрамы) подчеркивает важность отношений и секса для жизни каждого человека. И да, они про то, что заниматься сексом - это классно. Это Вас смущает и сразу уносит в условно табуированные виды секса? Почему?
Что именно делает гангста-рэп (настоящий) - в США - мы можем подискутировать, с интересом выслушаю Ваше мнение. То что происходит в России - в основном копипаст по принципу "надо как у них". Есть еще французский, немецкий рэп ... тоже задумчивые. Особенно немецкий - как не ускоряются - а все равно километровые фразы :)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сильнов

Сергей, в России существует минимум один гангста-репер всех времен и народов, в которого вселился дух Тупака Шакура - Дети Монк.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Муромов

Насколько я помню, отцы гангста-рэпа были натурально гангстерами. То есть бандитами. Соответственно, бандитизм, грабежи, разбой, кражи, автоугоны и так далее — то, чем эти люди реально занимались. Thug life. А как с этим у Монка?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сильнов

Ну в него вселился дух Шакура, по этой причине знания и опыт Тупака передались ему в полном объеме, после чего он основал банду Moscow Creeps и воевал с хейтерами.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Муромов

Ёлы-палы, всё равно не понял... Так он угловник или нет?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сильнов

Формально - нет

Ответить
Развернуть ветку
124 комментария
Раскрывать всегда