У интернет-маркетологов нет будущего

Елена Лукашина главный редактор журнала TeachLine Media о будущем интернет-маркетинга.

Когда пишут, что искусственный интеллект скоро займет наши рабочие места, все кивают, смотрят умными глазами и жмут кнопку репоста, чтобы потроллить друзей. Ну да, мы же все умные, талантливые, нас это не коснется.

А хотите я расскажу, как это коснется лично и конкретно всех маркетологов? Дизайнеры, программисты и менеджеры пусть пока и дальше тешат себя иллюзиями.

Кто такой маркетолог

Интернет-маркетолог – это функция, набор компетенций, кое-как уложенных в голове одного человека.

Функция, а не симпатичная девушка на фоне графиков

Что умеет маркетолог?

А по-разному. Школ маркетинга примерно дофига. Возьмем кондового такого образованного интернет-маркетолога. Он умеет:

· Анализировать целевую аудиторию.

· Анализировать конкурентов.

· Составлять стратегию продвижения бренда.

· Оптимизировать сайт под поисковые системы.

· Создавать контент.

· Настраивать рекламные кампании.

· Вести социальные сети.

· Анализировать результаты.

· Продавать результаты своей работы клиенту.

Причем в последнее время все это стало таким сложным, что для каждого пункта сейчас завелся отдельный специалист.

А теперь давайте поймем, что всю эту толпу народа легко может заменить нейросеть. Буквально.

Анализ целевой аудитории

ИИ может на 100%

Любимое занятие маркетологов. Делается при помощи сервисов и опросов. Совершенно не работает, потому что люди не знают, чего хотят, о своих предпочтениях врут, а сервисы мягко говоря неэффективны.

Все сервисы для анализа целевой аудитории могут сейчас сказать примерно следующее: ваш покупатель – житель Москвы в возрасте от 24 до 35 лет, интересуется бизнесом, машинами и путешествиями.

На этом все. Вам стало легче или понятнее? Сервис сказал, о чем мечтает усредненный житель Москвы? Чего он хочет на самом деле? Нет, всю эту информацию маркетолог возьмет из головы, на основе своих представлений о психологии. Ну, может, еще форумы помониторит.

А вот нейросети действительно могут проанализировать не усредненный портрет целевой аудитории, а реального и конкретного человека. И дать ему именно то, чего он хочет. В этом уже преуспели Яндекс (включая поисковую выдачу и Яндекс.Дзен) и Гугл, и Фейсбук, и ВКонтакте. Их умные ленты фигово работают? Это ничего, живые маркетологи даже так не могут.

В целях маркетинга нейросети уже работают – сейчас они предлагают нам самую интересную рекламу в «Яндексе», скоро поумнеют и будут преследовать нас повсюду.

Анализ конкурентов

ИИ может на 100%

Поискать конкурентов в «Симиларвебе», проанализировать, как они продвигаются, какой контент заходит. Можно еще соцсети посмотреть в «Попстерсе».

О, а еще тренды – это туда же, к конкурентам.

Собственно, в чем цель анализа конкурентов? Следить за тем, чтобы мы сделали лучше, больше и качественнее? Своровать идеи? Быть в тренде (читай – своровать лучшие идеи)?

Нейросети такого пока не умеют. Не потому что это невозможно, просто никто не занимался этим всерьез. Но это все тоже работа с большими данными. Очень скоро ИИ этому научится. Будет анализировать не только парочку ближайших конкурентов из вашей области, а всех, включая иностранных. И сможет проанализировать их успехи во всех подробностях, а не только то, что лежит на поверхности.

Не верите, что это возможно? Прочитайте книгу «Код бестселлера» Мэтью Джокерса и Джоди Арчера. Авторы при помощи нейросети проанализировали сотни бестселлеров и выдали готовые рекомендации по написанию хорошей книги. Это пока единичное исследование, но что мешает применить его к рекламным кампаниям и поставить на поток?

Составление стратегии

ИИ может на 80%

Стратегия продвижения бренда – это всего лишь вывод из сбора предыдущих данных. Идея, которая покорит мир.

Нет, я не верю в творческие способности роботов. ИИ никогда не сможет придумать великую, безумную, контринтуитивную идею, которая останется в веках.

С другой стороны, люди это тоже могут не часто.

Обычно все могут только спереть идею у конкурентов. Ну так, вот спирать у конкурентов ИИ сможет лучше. Я не верю, что он может предложить великую идею, но вот просто хорошую, адекватную, соответствующую задаче – запросто.

И у него явно получится лучше, чем у большинства маркетологов.

SEO

ИИ может на 50%

Вот это самый интересный вопрос.

Мы мало что знаем о поисковых системах. Как они работают, не знают даже разработчики. Потому что поисковыми системами управляет искусственный интеллект.

Все наши знания об алгоритмах и факторах ранжирования основаны на догадках и неохотных разъяснениях разработчиков.

Я не знаю, кто победит в сражении двух нейросетей, одна из которых будет оптимизировать сайт, а другая – его оценивать. Похоже на то, как современные нейросети учатся играть в го и подобные игры. Но у поисковых систем явно больше ресурсов и возможностей.

С другой стороны, нейросеть можно будет научить на выборке хороших сайтов из топа поисковой выдачи, чтобы она дала рекомендации по продвижению.

С третьей стороны, черное SEO уже много лет не работает. А поисковые системы старательно борются с оптимизаторами. Возможно, очень скоро Гугл и Яндекс станут такими умными, что в сеошниках вовсе отпадет необходимость.

Контент

ИИ может на 80%

Нет, я все еще не верю в творческие способности роботов. Они никогда не смогут писать великие статьи, делать великие иллюстрации и снимать гениальное видео.

Но вот искать информацию и писать самые обыкновенные, не великие, а просто толковые и грамотные статьи они смогут. И лучше, чем среднестатистический копирайтер.

Не думаю, что нейросеть в ближайшее время научится создавать видео, но вот подсказать идею сможет (см. раздел про стратегии).

То же касается и дизайна.

Настройка рекламных кампаний

ИИ может на 100%

А в директологах и таргетологах скоро и вовсе отпадет необходимость. Зачем, если рекламная сеть Яндекса уже умеет предлагать пользователям самую релевантную рекламу?

Скоро во всех этих сборах целевой аудитории и семантики вовсе отпадет необходимость. ИИ лучше разберется, кому и что показывать. Причем реально лучше. Он действительно сможет показывать рекламу только тем, кому она нужна. Это просто вопрос времени.

SMM

ИИ может на 80%

Вы уже поняли логику? Все, что не касается создания контента, нейросеть может лучше человека. В создании постов и видео люди опережают, но нейросеть сможет создать контент-план.

Анализ результатов

ИИ может на 100%

Не смешите меня. Не вручную же маркетологи подсчитывают результаты своей деятельности. Для этого есть Яндекс.Метрика и аналитика социальных сетей.

Тут даже не надо быть нейросетью, чтобы выгрузить все эти данные и представить заказчику красивый отчет в удобной форме.

Общение с клиентом

ИИ может на 0%

Нет, общение с клиентом – это слишком сложная и непредсказуемая штука. Результаты и прогнозы должен представлять красивый маркетолог в костюме и с навыками суперпродавца. Он же будет нянчиться с клиентом, проводить красивые презентации и сиять даром убеждения.

В личном общении люди всегда дадут фору роботам.

Вывод

ИИ может заменить маркетолога на 76%

Еще не задумались о том, чтобы сменить профессию?

Нет? Тогда подумайте о том, чтобы стать в ней лучшим.

0
41 комментарий
Написать комментарий...
Михаил Муромов

Бодро написано, интересно. Но за прикольной подачей скрывается нищета аргументации, увы.
Вбрасываются какие-то тезисы, которые не подкрепляются ничем. Ну вот просто вера автора и всё.
ИИ сможет спереть у конкурентов лучше, чем человек? Почему? Я так думаю! И так всю дорогу. Единственный пруф в статье — так и тот нерелевантный. Типа не верите в мои прогнозы? Ну так прочтите книжку про другое. И что с того, что какие-то чуваки проанализировали бестселлеры? Это кто только не делал. Вот Веллер лет 20 назад, помнится. А ещё в прошлом веке учёные проанализировали всю мировую литературу (ну хорошо, почти всю), разложили по полочкам, и выяснилось, что все эти мегатонны книжек — это считанное количество (что-то в районе 50) сюжетов. Вся мировая литература! Ни расцвета, ни заката в мире литературы с тех пор не случилось. Люди пишут по старинке, кто хуже, кто лучше...
Ну и манипулировать стоит потоньше. А то в подзаголовке «Компьютер может на 100%», и тут же несколькими строчками ниже «нейросети такого не умеют». Но мы верим, что когда-нибудь смогут!
Но в целом понравилось

Ответить
Развернуть ветку
Елена Лукашина
Автор

Михаил, это всего лишь данные. Если работа заключается в их анализе, то ИИ может ее выполнить.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Муромов

Оно как бы и да, но ведь важно КАК выполнить анализ. А то результаты могут быть непригодными для дальнейшего использования. Ну, типа я могу написать трёхактовую пьесу в стихах на корейском языке про негритянскую банду автоугонщиков в Тегусигальпе. Мой могз и абилки позволяют. В теории. Но результат вас вряд ли устроит...

Ответить
Развернуть ветку
Елена Лукашина
Автор

Да. В том-то и прелесть ИИ. У него всегда получается хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Муромов

Всегда...
Марти Макфлай, перелогиньтесь!

Ответить
Развернуть ветку
Anton Lozovoy

Насчет 50 сюжетов бред. Ещё Борхеса вспомните с его 4 сюжетами. А моя бабуля уверена, что вся мировая литература сводится всего к двум. Это смотря с какими мерками подходить. Миллионы сюжетов. И с каждым днём все больше.

Ответить
Развернуть ветку
Rudolf Cunningham

От того, что там накручено "сюжетных поворотов", друг от друга они отличаться не начинают. Важна структура сюжета, а их две с половиной. Поэтому читать надоедает уже где-то на второй сотне книг: меняются только рожи, да декорации, а суть - нет.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Lozovoy

Я не про повороты, а именно про сюжеты. Для моей бабули их два, как и для вас. Для меня - миллионы. Лучше изучите тему, почитайте известных писателей, которые высказывались на эту тему, а потом уж обсуждайте. Если будут сложности, обращайтесь, посоветую книги, в которых хорошо расписано про сюжеты.

Ответить
Развернуть ветку
Rudolf Cunningham

Ну я читал про всякие стандартные сюжеты в разных интерпретациях. Общего у них было то, что стандартные сюжеты можно было пересчитать по пальцам рук, а конкретное число отличалось от автора к автору. В принципе, читая книги, все из них в эти рамки укладывались. Некоторые комбинировали стандартные сюжеты, но в целом, по крайней мере на своей выборке прочитанного, я с такой интерпретацией сюжетов согласен. Так что с радостью почитаю то что вы можете посоветовать.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Lozovoy

Начинайте с Никитина «Как стать писателем». Как прочтёте, дайте знать - посоветую следующую.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Струков

Набросал небольшой скрипт для замены интернет-маркетолога:

If (trafficAmount > kpiValue) {
drinkSmoothie();
} else {
marketingBudget++;
}

Можно внедрять)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Даня

Какой-то кликбейт, который написан человеком, который может что-то и понимает в маркетинге, но про ии читал не дальше vc.
Профессия не умрет, а эволюционирует. Маркетолог точно уйдет от субъективной оценки в пользу анализа исторических данных. Но и маркетинговые площадки не стоят на месте - сегодня ты пилишь ии для лучшей сегментации, но завтра гугл скажет, что сегментация вообще не нужна.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Лукашина
Автор

Спасибо за ваше мнение о моей профессиональной квалификации. Это важно.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Tuzhikov

Согласен с первым комментом. Заголовки звонкие, доказательная база хромает. Даже чисто логически: стопроцентно точно проанализировать поведенческие факторы человека может только машина, сопоставимая с человеком или более развитая. Такие машины на данный момент - область научной фантастики. Глупо полагать что муравей проанализирует поведение человека на 100%. А современный искин еще более ущербен.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Keks

"черное SEO уже много лет не работает"

Ахахаха

Ответить
Развернуть ветку
ДИРЕКТОР

Хуярит только шум стоит

Ответить
Развернуть ветку
ДИРЕКТОР

Как загонял 4 года назад новые страницы в индекс через покупные твит репосты так и загоняю до сих пор

Ответить
Развернуть ветку
Federico Huaman

"Мы мало что знаем о поисковых системах. Как они работают, не знают даже разработчики.", - вот здесь я окончательно заулыбался и перестал хоть как-то воспринимать написанное. Для главного редактора, как-то отчаянно мало аргументации и глубины.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Лукашина
Автор

Вы знаете, как работают поисковые системы?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

А вывеску "Мы открылись" тоже ваш пресловутый ИИ будет вешать??

Ответить
Развернуть ветку
Артём Свяжин

Пфф. Говорить о наборах алгоритмов как об Искусственном Интеллекте, всё равно, что утверждать, что мышь это человек, потому что у мышки есть конечности, глаза и мозг.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Свяжин

и ушки

Ответить
Развернуть ветку
Elly Maryina

Результаты прекрасной работы черного SEO можно увидеть в любом форуме арбитражников и т.д. Да, оно уже не так эффективно, как в 2010-2012, например, но работает очень даже.

Ответить
Развернуть ветку
К М

если овер 50% профессий заменит ИИ (допустим), то это ведь значит, что более половины людей станут неплатежеспособными. Тогда они банально не смогут купить товары- одежду, еду, электронику. Тогда бизнесы, которые взяли ИИ вместо человека не смогут продать товары и услуги, денег у большинства ведь уже нет. Хм...как-то странно все получается

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лилло

Похоже, что кто-то просто с маркетологом поссорился и нашёл себе площадку, чтобы отыграться. При том в истерике :D

Ответить
Развернуть ветку
Oleh Zhyhalov

Много времени потребуется чтобы заменить интернет-маркетолога. ИИ действительно демонстрирует ошеломляющие вещи, но нужно понимать что нажать один клик и запустить интерент-маркетолога без предварительных вводных данных невозможно. Чтобы понимать куда двигаться нужно оценивать рынок и видеть ситуацию в целом так сказать. Многие процессы упростятся до нескольких кликов, но уничтожить специальность, на грани фантастики. С помощью ИИ будет развитие нейро-маркетинга (без анализа через ФМРТ), в это я верю. Но возвращаясь к основному вопросу, этому всему нужен оператор и имя ему интернет-маркетолог.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Соколов

Такой ИИ в первую очередь с легкостью заменит профессию главного редактора журнала, подобные поверхностные статейки уж точно напишет без труда. Так что повод задуматься.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Safronov

“А в директологах и таргетологах скоро и вовсе отпадет необходимость. Зачем, если рекламная сеть Яндекса уже умеет предлагать пользователям самую релевантную рекламу?”

Конечно умеет))) И цена клика при такой настройке будет 50 рублей и выше.

P.S. Практически вся статья - така профанация...

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Погожев

Если всех заменит ИИ, как предприниматели будут делить рынок? Или покупать у них тоже будет ИИ? Или может всем раздать БОД и вообще забить на бизнес?

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Tuzhikov

По логике автора рынок будет делиться в зависимости от того, кто из предпринимателей купил себе более дорогой программный пакет. Очень спорно конечно)

Ответить
Развернуть ветку
Елена Лукашина
Автор

По количеству денег, конечно. Чем больше вольют, тем большую долю рынка получат. Сейчас это не так?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Щетинин

Нас всех заменит ии, даже тех кто создает ии. Чо уж тянуть то...

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Погожев

Нет конечно. Чтобы влитые деньги вернулись с плюсом нужна либо удача, либо толковые люди. Ваше предположение сработало бы в рамках одной кампании, но не всех.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Лукашина
Автор

Расскажите мне свой бизнес-план, пожалуйста. Что будут делать толковые люди, чтобы вложения вернулись?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Погожев

Они будут решать проблемы клиентов лучше, чем конкуренты.

Ответить
Развернуть ветку
Evokia Grigorova

Когда говорят, что ИИ победит, вспоминаю ролик про двух шотландцев в лифте с голосовым управлением. https://www.youtube.com/watch?v=G2Y0oqZOyl0

Ответить
Развернуть ветку
Мсье Риддлер

ИИ заменит программистов...

кто-нибудь, покажите ИИ легаси проект на 5.4 пыхе, на котором крутится битрикс, который в разное время пилили человек 15 с разными навыками и пониманием системы. А потом еще переписывали недокументированный жс код битриксовых либ, и в зависимости от раздела каталога подключается жквери, зепто или мотулс, ну так вот сложилось.
А, еще не соблюдена ни битриксовая структура, ни пср. Люди:ИИ 1-0

Ответить
Развернуть ветку
Дима Рыбальченко

Бл, напишите уже, кого НЕ заменит ИИ, ей богу... >_<

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александра Кит

Точка зрения интересная и во многом верная, спасибо. А комментаторы-то какие умные ))

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Buntov

Не думаю. Живого общения не хватает. купят на эмоциях и доверии. ИИ так сможет?

Ответить
Развернуть ветку
38 комментариев
Раскрывать всегда