{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Почему пора перестать верить в «измеримый PR»

За 14 лет работы в отрасли я понял, что измеримый PR часто вредит компании. И вот почему.

Новый виток моды на подсчет эффективности PR начался с расцветом инструментов digital-маркетинга. В изначально измеримой цифровой среде можно оценить все: выстроить воронку продаж, понять конверсию, посчитать эффективность инвестиций, построить гипотезу и выбрать лучший вариант, куда потратить деньги.

Интернет-маркетологи быстро стали рок-звездами корпоративного мира. Сам факт того, что руководство может получить абсолютно прозрачный отчет о том, что принесли инвестиции в маркетинг, делал диджитологов первыми претендентами на ограниченный маркетинговый бюджет. Перед пиарщиками возник вопрос: «Как объяснить, зачем нужен я»?

Очередь за бюджетом на PR и маркетинг

Страх увольнения заставил PR-директоров искать, где взять хоть какие-то цифры. Продавцы PR-сервисов стали намекать, мол, именно мы знаем, как правильно все посчитать (но на публичном выступлении, конечно, не расскажем) .

В воздухе разлилось убеждение: того, что нельзя точно посчитать, не существует.

Но разве это не так?

Так называемый «классический» PR – тот, что завязан на общении с медиа и обозначается в PESO-модели буквой E – не может быть точно оценен. На то есть две причины:

  • Наличие посредника в виде СМИ (или, например, Телеграм-канала) , который не предоставляет достоверных данных о количестве прочтений и дочитываниях. По крайней мере, в случае с некоммерческими публикациями.
  • Сама суть PR, которая заключается в формировании лояльности, определенного отношения к компании и продукту, убеждений, понимания. Измерить все это можно при помощи опросов, но а) дорого, б) неточно, в) только в долгосрочной перспективе и г) результат будет зависеть не только от PR.

Это, конечно, очень плохо. Без цифр пиарщики в зоне риска. Но давайте по-честному: а с цифрами что, лучше?

Чаще всего «измеримый» отчет по PR-кампании выглядит так: «Мы получили N публикаций, из них M в изданиях группы Tier 1. У них было X репостов в соцсетях, суммарная аудитория Y. Медиаиндекс и заметность инфоповода вот такие вот».

Это много или мало? Кто эти читатели? Что это дало бизнесу? Что нам с этим делать дальше?

Отдельная боль, когда подобные отчеты начинают делать B2B-компании. Ну какая разница, 10 тысяч человек увидели сообщение или 20, если целевая аудитория (которая хотя бы слова ваши поймет правильно) на всю Россию составляет 600-700 специалистов?

Чем плох красивый отчет?

Дело в том в том, что к показателям PR-активности нужно применять те же подходы, что и к анализу любой другой статистики. Иначе они бессмысленны. Можно придумать сколько угодно показателей. Можно хоть делить маркетинговый бюджет на квадрат количества публикаций. В случае с PR большинство из них не будет означать ровно ничего.

Подход «ну все-таки хоть какие-то цифры» для бизнеса никогда не работал. В этом случае пиарщики уделяют больше внимания количественным показателям, и меньше качеству коммуникации. У компании возникает целый ряд проблем:

  • Принимается все больше плохих решений. Цифры гипнотизируют. У топ-менеджмента компании почти никогда нет времени глубоко погружаться и анализировать показатели и выгрузки. Сам факт отчета со множеством цифр и бодрых графиков усыпляет бдительность руководства. Пиарщику больше не нужно думать о “tone of voice”, уметь изящно питчить журналиста – главное сделать красивый отчет.

  • Отнимаются ресурсы. PR-департаменту и без того трудно выбивать бюджет. А теперь ресурсы нужно тратить не только (и не столько) на основную работу, сколько на ведение таблиц, отслеживание статусов, подсчет доли Tier 1 (часто ручной) и прочие цифры, большую часть которых никто и никогда не увидит.

  • Размываются компетенции. Пиарщик – уникальная по своей сути профессия. Он должен быть иногда продавцом, а иногда адвокатом. Почти всегда переговорщиком. Часто редактором. Время от времени наставником своего руководства. Голодным волком в лесу, магистром формулировок, моральным камертоном компании. Пытаясь сделать из него счетовода, компания всегда теряет профессионала.
Пиарщики обсуждают состав новых KPI (которые они сами придумали)

Значит ли это, что PR бесполезен?

Еще раз хочу подчеркнуть свою основную мысль: плохая измеримость PR не значит, что он не приносит эффекта компании. Просто его трудно оценить. Мы видим его только когда клиент прямо говорит, что пришел в результате PR-активности. B2C-бизнес может выявить это в рамках опроса. В B2B- и B2G-компаниях выяснить это сложнее, хотя и такие случаи бывают.

Была история с одним из клиентов, производителем ПО для кибербезопасности. Генеральный директор на старте каждую неделю спрашивал, как именно будет измеряться эффективность его инвестиций в PR. Рачительный бизнесмен требовал четко и ясного понимания, выраженного в цифрах.

Через несколько месяцев вопрос перестал звучать. Затем CEO сказал, что все нормально и попросил удалить его из рабочего PR-чата в Телеграме. Оказалось, он получил свое подтверждение в цифрах сам. Дело в том, что количество лидов, которое компания стала получать через свой сайт, выросло в 3 раза. При этом создание системного PR было единственным существенным изменением в маркетинговой активности за год.

Такие истории «чистого результата» единичны. Бизнес чаще понимает ценность PR по множеству косвенных признаков, например, когда:

  • клиенты перестают повторять продажникам «Я о вас ничего не слышал»…

  • … или, наоборот, звонят спросить «чего про вас не слышно» после сокращения PR-активности,
  • на отраслевом мероприятии все уже в курсе новостей компании,
  • автора статьи приглашает к себе топ крупной компании обсудить ее содержание,
  • через полгода звонит клиент из региона «я нагуглил ваш материал в СМИ по ключевым словам, мне нужно то же самое».

Таких примеров очень много. И ни в одной воронке их, увы, не посчитать.

Компанию заметили люди. Как бы чего не вышло!

Что же, вообще ничего не считать?

Может показаться, что я отговариваю бизнес вообще оценивать PR в цифрах. Это не так.

Общее правило простое: считайте только то, что сможете дальше объективно проанализировать и использовать. Для каждого бизнеса набор показателей будет отличаться в зависимости от его целей и специфики.

Например, B2B-компания – а я работаю именно с такими ИТ-компаниями – может:

  • С помощью специнструментов (например, Медиалогии) оценивать собственный прогресс или регресс – квартал к кварталу или год к году. Так можно понять, больше или меньше стало пиара системно; подумать, что могло стать причиной. По каждой конкретной акции можно оценить, сколько затрат было в нее вложено и каким был эффект. Со временем такой подход помогает корректировать количество ресурсов и вносить изменения в PR-стратегию.

  • Ежемесячно смотреть, с чем выходят конкуренты. Отсюда можно получить новые идеи и понять, где именно не дорабатывает ваш PR.

  • Оценивать PR-активность по конкретным направлениям. Отсюда можно понять, с кем из внутренних заказчиков стоит работать плотнее; придумать, как их мотивировать.

Несколько коротких советов

1. Еще раз: оцениваете только то, что поможет вам принимать решения. Остальные цифры не нужны, пусть не мозолят глаз.

2. Делайте гипотезы о том, что именно стоит за цифрами, почему они меняются именно так.

3. Посматривайте за 2-3 ближайшими более крупными конкурентами, используйте их активность для собственного вдохновения.

4. Используйте Медиалогию или другой специальный инструмент. Важно иметь единую измерительную среду – единые для всех алгоритмы обеспечивают беспристрастность оценки.

5. Делегируйте измерение PR-активности аналитикам, а не пиарщикам. Они есть в крупных компаниях и высокоуровневых PR-агентствах.

6. Без жалости увольняйте пиарщиков, яростно доказывающих вам свою нужность. Скорее всего, они вам и правда не нужны.

0
72 комментария
Написать комментарий...
Ася Шабалина

Там в начале заход про диджитал. Добавлю про него (относительно B2B). Я отношу к понятию диджитала не только трафик, но и SMM. А от него тоже часто требуют предварительного расчета окупаемости.
И вот тут начинаются недопонимания. Когда речь идет о прогреве в долгом цикле сделки, о развитии сообщества, канала, репутации - невозможно досконально просчитать ROMI. А любые KPI, которые ставят команде, на самом деле идут вразрез с бизнес-ценностью.
Количество подписчиков? Да легко, только дешевые чаще всего не релевантны.
Число реакций? Запущу-ка я игру в слова.
Переходы на сайт из постов? Запустите лучше трафик-рекламу, а посты не для этого. И так далее.
Вот почему в B2B на этапе составления стратегии в итоге все равно превалируют качественные оценки и доверие между заказчиком и подрядчиком. Доверие в том, что вы работаете на бизнес-цели, пусть и плохо измеримые.
А отслеживать промежуточные показатели конечно нужно для понимания динамики. Но это несколько другое, как и отметил автор.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Брючко

А в чем проблема мерить эффективность в лидах/сделках для b2b?
Источник напрямую уточнять у лида (где слышали, откуда про нас узнали и тп).

Ответить
Развернуть ветку
Ася Шабалина

В том, что в B2B (особенно энтерпрайзе) лид не приходит с первого касания. Клиент может наблюдать за компанией несколько лет, пока наконец не придет и не заключит многомиллионную сделку. И он вряд ли сможет ответить, что именно стало для него окончательным триггером. Прецеденты бывают (автор как раз примеры в статье приводит), но это скорее исключение. Чаще всего сделка совершается, когда у клиента возникает для нее потребность. А выбор падает именно на этого партнера\подрядчика потому, что перед этим он много раз напоминал о себе. Причем напоминал не только количественно (мало показать ЛПРу N раз рекламное объявление). Но еще и качественно (вызвали у него доверие через глубокую проработку контента, статусность от появления в федеральных СМИ или в крупном читаемом телеграм-канале и т.п.)

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Брючко

На встрече с лидом можно узнать, как контент и pr повлияли на него и вообще влияли ли (были касания или нет)

Вы же все равно както цифрами оцениваете свою результативность перед клиентами

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бойцов
Автор

На первую часть ответил выше: встречу с лидом проводят продажи, им наплевать. Мы свою результативность тоже оцениваем (предпоследний раздел), у нас даже выделенный отдел аналитики есть. Оценке поддается, увы, не все.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Брючко
встречу с лидом проводят продажи, им наплевать

типичная ситуация, когда продвижение и продажи оторваны друг от друга :/

Ответить
Развернуть ветку
Ася Шабалина

Я согласна, если поставить такую цель и с каждым клиентом проводить глубинное интервью, чтобы выяснить, какую роль в его принятии решения сыграли PR\SMM - да, это можно выяснить. Но с точки зрения оценки канала это будет иметь ценность только на большой и долгосрочной выборке. Если сравнивать результаты за год, а лучше больше.

А в моменте результативность оценивается комплексом цифр и выводами из них. Я вот только что писала клиенту отчетное письмо за месяц, в котором три презентации с цифрами (по каждому направлению работ) и сводное письмо с анализом: что из всего этого интересно отметить, какая динамика с прошлым периодом, какие прошлые гипотезы выстрелили или провалились, что в связи с этим мы планируем предпринять дальше. Мы не предлагаем никак не оценивать работу пиар и SMM :) Мы рассуждаем, как к этим цифрам относиться) Как к инструменту работы, а не оправданию своего существования.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Брючко
А в моменте результативность оценивается комплексом цифр и выводами из них. Я вот только что писала клиенту отчетное письмо за месяц, в котором три презентации с цифрами (по каждому направлению работ)

а что за цифры, если не секрет?

Ответить
Развернуть ветку
Ася Шабалина

Например, отчёт по ведению телеграм-канала ИТ-компании: число подписчиков (всего, прирост чистый, прирост с посевов, отписки), метрики контента (число материалов, их средний охват, ERR, число непубличных пересылок, число публичных бесплатных репостов, реакции, комментарии), метрики посевов (число размещений, привлеченные подписчики с каждого канала, стоимость подписчика по каждому/всего). Это навскидку, что-то забыла наверняка. Дальше качественный анализ: релевантность привлеченных подписчиков, чем можно объяснить динамику результатов, что интересного получилось в контенте (комментарии привлеченных экспертов-игроков ИТ-рынка, партнёрские коллаборации и т.п.).

Возвращаясь к цифрам - ни одна из них в вакууме не может охарактеризовать бизнес-ценность проекта. И любая из них в виде KPI "чем больше, тем лучше" может противоречить бизнес-ценности. Но считать их конечно нужно - потому что в комплексе и с анализом отчёт превращается в инструмент развития проекта.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бойцов
Автор

В том, что а) Количество лидов зависит не только от PR, б) Лиды разного качества, в) Когда в b2b приходит лид, его продажи начинают обрабатывать, а не вопросы задавать, г) Мало кто на такие вопросы отвечает, и (что важнее):

д) В b2b продукт сложный, обычно требуется много касаний с клиентом. Отследить можно только последнее. Допустим, пришел клиент с рекламы — но стал ли бы он на нее жать, не зная названия компании?

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Брючко
а) Количество лидов зависит не только от PR,

Да, но померить количество лидов, где были касания с pr можно

б) Лиды разного качества,

Да, ну и что?

в) Когда в b2b приходит лид, его продажи начинают обрабатывать, а не вопросы задавать

Не понял

г) Мало кто на такие вопросы отвечает

Ктото отвечает, ктото нет (можно косвенные вопросы задать)

д) В b2b продукт сложный, обычно требуется много касаний с клиентом. Отследить можно только последнее. Допустим, пришел клиент с рекламы — но стал ли бы он на нее жать, не зная названия компании?

На встрече с клиентом вполне можно узнать у него пересекался ли он с контентом компании)
Просто нужно задавать правильные вопросы в нужном контексте

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бойцов
Автор

"Нужно задавать правильные вопросы": ни один толковый продажник не будет их задавать никогда. Он будет задавать вопросы про боль клиента, а не про то, откуда он о вас узнал.

Кроме того, если B2B-компания ориентирована на корпорации (а не на малый бизнес) либо на отдельную отрасль, то количество ее живых лидов в месяц часто исчисляется единицами. На таких цифрах анализ теряет всякую ценность: 5 лидов пришло или 6? Да может это случайное колебание.

Ответить
Развернуть ветку
69 комментариев
Раскрывать всегда