Объем рынка онлайн-образования России (2021-2022) PAM-TAM-SAM-SOM

В качестве основы для оценки объема рынка онлайн-образования России были использованы: методика анализа рынка «PTSS» (PAM-TAM-SAM-SOM), а также аналитическая информация, включающая демографические и статистические данные о количестве населения и затратах на образование, об объеме и сегментации, динамике и тенденциях развития, а также о динамике развития отдельных игроков рынка онлайн-образования России.

Онлайн-образование, объем рынка, PAM-TAM-SAM-SOM, @ruchkov.alex 

Оценивая потенциальный объем рынка (PAM: Potential Available Market), автор данной статьи первично отталкивался от данных о количестве населения России, составляющего на текущий момент времени порядка 146 млн человек и использовал информацию о затратах на образование из статистического сборника «Образование в цифрах: 2021» НИУ «ВШЭ».

Принимая во внимание усиливающийся общемировой образовательный тренд, направленный на процесс непрерывного образования (lifelong learning), каждый житель РФ является текущим, либо потенциальным потребителем платных образовательных услуг, что, при объеме платных образовательных услуг на душу населения в 2019 году в сумме 4748,00 (четыре тысячи семьсот сорок восемь) рублей [1], соответствует 693,2 млрд руб. потенциального объема рынка образования России. Учитывая ежегодный прирост суммы платных образовательных услуг на душу населения в пределах минимального среднегодового показателя в 6%, показатель стоимости образовательных услуг на одного человека (стоимость образовательных услуг (СОУ), в дальнейшем) составит порядка 5655,00 (пять тысяч шестьсот пятьдесят пять) рублей, что обеспечит порядка 825,6 млрд руб. в качестве первого, возможного показателя потенциального объема рынка (PAM) платных образовательных услуг в 2022 году.

[1] «Образование в цифрах: 2021» НИУ «ВШЭ»

Для определения общего целевого объема рынка (TAM: Total addressable market) образования России будем отталкиваться от примерной численности населения в целевом (активном) возрастном диапазоне от 6 до 64 лет, которая составляет в 2022 году порядка 127 млн человек, и СОУ (5655 руб.), что дает совокупно 718 млрд руб. в качестве общего целевого объема рынка в 2022 году.

Вычисление доступного объема (SAM: Served/Serviceable Addressable Market) и реально достижимого объема (SOM: Serviceable & Obtainable Market) рынка онлайн-образования России требует большей детализации и учета различных факторов формирования спроса, что, принимая во внимание неравномерность распределения спроса по различным направлениям, сегментам и секторам рынка онлайн-обучения, неравномерность проникновения в них онлайн-технологий, а также различную сумму среднего чека, предполагает использование различных инструментов и методик аналитики и оценки.

SAM (Served/Serviceable Addressable market): Уменьшим целевой возрастной диапазон потенциальных обучающихся, взяв за основу количество населения с 15 до 64 лет (наиболее целевой диапазон в рамках тренда непрерывного образования) – это порядка 104,8 млн человек. Скорректируем это количество с учетом данных опросов из открытых источников о том, что порядка 80% опрошенных не против пройти обучение с использованием онлайн-технологий – это 83,8 млн. человек. Сумма общего доступного объема рынка онлайн-обучения РФ в 2022 году, с учетом «СОУ», 473,9 млрд. руб.

SOM (Serviceable & Obtainable Market): Используем данные о количестве населения в диапазоне от 15 до 64 лет (104,8 млн чел.) и «СОУ», учитывая:

– условно средний процент охвата технологиями онлайн-образования всех направлений рынка образования России (порядка 35%, анализируя данные НИУ «ВШЭ»), по данным из открытых источников от 44% до 49%, получаем 207,4 млрд руб. общего условно доступного объема рынка онлайн-образования РФ в 2022 году.

– условно средний процент охвата (35%) и данные опросов о том, что, 34% опрошенных готовы к непрерывному образовательному процессу, 31% планируют онлайн-обучение в ближайший год, 28% имеют опыт онлайн-обучения, 25% готовы оплачивать обучение на онлайн-курсах, получаем условно средний процент потенциальной готовности к использованию и приобретению 30%, и в итоге 177,8 млрд руб. общего условно доступного объема рынка онлайн-обучения России в 2022 году.

– 49% максимального охвата по данным из открытых источников (51,3 млн чел.) и 25% пользователей (12,8 млн чел.), готовых оплачивать онлайн-обучение, по данным исследования рынка дополнительного образования взрослых в 2020 году, проведенного командой «EdMarket.Digital», получаем 72,4 млрд руб. Цифра сопоставимая с объемом выручки ТОП-100 EdTech-компаний России в 2021 году, соответствует мнению 22% экспертов EdTech-индустрии России о сохранении показателей выручки 2021 года в 2022 году в связи с текущей политико-экономической международной ситуацией. 45% экспертов рынка, опрошенных в ходе исследования «РБК Тренды» спрогнозировали падение рынка не менее, чем на 50%, 33% экспертов верят в рост рынка, 15% из них верят в то, что рынок вырастет на 50% и более. 35% опрошенных участников рынка сообщили о падении объемов продаж в первом квартале 2022 года в пределах 20-50%.

Таким образом, SOM (Serviceable & Obtainable Market) реально достижимый объем рынка онлайн-образования РФ прогнозируемо составит в 2022 году: от 72 млрд руб. (максимально пессимистичный сценарий "и сия пучина поглотила их в один момент") до 230 млрд руб. (оптимистичный сценарий, с учетом уже достигнутых ранее объемов реализации и опытном знании автора о том, что даже при стагнации и падении общего рынка, существуют и появляются рыночные сегменты и компании, которые продолжают или начинают расти).

Безусловно, существуют множество методик оценки объема рынка, в том числе и те, которые использовались ранее в рыночных исследованиях рынка онлайн-образования России, проводимых в 2016, 2017 и 2020 годах, но, по мнению автора, ни один метод не может быть использован в качестве абсолютно верного способа определения реальной емкости рынка с учетом постоянно меняющихся рыночных условий. В качестве подтверждения такого вывода свидетельствуют противоречивые данные об объеме рынка в период с 2016 года по 2021 год, в различных источниках информации, которые подчас противоположны друг другу, несоответствие ранее сделанных прогнозов текущей ситуации, а также существенное расхождение мнений экспертов о перспективах развития рынка онлайн-образования РФ в 2022 году.

Единственно верными выводами о потенциале развития рынка онлайн-образования России, его потенциальном и достижимом объеме, можно считать выводы о том, что уровень проникновения онлайн-технологий во все направления рынка образования РФ, информированность о возможности приобретения и использования, а также востребованность данного вида обучения будут расти, что будет способствовать развитию рынка онлайн-обучения России, росту спроса и предложения.

Источники:

1. Countrymeters

2. Образование в цифрах: НИУ ВШЭ, 2021

3. Федеральная служба государственной статистики

4. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий: Edumarket, 2017-2021

5. Исследование Российского рынка онлайн-образования: Edmarket, 2020

6. Российский рынок онлайн-образования: Liberty Marketing, 2020

7. Как изменился EdTech и что его ждёт: Skiilbox, 2021

8. Что происходит с российским рынком EdTech: Skiilbox, 2021

9. РБК Тренды, по данным Smart Ranking: 2019-2022

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Илья Плотников

Спасибо за проделанную работу

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ручков (цифровизация)
Автор

Пожалуйста. Благодарю за позитивный отклик!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ручков (цифровизация)
Автор

Так знакомиться с девчонками, значит рисковать ручонками 😉

Ответить
Развернуть ветку
Антон Бодряк (ментализация)

Прадед мой, поручик Ржевский, так знакомился всегда. Да, безусловно, у каждой методики существуют риски, но я за максимальную детализацию исследований, которая обеспечивает более высокую вероятность успеха всегда! 😉

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ручков (цифровизация)
Автор

Да, железные аргументы - согласен, да! 😉

Ответить
Развернуть ветку
Олег Хан

Спасибо за оценку рынка, а то цифры приходится собирать по крупицам и они везде разные((, даже по прошествии времени материал не потерял актуальность и был полезен!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ручков (цифровизация)
Автор

Да, разбираться и сводить было непросто. Благодарю за позитивную оценку - рад, что Вам пригодилась информация!

Ответить
Развернуть ветку
Антон Бодряк (ментализация)

Я знакомился с девчонкой. Оценил объем ручонкой, левой, правой, двумя сразу - всегда оценивайте объем, в том числе рынка, тактильно. Не доверяйте глазу! 😉

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда