{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Первые работы креативных директоров: история Михаила Григоровича из агентства Friends Moscow Статьи редакции

О вхождении в профессию, создании цепляющей рекламы и реализованных «с душой» кампаниях.

Как всё начиналось

Я никогда не хотел становиться креативным директором и не собирался работать в рекламе. Мне было 17 лет, я хотел стать адвокатом и усердно к этому готовился, но не поступил на юридический. Я поступил только на «Рекламу и связи с общественностью» в НИУ ВШЭ. Это был мой запасной вариант, чтобы поступить хотя бы куда-то.

Сначала я расстроился, а потом понял, что коммуникации — это интересно. Помимо того, что нам преподавали, начал сам разбираться в индустрии. Быстро понял, что если хочу делать что-то интересное, то нужно срочно учиться на курсах и пытаться попасть в агентство.

Примерно в то же время появились курсы Mads, которые устраивало агентство Boroda Project. Я ничего не знал об агентстве, кроме того, что одна из основателей и креативных директоров — Арина Авдеева, и у неё на тот момент был первый для России золотой каннский лев. Для меня тогда этого факта было достаточно, чтобы считать человека полубогом. Я сходил на день открытых дверей и решил, что мне обязательно нужно учиться на этих курсах.

На первом занятии меня спросили, арт-директор я или копирайтер, чтобы распределить меня в команду. Я не знал, что ответить, потому что не понимал, что это значит. Очевидно, что самостоятельно разобраться в индустрии у меня не получалось.

За следующие три месяца я узнал намного больше. Я научился придумывать, формулировать и оформлять идеи. С тех пор прошло много времени, я научился делать ещё больше. Но главное меня научили делать именно на курсах Mads.

Во время учёбы ни одна моя работа не взяла ни одной награды, но меня пригласили на стажировку в агентство Boroda Project, которое сейчас называется Friends Moscow. После короткой стажировки меня взяли в штат. Мне было 18 лет, я стал младшим арт-директором, для меня это было бесконечно круто.

Потом я стал арт-директором, старшим арт-директором, групхедом, затем креативным директором. Всё это время я работал в одном агентстве — Friends Moscow.

Я не думаю, что мой рост был необычным. Я планомерно развивался, учился, набирался опыта, делал ошибки, становился более самостоятельным. Я не думаю, что такой рост был бы возможен в другом агентстве. И очень благодарен Friends Moscow и каждому из основателей за такую возможность и доверие.

Первые работы

Одна из первых работ, которую удалось найти, даже не моя. Мне принадлежит только идея, а проект — коллегам, которые полностью его реализовывали. Но эта работа хорошо резюмирует мышление младшего арт-директора Михаила Григоровича с опытом работы полгода.

Бриф был на печатную рекламу для нового поколения Honda CR-V — кроссовера, который «сочетал в себе лучшие характеристики, присущие разным типам автомобилей: седану, минивэну и внедорожнику». За обедом я предложил коллегам изобразить Honda CR-V, от которого отходят три тени — седана, минивэна и внедорожника.

Вот что получилось после многочисленных презентаций и продакшна

Это обычный визуальный трюк, с помощью которого доносится нужное сообщение. В нём нет идеи, построенной на инсайте, в нём нет человека, его правды. Ни у кого такая реклама не откликнется в душе, никто не скажет: «О, да это же про меня!».

Такая реклама может «зацепить» человека, когда он догадается, что имеется в виду на картинке, расшифрует сообщение. То, насколько его зацепит, зависит от простоты визуального трюка и его оригинальности.

Такой приём был популярен десять лет назад, тогда категории Print и Outdoor на всех фестивалях рекламы были самыми конкурентными. Выиграть награды в этих категориях было практически невозможно. Постепенно мода на такие трюки сошла на нет — сейчас подобную рекламу почти не делают.

Если говорить обо мне образца 2012 года, то эта работа хорошо иллюстрирует, что и как я придумывал в рамках стандартной ATL-коммуникации.

Ещё одна работа, которую я сделал в 2015 году во время стажировки в агентстве Le Bureau в Стокгольме, — для галереи Wetterling: «Реклама, которую вам не разрешат сделать».

У дружеской галереи агентства была возможность разместиться в газете Resumé — печатном издании для шведских рекламщиков. У них в продаже были работы шведской художницы с русскими корнями Натальи Эденмонт. Это и был мой бриф: прорекламировать рекламщикам работы художницы, которые можно купить. Я решил превратить её работы в рекламу и пошутить на эту тему в копилайнах.

Здесь тоже нет большой идеи или инсайта. Просто шутка, над которой в Швеции хорошо посмеялись и купили пару фотографий.

Свежие работы

Одна из свежих работ — интегрированная кампания «Туда, где вас ждут» для авиакомпании Utair. Ей предшествовал огромный этап ребрендинга и создания айдентики, которым я тоже занимался.

Нам нужно было сделать первую имиджевую рекламную кампанию после ребрендинга. Мы создали новый бренд и айдентику. Но мы не стали просто показывать новый логотип — мы хотели говорить, как новый Utair, говорить о том, что за ним стоит.

Миссия нового бренда Utair — сближать людей большой страны с тем, что для них важно. Рекламная кампания должна была её заявить и застолбить эмоциональную территорию.

Разрабатывая стратегию, мы узнали, что 80% пассажиров Utair, летающих из Москвы, родилось за её пределами. Это послужило отправной точкой к созданию идеи.

У каждого человека есть место, где его ждут. Для кого-то — это отчий дом, покинутый ради столицы. Для второго — бабушкина деревня на берегу Волги, где проводились летние каникулы. Третьего ждут бывший сослуживец, член футбольной команды, подруга детства, переехавшая в город побольше, — двери дома близкого человека всегда открыты. Utair поможет добраться «туда, где вас ждут».

Чтобы донести эту идею в роликах, мы показали то, для чего существует Utair — для долгожданных встреч с близкими. Мы постарались показать эти минуты как можно более правдоподобно, поэтому снимали как бы отрывок из кино. При просмотре зритель должен сопереживать героям и чувствовать ту же радость встречи, что и они.

Чтобы снять сцену из кино, мы решили работать с кинокомандой под руководством режиссёра Натальи Мещаниновой и оператора Алишера Хамидходжаева.

В ролике «В родной город» молодой человек возвращается на малую родину после долгого отсутствия, чтобы встретиться с родителями.

В ролике «В деревню» пара приезжает в деревню навестить бабушку и дедушку.

В ролике «Столица» женщина приезжает в Москву из провинции, чтобы впервые увидеть внука.

В наружной рекламе мы выбрали главный образ, который отвечает идее, — образ родного дома. Благодаря массовой советской застройке у большинства из нас этот образ практически один и тот же.

Нам нужно было сфотографировать эти дома реалистично, при этом не «чернушно», а с любовью. Поэтому мы обратились к лучшему фотографу-пейзажисту России Александру Гронскому, он провёл несколько месяцев в экспедиции по городам

В рамках кампании будет ещё много рекламных активностей, объединённых одной идеей. Это по-настоящему интегрированная кампания, где одна идея раскладывается в разных каналах по-разному.

Отличие этой работы от первой не только в масштабе и количестве воплощений. В этой кампании есть креативная идея, основанная на данных, коммуникационной стратегии, и главное, на инсайте. В ней есть мысль, философия. В ней есть человеческая правда, и судя сумасшедшему отклику, многие подумали «О, да это же про меня!».

Я не видел до этой кампании, чтобы люди фотографировали наружную рекламу и публиковали её в соцсетях.

Разница между работами напрямую отражает разницу в опыте, знаниях и умениях, вкусе и целях. Три с половиной года назад я решил, что хочу делать такие кампании, как «Туда, где вас ждут», и вот она вышла в эфир.

Ещё одна свежая работа — проект для застройщика ПИК. Все проекты компании строятся по единому «ПИК Стандарту»: кварталы разновысотных домов с потрясающими дворами-парками, удобно спланированные квартиры с высокими окнами, просторные подъезды со входом на уровне земли.

В виде текста это звучит довольно банально и обыденно. Чтобы понять смысл этих фраз, нужно немного пожить в доме, который построил ПИК. К сожалению, в рамках рекламной кампании нельзя дать такую возможность миллионам людей.

Нам нужно было передать ощущение жизни в доме ПИК через обычные медиа: видео, радио, наружную рекламу. Поэтому мы решили задокументировать жизнь в домах ПИК и дать слово новоиспеченным жителям.

Мы провели продолжительную серию интервью с жителями, аудиозаписи которых стали голосом за кадром. После чего мы раздали нашим героям смартфоны и попросили их снимать повседневную жизнь, — этот контент стал видеорядом роликов.

Чтобы передать в наружной рекламе то же ощущение жизни, что и в роликах, мы попросили фотографов-документалистов провести несколько дней с нашими героями и сфотографировать их в повседневных ситуациях.

У нас получился документальный проект в рекламных медиа: без актёров, сценария и декораций. Здесь только настоящая жизнь, которая протекает в построенных ПИК домах.

Всем, кто только собирается прийти в профессию, я рекомендую не бояться и набраться терпения. И пойти учиться на курсы, перед тем как пытаться попасть в агентство. Главное не увлекаться учёбой и «студенческой» рекламой, ведь лучшая учёба — это практика.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Alexander Shirnen

Михаил, про Utair получилось как раз чернушно. Часто летал по Северу из-за отсутствия альтернативы, увы Utair на Севере монополист, как-то раз листая Utair'овский журнал чуть не поперхнулся от такой вот рекламы - убитая панельная хрущевка с издевательской надписью "Туда, где вас ждут". Поживите хотя бы с годик-другой в Нефтеюганске, Ноябрьске, Нижневартовске, Радужном и всецело поймёте в чём именно зарыто издевательство в ваших словах.

Про дома их качество от ПИК - просто без комментариев.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Миллер

Есть такой тест на собеседовании - просят рассказать про свой родной город. Кто-то хаит, кто-то говорит хорошо (Об одном и том же городе) и это показывает как человек относится к самому себе на данный момент. Хрущевка наполовину полная радостью или наполовину полная проблемами и печалью - каждый сам решает.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shirnen

Очередные эйчаровские сказки. Нихуя это не показывает.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Миллер

Да, да. Прям очевидно, что Вы полны оптимизма!

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shirnen

Даже не сомневайтесь

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сильнов

Мне кажется, что экзальтированный жизнерадостный оптимист хуже пидораса (пидораса в плохом смысле слова)

Ответить
Развернуть ветку
Lirnik

А что не так с качеством домов ПИКа?

Ответить
Развернуть ветку
Artur Valiullin
Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shirnen

Я же написал выше - без комментариев.

Ответить
Развернуть ветку
Lirnik

Понравились первые два ролика про деревню. Смутили принты, где меня ждут в старых хрущевках.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Shipov

все по кайфу

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Gosha

Идея с такими "ламповыми" домами просто крутая. И ролики трогательные.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда