{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как делать бесплатный пиар

Или что именно нужно предлагать СМИ.

Конкуренты выпустили интересную статью на отраслевом ресурсе и привлекли 100500 новых клиентов? С руководителем другой компании вышло интервью, а вас никто не позвал на эту вечеринку? У вас нет лишних денег на такие публикации? Выход есть.

После статьи «Как делать рост заявок на 20% в месяц. Практическое пособие по онлайн-маркетингу» более 20 человек написали мне в соцсетях и попросили рассказать, как у нас в ПланФакте устроен PR, сколько мы за это платим, сколько клиентов это дает. На основе бесед и решил написать этот текст.

У многих предпринимателей сложилось устойчивое мнение, что они и их бизнес не интересны средствам массовой информации. И бесплатный PR для небольших компаний без громкого имени не возможен. Так считают многие в малом бизнесе и даже не пытаются организовать упоминания своей компании в интернет-изданиях, блогах и классических СМИ – журналах, газетах, ТВ.

PR только за деньги – это миф! А также результат активной работы отделов продаж в СМИ и онлайн-ресурсах (это же их «хлеб»). Создать бесплатные публикации в медиа малому бизнесу вполне реально. Причин для этого, как минимум, две. Во-первых, СМИ постоянно нуждаются в хорошем контенте: историях, необычных кейсах, интересных комментариях и т.д. Ваш опыт может быть очень полезен. Кроме того, не секрет, что в большинстве редакций в России платят скромно. Поэтому штат журналистов и редакторов невелик, все работают на износ и не успевают готовить достаточное количество материалов, а гонорары внешним экспертам не всегда предусмотрены. Тем не менее информация нужна каждый день, каждый час. Статьи должны выходить регулярно и оперативно. Тут-то вы и пригодитесь.

Что предложить СМИ?

1. Экспертный комментарий по рынку, региону, опыту ведения бизнеса и т.д.

Раз вы решились открыть свой бизнес, значит точно ориентируетесь в своей теме, любите ее, постоянно изучаете, а также являетесь «подопытным кроликом» и экспериментатором ведения малого бизнеса одновременно. Цитаты именно таких экспертов оказываются ценным подтверждающим материалом в статьях журналистов.

Важно: кроме своего имени, просите указывать компанию, которую вы представляете. Вот вам и упоминание в СМИ. Например, в этой статье предприниматели рассуждают, открывать ли свой стартап сразу или для начала работать в компании.

2. Кейс/интервью.

У вас нестандартный бизнес? Вы оказались в нем необычным способом? Любые другие чудеса? Тогда может получиться прекрасный кейс или интервью. Причем внимание привлекают самые разные истории продуктов и услуг: от ИТ-стартапов до производства благородных сыров. Например, вот история юриста из Новосибирска, который наладил производство хамона в Сибири.

Проект «Сибхамон». Фото: «Российская газета»

3. Истории ошибок и провалов.

В пиаре они вам только на руку. Не бойтесь рассказывать о своих ошибках, может получиться интересный и очень полезный кейс. За такими историями охотятся и журналисты, и читатели – такие же предприниматели, которые хотят учиться на чужих ошибках. Ну а если ваша история закончилась хорошо (получили важный опыт и с успехом вышли из своего кризиса), то это еще и позитивного имиджа прибавит. У нас есть своя такая история. Сервис управленческого учета ПланФакт шел к успеху непростым путем проб и ошибок, которые мы честно описали в кейсе на VC.ru. Мы потратили 0 рублей, а получили более 8 тысяч просмотров статьи, сотни комментариев, более 200 регистраций в сервисе и несколько продаж.

4. Результаты исследований.

Если у вас есть онлайн-опросники на сайте или страничке в соцсети или вы проводите локальные опросы и исследования рынка в своей области для рабочих нужд, такие материалы можно качественно переработать и подать в СМИ. Более того, может получится целый цикл материалов. Главное, давать порционно. Например, хороший формат – цифра недели.

Во такое исследование ТОП 30 российских банков мы делали, например, в Copiny. Все отраслевые ресурсы взяли этот материал за основу для написания статей.

5. Полезные материалы с советами, инструкциями, обзором рабочих инструментов и методов.

Например, вы 10 лет занимаетесь оформлением интерьеров и прекрасно знаете типичные промахи заказчиков дизайна. Вы точно сможете написать материал «ТОП-10 ошибок при заказе дизайна интерьера». А еще что-то в стиле «5 самых трендовых материалов для уютной спальни», «дизайн в стиле Loft: как сделать своими руками» и т.д. Предела фантазии здесь нет. Кстати, именно такой материал вы сейчас читаете. А наш предыдущий материал про организацию онлайн-маркетинга набрал более 18 000 просмотров на VC.ru.

Как достучаться до СМИ?

1. Платформы для коммуникации между представителями СМИ и потенциальными комментаторами/экспертами.

Эти сервисы помогают журналистам искать героев сюжетов, комментаторов, истории и фактуру для заметок, а экспертам – возможности для публикаций в СМИ.

Стоит обратить внимание на 3-и самых известных и результативных платформы: Pressfeed (есть платные и базовый бесплатный тариф), Deadline.media и Mediadigger (доступ к платформам по регистрации).

Владелец бизнеса может зарегистрировать там самого себя как эксперта. Такую коммуникацию напрямую журналисты любят больше всего. Если в вашем бизнесе несколько экспертов и вы можете выделить на работу со СМИ отдельного человека, стоит зарегистрировать там его, указав всех экспертов, область деятельности и компетенции.

Интерфейс сервиса Pressfeed

2. Работа с журналистами напрямую.

История стара как мир. Как ни удивительно, персональный подход и личное общение до сих пор решают многое. Определите круг из 10 самых релевантных для вас СМИ. Например, если вы занимаетесь строительством, то стоит обратить внимание на такие отраслевые СМИ как Realty.ria.ru или Irn.ru. О любых видах малого бизнеса и стартапах пишут VC.ru, Rus Base, «Секрет фирмы», Inc Russia и многие другие. Не забывайте и о региональном принципе. Например, ТОП-3 СМИ Омской области на сегодня – это РИА ОмскИнформ, Newsomsk.ru и ИА СуперОмск. Вам в помощь рейтинги СМИ от мониторинговых агентств, например, «Медиалогии». Каждый квартал агентство публикует свежие рейтинги федеральных, региональных и отраслевых СМИ.

Далее ищите контакты редакции и лично журналистов (обычно есть на сайте СМИ), пишите письма, звоните, встречайтесь лично, подпишитесь на них в соцсетях. Часто в своих лентах репортеры публикуют просьбы дать комментарии или рассказывают о темах, которые собираются освещать. Максимально много и интересно рассказывайте о своем бизнесе. Постоянно предлагайте комментарии, интервью, кейсы.

3. Блог-платформы и блоги СМИ.

Появляется все больше медиа с возможностью публикации гостевых материалов, причем совершенно бесплатно. Это известные блог-платформы, а также раздел «Блоги» на базе известных СМИ.

Перечислим основные:

  • VC.ru – вы сами всё знаете.
  • TJournal – технологичное издание про интернет-героев, социальные сети, блоги и гаджеты (есть раздел «Блоги»).
  • Spark – блог-платформа для общения малого бизнеса из технологического сегмента (правда она понемногу умирает, или нет?)
  • Habr – крупнейший ресурс для ИТ-специалистов, здесь публикуются кейсы, инструкции, новости отрасли.
  • Cossa – отраслевое издание о маркетинге и коммуникациях в сфере digital (есть раздел «Блоги»).

Именно там вы можете опубликовать, например, свой кейс (уже получите упоминание компании или продукта), а при желании можно вести колонку на постоянной основе.

Важно знать, что материалы проходят строгую модерацию. У каждого такого ресурса есть четкие требования с примерами, как должен быть написан материал. Главное требование у всех – практическое применение материала. Вот, например, как выглядит такая инструкция на VC.ru.

4. Группы в соцсетях помогают не только находить нужные контакты в СМИ, но и всегда быть в курсе того, что волнует медиасообщество.

Например, в Facebook очень популярна группа Ищу контакты (PR, СМИ, Маркетинг, Digital) (более 6 тысяч участников). Существует множество отраслевых групп. Одна из таких – PR travel для общения участников туристического рынка с журналистами и блогерами (более 1700 участников).

Группы прекрасно индексируются в поиске соцсети по ключевым словам. Ищите, вступайте в них, находите там нужных представителей СМИ, просматривайте запросы на комментарии и т.д.

5. Личные или корпоративные блоги можно добавить к сайту компании отдельным разделом.

Блог может быть как корпоративным (пример блога команды «Додо пицца» Sila-uma.ru), так и личным (NOTA BENE – личный блог Евгения Касперского). Главное, чтобы в нем затрагивались проблемы вашей целевой аудитории.

Любимые всеми классические соцсети Facebook и Вконтакте не подразумевают длинного формата, поэтому лонгриды с вашими рассуждениями лучше публиковать в блогах. А вот анонсы этих материалов на страничках своей компании в соцсетях публиковать нужно обязательно.

Что в итоге?

Да, эффект будет отложенным. Ваши статьи в блогах не сразу попадут в ТОП поисковой выдачи, а количество прочтений будет расти постепенно с приходом опыта в создании таких материалов. Не все материалы будут сразу приводить клиентов.

На выстраивание связей со СМИ нужно время. Но журналисты привыкнут к вам при регулярной настойчивой работе с ними, будут обращаться снова и снова. Таким образом, вы сначала нарабатываете контакты и репутацию. Потом это многие годы работает на вас, генерируя новые интервью, кейсы, комментарии и другие упоминания вас и вашего бизнеса в СМИ и блогах, а главное – узнаваемость вашего бренда, лояльность пользователей и новые продажи!

p.s. Спасибо Ольге Боголюбской (Kaspersky Lab) за консультацию при подготовке материала.

Понравилась статья?
Статья — ниочем, потратил время зря!
Да, полезно! Пиши ещё!
Я зелёная морковь.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
25 комментариев
Написать комментарий...
Нина Курбатова

Вы тут Mediadigger упомянули. Вы сами давно в сервис заходили? Судя по фейсбуку дела у них не очень. Слышу про них впервые ( прессфид и дедлайн знаю, пользуюсь иногда).

Так вот, зарегистрировалась сейчас на Mediadigger, а мне на почту письмо про какую - то очередь и ожидание..... и там же предложение заглянуть к ним на фейсбук. А там.... а там последний пост от 10 января. А предпоследний от 29 сентября 2017...

Вот уже жалею что поспешила с регистрацией и засветила контакты.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Evgeny Vasyuk
Автор

У нас старый аккаунт там, все работало :)
Но мы в последнее время в основном пользуемся pressfeed, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Ломаев

крутенько. Планфакт начинал норм, а что это вот такое, и зачем я не понял. Походу все пошло в топку. печальненько, ну да ладно.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Vasyuk
Автор

Иван, добрый день. В этом месяце в ПланФакте ожидается рекорд по продажам за все время существования. Так что не печальтесь.
Я вот это зачем? Ну представьте, вы предприниматель.. и хотите, чтобы про вашу компанию узнало много людей... чтобы росли заказы вместе с репутацией.
Вот за этим.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

Давно известно истина, что многие журналисты и СМИ очень рады, что кто-нибудь подкинет им толковую статью или инфоповод и сделает половину работы за них.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Vasyuk
Автор

Это же win-win, разве нет?
Много истин давно известно, но не все ими пользуются :)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

Ну да, нам про это ещё в универе говорили

Ответить
Развернуть ветку
Павел Смирнов

Многие СМИ требуют эксклюзив. Это значит, что попав в одно издание, вы автоматически уже не попадете к другим.

У многих слишком завышенные требования к срокам давности. Если новость компании вышла в корпоративном блоге неделю назад, для сми это может оказаться уже "тухляк"

Часто встречается, что СМИ просто игнорируют сообщения на основную почту и отвечают только с почты самих журналистов. А если вы известная компания, то сначала вам всеми правдами и неправдами будут навязывать платное сотрудничество. Win-win это красивая сказка, СМИ жаждут денег в первую очередь, а сама новость ради новости им мало интересна

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Vasyuk
Автор

В разделе статьи "Как достучаться до СМИ?" нет ни одного пункта о том, что писать нужно на общую почту.
Попробуйте поработать с Pressfeed, найти и пообщаться с журналистами в том же Facebook.

Если считать, что все от вас хотят денег, то так оно в итоге и будет получаться :)

Ответить
Развернуть ветку
Mariya Elman

Евгений, я вас разочарую, но платный пиар называется маркетингом и рекламой! Пиар - он бесплатный, потому что по любви! НЕ вводите людей в заблуждение. Вы ничерта в пиаре не понимаете.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Vasyuk
Автор

:(

Ответить
Развернуть ветку
Maria Erohina

https://deadline.media/ - очень полезный сервис для пиарщиков и журналистов. Главное - бесплатный!

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Vasyuk
Автор

он в статье указан ведь :)

Ответить
Развернуть ветку
Mariya Elman

Мм, а бывает платный пиар????

Ответить
Развернуть ветку
Alexei Boev

Мария, я уверен, что читатели жаждут услышать от вас используемое вами определение понятия «PR» (безотносительно того, какой он). А после можно будет выяснить, кто в чем и насколько хорошо разбирается :-)

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Vasyuk
Автор

Первый раз я попробовал платный PR лет 10 назад. Нас было пятеро в компании. Мы оплатили корпоративный аккаунт на Хабре. Мне понравилось, удалось наладить кое-какие связи с общественностью. Потом мы начали платить за публикации на других ресурсах. А когда у нас закончились деньги, мы нашли инвестора. Но это уже другая история

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

Где-то я все это уже читала. Один в один.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Vasyuk
Автор

Материал на днях выпустили сначала у себя в блоге, потом удалили там и решили опубликовать здесь.
Значит вы успели прочитать у нас :)

Больше нигде не могли

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

Не исключено. И что думаете здесь больше охват?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Vasyuk
Автор

Чем у нас в блоге? Конечно.
Мы, правда, у себя таргетинг подключаем и рассылки.

Но главная причина - этот материал хорошо ложится в цикл публикаций на VC, продолжает прошлую инструкцию по маркетингу.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko
Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Vasyuk
Автор

нет

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

это для Веры ответ

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

Ссылка на РИА с 404

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Vasyuk
Автор

поправил, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда