{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Страна маркетологов без маркетинга

Как известно, в некоторых вопросах разбирается каждый, например, в футболе или политике. Бывает, что все разбираются в медицине, но это обычно временно. Потом эксперты-вирусологи превращаются в экономистов, а из экономистов в кого-то еще.

Количество чего именно увеличено (и увеличено ли) — не придумал

Но есть вещи более постоянные, в которых принято разбираться вне зависимости от внешних событий.

Если взять что-то поближе к тематике этого портала, то это, например, дизайн — в дизайне разбираются все. По умолчанию. Вне зависимости от образования, сферы деятельности или опыта. Достаточно посмотреть комменты к любому материалу о дизайне — хоть к инициативам Логомашины, хоть к новостям из жизни Джонни Айва, хоть к логотипу «и точки».

Или в маркетинге — в нем тоже, как известно, разбирается каждый. Понятно, что если ты покупаешь или используешь товар или услугу (как говорят маркетологи, «потребляешь»), умеешь читать и писать, то все — в маркетинге ты эксперт. Ну а чего в этом вашем маркетинге непонятного?

Или вымышленный (нет) пример, знакомый любому маркетологу, поработавшему в крупной компании. Проходит совещание у руководства. Выступает финансовый директор — все кивают. Руководитель разработки (у меня опыт в основном в IT, но вы можете заменить разработку на что-то другое) докладывает об успехах, отвечает на пару вопросов по срокам, на этом всё. Когда доходит дело до маркетинга, внезапно у всех появляется мнение, которое нужно высказать. Бывалые маркетологи к этому привыкли и не обращают внимания, это просто часть работы.

Почему так? Да потому, что все считают себя экспертами в маркетинге. Опять же вне зависимости от образования, сферы деятельности или опыта. Разумеется, это так же справедливо и в случае упомянутых футбола, политики или дизайна, но не о них сейчас речь.

«Стоп, но ведь и правда маркетинг — это не рокет сайенс. Любой человек может прочитать и понять маркетинговую стратегию, примерить на себя позиционирование и рекламные сообщения, оценить рекламный креатив. Это ведь не то же самое, что программный код или финансовый отчет — там что-то понимать и уметь надо!»

Ну вот я об этом: ) Что-то понимать и уметь надо везде.

Но давайте вернемся к тому, зачем этот ваш маркетинг вообще нужОн.

Основное предназначение маркетинга — создавать нужные людям классные продукты и делать так, чтобы они (люди) о них узнали.

Если 146% населения — классные маркетологи, то нас должны окружать исключительно классные продукты, мы должны видеть сногсшибательную рекламу, только релевантную нам (а нерелевантную не видеть вообще), и сходу понимать ценность предлагаемых продуктов. Но так ли это?

«Ну ладно, не все 146% шарят в маркетинге, но я-то шарю!» .

Ну да, а еще большинство водителей водят лучше среднего:

Лейк-Уобегон

Эффект Лейк-Уобегон (Lake Wobegon effect) выражается, в том что люди склонны переоценивать свои способности. Назван так в честь вымышленного города, в котором “все женщины сильны, мужчины — красавчики, а дети — со способностями выше среднего”. То ли то же самое, то...
Лейк-Уобегон

Эффект Лейк-Уобегон (Lake Wobegon effect) выражается, в том что люди склонны переоценивать свои способности. Назван так в честь вымышленного города, в котором “все женщины сильны, мужчины — красавчики, а дети — со способностями выше среднего”. То ли то же самое, то ли где-то рядом такие когнитивные искажения, как эффект сверхуверенности и иллюзорное превосходство (надо еще поизучать, но для нас разница, если и есть, непринципиальна).

Примеры:
По разным исследованиям, 75-93% водителей считают, что водят лучше некоего среднего водителя, чего, естественно, быть не может.
Есть также известное исследование, что 98% студентов оценивали свои лидерские качества выше среднего 🤷🏼‍♂

В общем, мы склонны переоценивать свои способности, и ничего не можем с этим поделать.

Какой вывод из этого мы можем сделать?
Что бы мы ни думали про свой продукт, крайне высока вероятность, что мы его переоцениваем. При этом объективно мы это оценить не можем — нет таких инструментов: сами не можем, близкие не скажут, потребитель тоже честно не ответит (об этом напишу завтра).

Единственный выход — предполагать, что наш продукт хуже среднего, и постоянно его улучшать вне зависимости ни от чего. Понятно, что процесс это бесконечный. Передаю привет сторонникам подхода “и так сойдет”.

#поведенческиймаркетинг #стратегия

«Ну подожди, я ведь и правда потребитель, даже если не маркетолог. Я же могу сказать, классный это креатив или нет, хороший дизайн или нет, отзывается позиционирование или нет, чушь вы вообще несете или нет — для этого не нужна квалификация. Чтобы это оценить, достаточно быть потребителем, а я такой потребитель и есть».

Так-то оно так, но не совсем. В маркетинге все же принято оперировать больше данными и цифрами, а не мнениями. А цифры связаны с потребительскими сегментами. И вы сейчас приравняли себя к целому сегменту. Рано или поздно такое произойдет, потому что действительно при высокой степени персонализации (все к этому идет) в крайней точке потребительский сегмент состоит из одного человека. Но пока что это не так. Кроме того, люди плохо умеют анализировать причины своего поведения и еще хуже прогнозировать его. Так что вы (и я) на самом-то деле и сами заранее не знаете, купите продукт или нет. Окажетесь в ситуации выбора/покупки — вот тогда и станет ясно.

“На меня реклама не действует”

Третий эксперимент из серии. Посвящается тем, кто уверен, что на них-то реклама не действует.

Нейробиолог Томас Рамсой описывает такой эксперимент.

Участникам показывали рекламные ролики, в том числе определенного бренда краски. При этом одна группа...
“На меня реклама не действует”

Третий эксперимент из серии. Посвящается тем, кто уверен, что на них-то реклама не действует.

Нейробиолог Томас Рамсой описывает такой эксперимент.

Участникам показывали рекламные ролики, в том числе определенного бренда краски. При этом одна группа видела 15-секундную версию, а вторая — 30-секундную. Контрольной группе рекламу этого бренда не показывали вообще.

А потом их отправили в магазин со списком заданий. На самом деле исследователей волновало только одно, но для чистоты эксперимента задания давали разные. Интересующее их задание, естественно, было купить краску, чтобы покрасить стены в комнате. Параллельно фиксировали направление взгляда с помощью айтрекинга и снимали электроэнцефалограмму.

Результаты эксперимента:
1. Участники, которые ранее видели рекламу, больше времени и внимательнее изучали стенд с краской по сравнению с контрольной группой, то есть теми, кто рекламу не видел.
2. 91% участников, посмотревших 15-секундный ролик, купили рекламируемый бренд краски. Среди посмотревших 30-секундный ролик рекламируемый бренд купили 100%. В контрольной группе этот же бренд купили 78% (что, кстати, тоже очень хорошо).
3. После эксперимента участники отрицали, что на их решение как-то повлияла увиденная реклама. Они говорили, что им понравился цвет краски или бренд, и даже после того, как им еще раз показали ролик, они утверждали, что нет, дело вовсе не в рекламе.

В общем, реклама работает, а мы этого не осознаем. Надо просто исходить из того, что мы как потребители подвержены влиянию рекламы, даже если нам кажется, что в конкретном случае это не так.

См. ниже иллюстрацию

#нейромаркетинг

Таким образом, стоит говорить не о том, что вам кажется, а о том, что подтверждают цифры. А еще есть первое (может и не первое, это я так придумал) правило маркетолога — не примерять на себя.

«А что если маркетинг — это какая-то вредная деятельность, направленная на стимулирование бездумного потребления? Надо просто производить хорошие товары, и никакой маркетинг не понадобится».

Ну во-первых, производить хорошие (то есть нужные людям, востребованные) товары без маркетинга не получится. Как минимум, придется изучить потребности людей. Кто этим занимается?

Во-вторых, дело даже не в производстве или не только лишь в нем. Возьмем актуальный сегодня пример — про Hoff и IKEA. Часть людей говорит: «Ну ушла IKEA, ну что переживать? Большинство товаров и так делалось в России. Кроме того, у нас же есть и ритейлеры свои, например, Hoff».

Только дело не в том, чтобы произвести. Дело в том, чтобы продать.

Кстати, так выглядит торговый зал Hoff:

И это я специально выбрал удачное фото

А так IKEA:

Действительно, и там и там — диваны. Но разница есть — фото может этого не передавать, но все, кто бывал и в Hoff, и в IKEA, уверен, чувствовали разницу — в Hoff ты будто на рынке, а в IKEA скорее дома.

«Ты зачем сравниваешь торговый зал, забитый диванами (такой и в икее есть!), и демонстрационную комнату?»

А в Hoff есть такие комнаты? А эти комнаты, ассортимент, выкладка, размеры свободных площадей, свет, навигация — это чьих рук дело? Это вопрос маркетинга или производства? (Конечно, дело не только в маркетинге, бизнес-процессы несколько сложнее, но чуть утрируем для примера.)

Более того, IKEA конечно — это не только диваны и шкафы, а еще хот-доги и безлимитная газировка для детей (вредно, я знаю, но даже в ней «мы уменьшили количество сахара в 2 раза»). Ну и фрикадельки, куда без них. Это все такой вот лайфстайл, специально созданный профессионалами (в том числе маркетологами!) и, что важно, востребованный людьми, отсюда и переживания. Дело не в производстве диванов.

Разговор, впрочем, не об ИКЕЕ — это только пример для иллюстрации.

Говорят, в США есть поговорка «доллар тому, кто придумал, десять — тому, кто произвел, сто — тому, кто продал».

Уж не знаю, сказал это Джейсон Стэтэм или нет, но суть-то отражена верно.

Но иногда в них что-то есть!

В общем, давайте признаем. В условиях конкуренции без маркетинга никак. Без маркетинга у нас не получится ничего импортозаместить, и возможно даже стоит признать, что в маркетинге тоже нужно что-то понимать, и не каждый умеющий читать и писать — маркетолог (дизайнер/политик/футболист/…).

Еще бы, конечно, хорошо не смешивать маркетинг и рекламу, но об этом я уже писал:

Почему этот ваш маркетинг не работает. Да потому что это не маркетинг!

У Иннокентия свечной заводик, трешка в центре, крузак; у жены — ку5. В целом все хорошо: заводик работает, свечки продаются, какие-то деньги на счету копятся. Но Иннокентий понимает: бизнес неплохо бы увеличить — крузак пора обновить и дачу достроить. Да и дочь скоро вырастет, надо будет и ей квартиру покупать.

Кстати, слово «страна» в заголовке, конечно, лишь для кликбейта красоты. Это релевантно для любой страны, но другое дело, что в части из них уже признали, что маркетинг и продажи — одни из ключевых функций бизнеса, а другим пока еще только предстоит это признать. А, возможно, дело даже и не в стране, а в окружении — конкретной компании, людях, интернет-сайте, уютном чатике.

Пусть каждый занимается своим делом, и тогда, глядишь, мы действительно будем окружены классными продуктами и будем смотреть на релевантную сногсшибательную рекламу, видеть которую и приятно и полезно.

В завершение позволю себе лирическое отступление. Первая волна собственников – людей, которые создавали бизнес в лихие 90-е и понятия не имели об этом вашем маркетинге-шмаркетинге — уходит. На смену этому поколению приходят «выросшие в рынке» миллениалы и зумеры, которые теперь будут конкурировать между собой и с высокой вероятностью поломают системы маркетинга по понятиям и здравому смыслу» и «конкуренции через погоны/админресурс» (по крайней мере, очень бы хотелось). Поэтому сейчас самое время уделить максимум внимания маркетингу здорового человека. Грамотный маркетинг позволяет одерживать краткосрочные победы и только благодаря ему возможно планировать средне- и долгосрочные стратегии развития продукта. И на развитом рынке главным является все-таки клиент, который при прочих равных выберет продукт с понятной ценностью, лучшим сервисом и приятным релевантным продвижением.

И еще хочу повторить известную истину: маркетинг — это не точная наука, не алгоритм, не догма и не гарантия. Это итерационная исследовательская деятельность. Нет ни одной книги по маркетингу, в которой было бы написано: 2 ролика и 3 лендинга стоимостью 10 (20-30-100) тыс. рублей принесут прибыль в 1 миллион (если нашли такую — выкиньте ее). Маркетолог — исследователь. Он строит гипотезу, проверяет ее, анализирует результат и делает выводы. И только таким путем — постоянных исследований, накопления опыта и применения полученных результатов — обеспечивает более-менее надежную стратегию успешных продаж. Или не обеспечивает. А ведь еще надо делать поправки на действия регулятора, конкурентов и динамику поведения потребителей.

Исследователю всегда нужны удобные инструменты. Поэтому в помощь для владельцев бизнеса и маркетологов, которые хотят лучше понять и отразить ценность своего продукта для людей, мы сделали карту ценностного предложения (и, кстати, проверили ее в деле на десятках проектов). Новые проекты мы взять в работу не можем, но методикой делимся с удовольствием. По ссылке есть инструкция и реальные примеры из жизни. Используйте на здоровье. Это бесплатно.

Это статья из моего блога, но подписаться там нельзя, зато можно вы сами знаете где.

0
119 комментариев
Написать комментарий...
Диана Ашумова

Текст отличный! Легко и приятно читать)))

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
116 комментариев
Раскрывать всегда