(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://t.me/+IMXtxDWmLC8wZDNi', text: 'О контекстной рекламе простыми словами', button: 'Подписаться', color: '#0a0a0a', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Готовы к монополии на рекламном рынке? Как новый закон о маркировке рекламы повлияет на рынок и причём тут госкапитализм

Кажется, новый закон о маркировке интернет-рекламы именно к монополии нас и ведет. Разбираем, что это за закон такой, как он повлияет на рекламный рынок и какую нездоровую тенденцию он создаёт.

Привет! На связи Богдан Ефремов — специалист по контекстной рекламе и руководитель агентства EFREMOV MEDIA. Хочу поделиться соображениями по поводу перемен, которые настанут после 1 сентября. Речь идет об обязательной маркировке интернет-рекламы.

Закон свежий, он однозначно будет еще дорабатываться и обновляться, единственное, в чем я уверен — изменения нам жизнь не облегчат.

Что случилось

С 1 сентября в силу вступит закон № 347-ФЗ, по которому вся интернет-реклама должна будет маркироваться. Маркированная реклама — это реклама, у которой есть идентификатор, то есть уникальный номер и метка «реклама». В нашем мире появятся новые термины:

  • ЕРИР — единый реестр интернет-рекламы, система учета, которую создал Роскомнадзор. В этом реестре будут собираться все данные о том, что мы делаем, с кем работаем, какими суммами управляем.
  • ОРД — оператор рекламных данных, компании, которые будут собирать информацию у рекламодателей и передавать ее в ЕРИР. А еще собирать с нас дань.
  • Токен — идентификатор, который ОРД будет присваивать каждому креативу.
  • Разаллокация — детализация работы и результатов после того, как креатив открутится.

Работать теперь будем по-новому

Если раньше агентство и рекламодатель заключали (или не заключали) договор, работали и рассчитывались только между собой, то теперь над отношениями клиента и агентства будет держать свечку ОРД. Скоро схема работы будет такая:

  • Клиент и агентство заключают договор, где прописываются все данные обеих сторон. Без договора теперь работать не получится.
  • Создаем креативы: баннеры, видео, и передаем инфо по договору и креативы в ОРД.
  • На каждый креатив получаем токен. Добавляем его в креатив.
  • Запускаем рекламу.
  • Через месяц передаем отчет с резаллокацией трат, данные о договорах и актах, статистику о показах с детализацией до площадок и креативов.

Сами видите, сколько лишней возни добавилось. А если креатив работает плохо, и мы решаем заменить его, то на новый надо будет опять получать токен.

Недостатки новой системы

1. Соблюсти NDA не получится — агентства обязаны будут раскрыть информацию о клиенте и цене договора РКН. Мы должны будем сообщать ИНН, ОГРН/огрнип клиента, ФИО, адреса, контакты, название компании.

2. Частным специалистам, которые привыкли работать по устной договоренности без оформления договора, придется выйти из тени. А значит, и платить налоги.

3. Пока официально не объявлено, какие штрафы ждут ослушавшихся, но в статье «Нарушение законодательства о рекламе» для юрлиц предусмотрены санкции в виде 100–500 тысяч ₽ (п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ).

ОРД будут брать комиссию за свои услуги, пока точной суммы или процента не объявили, как и не объявили компании, которые будут выполнять функции оператора. Зато известны кандидаты — это гиганты digital-рынка:

  • Яндекс
  • ВК
  • «Медиаскаут» (МТС)
  • «Озон ОРД» (Ozon)
  • «ОРД-А» (платформа анализа пользовательских данных в интернете AmberData)
  • «Первый ОРД» (Вымпелком)
  • «ОРД-Лаборатория разработки» (Сбер)

Интересно, что этот закон идет в тандеме с законом о едином операторе наружной рекламы, который грозит закрытием Авито, Юле и прочим площадкам. В итоге всех реформ, скорее всего, наружная реклама будет проходить через одного частного оператора, что означает полную монополию. А еще это значит, что как в марте, когда захлопнулся Нельзяграм, Директ снова столкнется с наплывом рекламодателей (монополизация только усилится). Ждем осень — ждем еще больших неопределенностей.

Мы только что описали недостатки, поэтому логично, что следующая глава должна быть про плюсы. Лично я их не увидел, кроме эфемерной защиты потребителя от тлетворного влияния иноагентов. Если вы заметили что-то ещё — напишите об этом в комментарии.

Реклама станет дороже, работать станет сложнее

Во-первых, это случится из-за возможного наплыва новых рекламодателей, если придавят Авито и прочих. Больше рекламодателей, выше конкуренция при том же количестве пользователей.

Во-вторых, из-за комиссий. Да, сейчас вроде говорят об 1% от крупных площадок за обслуживание закона, но что будет потом, когда все обязательства ОРД приберут к рукам гиганты и поставят схему «на поток», предсказать трудно. Бесплатно не будет точно.

А еще работать станет сложнее: модерация креативов уже ужесточается, времени на прохождение модерации нужно будет больше, а еще волокита с данными для ОРД до запуска рекламной кампании и после.

Кстати, регистрировать нужно будет и рекламу у блогеров, и рассылки не по своей базе (может, хоть спама станет меньше), рекламные ссылки в seo-статьях.

Что это всё означает?

На самом деле вопрос сложнее чем кажется. Основную причину непонимания рынком нового закона можно описать одним вопросом: кто-то действительно об этом просил? Не понятно что этот закон из себя представляет, как он будет работать, зато все точно знают, что кто-нибудь на нём точно заработает.

Лично мне сложно представить потребителя, который, сидя в интернетике, ущемился от того, что ему попалась не промаркированная реклама. Да ещё и от голландского юрлица, ужас то какой! Поэтому основная аргументация закона выглядит, мягко говоря, спорно.

Как по мне, это лишь очередная попытка состричь маржу на ровном месте и контролировать всё на свете в условиях кризиса. Однако по факту мы получаем лишь очередной бюрократический геморрой и ничем толком не обоснованные расходы малого и среднего бизнеса да ещё и в условиях кризиса. Но, видимо, аппаратные старцы в интернет-рекламе понимают больше, чем сами рекламщики.

К чему это может привести в долгосрочной перспективе? Ну помимо самого закона, как свершившегося факта, мы получаем нездоровую тенденцию на создание «Единых операторов» во всех сферах бизнеса.

Не удивлюсь, что прямо сейчас, пока мы возмущаемся законом о «Едином операторе цифровой рекламы» на рассмотрении у наших учёных мужей лежат законы о «Едином операторе хлебобулочных изделий», «Едином операторе маникюрно-педикюрного хозяйства» и «Едином операторе порнографических материалов». Да, госкапитализм он такой.

На этом у меня все Расскажите, что думаете о новом законе, чего ждете осенью?

Присоединяйтесь к моему Telegram-каналу, в нем я рассказываю об инструментах контекстной рекламы, вместе с подписчиками разбираем волнующие вопросы.

Сайт: efremov-m. ru.

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://t.me/+IMXtxDWmLC8wZDNi', text: 'О контекстной рекламе простыми словами', button: 'Подписаться', color: '#0a0a0a', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
32 комментария
Написать комментарий...
Любомир Пильчак

К чему это может привести? Помоему, к отмене этого закона через месяц или значительной доработке. Выглядит очень тяжело для обычного запуска рекламы. По ощущениям, запуск нового креативы по уровню сложности выглядит как запуск нового медицинского препарата на рынок. А зачем это и к чему это? Совсем не понятно. Если хочется контролировать креативы, ну можно же просто заставить яндекс и другие рекламные сети хранить данные о креативах в течении какого-то времени)

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Ефремов
Автор

Будет как с Пакетом Яровой. Примут, а реализовывать будут в течение пары лет, может как-то отредактируют

Ответить
Развернуть ветку
Любомир Пильчак

Хочется верить что так и не реализуют. Иначе это не реклама уже а чисто пройди квест на модерацию)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Козявкин

Теперь представь условного Васю Пупкина, у которого несколько сотен сайтов-зеркал с пиратскими фильмами, сериалами и т.п., и он эти сайты монетизирует рекламой всяких казино, ставок и прочей лабудой. Естественно налогов он платит ровно 0, а доходы получает в крипте, наличкой или другими похожими способами. А российские пользователи прилежно смотрят всю рекламу перед тем, как посмотреть новую серию Ведьмака или там Доктора Стренджа 2. Как именно закон и РКН заставит Васю Пупкина маркировать рекламу и отправлять скриншоты с описаниями и и т.п. в реестр? Домен по любому зареган в иностранном регистраторе на private person, хостинг расположен где-нибудь в Германии. После бана очередного зеркала появляется 5 новых. В итоге "обелить" рынок практически нереально, а доставить геморроя обычным участникам - агентствам, например, это только за радость.

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Ефремов
Автор

Вы знаете, у нашей страны всегда было много проблем. Но с чем у нас всегда было хорошо - с взиманием налогов. Я думаю они найдут способы ловить таких ребят

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов
Но с чем у нас всегда было хорошо - с взиманием налогов.

Эээээм, ну вообще то нет.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Cato

В рот кормил сгущенкой этих уважаемых законотворцев.

Что за гении которые родили этот замечательный закон? Совершенно оторванные от рекламы сыновья уважаемых дам.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Cato
Ответить
Развернуть ветку
Роман Горобченко

А потом базы этого единого оператора кто-то хакнет и будет продавать все креативы со всеми деталями настройки

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Старков

Допустим, есть факты, когда какие-то веселые ребята обходят модерацию (только сегодня видел объявление в телеге о том, что могут) и размещают всяческое, не очень приятное или с нарушениями закона.
Вот сейчас надо будет сдать всю инфу о том, кто, кого, каким образом отрекламировал как следует.
Вопрос не в том, что ради людей, скорее для того, чтобы другие нормативные акты получали инструменты для выполнения своих функций и задач.

Мы же все знаем, за что нельзяграм сделали таковым. И все знаем, что специальнообученные ребята проталкивали самизнаетечто. Вот теперь это сделать будет сложнее.

Да, всем остальным тоже будет не просто, но разберемся же?

Для меня общий фон этой статьи "все пропало, потому что они опять что-то придумали". Ну типа да, чуть вяло разбавлено аргументами, но в целом?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Cato

Вы же понимаете что закон абсолютно бредовый?

Я понял вашу мысль о том что закон поможет бороться со всякими непонятными мутными типами с фейковыми казино, ставками и прочее. С одной стороны прекрасно. Но с другой!

Вы представляете какой это бред попытаться собрать всю! ПОВТОРЮСЬ! ВСЮ МАТЬ ЕГО РЕКЛАМУ! С сайтов которые просто в SEO выдаче. Отовсюду. Из любого занюханого уголка рунета.

При это слив всех данных хер пойми кому. Личные данные и данные о рекламе, где она размещалась, сколько стоила. Это информация стоит немалых денег сама по себе.

Люди его писавшие просто нихера не понимают как всё работает.

Вот взять например партнерский маркетинг. Я допустим рекламирую какой-то товар, мне за продажу платят 50%.

Но с новым законом я обязан слить в реестр все данные о моих кампаниях. И доступ к этим данным будет иметь конечный рекламодатель, чей товар я рекламирую. Он тупо копирует мои кампании и шлет меня к чертям, снимая все сливки.

Это что мать его такое? А? Это убийство всей отрасли. Просто.

Мало того попытки излишней централизации сами по себе дурно пахнут, убивая в себе предпринимательский движ. Это выкидыши комипид*ров решили вернуть ОБЛСПИЧПРОМЫ в новом цифровом формате. ГЛАВРЕКЛАМА.

upd: Нормальные законы отвечают на потребности в обществе. А не насаждаются сверху. Я даю руку и ногу на отсечение, что ни у одного участника рекламного рынка даже в самом изощренном ночном кошмаре не было мысли о чертовом реестре рекламы!

На самом деле это просто оргазм холеного чинуши помещенного на бумажках и якобы контроле.

Ответить
Развернуть ветку
Любомир Пильчак

Так некоторые люди и на улицу выходят что бы закладки раскладывать, давайте теперь по заявке на улицу выходить?))

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Старков

ну вы предложите куда следует, может они рассмотрят.

в статье автор недоумевает, зачем, почему и к статье прикрепляются комментарии - чтоб обсудить.

вот я предложил вариант, допустим вот из за этого придумали всю эту лабуду, что не так?

Ответить
Развернуть ветку
Любомир Пильчак

Конкретно в этом законе всё не так :)) Осталось заставить всех приходить в МФЦ с распечатанными объявлениями и нотариально заверять скриншоты с объявлениями которые будут отправляться на проверку :)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Cato

Тихо! Тссссс. Вас могут услышать ментальные вахтеры, обладающие самыми широкими полномочиями.

Ответить
Развернуть ветку
A.K.
Недостатки новой системы...придется выйти из тени. А значит, и платить налоги.

Вы, главное, если за рубеж переедете, не пишите подобные статьи, а то за вами придут за подобные формулировки, так как удивительно, но факт - мало где терпят любителей уклоняться от налогов, даже если это делается во имя подразумеваемых вами высших целей.

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Ефремов
Автор

Не нужно недооценивать крупный пласт фрилансеров, которые работают по, так скажем, устной договоренности.
Плюс тут этот момент я рассматриваю как факт, так как заявленная цель - повысить качество рекламных материалов для конечного пользователя, а фактически - легализовать весь рынок.

Ответить
Развернуть ветку
A.K.

Да это понятно про крупный пласт. Я именно удивился заголовку, под которым это было написано. Надо было вне заголовке писать это просто как факт, а не как преимущество или недостаток.

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Ефремов
Автор

А как вы думаете, как дальше будет развиваться законодательство в области интернет-рекламы?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Светлана Листопадова

Речь идет о крупных игроках? А что будет с рекламой в небольших аккаунтах в соцсетях или на сайтах? Как там планируют отслеживать? И в целом, а если это кросс-промо, а не реклама? Как будут различать? Очень много вопросов ....

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Ефремов
Автор

Я так понимаю, данные планируют собирать вообще со всей рекламы в интернете. Вплоть до мелких блогеров. Как они это планируют контролировать - пока не ясно

Ответить
Развернуть ветку
Darth Swordman
Без договора теперь работать не получится.

Я слабо представляю оператора, способного в принципе физически переварить каждый факт размещения рекламы в рунете. Особенно где-нибудь в соцсетях. Ну нет ни у кого таких ресурсов, по аналогии с мифом про личного майора у каждого пользователя яндексовской колонки.

Как по мне, тут скорее будет действовать схема с обязательной регистрацией рекламного кабинета, и дальше уже размещение будет считаться автоматической офертой. И все платные рекламные публикации на автомате пойдут с налогами на основании платежа. А модерация, вероятно, будет на совести площадки, как это сейчас и есть, и логи уже будут предоставлять кому надо по запросу, если какой-то косяк всплывёт. Это предположение, конечно, но вполне реалистичное хотя бы)

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Ефремов
Автор

В этом и проблема, что приходится додумывать за авторов закона.
Ну а ваш сценарий - звучит вполне адекватно и не так болезненно)

Ответить
Развернуть ветку
Артём

Я тоже бы хотел в это верить. Но давайте представим себе такую картину:
Помниться когда-то винды всегда были только пиратские, по-моему даже в гос компаниях.
Потом товарищ майор решил, что закон отличный. С помощью него можно наловить опасных элементов и отправить их исправляться. Начали буквально ловить эникейщиков и сажать на N лет. В интернете вой стоял приличный. Так как я сам тогда был эникейщиком помню, что желание этим заниматься отбило напрочь.
-
И так, кто мешает в соц сетях ловить, покупая специальную рекламу с отправкой денег со специального счёта*
При этом зарабатывать "палки" и сопутствующие бенифиты. Как следствие пугать народ.

Мне кажется когда у тебя дубина в руках вытворять можно всё что угодно. Поэтому нам не стоит обольщаться и до мелких соц сетей доберутся.

Ответить
Развернуть ветку
Darth Swordman

Да речь в целом шла не про веру или надежду, а про техническую возможность как таковую. А её нет для такого объёма данных и не предвидится. Закон Яровой-то уже сколько лет откладывают по той же причине — банально нет мощностей.

А что до Windows — там инфошум был очень сильно преувеличен. Компания официально пришла в Россию, платила налоги и вполне закономерно подпадала под закон об авторском праве. Но реальных дел со сроками были единицы, почти всегда всё решалось штрафами. Задача стояла немного другая — припугнуть основных распространителей пиратины и популяризовать легальный софт. Что до недавнего времени вполне себе и работало в OEM-ритейле.

Ответить
Развернуть ветку
Helina Ryzhkova

Примут-не примут, будет работать-нет и так далее)
Для салонной беседы тема сгодится, а если подумать что с этим делать, то …

Нужно уходить от необходимости рекламной иглы в сторону органического продвижения.
Да, дольше, более трудоемко, но и бонусы во всем этом тоже есть.

Ответить
Развернуть ветку
Бегите, глупцы!

Тебе не придется маркировать рекламу, если ты скажешь, что это технически невозможно сделать

Ответить
Развернуть ветку
Любомир Пильчак

Подозреваю что будет типа такого ответа: Не можешь сделать - не делай значит))

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов
Недостатки новой системы: придется выйти из тени и платить налоги.

Так это же наоборот преимущество для рынка, когда все играют по одним правилам.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Июнь

Путлера на*уй и жить станет проще, 100% инфа

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Котов

Закон примут, системнымными станут Russ Outdoor, далее нас начнут доить, плюс фнс улучшит собираемость налогов. С одной стороны, это хорошо. Но учитывя то, что мы, например, с 2016 года платим утиль сбор с самоходных машин, а ни чего еще не построенно, то предпологаю, кто-то просто станет еще богаче..

Ответить
Развернуть ветку
Павел Александрович

"...на период январь-сентябрь 2021 года интернет-реклама в России выросла на 26% и составила 214-216 млрд руб..."

это только официальная цифра не учитывая всех фрилансеров, которые трудятся в сфере.

операторы будут брать 1% от суммы рекламной кампании, вот и посчитайте сколько заработают ОРД + увеличится количество участников рынка (выйдут из тени), соответственно и налоги в бюджет. Вообщем аппартаные старцы красавцы, так держать! (есть еще откуда подсосать бабки в бюджет да и не только..)

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Раскрывать всегда