(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(92000560, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(92000560, 'hit', window.location.href);

Как мы продвигали конкурс для стартапов, который устроили фонд «Сколково» и ГК «Росатом»

Работа инвестора похожа на труд рыболова – расставляешь снасти и отсеиваешь бесперспективную кильку в надежде поймать-таки двадцатикилограммовую треску. Как сделать так, чтобы треска косяками шла в сети? Устройте конкурс. По этому пути пошли ГК «Росатом» и фонд «Сколково», организовав состязание для инновационных проектов «Вектор».

Главными призами были:

  • 300 000 рублей от Росатома,

  • до 5 000 000 рублей грантов от Сколково.

Участие — самый короткий путь получить инвестиции от корпоративного венчурного фонда ГК «Росатом». Чтобы треска, то есть молодые предприниматели узнали про конкурс и захотели в нем поучаствовать, пригласили нас – команду интернет-маркетинга WebCanape (аккредитованного провайдера технопарка Сколково по маркетингу). Наша основная функция заключалась в обеспечении стабильного потока заявок (их принимали до 15 января 2018 года).

График проведения конкурса «Вектор»

Прием заявок на участие в конкурсе — 16 октября–15 января

Предварительная и предметная экспертиза проектов — до 10 февраля

Полуфинал. Отбор финалистов на основании онлайн-выступлений — 15 февраля

Образовательная онлайн-программа: менторские сессии — до 7 марта

Финал. Очный отбор, определение и награждение победителей — 12 марта

Как продвигать мероприятие через месяц после старта – догоняя уходящий поезд

Конкурс начался 16 октября, но продвигать мероприятие начали через месяц после старта – 17 ноября. Чтобы догнать уходящий состав, нам нужно было быстро мобилизоваться – на выявление ЦА и запуска рекламы времени было в обрез.

Кадр из фильма «Господин Никто»

Организаторы поставили цель собрать около 400 заявок. Они рассчитывали, что привлекут проекты через свои традиционные каналы. В этом им помогали партнеры – технопарки, инкубаторы, акселераторы, вузы и профильные ассоциации из России и СНГ. Тем не менее, в качестве дополнительного рекламного канала привлекли нас. Расчет был на то, что с помощью охвата, который обеспечит интернет-маркетинг, мы повысим осведомленность о конкурсе и новой инвестиционной площадке «Госстарт» среди новой аудитории.

Итак, наша задача состояла в том, чтобы привести 120 проектов на конкурс. Также нам предстояло информировать участников о ходе конкурса на всех его этапах.

Каналы, которые использовал клиент до нас:

  • партнеры Сколково,

  • почтовые рассылки (по базам клиентов/партнеров).

Мы же сделали ставку на рекламу в соцсетях. Почему? Во-первых, потому что большая часть аудитории конкурса зарегистрирована в социальных сетях. И по счастливому стечению обстоятельств именно в соцсетях удобно собирать аудитории по интересам и группам, таргетироваться на них. Кроме того, платные рекламные каналы работают быстрее, чем бесплатные, а время у нас поджимало. Реклама в тематических группах повышает доверие к событию, так как публикуется в авторитетных для ЦА источниках.

Мы определили для себя три социальные сети, в которых обитала наша аудитория. Вся рекламная активность была сосредоточена в ВКонтакте, Facebook, Instagram.

На старте было выделено 4 фронта работ:

1. Ведение сообществ конкурса в социальных сетях

2. Таргетированная реклама и ретаргетинг

3. Реклама в тематических группах в ВКонтакте, Facebook

4. Ведение канала в Telegram (не для сбора новых заявок, а для информирования участников о ходе конкурса, для быстрой обратной связи и ответов на вопросы)

На основе выделенных направлений активности была сформирована команда проекта: аккаунт-менеджер, таргетолог и дизайнер. В таком составе мы выдвинулись в путь.

Основательная подготовка – половина успеха

Мы разделили все наши усилия на 4 основных группы: подготовка, ведение групп, реклама и разбор полетов.

I. Подготовка к запуску рекламы конкурса

Перед тем как развернуть полноформатные рекламные кампании мы:

  • собрали (а где ее было недостаточно – подготовили) информацию,
  • проанализировали целевую аудиторию – в нее вошли стартапы, молодые бизнесмены, студенты технических вузов, пользователи, которым интересны наука, технологии, программирование, инновации;

  • разработали стратегию рекламной кампании;

  • завели сообщества в социальных сетях, разработали контент-стратегию и составили контент-планы на весь период, согласовали с заказчиком темы, формат и периодичность публикаций;

  • нарисовали рекламные баннеры и подготовили дизайн-макеты для оформления сообществ в социальных сетях.

До запуска таргетированной рекламы важно убедиться в том, что группы оформлены и наполнены, что потенциальные участники смогут получить всю нужную информацию. Если это требование не выполнить, конверсий будет мало – при недостатке информации многие ленятся ее запрашивать и срываются с крючка.

Допустить этого мы не могли, потому сделали все как надо: написали публикации, разработали оформление сообществ в соцсетях в фирменном стиле конкурса.

II. Ведение сообществ в социальных сетях и канала в Telegram

На протяжении всех 5 месяцев конкурса (от сбора заявок до финала) мы поддерживали активность в группах:

  • делали публикации в соответствии с контент-планом – все публикации были оформлены в едином стиле;

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации
  • выкладывали фотоотчеты с мероприятий конкурса в реальном времени (отборы, обучение, полуфиналы, финал);

Публикация в Facebook
  • отвечали на комментарии и сообщения в сообществах, участники получали информационную поддержку практически 24/7.

Пользователи активно реагировали на посты с кратким описанием проектов участников, было много комментариев, споров. Конкурсантам было интересно узнать об идеях соперников, некоторые находили себе партнеров и инвесторов еще до начала отбора.

Стимулируя активность в сообществах, мы работали на будущее – формировали доверие к корпоративному венчурному фонду Росатома.

Самая «отзывчивая» аудитория была во ВКонтакте. Здесь мы собрали больше всего лайков, и здесь же были самые жаркие дискуссии. Меньше всего движения наблюдалось в постах к Instagram. Но это ожидаемо, ведь в этой соцсети «заходит» в первую очередь визуальный контент, а интеракции в комментариях ограничены – комментаторы не могут приводить доводы с помощью картинок и видео.

Ведение канала в Telegram

Канал был создан в первые дни нашего участия в проекте и работал вплоть до окончания конкурса. Здесь публиковали всю важную информацию, ответы на самые частые вопросы. Участники могли задать свои вопросы, описать проблему, а администраторы отвечали в режиме реального времени практически круглосуточно. Когда число подписчиков перевалило за 500, было важно не допускать личных бесед и споров. Потому кроме ответов на вопросы администраторы также модерировали чат.

Из вопросов, которые задавали в чате, мы получали представление о том, какие моменты в правилах проведения конкурса, организации и процессе могли быть непонятны. Эта информация стала основой для постов в соцсетях.

Telegram-чат мы завели исключительно для информирования, но совершенно неожиданно получили оттуда 12 заявок. Это иллюстрирует, что процесс принятия решения об участии состоял из нескольких касаний.

Советы по ведению Telegram-канала мероприятия

1. Представьте себя на месте участника мероприятия и заранее задайте все вопросы организатору. Мессенджеры предполагают коммуникацию в режиме реального времени, поэтому задающий вопрос ожидает, что вы ответите на него сразу. А если вы заблаговременно оформите раздел FAQ на сайте и в соцсетях, то консультации будут еще быстрее – вы сможете просто дать ссылку.

2. Старайтесь быть онлайн 24/7, назначьте дежурных на канале. Эффект постоянного присутствия повышает доверие участников и позволяет своевременно отрабатывать возможный негатив. В выходные и праздники у пользователей тоже возникают вопросы, не забывайте проверять сообщения и в эти дни.

3. Поддерживайте постоянную связь с организаторами. Если у участника чата возникнет вопрос, на который у вас не будет готового ответа, вы не имеете права ничего выдумывать. Но если вопрос долго остается неотвеченным, это плохо влияет на имидж организаторов.

4. Отвечая на вопросы, представьтесь. Участники должны понимать, кто администраторы чата, чтобы понимать, можно ли доверять сообщаемой информации.

5. Вся важная информация, которая необходима участнику, должна быть в закрепленной записи вверху чата. Это избавит вас от постоянных повторений.

III. Реклама конкурса

Рекламная активность имела смысл только на этапе сбора заявок, когда нужно было набрать пул конкурсантов. В этой части мы по кругу повторяли следующую цепочку действий:

Схема работы с рекламными кампаниями

Конкурс рекламировался на трех площадках: ВК, Facebook и Instagram. Для каждой собрали свои аудитории.

Таргетинг в ВК:

1. Пользователи из России старше 25 лет, состоящие в группах, которые имеют отношение к «Сколково».

2. Пользователи из групп, связанных с бизнес-инкубаторами, венчурными фондами, грантами и конкурсами для молодых предпринимателей.

3. Участники сообществ различных бизнес-инкубаторов при вузах.

4. Выпускники ведущих технических вузов России.

5. Похожие аудитории — пользователи, поведение которых похоже на поведение пользователей сайта gosstart.ru согласно закрытой статистике ВКонтакте.

Таргетинг в Facebook и Instagram:

1. Пользователи из России старше 25 лет, которые взаимодействовали с группами технопарка и фонда «Сколково».

2. Пользователи из России, Беларуси и Казахстана старше 28 лет с интересами в следующих тематиках: «Бережливый стартап», «Бизнес-инкубатор», «Стартап», Kickstarter, START UP, Startup Academy, Startup Weekend, Startups, Startups.com

3. Аудитория старше 25 лет, которая взаимодействовала с группой фонда «Открытые инновации» в Facebook, а также похожая аудитория.

4. Пользователи из Беларуси и Казахстана от 28 лет, которые указали, что работают в сферах «программирование», вычисления и математика», «производство», «технические услуги» и «услуги в сфере ИТ».

После сбора аудиторий для кампаний разработали баннеры:

Аудитории, баннеры готовы – нужно настроить показы для максимального охвата.

Вот такие итоги получили:

Итоги рекламных кампаний по всем соцсетям

Лучше всего «отработала» аудитория, связанная со Сколково, в Facebook. В этой группе CTR составил 2,46%. Самые невзрачные результаты показала аудитория, собранная по вузам, в ВК. Здесь CTR был всего 0,23%.

Хорошо это или так себе, можно понять из сравнительной таблицы целевых и фактических показателей:

Сравнение целевых и фактических результатов РК

Дополнительно был запущен ретаргетинг на посетителей сайтов gosstart.ru и sk.ru, так как на них сконцентрирована интересная нам аудитория, к тому же доступ к ней у нас был.

Несмотря на то, что крайний срок подачи заявки был назначен на 15 января, 25 декабря мы остановили рекламу по просьбе клиента. Организаторы посчитали, что собрано достаточное количество регистраций. К тому же приближались новогодние праздники – у всех было полно забот помимо обработки заявок сверх необходимого количества.

Продвижение постов

Также мы продвигали посты из наших сообществ.

В тематических группах промопосты мы размещали только в ВК, потому что на момент запуска данной рекламы наши KPI уже были выполнены. Совсем отказываться от постинга мы не стали, так как такая рекламная активность хорошо работала на репутацию нашего заказчика.

Рекламные записи были размещены в 7 сообществах в ВКонтакте:

  • Программирование ITmozg:
  • Стартап – бизнес журнал
  • TechRocks | Программирование и IT новости
  • Студент-Инженер

  • Наука|Science

  • Стартап. Начать с нуля и изменить мир! – отсюда пришло 12 заявок из 14, полученных от всех промопостов

  • Бизнес-идеи, инвестиции и кредиты

IV. Заключительные мероприятия (после финала конкурса)

Это отчетная стадия, на которой необходимо подвести итоги и подготовить отчетность. Что за отчетность?

Во-первых, нам нужно было «отчитаться» от имени организаторов перед участниками, для этого мы сделали заключительные публикации в соцсетях с итогами конкурса.

Во-вторых, мы готовили итоговый анализ и отчет о рекламе и вообще всех выполненных работах для клиента.

В-третьих, мы провели разбор полетов внутри команды. Follow-up– обязательный этап всех наших проектов. Ведь не сделав выводы, не получится учиться на ошибках и совершенствоваться (Тони Роббинс). Ниже, собственно, выводы.

Итоги: в пять раз больше заявок в два раза быстрее

Основной нашей задачей было привлечь 120 проектов на конкурс средствами интернет-маркетинга. Мы собрали 669 регистраций (из которых в заявки конвертировались порядка 40%), притом остановили рекламу досрочно.

Бесплатный трафик из соцсетей на страницу конкурса
Регистрации из бесплатного трафика
Трафик из рекламы в соцсетях
Регистрации из платного трафика

Больше всего регистраций получили из Facebook, хотя отклик на публикации (лайки, комментарии, репосты) был выше в ВК. Это вполне объяснимо, так как профиль русскоязычного сегмента Facebook больше заточен на бизнес и технологии, а в ВК пользователи часто идут за развлекательным контентом. Последнее определяет и активность по части лайков и комментариев – коммуникация в этой социальной сети более непринужденная.

Всего в конкурсе было зарегистрировано 1099 проектов. Остальные участники зарегистрировались по ссылкам из писем, разосланных по базам клиента.

Успех этого и любого другого проекта по продвижению мероприятия, будь то конкурс, форум, конференция, мастер-класс, состоит из трех базовых элементов:

  • четкий план,

  • анализ аудитории,

  • качественная проработка стратегии.

На первый взгляд, выводы очевидны, но велик соблазн отступить от методички, ведь каждый элемент нужно «дожать». Часто хочется «накидать» примерную схему работы и доделывать план по ходу или примерно обрисовать аудиторию и бомбить по массам, о стратегии вообще предпочитают забывать. Недоработки чреваты тем, что бюджет сгорает, целевая аудитория остается в неведении, а почему так получилось – никто не может сказать.

Чтобы такого не допускать, у нас в WebCanape есть четкие регламенты и чек-листы. Они помогают нам ничего не пропустить и максимально проработать каждый пункт стратегии, чтобы цели клиента были достигнуты.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Маркетинг

Пожалуйста, не выводите в ленту такой огромный кусок текста — это выглядит громоздко. И картинку со щукой тоже не стоит упорно в неё выводить, мы всё равно её уберём.

Ответить
Развернуть ветку
Савелий Антипов

Телеграмм же запретили, вроде?

Ответить
Развернуть ветку
Julia Sergeeva

Телеграм начали блокировать в апреле, а конкурс с октября по март проходил

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Савелий Антипов

И всё

Ответить
Развернуть ветку
bipolar bear

Не знаю, у меня работает

Ответить
Развернуть ветку
Елена Титова

Догонять поезд - рискованное занятие. Лучше заранее готовиться.

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Нас позвали продвигать мероприятие, когда поезд уже тронулся) Иногда приходится рисковать ради интересного проекта

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alex Potapov

А сколько в результате стартапов получили финансирование ?
Просто любопытно .
Вы то понятно молодцы и всю работу сделали отлично. Интересно было читать и вообще системный подход очень порадовал.

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Алексей, большое спасибо.
В конкурсе победили:
- «Анизопринт»
- «Интеллектуальная IIoT платформа предиктивной аналитики станков»
- «Интегрированная система обеспечения безопасности работ»
- «BMPower-топливные элементы»
- «FDM ver.2.0»

Ответить
Развернуть ветку
Alex Potapov

Большое спасибо.
Вот немного порыл по стартапам этим.. просто чтобы понять насколько у нас развиваются инвестиционные механизмы... прямо скажем стало грустно. На фоне вашего профессионального и серьезного подхода, работа самих "инвесторов" - жалкое, в лучшем случае вызывающее недоумение действо.

вот почему мне так кажется :

"Анизопринт" - в 2015 уже представила готовый продукт, по сути уже являлась резидентом сколково. в 2016 одобрена медведевым.. в 2018 получила 5млн. руб как стартап .. хм. оригинально. :)

"Интеллектуальная IIoT платформа предиктивной аналитики станков» - адаптация разработок Сименс, или имитация как будто это у нас сделано. Хотя тема реально новая и интересная. Но сименс вкладывает миллионы и НЕ рублей в нее, а у нас 300тыс.

FDM ver.2.0 - принтеры 3д, я так понял целый институт помогал делать, получили 300тыс. Идея хорошая, ребята молодцы. Те кто им денег давал - жаднющие скряги. Я думаю они показали ребятам что им надо искать более оплачиваемые места.
(для сравнения только сам 3D ПРИНТЕР MAKERBOT REPLICATOR стоит 320тыс руб. )
т.е. выигрыш даже не окупил реально материалы и оборудование.

PS
к самим стартапам у меня конечно никаких претензий нет - только к "инвесторам" . А по сути распильщикам государственных денег. Уверен что на свои зарплаты они больше потратили чем в итоге дали стартапам.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда