{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как мы выстраивали маркетинг небанковских сервисов

Хочу поделиться опытом дистрибуции небанковских сервисов в «Сбербанке». Надеюсь, это поможет избежать моих ошибок и позволит увеличить проникновение b2b-SaaS-продуктов в клиентскую базу.

В «Сбербанк Бизнес Онлайн» есть сервисы анализа и планирования финансов компании, выставления счетов и контроля их оплаты, проверки контрагентов, гарантии расчётов, онлайн-бухгалтерии, продвижения бизнеса в интернете, конструктор документов и много других инструментов для управления бизнесом и оптимизации бизнес-процессов

Последние два года «Сбербанк» активно развивает свою экосистему для корпоративных клиентов. Мы создали конструкцию, элементы которой дополняют друг друга и закрывают большинство массовых потребностей малого бизнеса.

Наш основной продукт — «Сбербанк Бизнес Онлайн» — интернет-банк для юридических лиц, в котором уже работает более 2 млн юридических лиц. Однако он гораздо больше, чем интернет-банк: мы создаём среду для управления бизнесом клиента. В идеале предпринимателю достаточно войти в интернет-банк для управления компанией.

Помимо полного набора традиционных продуктов — таких, как депозиты, счета, эквайринг, инкассация и другие — команда развивает линейку небанковских сервисов, которые оптимизируют процессы, экономят время и ресурсы организации.

В общей сложности бизнесу доступно 29 небанковских сервисов. Сегодня ими воспользовались более 1 млн клиентов, четверть из которых голосуют рублем — пользуются платной функциональностью.

Для текущей стадии развития SaaS в РФ это очень здорово.

Продуктовая линейка небанковских сервисов для малого бизнеса

Маркетплейс — не панацея

Я думал, что достаточно поставить внутри нашего интернет-банка баннеры, тогда новый продукт станет популярным. Но трафик на новый сервис не пошел. Мы бросились искать новые каналы привлечения пользователей. В общей сложности к концу 2016 года задействовали 20 каналов, в том числе онлайн- и офлайн-инструменты.

В ход пошли даже performance-кампании, хотя это противоречило идее, что мы конвертируем только свою клиентскую базу. Но революционных продаж (в отличие от революционных трат на продвижение — CPA значительно превышал LTV клиентов небанковских сервисов) мы не увидели.

Пришлось остановиться и внимательно рассмотреть всё, что было сделано, и чего от нас ожидает рынок.

Проанализировав нашу работу, мы обнаружили:

1. Покупка b2b-сервиса никогда не бывает импульсивной

С b2b-сервисами все гораздо сложнее, чем, например, с новыми кроссовками. Возьмем сервис «Гарантия Расчетов» — это, по сути, онлайн-аккредитив или сейфовая ячейка.

Чтобы заинтересовать пользователя, нужно показать баннер именно в тот момент, когда клиент уже собрался заключать контракт с новым непроверенным контрагентом, и момент оплаты по договору наступит совсем скоро.

Усложняет всё это тот факт, что баннер должен увидеть человек, который ведёт сделку. Как правило, это не бухгалтеры, а менеджеры по закупкам. Но и они не всегда знают про все текущие закупки.

2. В современном российском малом бизнесе решение о подключении онлайн-сервиса может принять совершенно далёкий от бизнеса человек

Например, знакомый директору друг дочери — просто потому, что «он неплохо разбирается в компьютерах».

3. Бизнес-инноваторы или предприниматели новой волны уже купили SaaS-сервисы, а все остальные просто не знают, что они существуют

Поэтому нам необходимо разогревать этот рынок, рассказывать клиентам о преимуществах облачных сервисов и об их возможностях.

4. Закупка внешнего трафика хорошо работает на разогретом рынке

Если клиент, который готов купить облачный сервис, существует, то его можно привлечь контекстом. А если такого клиента попросту нет, не стоит тратить время и деньги.

Какие выводы можно сделать из всего описанного выше

  • Экосистемы и маркетплейсы — это хайп исключительно внутри сообщества банкиров и сотрудников финтех-компаний. Бизнесмены других секторов только начинают осваивать облачные сервисы управления процессами и компаниями.
  • SaaS — это зарождающийся рынок, который надо разогревать. К настоящему моменту мы ещё находимся в начале пути.
  • Привычный для банков performance-маркетинг себя не оправдывает. Куда эффективнее для продвижения небанковских сервисов себя показал Account-based marketing. Его ключевая идея — изменение паттерна корпоративных закупок. Потребитель большую часть пути проходит без поставщика, то есть проживает весь продажный цикл самостоятельно. Соответственно, лидирующая роль отдается маркетингу.
  • Если у вас нет ресурсов для полномасштабной реализации концепции Account-based marketing, можно выделить несколько основных направлений и действовать по ним.

Как мы стали использовать принципы и подходы Account-based marketing в своей работе

Формирование рынка

Выходим за периметр банка и в формате спецпроектов в интернет-СМИ, радио и ТВ. Начинаем рассказывать о кейсах использования b2b-SaaS-сервисов в реальной жизни предпринимателей.

Контент-маркетинг

Меняем креатив с продвигающего на обучающий, вместо рекламы отдельных фич, рассказываем про лайфхаки и истории успеха. Или вместе с нашими партнерами делимся накопленным опытом. Например, наши обучающие статьи про то, как не потерять деньги на бухучете или удерживать клиентов с помощью CRM.

Пример обучающих статей:

Наши вебинары для клиентов:

Тренды 2018 года в ритейле от сервиса «Моя торговля»
Онлайн-семинар «Как поставить кассу на учет» с участием нашего клиента

Восемь точек контакта

Мы поставили себе цель создать восемь точек контакта с клиентом. Это может быть обзорная статья, публикация друга в Facebook, обычный баннер, почтовая рассылка, визит на сайт продукта, теле- или радиореклама.

Сами источники не так важны. BCG говорит, что именно столько раз в среднем клиент видит упоминание продукта где-либо перед его покупкой.

Новый жизненный цикл продажи b2b-продукта

Не стоит рассчитывать, что клиентские менеджеры будут оптом и в розницу продавать сложные b2b-SaaS-продукты. Нужно как бы развернуть всю парадигму продажи b2b-сервисов. Необходимо дать клиенту самостоятельно пройти весь цикл покупки. Перед покупкой вашего сервиса клиент изучит рынок.

Он будет искать информацию на сайтах с обзорами или каталогами, изучит комментарии пользователей, вспомнит публикации друзей в социальных сетях на эту тему, только после всего этого отправится за покупкой к клиентскому менеджеру.

И вот тут менеджер может дать ту самую необходимую пятипроцентную скидку, которая склонит его к покупке. Клиентский менеджер — это последняя миля, а не «волк с Уолл-стрит». Конвертация клиентской базы — очень важный элемент.

«Тёплых» клиентов мы хотим конвертировать в лиды. И делаем это с помощью нативных виджетов, встроенных в традиционный сценарий использования интернет-банка (например, создание платежного поручения).

Пример интеграции сервиса проверки контрагентов и сервиса «Гарантия расчетов» в один из самых популярных сценариев — отправки платежа контрагенту
Пример интеграции сервиса «Бухгалтерия Онлайн» в «Календарь»

Performance

Несмотря на небольшое количество трафика, мы не отказываемся от этого инструмента. После обучения клиентов и создания интереса, мы все-таки будем собирать клиентов через performance-кампании.

Больше офлайна

Активное участие наших представителей в офлайновых мероприятиях образовывает рынок и крайне позитивно влияет на продажи. Как показывает наш опыт, реальный бизнес идет на выставки для получения знаний.

Приятный бонус — коллаборация с нашими партнерами, когда сами представители финтех-компаний рассказывают про продукты экосистемы «Сбербанка».

На выставке Metro2018 мы сделали обучающий класс, где «Мой Склад», «Мое Дело», Freshoffice, «Эвотор» и Seene обучали гостей мероприятия и рассказывали про возможности облачных продуктов.

X-Sale, или «внешний маркетплейс»

Это очень мощный инструмент для синергии наших сервисов. Если пользователю понравился один наш небанковский сервис, то ему можно предложить и другие. Чтобы делать это эффективно, сервисы можно и нужно предлагать не только внутри интернет-банка, но и на сервисах наших партнёров.

Bizdev

По сути, мы теперь предприниматели, работающие в крупной корпорации. Одну часть своего времени мы тратим на техническую составляющую, другую — на юридическое и операционное сопровождение. Но как минимум половину своего времени мы должны тратить на маркетинг.

Удержание, вовлечение, привлечение, креатив, коммуникация с клиентом — это не задачи других подразделений, а наша ежедневная обязанность.

Многие из описанных здесь моментов могут показаться вам знакомыми или даже очевидными, но если вам понравилась статья, дайте мне знать. И я расскажу о том, как наше fintech API помогает работать с воронкой продаж.

0
55 комментариев
Написать комментарий...
Nick Sidorov

Читал статью на Хабре про то, как вы там API какое-то начинали делать и возникли очень серьёзные сомнения в компетенции людей, принимающих технические решения.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Shadrin

Будем благодарны за развернутую обратную связь, что не так по вашему мнению с Fintech API?

Ответить
Развернуть ветку
52 комментария
Раскрывать всегда