{"id":13653,"url":"\/distributions\/13653\/click?bit=1&hash=fee89fe6174decc3f9a9e1cefc15dbde7d85d27279acdc112d63d4da4d5a0e3c","title":"\u0427\u0435\u043c\u043f\u0438\u043e\u043d\u0430\u0442 \u0434\u043b\u044f \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432: \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0432\u044b\u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u0434\u043e 100 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u0418\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441\u043d\u043e!","imageUuid":"8c1166aa-ed4d-5964-8fea-818410a466e6","isPaidAndBannersEnabled":false}

В чем разница Европейского и Российского рынка ремонта и мебели

Мой опыт работы с Европейским рынком ремонта и мебели начался с Амстердама. В 2021 году после прочтения статьи на VC.RU об одном из реализованных проектов со мной связался Российский бизнесмен и озвучил свои планы по запуску производства радиаторов (полотенцесушителей) в Нидерландах.

Идея мне сразу понравилась. Впрочем, продукт, который вышел на рынок Вы можете оценить самостоятельно, перейдя на сайт производителя.

Затем я провел ещё несколько исследований рынка в Европе, в частности в Германии, Франции, Бельгии, Испании и Италии для других заказчиков. Работа позволила раскрыть много нового, что вдохновило на создание данного материала. Надеюсь будет полезно.

Динамика рынка:

В отличии от распространенного ипотечного кредитования на новое жилье в России, которое является драйвером роста строительства новых домов, в Европе преобладает спрос на аренду. Такой тренд связан с разницей поведения молодых семей: в России большинство стремиться жить ближе к родственникам и искать работу по месту жительства, в Европе в начале выбирают работу, и только затем место проживания. В связи с этим молодые Европейские семьи могут менять место жительство по 2-4 раза в 10 лет. Исключением является Италия и Испания, население стран меньше подвержены миграции, молодые люди дольше остаются с родителями. Отсутствие драйверов спроса приводит к низкому объему строительства нового жилья в Европе. Новые Европейские кварталы появляются, либо под проекты крупнейших компаний, либо для удовлетворения спроса населения с доходом выше среднего. В итоге Европа постоянно испытывает дефицит жилья для населения.

В России драйвером роста рынка ремонта и мебели является рост рынка нового жилья. Чем больше сдача новостроек, тем больше рынок.

Рынок Европы зависит от объема внутренней и внешней миграции. Чем больше миграция, тем выше спрос на аренду и соответственно на ремонт жилых помещений. Семья, съезжая с арендованного помещения забирает всю мебель (в том числе кухонный гарнитур) и перекрашивает стены в нейтральные цвета (согласно требованиям арендодателя). Соответственно жизнь новоселов начинается с ремонта и закупки мебели.

Динамика Европейского и Российского рынка материалов для ремонта

Из-за COVID-19 в Европе произошел провал спроса на материалы для ремонта, тогда как в России спрос во время пандемии вырос. Это единственный скачок спроса в России, не связанный с объемом сдачи первичного жилья. С 2021 года мы наблюдаем плавный рост Европейского рынка, который по данным Европейских аналитиков продолжится в ближайшей перспективе. В России наоборот рынок падает, и перспектив роста в ближайшие 2-3 года я не вижу, как и многие знакомые мне эксперты работающие на этом рынке уже несколько лет.

Ключевые участники рынка:

В России строительные материалы и мебель по-прежнему покупают на оптовых базах, рынках и региональных магазинах. Москвичам может показаться странным, но захват рынка сетевым ритейлом продвигается не самыми высокими темпами, так в 2015 году его доля составляла 27%, а в 2021 году выросла до 46%. ТОП – 10 DIR – сетей: Leroy Merllin, Петрович, OBI, ВсеИнструменты.ру, Сатурн, Максидом, Бауцентр, Строительный двор, Мегастрой, Аксон. На рынке мебели безоговорочным лидером была IKEA, с долей рынка в 22%, поэтому её уход сформировал настоящую пропасть. За масштабами IKEA прятались: Holf, Мебель Град, Askona, Много Мебели.

В Европе нет опта, но сохраняются региональные магазины с уникальным ассортиментом, производимым внутри страны. Бренды DIR – сетей распространены неравномерно, почти в каждой стране есть своя сеть строительных магазинов. По оборачиваемости лидирующие позиции занимают: ADEO (бренды Leroy Merlin, Bricoman, Adeo), OBI и Bauhaus. На рынке мебели лидирует IKEA, но её отрыв от конкурентов не такой доминирующий. Почти в плотную идут: Steinhoff, XXXLutz, Lars Larsen, Sainsbury`s, John Lewis.

Рынок сетевого ритейла по продаже мебели в России и Европе
Магазин строительных материалов в Амстердаме

Не смотря на рост рынка услуг по ремонту и дизайну-интерьера в России до 2020 года, более 70% ремонтных работ по-прежнему проводиться самостоятельно, без привлечения специалистов. К услугам дизайна интерьера прибегает не более 2% семей, начавших ремонт. Соответственно поиском и выбором товаров для покупки чаще всего занимаются самостоятельно.

В Европе распространены ремонтные бригады, дизайн-студии средне-ценового сегмента и премиальные дизайн-студии. Из-за высокой доли населения со средним уровнем дохода, Европейцы чаще всего не занимаются ремонтом самостоятельно, а обращаются к квалифицированным специалистам. Дизайн-студии подбирают материалы, цветовую гамму и мебель под предпочтения заказчика. Затем строительные бригады согласно эскизам, осуществляют ремонтные работы с самостоятельно закупленными материалами. Это стало одной из причин быстрого роста онлайн-продаж строительных материалов в Европе, компетентным специалистам не требуется посещение магазина для оценки качества и замеров товара.

Из-за частых переездов, Европейцы не стремятся покупать дорогую мебель и заказывать встроенные кухни с разработкой в специальных студиях. Спросом чаще пользуются массовые товары со сроком жизни 5-8 лет, не больше. Не принято так же хранить большое количество вещей, всё габаритное сдается на переработку. Заказ мебели по каталогам является самым распространенным каналом продаж.

Премиальные дизайн-студии всё делают под ключ, от подбора материалов, до ремонта, сборки и расстановки мебели и специализируются преимущественно на ремонте частных домов.

Существенных отличий в позиционировании и обслуживании между магазинами и интернет-магазинами Российского и Европейского ритейла я не нашёл. Учитывая, что весь ритейл рассчитан на самообслуживание и интернет-продажи, как в Европе так и в России “днём с огнём не сыщешь” квалифицированных продавцов. Разница в ассортименте существенная, но это уже связано с предпочтениями о которых я расскажу в следующих разделах.

Тренды в ремонте:

Когда в России говорят о Евроремонте, то имеют ввиду примерно такие интерьеры:

Евроремонт в России
Евроремонт в России

А вот как он выглядит в среднестатистической Европейской семье:

Ремонт в Европе
Ремонт в Европе

Почувствовали разницу? Европейский тренд к простоте и минимализму. Российский тренд в создании дорого на вид интерьера с минимальными затратами.

Не смотря на огромные размеры DIR гипермаркетов в Европе, ассортимент на технические товары на 30 - 50% ниже, чем в России. И вот несколько примеров:

- В Леруа-Мерлен в Москве представлено 123 вида смесителей для ванны и душа от 16 производителей, в той же Леруа-Мерлен в Барселоне их 17 от 4-х производителей.

- В OBI в Санкт-Петербурге представлено 17 марок клеев и затирок для кафельной плитки, в OBI под Берлином их только 5.

- Максидом продает 18 марок (производителей) цемента, в Берлинском Bauhaus их только 2.

Как видите, Европейский ремонт более прагматичен. Никто не стремиться подбирать уникальные краны, перекрашивать радиаторы, устанавливать нестандартные полотенцесушители.

Угадайте, какая плитка самая популярная для ванны?

Белая. И это не шутка.

Учитывая частые переезды, Европейцы довольствуются косметическим ремонтом, в России стремяться сделать ремонт капитальным. Но есть один бич, который нам Россиянам точно не понравиться: холодные квартиры в холодное время. Главная проблема Европы - котловое отопление, с низкой надежностью и высокой стоимостью обслуживания.Среднестатистическому Европейцу приходиться тратить на его обслуживание в зимнее время в среднем 80-120 Евро. К тому же всё старое жилье построено с низкой энергоэффективностью, а значит при похолодании на улице, квартира быстро теряет тепло.

Европейцы живут в “дубаке”. И особенно этот “дубак” заметен в северных странах.

Проблема отопления отражается и на рынке предложений. Специалистов по обслуживанию, ремонту и продаже запасных частей для котловых представлено огромное количество. Это один из самых дорогих и востребованных услуг ремонта.

Тренды в мебели:

В России ключевыми факторами выбора мебели на массовом сегменте являются: цена и надежность. В Европе: универсальность в использовании и простота. При этом рынок сильно отличается:

- Из-за большой доли продаж на рынках и региональных несетевых магазинах в России низкие барьеры для входа, ежегодно появляется 40-50 новых производителей и примерно столько же покидает рынок. Европейский рынок сформирован долгосрочными контрактами с сетевым ритейлом, поэтому даже небольшие региональные производства в Европе реализуют основной объем продукции именно через ритейл, что обеспечивает им стабильный спрос.

- В России представлена продукция трех ценовых сегментов, низкоценовой, средний и высокий (премиум). При этом на долю низкоценового и среднего сегмента приходиться 94% продаж всей мебели. В Европе только два сегмента: средний и высокий. Например модульный диван в России сегодня можно приобрести в региональном магазине по цене от 43 200 руб., в Holf от 68 990 руб, а в немецком XXXutz от 161 230 руб (в пересчете на курс 1 Евро = 60 руб.). с аналогичными габаритами.

- Уровень надежности продукции обусловлен уровнем ценовых сегментов. Даже Ikea в России больше продавала товаров из сегмента эконом, аналоги которых сложно встретить в Европе. Но это не гонка за надежностью, как мы выяснили выше, Европейцы крайне не тривиальны, и готовы часто менять мебель. Производителям выгоднее продавать дорогой продукт, и если массовый сегмент может себе это позволить, почему бы и нет.

На этой ноте я решил поделиться печальной статистикой:

Именно эти цифры объясняют причины оттормаживания Российского рынка.

В Европе активно развивается еще один тренд - выбор продукта по каталогу с использованием AR - технологий. В 2021 году маркетинговые затраты на продвижение данных продуктов выросли в 2 раза, спрос на использование неизменно растет. Например с помощью приложения IKEA Place Вы можете делать снимки комнаты с помощью камеры смартфона, чтобы «протестировать» в ней мебель IKEA. Вы можете перемещать фурнитуру и смотреть, как она выглядит с разных сторон:

После разработки собственных платформ Apple AR Kit и Google ARCore, технологии AR для бизнеса стали доступными, и в 2021-2022 году пример IKEA используют почти все Европейские продавцы мебели.

Итоги:

Не смотря на активное позиционирование Российских компаний к Европейскому стилю, мы видим, что между ними есть мало общего, во первых потому что наше поведение в выборе продуктов значительно отличается от Европейского, во вторых уровень дохода нашего населения не позволяет приобретать товары, ставшие массовыми бестселлерами на Европейском рынке.

Сегодня мы наблюдаем стагнацию спроса, тогда как рынок Европы после падения в период пандемии активно восстанавливается. И не смотря на большой размер рынка, с уходом IKEA на рынке практически не осталось сильных брендов, в которых уверены покупатели.

Подписывайтесь на мой telegram-канал, получайте больше практического опыта о бизнесе и маркетинге.

Удачи Вам! И помните, мы всегда готовы помочь!

0
115 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Noblesse. tv

А у вас в мск выключают батареи, если температура больше +8 держится 5+ дней... А у нас +10 это холодно и центрального отопления нет...

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Да, но у нас разные системы отопления. У них в каждом доме стоит котёл, а у нас центральное отопление. И если пересчитывать коммунальные затраты европейцев, то они примерно в 3-4 раза выше нашей стоимости. Правда средний уровень дохода у них тоже выше нашего в 3-4 раза.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Хитрый Лис

Я думаю, у них тоже свой геморой есть. Я не думаю, что живя в многоквартирном доме можно самому что то решить. Скорее всего это колегиальный тренд

Ответить
Развернуть ветку
jonewayne

Зато электричество дешёвое) у меня летом 4 кондёра на постоянке почти работают, счёт около 1000 рублей в месяц. Тарифы 2 рубля день и 1 рубль ночь за киловат, дом 140 квадратов. В самый холодный месяц плачу около 2500 за газ

Ответить
Развернуть ветку
максим карандашев

так сколько не плати теплее не станет, если отопление не тянет. просто оно изначально не рассчитано на достаточный обогрев. Типа, зачем, если можно ходить в двух свитерах.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Отличный комментарий, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Эмиль

Но может и в Европе этот мухлеж с ремонтом есть? Я не думаю, что средний европеец лучше разбирается в тонкостях работ, чем россиянин. Вообще, чтобы сделать грамотно ремонт даже в обычной квартире, по-хорошему надо еще одно высшее образование получить - столько надо всяких знаний!

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Архаров Петр

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Roca
Почему в самом низу вы написали китайские бренды? И вообще перепутали производителей сантехники и замков с Икеей у которой хоть и стандартная, но неплохая мебель.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Юрий Б.
А по поводу горя от ушедшей икеи. У меня от них только стаканы, вешалки и постельное бельё. Известные ИМЕНИТЫЕ!! бренды остались и никуда не ушли (WASSERKRAFT, AZARIO, MORELLI, AGB, AGT, CERSANIT, KNAUF, и т.д

Заменю кнауфом икею.

Про Roca тоже не понял захода.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Антон Корыстылев

В целом познавательно получилось, единственное, не понятно что делать дальше поставщикам IKEA, и как действовать остальным на падающем рынке.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Потапов

Логичнее попросить автора создать отдельный материал на эту тему

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Николай Мясников
Автор

Это тема отдельного материала, но если кратко, то без инвестиций в формирование собственной клиенской базы не обойтись. Частично можно невелировать падение за счет маркетплейсов и региональных магазинов.

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

"Такой тренд связан с разницей поведения молодых семей: в России большинство стремиться жить ближе к родственникам и искать работу по месту жительства, в Европе в начале выбирают работу, и только затем место проживания."
Потому что в европе свое жилье стоит конских денег, а не потому, что они какие-то там более умные или продуманные.
Тот евроремонт что показан на картинке, какой-то перегруженный бабушинг, камин, резная мебель, двери в клетку.
ремонты которые делают в среднем в РФ более аскетичны и заточены на свет и функциональность.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Всё верно, в Европе нет распространённых механизмов получения выгодной ипотеки. Но есть ещё один аспект, они часто меняют место жительство.
И я не сравниваю, кто умнее, а кто тупее, просто у нас отличается стиль жизни и поведение в выборе товаров.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Эмиль

Очень интересный анализ, спасибо! Но сравнение картинок странное, для России вы взяли рендеры, а для Европы - реальные фото из квартир. Для России евроремонт - это любой ремонт, отличающийся от советских и бабушкиных квартир, соответственно, фото из Европы - тоже евроремонт, а то, что на первых двух - это уже бизнес, или может даже премиум-сегмент. А по сути, IKEA-стиль отлично зашел и Европе, и россиянам.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Об этом действительно можно много спорить. Я хотел показать, что в Европе предпочитают классический стиль с большим количеством полок и максимальным удобством. В России любят закрытые шкафы и встроенные стенки. Ассортимент IKEA в Европе и России кстати отличается примерно на 50%.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Abnatop Sky
И не смотря на большой размер рынка, с уходом IKEA на рынке практически не осталось сильных брендов, в которых уверены покупатели.

! - ВСЁ ПРОПАЛО - !

Подписывайтесь на мой telegram-канал, получайте больше практического опыта о бизнесе и маркетинге.
Ответить
Развернуть ветку
Рафиль Таипов

Какая я то ерунда, к чему этот комментарий? По моему хороший материал

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Techno George

Не надоело одну и ту же картинку в разных ветках постить?)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Fedor

Почему европейцы не строят тёплые дома? Я не понимаю.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Потапов

Закаляются

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
under construction

Все строят.
Просто несколько иная модель поведения. В личных покоях необязательно в феврале бегать в труселях и с открытой форточкой.
Можно держать температуру 15-17 и ходить цивильно.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Николай Мясников
Автор

Это проблема старого жилья. У меня нет точных % по доле старого жилья в Европе, но это точно больше 50%. Во многих странах стартовали в связи с этим гоз программы по решению проблем с 2017 - 18 годов, но из-за пандемии они притормозились.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alexander

Термин "евроремонт" ни в 90х ни сейчас не имеет прямого отношения к Европе да и в целом ничего не объясняет и никаких стандартов не задаёт, одна путаница. Благо он постепенно исчезает из обихода

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Честно говоря на минимализм больше похожи фотки российского ремонта.

В европейском слишком много деталей чтобы называть минимализмом. Выглядит уютно но довольно дёшево. Дачный вариант

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Так и есть, у них массовый дачный вариант

Ответить
Развернуть ветку
максим карандашев

да европейский интерьер в среднем дешевле, чем российский. здесь каждый евро на счету

Ответить
Развернуть ветку
Растин J.

К чему нам эти крохоборы европейцы, лучшие ремонты я видел в азии: Бали, Гонконг, Малазия, и тд. Ориентируемся туда

Ответить
Развернуть ветку
Василий Петров

Есть примеры, прямо заинтересовали?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Архаров Петр

Ессно чем больше полотенцесушителей тем лучше, поскольку у каждого разные потребности. Тоже самое и с кранами. Ну вообще сравнение некорректно: зачем сравнивать только магазины без онлайна?
Еще удивила рандомная картинка из интернета касательно ремонта в Европе. Т е открытые полки, которые нужно протирать еженедельно ль пыли это простота и минимализм. Ее и много подушек)))))
На картинках наверняка разные квартиры с совершенно разными потребностями, сравнивать их не стоит.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
в России до 2020 года, более 70% ремонтных работ по-прежнему проводиться самостоятельно,

А как эту цифру получили, можно узнать? Сложно представить что 7 из 10 семей сами кладут перегородки и месят раствор

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Мы проводили CusDev интервью для заказчика реализуещего строительные материалы. В интервью нас интересовал исключительно ремонт квартир, в услуги которых входили: покраска стен, наклейка обоев, штукатурка, стяжка полов и др. При это большая часть аудитории заказывает на стороне услуги по замене труб и установке сантехники.
По строительству домов, у нас было отдельное исследование по Татарстану, получились следующие цифры:
27% - строят самостоятельно 70-80% жилья.
31% - приобретают готовое строительство;
28% - нанимают строителей, но строят на основе базовых решений и проектов.
14% - заказывают проектирование и строительство под ключ.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Ware Wow

У меня друзья сами делают, ну по крайней мере какую-то часть работ

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Надиров

Бл*ха муха! Судя по статье мы лучше живем!

Ответить
Развернуть ветку
О Де Колоныч

Если отбросить пятиэтажки с советскими интерьерами - то может оказаться что да. :)

Ответить
Развернуть ветку
Noblesse. tv

Почему вы путаете ХайТэк ремонт сейчас в РФ, с Евроремонтом в РФ 2000х, который примерно совпадает с ремонтами в Европе?

Ответить
Развернуть ветку
Рафиль Таипов

А 2000х в Европе реально делали такой ремонт, как на фото? А сейчас перешли к классике?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Ivan Off
Европейский тренд к простоте и минимализму. Российский тренд в создании дорого на вид интерьера с минимальными затратами.

Нифига вы не знаете о российских трендах )) Интерьеры с картинки почти никогда не воплощаются на практике, обычно на практике получается нечто вроде европейских интерьеров.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Лукьянчиков

Есть вопрос и комментарий.
Комментарий: из статьи не получилось сделать ни одного практического вывода.
Вопрос: зачем все стараются пиарить свой телеграм-канал? Это же бред сивой кобылы. Много подписчиков там не будет никогда, каналы все замьючены и тд. В чем выгода, с учетом невероятной сложности набора и вовлечения аудитории? А ведь маркетинговое агентство вроде.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Мы не стремимся превратить канал в массовый инструмент продвижения. Telegram отлично подходит для B2B, чтобы оставаться на связи и обмениваться опытом. Некоторые наши клиенты подписаны и им очень удобно получать все наши материалы в одном месте.
Если мы обсуждаем с заказчиком массовое продвижение продукта, то соглашусь, Telegram здесь не подходит.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Петров

А что именно Вы бы продвигали на месте агенства?

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Leytan

Учитывая, что в объявлениях о продаже много «совсем не дизайна», то пожалуй да, большая часть услугами дизайнера не пользуется. По интерьеру - сама дизайнер, нижняя картинка точно такой же запрос и в России . Другой вопрос, что стоимость реализации стремительно растёт, а много производств не вкладываются в дизайн, причём это часто касается банальных вещей: крючков, ручек дверных и тд и тп, а это все «массовые мелочи» сильно влияют на конечный результат. Только последние несколько лет улучшился выбор в диванах, стульях, но и то, просто копировать более менее научились. А между тем запрос на красоту есть, но красивого доступного практически нет, вот остаётся минимальными средствами создавать- все следствие возможностей

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Я так понимаю большинство массовых мелочей описанных Вами производится не в России?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
роман долгополов

Икея 22 процента ны рынке мебели?
Может 22 процента сетевого ритейла а не всего рынка.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Роман, по нашим оценкам 22% от всего рынка России.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Zavarzin

Мне кажется самая большая разница сейчас в том, что в России при ремонте идёт упор на отделку помещений - различные 3д/деревянные панели, тонны керамогранита, огромное количество верхнего света и тд. В Европе же над отделкой чаще всего так не страдают, люди пытаются вкладываться в искусство/дизайнерский декор и мебель. Свет чаще всего напольный или настенный.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Коптев

Мне кажется, что в старом жилом фонде проводку перетянуть будет стоить бешеных денег и потребуется проект, который должен разрабатываться лицензированной организацией. А также, наверняка, там есть ограничение по мощности на квартиру, соседи начнут панику наводить, что кто-то забирает мощность сети, а им не хватает.
В итоге европеец плюнет и пойдет покупать в икею торшеры по 60 евро за штуку, вместо нормального верхнего света, но за 10-15 тысяч евро.
А так как деньги остались, то хочется окружить себя приятными вещами, этим же современным искусством, так как работы уже именитых, хоть и "молодых" художников можно найти за 1.5-3 тысячи евро.
Я в трешке переделал всю проводку с алюминия на медь и розетки сделал под себя за сущие копейки (по сравнению с европой). Работа 44 тысячи, и провода, стаканы, розетки, выключатели еще столько же где-то. В общем 100 тысяч от силы, не больше. И потолки натяжные с люстрами и точками вышли где-то 100 тысяч с материалами и работой.
200 тысяч рублей и вся электрика и освещение в идеале.
Грубо говоря 3 тысячи евро по курсу зимы 2021-2022 на площадь 66м2.
Так что выбор большинства россиян очевиден - новая проводка и море света за 2-3 тысячи евро, а не современный художник за 2-3 тысячи евро.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anton Vlasov

Эээ, а о ценах на шмотки вы будете судить по салону луи виттон? :)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
GREAKLY

Это не обычная акриловая ванна. Это - Villeroy & Boch

Ответить
Развернуть ветку
Del Ins Up
>В Леруа-Мерлен в Москве представлено 123 вида смесителей для ванны и душа от 16 производителей

Смысл в таком количестве, если есть прекрасный шведский термостат Mora Cera. Вернее был в Москве в 2014, и наверное остался в Европе.

Ответить
Развернуть ветку
Lexington

Что за "грамотей" писал эту статью? Ошибка на ошибке, хоть бы проверили правописание.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Peplin

На третьем "ться" невпопад бросил читать, а тут их больше.
Это пиздец какой-то, простите за мой французский.
Вам не приходило в голову прогнать текст через автокорректор хотя бы?

Ответить
Развернуть ветку
Хитрый Лис

Если для Вас так важна граматика, зачем Вы здесь делитесь не суразным матом?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Lexington

Полностью согласен, читать невозможно, и "ться", и "не смотря на".

Ответить
Развернуть ветку
Lexington

Del

Ответить
Развернуть ветку
Lexington

Del

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 115 комментариев
null