{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

17 правил ох*енного сторителлинга. Как я заснял бабушку в презентации компании и спас бизнес в Covid

1-2. Привлечь и удержать внимание

Звучит кликбейтно, значит я привлёк внимание (правило сторителлинга №1). Я действительно предложил моей бабушке презентовать наш продукт, и эта презентация приводит в восторг наших клиентов и дилеров с 2020 года. В конце статьи покажу эту самую презентацию – обещаю крутой ништяк для удержания внимания (правило сторителлинга №2).

3. Определить цель сторителлинга

Я всегда писал статьи рандомно, без понимания цели и как правило я вставлял несколько call-to-action в самой статье – это часто не работало. Даже когда мою статью прочитывало 30 000 человек, я мог не получить ни одного отклика на свой вопрос или задачу, которые вставлял в материал. Но сейчас я чётко держу цель своей статьи в голове – я определённо хочу, чтобы моя статья побудила читателей сделать ЭТО после моего сторителлинга. Эту цель я определил ещё перед формулированием заголовка (правило сторителлинга №3).

4. Начать с проблемы

Итак, конец 2019 года. За 2 года после того как я оставил свою команду без внимания и поручил самому опытному сотруднику управлять бизнесом, прибыль компании сократилась в 2 раза – в общем, жопа, компания стагнирует. Вот такая отправная точка, проблемы (правило сторителлинга №4). Я понял, что пора возвращаться и спасать бизнес...

5. Сделать противопоставление или усилить контраст проблемы/решения

Это я ещё не знал, что в 2020 начнётся пандемия, и наши клиенты – ресторанный бизнес, отели, event-организаторы, общественные заведения – полностью откажутся от нашего продукта, т.к. просто закроются на карантин. Я усугубил проблему, чтобы затем контраст проблема/решение были более сильными (правило сторителлинга №5).

6. Глаголы рулят

Мы создаём проекционные шоу. Внутри помещений вместо обоев или покраски летают бабочки и птицы, привлекая внимание посетителей. В следующую минуту стена превращается в аквариум и в нём проплывает стая тропических рыб. А на Новый год прямо в комнате взрываются "проекционные" салюты или виртуальный Санта Клаус машет рукой гостям в комнате. Использовал глаголы, чтобы описать продукт, потому что глаголы возбуждают воображение, а существительные и прилагательные – полная хрень (правило сторителлинга №6).

7. Без лишних подробностей

Я решаю, что надо снять новую презентацию, которая будет ярко запоминаться. А поскольку наше главное УТП и отличие от конкурентов (сложных софтов на английском языке для технических специалистов-инженеров) в простоте, мне приходит идея-фикс – позвать свою бабушку. Никаких лишних подробностей (например, почему я оставил команду на 2 года на произвол судьбы, или почему предыдущие видео не давали нужного эффекта, или как мы снимали эту презентацию) – только суть, рассказываю историю от начала до конца без шелухи (правило сторителлинга №7).

8. Кайфовать в процессе сторителлинга

Я боялся идти на такой шаг, ведь никто обычно не зовёт своих бабушек рассказывать или показывать как пользоваться продуктом. Непонятно, как воспримут клиенты. Сперва эта идея мне казалась крейзи, но всё же я решил преодолеть своих внутренних тараканов и делать то, от чего у меня будут гореть глаза и то, от чего я буду кайфовать, даже если это кажется безумным (правило сторителлинга №8).

9. Трансформация или путь героя в сторителлинге

Итого, 2020 год принёс в 2 раза больше прибыли, чем 2019, мы даже начали немного продавать за рубеж и браться за более масштабные проекты. И это всё несмотря на ковид, карантин и финансовый кризис. Я только что описал путь от проблем к победе через преодоления сложностей и страхов – путь героя (правило сторителлинга №9).

10. Вызвать доверие

Добавляю обещанный ништяк, чтобы вызвать доверие. Теперь читатель приходит к выводу, что на меня можно положиться – ведь я делаю то, что обещаю (правило сторителлинга №10).

11. Самоирония вместо восхваления себя

Конечно, я хреновый сторителлер, ведь всё, что я сделал для того, чтобы написать пост о сторителлинге – это посетил позавчера всего одно занятие Андрея Соколова (режиссёра, психолога, актера, эксперта по эффективным коммуникациям). Я даже ещё не прочитал книгу "Тысячеликий Герой" Джозефа Кэмпбелла. Самоирония – отличный инструмент, который вызывает больше доверия и сопричастности, особенно в сравнении с вылизанной саморекламой (правило сторителлинга №11).

12. Давать пользу и вызывать эмоции

Дополнительные три полезности для тех, кто будет учиться сторителлингу:

  • Книги про сторителлинг по рекомендации Андрея Соколова (наверное, помимо вышеупомянутого Тысячеликого Героя):
    1. "Как работают над сценарием в Южной Калифорнии" Ховард Дэвид, Мабли Эдвард
    2. "Пиши, сокращай" Максим Ильяхов (читал, кайф)
    3. "Сториномика" Роберт Макки
    4. "История на миллион долларов: мастер-класс для сценаристов, писателей и не только" Роберт Макки
    5. А также читать художественную литературу.
  • Я бы никогда не запомнил ни одно правило, если бы позавчера вчера мы не практиковались придумывать свои истории. Задание звучало так – за 5 минут описать себя через глаза троих окружающих людей или групп (например, жена, коллега, друзья, родители), а также через глаза одного предмета (машина, стол, настольные игры и т.д.). Итого должно получиться 4 предложения с описанием. В идеале делать в группе и затем пересказывать рассказы других. Но в любом случае практикуйтесь в любых условиях – даже индивидуально, если хотите прокачаться в сторителлинге.
  • Задание со звёздочкой для практики сторителлинга: смотреть фильм и затем пересказывать, как можно с большим количеством деталей. Будете сбиваться, будет тяжело, будет неинтересно слушателям. Практиковаться до тех пор, пока не сможете от начала до конца пересказывать любой фильм без запинок (и чтобы при этом кайфовали слушатели).

Эти ништяки я дал для того, чтобы читатель благодарил меня и кайфовал, что нашёл реально полезный материал про практики, примеры и технологии сторителлинга. История должна быть полезной и должна вызывать эмоции (вообще, это можно разделить на 2 отдельных правила, но у меня это одно правило сторителлинга №12)

13. Держать интригу и дать читателям самим додумать

Всё-таки эти правила работают или нет? Наберёт ли эта статья 10 000 просмотров в первую неделю или останется непрочитанной, как 95% других статей на VC? На кону репутация Андрея Соколова 😂 (немного юмора в сторителлинге не помешает). Интрига... мне самому любопытно.

Кстати, я планирую снимать новую презентацию компании, и буду делать это с применением техник сторителлинга. От некоторых новых идей у меня идут мурашки по коже. Меня бросает в холодный пот, ведь такого в презентациях ни делал никто, и кажется градус безумности повысится по сравнению с тем, что было в презентации с бабушкой. Я не раскрываю подробностей и позволяю читателям самим предположить и додумать историю (правило сторителлинга №13)

И подводка к цели сторителлинга.

14. Призыв к действию в самый подходящий момент

Я привлёк внимание, рассказал историю, вызвал доверие, дал пользу и надеюсь, даже вызвал эмоции (можно гневные).

Теперь дам анонс того, о чём ещё планирую сторителлить:

  • О том как переехать в Португалию по стартап-визе в 2022 без MVP, SMS и консультантов (уже записал своё первое интервью с героем, которому удалось это сделать)
  • О том, как я делаю бизнес на международном рынке (начинаю с США, Бразилии) без опыта предпринимательства за рубежом. Предыдущие свои компании начинал в России: проекционные технологии и онлайн-курсы (120к студентов).
  • О бизнес-обучении, Startup School от YCombinator и SLP – Startup Leadership Program (пока самом интересном комьюнити и с самой необычной программой для p2p обучения фаундеров). Кстати, класс по сторителлингу с Андреем Соколовым проходил в рамках (внимание!) внеклассной активности SLP – просто развлечение по вторникам. Представьте, как разрывают основные классы по вечерам четвергов, куда каждую неделю приходит несколько новых героев, которые вырастили компании до нескольких сотен сотрудников, которые поднимают по $20m+ инвестиций (а кто-то около $1b), или которые ведут бизнес в 70 странах, или у которых несколько миллионов активных пользователей. В общем, после офсайта SLP в Турции поделюсь.

Долгожданный Call-to-Action или цель поста: подпишитесь на мой telegram-канал, чтобы не пропустить мои новые сторителлинги. Кстати, в канале уже 1800 подписчиков (социальный пруф), и это в основном люди благодарные за мои статьи про Португалию, бизнес или жизнь. Например, последняя (да, не крайняя) статья – как интроверту наладить социальную жизнь после иммиграции.

17. Логика для убеждения

Вы прочитали эту статью, потому что вам была интересна история про бабушку в презентации или потому что вам интересно научиться сторителлингу. Сторителлинг – это must have для маркетинга, это основа для продаж, и это х10 к КПД обучения.

Если вы хотите дешёвые лиды и низкую стоимость привлечения клиентов, вам нужно захватить внимание в рекламе, привести на лендинг и удержать внимание. Сторителлинг.

Если вы хотите круто продавать и растить выручку – нужно уметь рассказывать истории, после которой люди будут вам верить, а также приходить к выводу, что ваш продукт решит их проблемы. Сторителлинг.

Хотите эффективно обучать других? Теорию не запомнят, лучше погрузить студента в историю, которую он проживёт на своём опыте с помощью воображения. После этого его мозг навсегда зафиксирует информацию в памяти. Такое возможно только через истории.

В общем, сторителлинг необходим. А чтобы лучше учиться и иметь насмотренность, наблюдайте за тем, как делаю сторителлинг я. Больше никаких скучных теорий, только ... сторителлинг.

P.S.: две пасхалки. 15ое правило сторителлинга – матерное слово в заголовке. Андрей Соколов подсказал, что иногда можно использовать одно сильно вызывающее слово для пробуждения внимания или акцента на чём-то важном. Мне ради этого примера даже пришлось нарушить 16ое правило сторителлинга (быть аутентичным и настоящим), т.к. я обычно не матерюсь.

P.P.S.: и по традиции большинства VC статей, закидайте меня помидорами, потому что я самозванец в теме сторителлинга. Надеюсь, наделал кучу ошибок сторителлинга и добавил в правила отсебятины. Ведь ошибки – основа обучения, и эволюция происходит благодаря ошибкам, мутациям в генах (но это уже отдельная история от Андрея Соколова 🤣).

0
15 комментариев
Написать комментарий...
onepositive

не сработало. я проскроллил. пытался в начале статьи найти что за бизнес, не нашел.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Погуляев
Автор

Эх :) но картинка видео в тексте должна была привлечь внимание. Или нет?

Ответить
Развернуть ветку
onepositive

картинки в принципе привлекают внимание)

Ответить
Развернуть ветку
Диана Басова

А мне понравилось. По-моему, у вас отлично получилось рассказать о правилах о показать их в действии!

Ответить
Развернуть ветку
Igor Igorevich

вполне.

Ответить
Развернуть ветку
Ilyushen’ka

Бро, это ох*енно. П*здец, как ох*енно! Отвал х*я!

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Не читал.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Sankhip

Осуждаешь?)

Ответить
Развернуть ветку
Dau Relationship Marketing

Немного наигранно и затянуто, но я дочитал ) Уважаю, когда люди сразу применяют на практике полученные знания. И правила рабочие ) Может только не стоит обязательно все 17 использовать в каждом кейсе?

Ответить
Развернуть ветку
Макс Погуляев
Автор

Спасибо :) Да, это точно, всё применять не обязательно.

А затянуть я люблю. Хуже всего следую правилу "Без лишних подробностей"

Ответить
Развернуть ветку
Anna Sankhip

Было скучно, но постскриптум мне понравился)

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
Вы прочитали эту статью

После "прорывных идей" в сторителлинге "Привлечь и удержать внимание" и "Определить цель сторителлинга" конечно не стал читать...

17 правил ох*енного сторителлинга. Как я заснял бабушку в презентации компании и спас бизнес в Covid

Аяз пластическую операцию сделал?

Ответить
Развернуть ветку
Victor Nosov

чё тут вкрации?

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
чё тут вкрации?

Прежде чем что-то делать надо включить мозг...

Ответить
Развернуть ветку
Victor Nosov

спасибо! я пробовал, это сложно, бросил)

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда