8 правил игры во фриланс, или как укротить удаленного спеца

В закладки

Решение задач силами временных исполнителей на удаленке - популярная тема у стартапов. Как правильно подобрать специалиста, эффективно наладить коммуникацию и сохранить человеческое лицо? И как, в конце концов, не остаться без штанов, если проект большой и дорогостоящий? На эту тему не говорил только ленивый, и мы решили не отставать. Есть в Kvartyroom свой опыт, которым не грех поделиться.

Итак, вы воодушевлены идеей получить результат быстро, дешево и хорошо. Иллюзии, конечно, лучше отложить в сторону, потому что такая вероятность близка к нулю. Тем не менее, позитивный и оптимистичный настрой крайне важен. С чего начать?

Отзывы и рейтинги

Если поиск происходит через биржу (а так оно чаще всего бывает), отзывы от других заказчиков и рейтинг фрилансера - первое, на что стоит обратить внимание.

Но тут есть нюанс. Не гонитесь за самыми высокими рейтингами. У “звезд” ценник тоже “звездный”, а, как известно, и на старуху бывает проруха. Общаются “топы” так, будто им должны денег уже за то, что они открыли ваше сообщение и прочитали его. И, вероятно, отношение к проекту будет соответствующее. Если, конечно, вы не представитель Сбербанка или Газпрома.

Фрилансер - не денежная купюра, чтобы нравиться всем. Есть объективные косяки, а есть вкусовщина. А еще бывает, что заказчик “сам дурак”: результат не оправдал ожиданий из-за криво составленного ТЗ, например (об этом чуть позже).

Обращайте внимание на комментарии. Важно понять, что именно не устроило клиента. Если это серьезный срыв сроков, тотальный игнор ТЗ или грубые косяки - стоит тщательно взвесить все “за” и “против”. Комментарии типа “сто раз переделывали, но так и не пришли к нужному результату”, “мне не понравилось”, “хамское отношение” и т. п. конструктива в себе не несут и говорят скорее о проблемах коммуникации между заказчиком и исполнителем.

Опыт показывает, что если негатив не превышает 10-15% от общего количества отзывов, специалиста можно смело тестить. Есть шанс, что это ваша судьба.

Портфолио

Портфолио - лицо фрилансера. В нем все как на ладони: и масштабы проектов, и соответствие цена/качество, и профессиональные особенности. Можно оценить таланты, навыки, знания, практический опыт. Правда, зачастую за глянцевым фасадом скрываются посредственность и непрофессионализм.

Так, звездный “писатель” на деле оказывается сборником шаблонов из последних методик “как выгодно презентовать товар/услугу клиенту”, ”10 цепляющих фраз в заголовке” и т. д. Интернет усеян подобным шлаком, и многие “звезды копирайтинга” - плоды этого кошмара.

Кстати, копирайтинг - как раз тот случай, когда профильное образование играет не последнюю роль.Конечно, кандидат в лепешку расшибется в попытках доказать, что его образование “инженера ЭВМ” будет только способствовать всестороннему раскрытию темы. Ну а то, что статью потом придется переписывать человеческим языком, уже не его проблемы.

Для составления текстов ищите лингвистов, журналистов, филологов. Профессиональное жонглирование словом - прекрасно. Еще лучше, если есть опыт написания статей в вашей тематике.

Тестовое задание

Обязательно проверьте фрилансера на тестовом задании. Договоритесь об оплате, чтобы дать человеку необходимую мотивацию. Выложить свой максимум на тестовой задаче только ради потенциального заказа готовы далеко не все.

Тест должен быть коротким, но информативным. За масштабную задачу в качестве пробы пера мало кто из вменяемых кандидатов возьмется. Большой проект требует существенных трудозатрат, и фрилансеры взвешивают риски. Адекватный специалист вряд ли станет тратить кучу времени и сил, отодвигать реальные проекты, чтобы в итоге получить ответ “качество нас не устраивает” (а такое сплошь и рядом). Поэтому лучше ограничиться компактной задачей, выполнение которой откроет перед вами все карты.

Важно дать всем претендентам одинаковое тестовое задание и четко понять для себя, что это тест, а не рабочая задача. Опытный фрилансер быстро просечет желание решить с его помощью (или за его счет) текущие вопросы. Единое задание позволит максимально релевантно сравнить уровень кандидатов.

Плохое ТЗ - результат ХЗ

Если вы сами не знаете, чего хотите, или знаете, но описать словами не можете, результат скорее всего разочарует. Примите это как данность. Фрилансер не экстрасенс, чтобы читать мысли, и не вундеркинд, чтобы разгадывать ребусы (хотя допускаю, что и такие встречаются). И если вы не испытываете склонность к мазохизму в виде нескончаемых правок, уделите время составлению подробного ТЗ. Опишите моменты, которые для вас принципиальны, а в идеале предоставьте примеры, на которые будет опираться исполнитель.

Когда есть четкое видение результата, достаточно тщательно проработанного ТЗ. Если вы сами не очень представляете, что должно получиться на выходе и как это сделать, лучше опереться на опыт профессионала. В таком случае укажите места в ТЗ, где допустимы творчество и инициатива. При этом важно четко сформулировать для себя и донести до исполнителя, какие задачи должны быть в итоге решены.

Не покупайтесь на высокую цену в надежде получить соответствующее качество

Правило “чем дороже, тем лучше” работает далеко не всегда. Зачастую за высоким ценником кроется неадекватная оценка собственных возможностей.

Не раз мы сталкивались с многократно взвинченным ценником, который впоследствии снижался так же стремительно. Фрилансеру с увесистым портфолио накрутить 3-4 конца как пить дать. Выясняется это только в процессе работы, когда решение следующих подобных задач стоит в те же 3-4 раза дешевле.

Дело в том, что на новых клиентах хорошо отрабатывать методику “на авось”. А те и рады, что за их задачи берется столь дорогостоящий и уважаемый спец. Неопытный заказчик готов отдать любые деньги в надежде, что результат не просто ему приглянется, а превзойдет самые смелые ожидания.

Поэтому прежде чем приступать к поискам фрилансера, не лишним будет ознакомиться с порядком цен на рынке именно в вашей тематике.

Фидбек и демо-версии работ

Бывает, что тестовое задание сделано на ура, но в процессе работы что-то пошло не так. Часто фрилансеры боятся выглядеть некомпетентными (что логично) и не задают уточняющих вопросов, а делают проект от начала до конца так, как они сами “видят”. На выходе получается совсем не то, что надо.

Как с этим бороться? Просите отправлять проект по частям. Например, нужна отрисовка 100 планировок в одном стиле. Предложите нарисовать и показать 5 штук. Так вы сможете внести необходимые корректировки, а исполнителю будет легче исправить 5, чем 100.

Или, допустим, нужен рендер квартиры. Просите прислать скриншот модели в программе с выставленными ракурсами, и только если все ок, приступать к рендерингу.

Лояльно и доброжелательно относитесь к возникающим периодически вопросам - лучше ответить за 30 секунд, чем потом ждать исправлений несколько дней (а то и недель).

Общий чат и скайп-сессии

Лучший способ контролировать работу фрилансера - добавить его в таск-менеджер, где отражены текущие задачи с подробным описанием, ссылками и дедлайнами. Тут можно устраивать чаты, конференц-звонки и в реальном времени вносить изменения, что особенно актуально для срочных, комплексных и многоступенчатых задач.

Работа в Google docs и скайп-сессии значительно упрощают коммуникацию между всеми участниками проекта.

Не забывайте, что набрать команду фрилансеров (или найти одного, суть та же) и раздать задачи - это только начало. Важно не просто замотивировать людей на старте, но и продолжать это делать регулярно на протяжении всего проекта.

Обучение и самообучение фрилансера

Каждый новый проект для специалиста любого уровня - это не только поле для практического применения накопленных знаний, но и пространство для саморазвития. В процессе работы не столько страшны ошибки, сколько отсутствие желания разобраться в причинах и сделать правильные выводы.

По опыту могу сказать, что самые успешные проекты получаются там, где происходит эффективная работа над ошибками и своевременная адаптация к изменениям.

Ну и напоследок. В каких случаях обращаться к фрилансерам, а где эффективнее и безопаснее обойтись внутренними силами?

Каждый решает для себя. Но есть некие маркеры, к которым мы пришли в результате плотной работы сначала со сторонними специалистами, а потом внутри собственной команды.

Стоит задуматься о привлечении фрилансера, если:

  • есть точечные задачи, которые возникают время от времени с непредсказуемой частотой (тексты, дизайн), или специфика такова, что быстрее найти готового специалиста на удаленке, чем подбирать и обучать штатного;
  • собственная команда задействована в большом проекте в режиме нон-стоп (имеет смысл разгрузить людей для всеобщего физического и психического здоровья);
  • есть задачи, с которыми может адекватно справиться сотрудник на удаленке без постоянного присутствия в офисе, например, отрисовка несложной графики (планировки);
  • задача суперсрочная, а специалистов под рукой, как назло, нет.

Вряд ли фриланс - лучшее решение, если:

  • мы говорим об управленческом функционале (например, руководство группой фрилансеров) и нужна высокая вовлеченность специалиста в режиме оффлайн;
  • речь идет о сложных “долгоиграющих” задачах (например, seo-продвижение);
  • задача нестандартная и требует глубокой скрупулезной проработки;
  • есть потребность в мастере на все руки, который лучше всех работает в режиме многозадачности.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Владимир Салов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": 2, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 49661, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 31 Oct 2018 11:42:44 +0300" }
{ "id": 49661, "author_id": 217080, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/49661\/get","add":"\/comments\/49661\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/49661"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113 }

3 комментария 3 комм.

Популярные

По порядку

0

Фууу, ненавижу такие заголовки, себя сначала укроти, одни укрощатели кругом. Поначитаются всякого бреда, а потом строят из себя божественное существо

Ответить
0

Анастасия, какие заголовки вам больше по душе? "Как взять деньги с заказчика и зафакапить проект?" или "8 способов затянуть сроки и выйти сухим из воды"? Такие пойдут?

Ответить
0

Отечественные фриланс-площадки — это огромное болото, к сожалению. Бизнес модель самих площадок, нацеленна на вытягивания денег с фрилансеров, это VIP статусы, подписки, платные заявки на проекты и прочая хня. Получается, что человек, который пришел заработать, должен сначала заплатить. Зарубежные площадки пошли иным путем. Они берут процент при выводе денежный средств, что на мой субъективный взгляд выглядит справедливее. Ну и конечно же тотальное кидалово. С одной стороны сидят те, кто хочет за "кусок сухаря" найти себе суперспециалиста, а с другой стороны — студенты, которые прочитали "как научиться программировать за 21 день", либо менеджеры, так называемых диджЫтал агенств, которые в свою очередь аутсорсят эти задачи другим фрилансерам, при этом нехило так демпингуя, тем самым убивая качество процессов и как результат — огромные треды на форумах и пикабу о том, какие уроды заказчики и какие мудаки фрилансеры.

Ответить

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }