{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

30 сотрудников и оборот в 100 млн рублей: история SMM-агентства «Лайка» из Волгограда Статьи редакции

Основатель агентства Василий Косарев — о выходе на европейский рынок, нежелании участвовать в тендерах и ведении бизнеса с друзьями.

Как всё начиналось

В 2011 году я помогал в организации мероприятий «Бизнес-молодости» в Волгограде и параллельно работал в Торгово-промышленной палате региона. На одно бесплатное мероприятие мы собрали 550 человек. Технологии давала БМ: лендинг, встреча во «ВКонтакте», приглашения.

Из пришедших 550 человек по аналитике около 400 оказалось из «ВКонтакте», хотя мы делали наружную рекламу, радио, развеску объявлений в университетах и в других местах обитания целевой аудитории — суммарно задействовали более десяти рекламных каналов. Но самым эффективным стал «ВКонтакте».

Вскоре я разошёлся с «Бизнес-молодостью» Волгограда из-за разницы в видении управленческих вопросов и задумался о собственном бизнесе. В то время на БМ мы познакомились с Дмитрием Кудряшовым. Сейчас он известен как специалист по прокачке Instagram. С ним и другим знакомым мы начали обсуждать создание SMM-агентства.

Мы подумали, что раз этот рекламный канал используем только мы, он так прекрасно работает, почему бы это не продавать.

Первых клиентов привлекали по технике НКТЗЯ («Не тяни кота за яйца»). Садились с Димой друг напротив друга и делали по пять звонков каждый день — знакомым и «холодным» клиентам. За месяц набрали около десяти клиентов, в том числе региональный «Мегафон». Агентству дали название Like+, логотип рисовал мой брат.

В марте 2012 года мы разошлись с Дмитрием из-за разницы взглядов на динамику развития компании, но при этом остались хорошими друзьями. Я расписал бизнес-план на 20 листов, что и как хочу делать в собственной компании, и начал поиск инвестора. Во время поиска клиентов встретился с будущим инвестором — ректором одного из университетов. Ему понравилась идея, он поверил в меня, и мы ударили по рукам.

Мы начали делать сайт и открыли юридическое лицо (официальная дата нашего рождения — 16 апреля 2012 года).

Однажды я зашёл к инвестору в кабинет и увидел его очень хитрые глаза. Он открыл потайную дверь кабинета (у каждого ректора такая есть), показал огромную картину два на два метра сибирской лайки и спросил: «Понял?» Я сказал, что понял. Так мы стали компанией «Лайк@».

Следующий логотип разработало нам агентство Geek — наши друзья.

Последнюю версию логотипа и большую часть фирменного стиля разработала Елена Захарова, наш первый любимый дизайнер, которая ушла в коммерческую фотосъёмку.

Первая команда

В первой команде был мой друг Сергей Мальгинов, который пришёл к нам когда-то в общественный проект, помогал делать ремонт. Потом стал моим водителем, помощником, затем — одним из лучших специалистов. Он работал в нескольких московских perfomance-агентствах, потом в Avito, а сейчас в «Яндексе».

Мы привлекли сильного PR-менеджера Александру Яшукову и инноватора Илью Глушкова. Первый костяк команды был небольшой — четыре-шесть человек. Активный рост случился, когда маркетолог нашего клиента, волгоградского «Мегафона», перед переездом в Германию предложила поработать у нас (сказала, можно и без денег, потому что мы классные). Она дала нам жару, показала, как надо работать.

Первые проекты и клиенты

Первые серьёзные клиенты появились с приходом в компанию моего лучшего друга Александра Крылова. Он смог весьма хитрым ходом (заранее, без договоренности с брендом создал его сообщества) привлёк компанию «Иммошан», которая строила свой первый торговый центр в России — в Волгограде.

Мы работаем с компанией до сих пор: сообщество «ВКонтакте» выросло до 67 тысяч подписчиков, Instagram до 49 тысяч, а Facebook — до 6500. Большую активность показывают «Одноклассники», что редко даже в регионах. В сообществе 53 тысячи человек, среднемесячный охват составляет 50-100 тысяч пользователей.

Нашей первой специализацией стали торговые центры. До сих пор у нас всегда в клиентах пять-семь торговых центров.

О сложностях

Основные сложности были с дебиторской задолженностью. Чем более крупные клиенты заходили, тем больше они выкручивали руки. Оборотки почти всегда не хватало, так как мы платили большие зарплаты и мало брали с клиента.

В 2013 году я решил заняться параллельно ещё двумя бизнесами. Закончил магистратуру и понял, что перегорел (на двух стульях не усидишь), уехал в Москву, оставив директором «Лайки» Александра Крылова. В это время я участвовал в развитии компании только советами и привлечением клиентов, а сам работал в продюсерском центре в Москве.

Об этапах масштабирования

Наверное, здесь и начинаются самые интересные этапы развития. Мы стали работать без офиса (до этого сменили три разных помещения). Я ушёл из продюсерского центра в Москве и по приглашению Никиты Подлипского отправился преподавать в его проекте в Краснодаре — Digital Garden.

Поездка ради выступления растянулась месяца на два моей жизни в Краснодаре. Мне понравилось, я не понял, зачем возвращаться в Москву, ведь можно жить в этом прекрасном городе, тёплом и развивающемся, а вся команда уже работает удалённо. К этому времени я полноценно возвращаюсь в управление «Лайкой» и начинаю активно выступать.

Мы стали организовывать тренинги по SMM по России: собрали 160 человек в Ростове, 180 в Нижнем Новгороде, 160 в Алматы, 150 в Астрахани и 150 в Волгограде. Это были трёхчасовые платные тренинги по привлечению клиентов из соцсетей, которые закрывали на двухдневный курс с девяти утра до шести вечера тех, кто хотел, чтобы их за руку довели до результата.

Самым сильным вектором развития был переход в узкую нишу. Мой знакомый намекнул, что неплохо бы было заниматься недвижимостью. Познакомил с первым клиентом. Мы поняли, что лучше иметь узкую экспертизу в одной отрасли и выдавать хороший результат, чем распыляться по нишам спорта, HoReCa, торговых и фитнес-центров.

Дальше мы пошли по накатанной и взяли специалистов из этой сферы. К этому моменту мы продвинули более 140 жилых комплексов по всей России в разных регионах: от Новосибирска до Дагестана, арбитражили по 30 застройщикам Москвы.

Итого: мы находимся в узкой нише — лидогенерация заявок из соцсетей для застройщиков. Настраиваем таргетированную рекламу с использованием сквозной аналитики, делаем лендинги, ведём сообщества и работаем с репутацией.

Забавные случаи из жизни агентства

Однажды мы решили сделать что-то хайповое, похожее на проект ЖК «Ненастье». Была задумка собрать лендинг ЖК «Вейпер» с тезисами «на 95% безопаснее», «парю, где хочу» и другими шуточками на эту тему.

Думали также про «Эдипов комплекс»: ЖК — красивый, как твоя мама. Но остановились на «Башне Трампа». Есть лендинг и сообщества туда даже вступают люди из США и оставляют комментарии. Мы постарались сделать его смешным и злободневным.

Об уволенных клиентах

Иногда мы увольняем клиентов. Говорят, «услуга» от слова «услужить», но мы разумно клиентоориентированные. Наши аккаунт-менеджеры, они же стратеги, — заботливые, открытые, обучают клиента, решают задачи, а не создают проблемы.

И всё равно встречаются клиенты, которые не имеют общих с нами ценностей. В чём это выражается: например, представитель клиента (чаще всего маркетолог) считает, что его задача — постоянно держать подрядчика в напряжении и выбивать скидки вместо того, чтобы анализировать данные с нашим магистром и мотивировать проектную команду.

В таких случаях мы говорим, что работаем только по любви, если её нет — результата не будет. В нашем бизнесе из-под палки не работают. Также точкой расставания вполне может стать хамство, а также маркетологи-потеряшки, которые не выходят на связь, а приходят только за результатом, когда их вызывает начальство на ковёр.

О проектах

Так как мы не креативное агентство, мы больше ориентированы на результат, поэтому гордимся двумя историями:

1. Низкая цена продажи объекта и хорошие объемы заявок.

2. Длительный срок работы с клиентом.

Показатели могут быть разными на разных промежутках. Можно три дня делать заявки по цене 100 рублей или меньше для застройщиков, но попробуйте вытащить объём-качество-цену на дальней дистанции с большим бюджетом.

Мы гордимся стоимостью продажи с маркетинга по 11-25 тысяч за объект, средняя цена которого — 2,5 млн рублей. Средний срок работы с клиентом — более двух лет. Таких проектов много.

На второй год развития компании мы сделали прикольный кейс по поиску редких специальностей, о нём писал российский Forbes — «Фрезеровщики в социальных сетях». Задача была найти фрезеровщиков, машинистов мостового крана и другие подобные редкие профессии для аутстаффингового агентства на работу вахтой в северные регионы. Мы нашли их во «ВКонтакте».

Агентство сейчас

Сейчас мы команда из 30 человек. Специализируемся на продвижении застройщиков. Идём в Европу, у нас запускаются первые тесты по жилым комплексам в Германии. Недавно ездил туда, изучал специфику. Хотим делать лидогенерацию по разным странам, продавать недвижимость.

Год назад понял, что «Лайка» — это не бизнес, «Лайка» — это про команду. У нас два года никто сам не уходил, очень хорошие условия, при том что digital — не самая прибыльная сфера.

Команда может продвигать различные проекты, начинать свои стартапы. К примеру, у меня есть «Афиша №1» для Краснодара. Это сеть сообществ с общей численностью около 200 тысяч человек. Я начинал этот проект как хобби, а сейчас это команда из восьми человек. Полноценная редакция. Мы формируем спрос в обществе на качественный отдых.

Это сообщество создавалось в противовес региональным, которые пишут о происшествиях-скандалах-интригах-расследованиях. При создании мы вдохновлялись «Медузой» и Look at media.

Главная цель «Лайки» — стать командой, которая может упаковывать и продвигать различные бизнесы с долевым участием, делать свои сервисы.

О конкурентах

Мы нашли нишу в нише (продвижение застройщиков). Чем больше мы отстраиваемся от конкурентов, тем мы конкурентнее. 90% клиентов приходит от партнёров — компаний, которые делают для застройщиков консалтинг, сайты и сервисы. Мы стараемся занять нишу, в которой нет конкурентов, и стать там лучшими.

Сейчас идём в Европу. Пока в России наши воображаемые конкуренты решат занять нашу нишу, мы уже будем там.

Я верю только в здоровую конкуренцию. Конкуренты — это люди, которые помогают становиться лучше, не ржаветь, сбивают корону с нашей успешности. Всегда есть вероятность, что придут «молодые и гордые», захватят рынок, будут готовы работать дешевле и даже качественнее какое-то время.

Наша задача — выстраивать систему, партнёрские отношения, аккумулировать крутых экспертов в агентстве и запасать ресурсы. Вот наша защита от конкуренции.

Специфика ведения бизнеса в регионе

Мы не считаем себя региональным агентством, но клиенты у нас преимущественно региональные. Специфика есть — небольшие бюджеты, если сравнить с Москвой. Но нет таких сложных тендеров.

Работа с топовыми игроками региональных рынков — стабильная стратегия: и портфель заказов диверсифицирован (у нас сейчас около 30 клиентов), и деньги неплохие.

При этом почти все сильные региональные агентства выбирают два пути:

1. Пойти в другие регионы.

2. Пойти на субподряд к федеральным.

Второй путь не для нас, наши бизнес-процессы постоянно «воюют» с посредниками.

У нас есть московские заказы, но они составляют малый процент. Также мало федеральных брендов. Для нас Москва — это московские застройщики, а это сложная история. Постоплата до 60 дней, а бюджеты при этом месячные — 15-20 млн рублей.

Мы пока не готовы обеспечивать их. Нам проще пойти в Европу, где есть наша сильная разница в технологическом плане (в России digital-застройщиков намного сильнее) или брать небольших, но динамичных московских-питерских застройщиков.

О привлечении сотрудников

Мы берём только тех, у кого есть опыт. У нас сдельная система оплаты, но единая для всех: для новичков и «старичков». Средняя зарплата — 70-150 тысяч рублей. Для удалёнки это хорошо, как говорят наши коллеги.

Поэтому растить с нуля нам неинтересно, мы берём только готовых и интегрируем в нашу систему ценностей и бизнес-процессы. Весь свой путь мы вдохновлялись IT-Agency, ориентировались на их систему адаптации коллег. Мы ценим личную эффективность, а не только профессиональную

Привлекаем заявки с таргетированной рекламы: чтобы взять двух «джедаев», мы просеяли воронку из 180 резюме.

О сложностях

Сложности возникли с ростом. Управлять десятью людьми проще, чем 30. Это уже совсем другая история, сложнее проецировать ценности компании, вдохновлять каждого.

В плане времени — бюджеты растут, клиенты всё больше понимают, что они покупают. Кризиса мы не боимся: чем сильнее бьёт экономика бизнес, тем больше он задумывается об эффективных каналах, которые можно посчитать, а так как мы perfomance, работаем на заявки-продажи, с аналитикой, к нам в кризисные времена уходят бюджеты, когда режется наружка-радио-медийка.

По моему опыту, чем сильнее бил кризис, тем у нас было больше клиентов. Что стало сложнее — это удерживать инновационность. Здесь история в том числе про хайп, когда клиент просит чего-то вирусного, чтобы это прогремело (и желательно, чтобы деньги не нужно было тратить).

Многие заказчики начали в общем огромном потоке информации вычленять хайповые истории и просить их, забывая о базе, о бизнесе, о реальных показателях эффективности маркетинга (ROMI). Нам пришлось ускорить внедрение новых форматов, поддерживать основной продукт хайповыми форматами и механиками.

Клиенту нужен другой уровень контента, но зачастую он нецелесообразен, если действительно говорить про продажи, но иногда приходится играть по правилам «хотелок» рынка. Эта тенденция была и три года назад — только тогда мы это называли «маркетинг для маркетологов», когда один маркетолог делает сайт не для ЦА, а для того, чтобы похвастаться дизайном на рейтингах и для других агентств.

На наш взгляд, надо находить гармонию между PR-составляющей и конкретными бизнес-показателями, ведь «клоуны не продают». Мы ориентированы на аналитику по каждому объявлению и гипотезе.

Коммуникация внутри агентства

Система состоит из нескольких чатов во «ВКонтакте»: таргетологи отдельно, джедаи отдельно, управленческие чаты отдельно.

Раз в неделю креативные планёрки. Не отчётные, а креативные. Я 15 минут рассказываю, чего мы добились, куда идёт динамика фирмы, какие клиенты пришли-ушли, потом обсуждаем, что можно делать лучше, обсуждаем важные общие проблемы (возражения клиентов, новые форматы рекламы, конверсии и закономерности).

Есть отдельные чаты и системы управления задачами внутри команд (обычно наша команда — магистр, джедай, таргетолог, они в свою очередь привлекают дизайнеров и других специалистов).

Проектные группы внутри себя могут выбрать Trello, Basecamp или любую другую систему постановки задач и коммуникации. Мы ярые поклонники Максима Дорофеева и его «Джедайской техники пустого инбокса». Система может быть любой внутри команд по проекту, главное, чтобы эффективна.

Показатели бизнеса

Оборот небольшой, но стабильный, — около 100 млн рублей в год. В тендерах почти не участвуем, тендерных клиентов у нас нет.

В команде чуть больше 30 человек, особенно резкий скачок роста был в 2017 году — мы выросли почти в два раза по количеству за счёт сильного HR.

0
74 комментария
Написать комментарий...
Дмитрий Лукиенко

Система состоит из нескольких чатов во «ВКонтакте»: таргетологи отдельно, джедаи отдельно, управленческие чаты отдельно (с)
Чаты диджитОла в вк??? Статья точно в 2018 году написана?

Ответить
Развернуть ветку
Василий Косарев

Чаты – для общения, обмена опытом и отправки оперативной информации. Дальше написано в статье, что используем и Trello, Basecamp, Битрикс 24, внутри команды представители клиента/наши представители, в первую очередь это должно быть удобно клиенту.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Лукиенко

Телеграм на что?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Семенов

Тогда уж Slack, телега не очень то удобна.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Никонов

В слаке не приходят уведомления на Андроид. Не лечится вообще.

Ответить
Развернуть ветку
71 комментарий
Раскрывать всегда