«Остаться впервые в жизни без работы было страшно»: бывший арт-директор Slava об уходе из агентства и смене профессии Статьи редакции

Ольга Гришакова — о причинах ухода из агентского бизнеса, путешествиях и сложностях на пути к новой сфере.

Редакция vc.ru предложила рекламным специалистам поделиться историями о смене сферы деятельности: зачем они это делают, как переходят в новое направление и чем занимаются сейчас.

Первая история — рассказ бывшего арт-директора агентства More и Slava Ольги Гришаковой.

О знакомстве с рекламой

Я всегда хотела быть журналистом — мне нравилось быть в центре событий. Но поступить на журналистику в 16 лет не удалось, и я пошла на факультет рекламы в Московский государственный университет печати.

Факультет был новым, мне всё нравилось настолько, что я быстро откинула мысли переходить в другой университет. Но на второй год обучения программа поменялась, преподаватели ушли, у меня появилось много свободного времени. Я искала стажировки, участвовала в студенческих конкурсах, поступила на второе высшее — экономику и управление на предприятии — и стала учить итальянский язык.

Летом после третьего курса у меня была стажировка в качестве арт-директора в агентстве Saatchi&Saatchi у Стюарта Робинсона. Тогда только вышла книга “Lovemarks”, агентство для меня было просто мечтой.

На стажировку я попала без особых усилий и очень сюрреалистично — моя подруга пришла на встречу в церковь евангельских христиан, познакомилась там с девушкой, которая работала аккаунт-менеджером в Saatchi. Мы отправили ей моё резюме, и уже через пару недель я стажировалась.

После стажировки я поняла, что это интересная работа, и я могу её делать. Многому нужно было учиться, но у меня была предрасположенность к этой работе. Но я отложила это на время. Мне было 20 лет, я хотела многое попробовать, приключений, а не сидеть в офисе, даже если это мансарда в центре.

Я переводила тексты с итальянского, ездила сопровождающим в Италию, работала продавцом в магазине мужских рубашек, была официанткой, рисовала логотипы и буклеты, делала фототесты актёрам, фотографировала концерты и мероприятия — старалась брать всю работу на свете, только бы за неё платили и у меня была бы возможность делать то, что интересно.

Параллельно я заполняла пробелы в арт-директорстве. Поступила в «Британку» на «Визуальные коммуникации» к Леониду Славину, но проучилась всего год. Тогда же я проходила курсы по фотографии у Ольги Тупаноговой-Волковой, а по ретуши фото — у Александра Забара.

Однажды я словила задний кант на сноуборде и получила серьёзную травму, после которой пришлось остаться дома почти на шесть месяцев. Решила, что нужно получить такой навык, с помощью которого я могла быть быть не только исполнителем, но и организовать других и в то же время зарабатывать, позвонив по телефону или написав письмо.

Как только мне разрешили сидеть, я всё же устроилась в офис в центре — менеджером в креативном отделе медийного агентства Target Media.

Когда работала аккаунт-менеджером, то терзалась, глядя, как другие придумывают концепции и делают принты, и додумывала их в голове. Писала длинные тексты в защиту концептов и такие же длинные подробные комментарии от клиентов, чтобы всё было понятно всем сторонам. Решила пойти на курсы Mads на второй поток.

После них у меня сложилось портфолио из восьми выпускных работ, я добавила туда свои фотографии и скетчи из «Британки».

Я прошло собеседование и меня приняли на первую в жизни работу арт-директором в только что открывшееся агентство Slava.

Жизнь в рекламе

В Slava в самом начале было несколько клиентов с молочными продуктами — BioMax, Imunele. Потом агентство выиграло тендер от Google, Life Group. Мне всегда было важно, чтобы босс был для меня вдохновляющим примером в профессии — и спасибо Денису Лапшинову, что он справлялся с такой функцией и со временем доверял мне всё больше работы.

А в начале было чувство «неужели теперь это моя работа» — теперь всё это можно делать легально: искать картинки, придумывать истории, делать пекшоты, ездить на съёмки. Тут закладывались основы — понимание, что работает, а что нет, как понятно донести идею, писать брифы, адекватно комментировать.

Первые ролики для Imunele for Kids, придуманные в офисе Cabinet Lounge на Лубянке

Со Slava я попала в «Канны» во время фестиваля, потом мы летали в Нью-Йорк в кампус Mads, снимали с голливудским оператором Романом Васяновым, режиссёрами с мировыми именами. Это было круто и подразумевало минимум сна.

Когда перешла в агентство More, боссом стал Ярослав Орлов, а первой интересной кампанией — Smartory. Потом была большая и многогранная кампания по запуску новой Lada Vesta и Xray со съёмками под Петербургом, Москвой, Сочи, Барселоной. Было потрясающе работать с автомобильной категорией.

Один из роликов снимали с Алексеем Германом младшим. На плейбеке он часто переводил монитор в чёрно-белый вариант, чтобы цвет не мешал проверять композицию кадра — с тех пор тоже часто так проверяю.

В More сделали пару сезонов для Nike, моего бренда мечты с детства. Nike вело агентство Instinct, которое находилось через стенку. Работа в нём тоже была когда-то моей мечтой. Мы так хотели работать с Nike, что напросились участвовать в брифингах, а потом проводили вечера и выходные, чтобы реализовать работы для бренда.

Проект с Nike

У обоих агентств это было время становления. Я рада, что получалось попадать в самое пекло, когда в агентствах принципиально брали большие и амбициозные задачи, а очень небольшие группы людей их покоряли.

Всё это время я работала в паре с копирайтером Юлей Андриановой. Сейчас мы дружим, работаем иногда на некоммерческих проектах и курируем студентов.

Почему решила уйти из рекламы

На излёте полутора лет в More меня накрыло, наверное, то самое эмоциональное выгорание. Это были насыщенные четыре года в рекламе или даже девять лет беспрерывной активной работы в целом. Если раньше я радовалась новому брифу, большим задачам, то потом это состояние прошло, накопилась усталость. Мне не нравилось отсутствие драйва в работе.

Также мне стало тесно в профессиональном плане. Я понимала, что работаю на тот момент на одной из лучших позиций для арт-директора в Москве, и смена агентства не поможет в профессиональном росте. Тесно было скорее просто от работы в созданной заранее системе.

Я была не самым приятным для аккаунт-менеджеров и продюсеров арт-директором, который всё время недоволен и хочет других ретушёров, другой продакшн, переделать ещё раз: на пару фреймов не докрутили, графика не та — хотя клиента и команду всё устраивало.

Я заранее предупредила коллег, что уйду через три месяца. Именно столько мне бы хватило, чтобы накопить недостающую сумму для путешествий и завершить дела.

Как совершила переход

После увольнения из агентства планировала несколько поездок — получилось почти три месяца в путешествиях. Договорилась с собой, что разрешаю такой перерыв, только если в конце него придумаю себе бизнес и постепенно начну его строить. Тогда я думала: «Никаких иллюзий — через полтора года я остановлюсь, суммирую всё, что получилось, и по результатам решу, стоят ли они того, чтобы идти дальше, либо вернусь в предыдущую профессию».

Друг посоветовал, что для нового дела надо выбрать ту сферу, где мой прошлый опыт и достижения станут весомым плюсом. Одновременно призналась себе, что я устала работать «на дядю», а точнее в системе, где ты зарабатываешь деньги кому-то.

Из арт-директора я видела несколько прямых путей. Если оставаться в Москве, то самые очевидные — стать креативным директором, постепенно стать режиссёром, перейти в продюсеры, погрузиться в дизайн, например, упаковки. Из очевидного пути — искать работу арт-директором за границей.

Рассуждала примерно так. Моя сильная сторона — это картинки, и я понимаю, что такое стильно, это ценится в сфере моды. Также я обожаю дни на съёмочной площадке, я бы буквально жила этим процессом. Моя сестра заканчивала обучение в лондонском Marangoni по специальности дизайн одежды, хотя мода и новая для меня сфера, но я с удовольствием в неё окунулась.

Постепенно я решила, что буду делать коммерческие фото и видео для фэшн и рекламы, стану продюсером и посмотрю, сложится ли это в продакшн.

Также я видела московский потолок по заработку в профессии арт-директора, мне было интересно, насколько я в силах поднять эту планку, сменив профессию.

Оставаться без работы, даже без плана работы, в первый раз в жизни было страшно. Путешествия — это классно, но их отравляло сильнейшее беспокойство из-за неопределённости. Решила, что мне нужны константы, вокруг которых организуется время. Я стала собирать материалы для лекций на разные темы по рекламе и дизайну — обязательное упражнение по часу в день в будни, ходить на спорт раз или два раза в день. Это помогло.

В середине отпуска я вернулась в Москву, в почте и Facebook, которые я удалила с телефона, обнаружила 28 приглашений на собеседования. Это придало уверенности, что арт-директор всегда работу найдёт. Стало спокойнее.

Я сходила на четыре собеседования. Это были интересные предложения, но я не готова была приступить к новым задачам. И уехала ещё на месяц. Кайф от безделья я поймала только в конце третьего месяца, когда было пора возвращаться в работу — заканчивались средства и появилось ощущение, как после летних каникул в школе, когда рвёшься к делам.

Проект для «Сбербанка» «Активный возраст»: фотограф Даша Ястребова, арт-директор Ольга Гришакова, продюсер Анна Тафрова (Stereotactic)

Когда вернулась в Москву, переход из одной профессии в другую выглядел так:

  • 50% времени занимал фриланс в качестве арт-директора на больших проектах (ролики, кивижуалы, digital) для агентств или для клиентов напрямую. С момента брифинга до завершения проходил месяц-два, но сумма гонорара большая. Эти проекты давали ощущение стабильности на ближайшие месяцы.
  • 30% уходило на всё, что можно сделать быстро и так же быстро получить оплату. Тут часто был даунгрейдинг: я делала логотипы для ИП, оформляла презентации. Эта работа не увеличивала портфолио, но приносила средства на каждый день.
  • 20% времени в самом начале уделила для переориентации в продюсера. Было непонятно, когда и какие проекты это будут, и внутренне я готова была делать их в ноль.

Первый год я почти круглосуточно работала. Через полгода соотношение стало 50% — креатив с агентствами и 50% — продюсирование. А сейчас, через 2,5 года, 70% — продюсирование и 30% — креатив.

Первые продюсерские проекты появились через фотографа Дашу Ястребову. Увидела в Facebook её сообщение о поисках личного менеджера. Мы встретились, я рассказала о себе, и мы договорились, что попробуем поработать на коммерческих проектах.

Получилось несколько съёмок, одна за другой. Постепенно я стала уверенно чувствовать себя в продакшне фото и видео в форматах студии, а также пост-продакшне. Потом постоянным партнёром по съёмкам стал оператор Арабек Давудов из Superbasic.

В это время я часто встречалась с продюсерами, владельцами разных компаний, много советовалась. Как только получала бриф, звонила кому-то и пыталась проверить логику следующих шагов или предлагала пообедать со мной, чтобы мне рассказали, как идти по этому пути и сделать минимальное количество ошибок. И это было правильно. Люди любят делиться своими историями, опытом.

Тому, кто спрашивает совета, придётся выйти из зоны комфорта. Принять, что ты опять не эксперт, что опять в начале пути, практически ноль, и что тебе ещё учиться и учиться. Иногда нарывалась на мнение от людей «да зачем ты лезешь», но просто больше их не тревожила.

Чем занимаюсь сейчас

Сейчас я работаю как продюсер и оставила немного времени на фриланс арт-директором. Только что отучилась на дисциплине “Art-direction for Fashion” на онлайн-курсе Saint Martins, чтобы плотнее объединить два направления: арт-дирекшн и продюсирование.

Стараюсь брать проекты, даже если это реклама, связанные только с фэшн и лайфстайл, чтобы знать тонкости съёмок бьюти, спорта, предметов, детей, глобальных кампаний, и в целом знакомиться с компаниями на рынке. Если моим талантам — фотографу, режиссёру, оператору — нужно сопровождение менеджера, то с радостью работаю линейным продюсером с продакшнами.

Из известных брендов мне удалось поработать с Zasport, Divage, Butik.ru, Kupivip.ru, «Снежной Королевой», ГУМ, Uber, «Сбербанком», UniCredit, «Газпромом», сетью ресторанов «Урюк». Это не только фэшн фото и видео, это ещё и традиционная реклама, а также контент для соцсетей. Сняли вместе с дружественным продакшном «Первое творческое объединение» рекламные кампании для WorldSkills Russia и Ticketland.

Оператор и монтаж — Арабек Давудов, креативный директор — Алёна Лавдовская

90% клиентов приходит по рекомендации, и это здорово, так как я ненавижу продавать свои услуги. Максимум говорю: «Вот несколько работ из портфолио, если мы вам нужны, то знайте, что мы есть». Несколько раз клиенты подписывали документы и выходили на съёмки просто потому, что нас порекомендовали, даже не видя остальные работы.

Через год выстроилась хорошая административная часть, которая важна для больших клиентов. Если раньше удовольствие я находила только в производстве картинки, то сейчас документы, права, выплаты и договорённости расписаны по таблицам и доставляют такое же эстетическое удовольствие.

Много всего попробовала: разные команды, фотографов, операторов, бухгалтеров, юристов, продюсеров, ассистентов, визажистов, стилистов, ретушеров, монтажёров — остаются только те, с кем процесс работы приятный и получается достойное качество работы.

Агентство Main Target Group. Пример работы для World Skills Russia: фотограф Пётр Титаренко, продюсер Елена Степанищева, дизайн «12 космонавтов»

Сейчас у меня есть два основных продукта.

Первый — съёмки для кампаний. Мы совмещаем съёмки фото и видео, затем адаптируем материал на максимальное количество медиа: наружку, прессу, витрины, соцмедиа, всё, что может быть нужно бренду. Важный сейчас показатель — это количество имиджей. Причём не одних и тех же. Бренду надо быть всё время на виду, и мы помогаем с этим.

Второй — это путешествия для брендов, когда фотограф или оператор берёт с собой чемодан вещей или отдельный продукт, едет в Исландию, США, Италию, куда угодно, на красивую локацию. На этом месте находим местную модель. И каждый раз выдаём огромное количество контента. Даже если бренд небольшой, международные истории дают ему силу и вес.

Этот второй продукт удивительным образом для меня ещё не полетел — видимо, надо больше знакомиться с владельцами марок и постепенно получать доверие. Но мне нравится идея, и я продолжу вкладывать туда усилия и рассказывать о ней.

Съёмка фотографа Лены Артамоновой из Исландии

Мне нравится находиться в небольшой команде. Даже в студийной локации можно снимать красиво. Думаю, это самоограничение нужно, чтобы отточить мастерство на всех этапах.

Я рада, что решилась на историю с уходом из агентства и сменой деятельности. При этом понимаю преимущества, которые даёт агентство или большая компания — возможность работать с самыми крутыми продакшнами, глобальными клиентами с именами.

У меня сейчас другая проработка. Во время плавания без подстраховки в виде аккаунт-менеджеров и директоров учишься быстрее. Сейчас знаю, что продолжу заниматься картинками. И пока мы просто думаем-делаем-смотрим.

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Anonymous
Летом после третьего курса у меня была стажировка в качестве арт-директора

после такого эпика - дальше читать смысла не вижу.

хотя потом пересилил себя и дошел до этой странной "женской логики", где в россии на дядю - фу, противно работать, а заграницей - очень даже престижно и "очевидно":

Одновременно призналась себе, что я устала работать «на дядю», а точнее в системе, где ты зарабатываешь деньги кому-то.
Из очевидного пути — искать работу арт-директором за границей.
Ответить
Развернуть ветку
Unreal Person

На самом деле уже после фразы:

я попала без особых усилий

можно закрывать статью.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Chernopyatko

Рекламный арт-директор чутка отличается от нерекламного, как в той же Студии Лебедева, и во фразе нет никакого противоречия. Считайте это дизайнером, который умеет придумывать рекламные идеи.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Говорухин

Эт прям резюме. Профит в чем? Всех матает в поиске себя. Или личный пиар?

Ответить
Развернуть ветку
Mr. Burns

Вот да. Бесконечно заебал контент про выгорания/релокейт/смену сферы… Это ж абсолютно не масштабируемые истории. Нахуй они? Автору какбе спасибо за текст, кто-то узнает что можно и вот так, но если реальный профит ожидается в пиаре персоны (ну а какой еще-то тут очевиден), то… ну бляяя.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин
локации, продакшн, плейсмент, диджитал, креатив

это видео 100% про вас

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Smirnov

Ах, эти простодушные упоминания всех без исключения заграничных вояжей

Ответить
Развернуть ветку
Roman Volodichev

Отличная история о том, как правильно действовать, если в твоем сегодняшнем состоянии тебе становится неуютно. Девушка молодец, с таким подходом к жизни ей будет по плечу любой вызов, который она поставит перед собой.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Илья Мишин

От скуки и не такое придумаешь) это тут еще безобидные вызовы. Была у меня знакомая у которой было (и есть наверное) все - машины мерседес, тойота, две квартиры, бизнес с доходом 100500$ от родителей, полеты заграницу каждый месяц, это все настолько вьедалось что становилось обыденностью и скука пожирала в итоге изнутри. Когда килограммы кокаина уже не вставляют и нет на свете места где бы ты не побывал - вот тогда начинаются сумашедшие вызовы)))))

Ответить
Развернуть ветку
Roman Volodichev

Дело в том, что никакого "любого нормального человека" в природе не существует. Просто нам приятно думать, что нормальны именно мы, и измерять этой "нормальностью" всех вокруг. И с тех пор как у каждого из нас над головой есть крыша, а в холодильнике лежат продукты на неделю вперед, окружающая жизнь практически перестала ставить перед нами какие-либо вызовы. Вот и движутся вперед только те, кому неуютно, скучно, мало, у кого постоянно зудит и свербит, и двигаясь сами, двигают вперед весь этот мир. А те, кто нашел свою зону комфорта и успокоился, просто жуют попкорн и за всем этим наблюдают.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Roman Volodichev

Вы правда не понимаете, что для того, чтобы использовать такие фразы как "большинство людей", "нормальные люди" недостаточно опираться только на свою точку зрения и свой жизненный опыт? Какой такой комфорт, к которому надо стремиться, вы имеете ввиду? Ваш? Мой? Цукерберга? Что такое умеренная самореализация и как понять, что ты самореализовался умеренно, а не "пере" или "недо" самореализовался? Если вы не знаете причины, по которой кто-то хреначит круглосуточно, это не значит, что такой причины нет. И если вы вдруг посчитаете чью-то причину недостаточно важной для этого, то это вовсе не значит, что она будет неважной для всех. И все ваши оценочные суждения: "тупо рекламные ролики", "ничуть не шедевральные", "никак не двигают мир вперед" - это субъективное мнение одного человека (как и мое мнение, в принципе), и само по себе оно не делает результат работы автора этой истории лучше или хуже, оно вообще на эти результаты никак не влияет. Но мне непонятно одно: исходя из чего вы считаете чужой путь неверным, если никогда по нему не ходили?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Roman Volodichev

Думаю, что никакой истины в данной дискуссии мы все равно не обнаружим, поэтому предлагаю ее окончить и просто пожелать девушке успехов на ее непростом пути).

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Важинский

Круто когда в подростковом возрасте есть шанс учиться в Британке, стажироваться, катать борде. Когда не надо идти работать, хоть куда-то, чтобы тупо жить.
Круто всё это. Завидую.

PS. да я жалуюсь на судьбу

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Не не.
Дауны то вообще впорядке. Они в своей реальности живут и им норм.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гаврилкин

Что ж, стоит порадоваться за человека, который при возможности бесконечно развивается вместо того, чтоб бездонно деградировать.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Vasilev

Что хотела донести автор? Вот не понимаю людей, которые видят смысл жизни в ЗАРАБАТЫВАНИИ денег. Даже НЕ В САМИХ ДЕНЬГАХ, а именно в зарабатывании. Уволилась, слила деньги, поняла, что надо кушать - начала искать работу через VC... Это ли разумно для такого (как обрисовали в тексте) специалиста? А если такой специалист потом решит, что пора снова на 2 года в отпуск? Самое странное резюме, явно не красит специалиста. Я бы такого персонажа, который не дружит с головой, в команду не взял. Сегодня - здесь, завтра - там. ИМХО.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Eugene Vasilev

Ну тогда вот этот ролик подходит на 100%. Там как раз о покорении новых вершин. Я ж не просто так скинул.

Ответить
Развернуть ветку
Mr. Burns

Самореализация ради самореализации. Диванный психолог поставил бы диагноз «комплексы». Возможно был бы не даек от истины.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов
Зачем? Не из-за денег точно.

недостаток безусловной лбви в детстве прививает людям мысль, что они должны этой любьви добиваться. И даже сами себя они просто так любить не могут пока не заслужили.
Ужас в общем полнейший. бедные люди.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Гаврилкин

ВАУ.
Ольга, Вы просто супер.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гаврилкин

Дебилы

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда