{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Монетизация: как мы вредили себе и пользователям

История о том, как мы сделали платным всё в приложении, потом аккуратно экспериментом это изменили и офигели от результатов.

Развитие продукта похоже на постройку дачи. Сперва ты делаешь фундамент для одноэтажного дома, всё продуманно и логично. Потом возникает шальная мысль: «Почему бы не сделать второй этаж?» Ничего плохого же, а площади станет только больше. После этого идёт пристройка c балконом, гараж, баня, сарай, веранда с навесом, и в итоге всё это выглядит очень плохо и нелогично — и иногда в процессе разваливается.

В продуктах та же история: всё начинается с MVP, потом с каждой итерацией на продукт нанизываются всё новые и новые функции, навигация загромождается, дизайн становится всё сложнее. Многие в этот момент понимают: дальше уже нельзя, пора что-то менять, вносить изменения становится с каждым днём всё сложнее. Самые смелые команды находят силы реагировать радикально: выкинуть всё и написать с нуля.

История редизайна приложения Evernote Medium

Но это касается не только дизайна. Если у вас freemium-приложение, велика вероятность, что ваш фичер-сет, закрытый покупками, — это та самая дача, легаси давно ушедших дней, которое надо полностью пересмотреть. Во всяком случае так было у нас.

Что такое freemium в двух словах

Freemium — это модель монетизации и дистрибуции сервиса, при которой пользование возможно без оплаты, но с какими-то ограничениями. Как правило, это ограничения трёх типов:

  • Функциональные. При покупке разблокируются новые возможности. Примеры: YouTube Premium (подписка даёт офлайн-просмотр, просмотр в фоне, отсутствие рекламы и прочее), Tinder (подписка даёт суперлайки, бусты, расширение зоны поиска и так далее).
  • Ограничение квоты. Использовать продукт можно без ограничений до определённой квоты. Примеры: Dropbox (лимит на место), Slack (лимит на интеграции, количество сообщений), CleverPay (лимит на MAU).
  • Ограничение поддержки. Формат, редко встречающийся в b2c-секторе, чаще в b2b-секторе enterprise-уровня, очень часто совмещённый с OSS-проектами (nginx, SphinX, MongoDB, RHEL, elasticsearch, и так далее). Само ПО распространяется бесплатно, а за деньги вы получаете расширенную поддержку от команды.

Дальше речь пойдёт про первые два типа ограничений, поскольку третий вид слишком специфичный.

Когда стоит выбирать freemium

Что характеризует большинство успешных b2c-проектов, выбравших freemium, так это то, что множество людей могут годами пользоваться сервисом, не заплатив ни цента. Я лично пользуюсь Dropbox с 2009 года и ни разу не платил. Notion, «Google Диск», Evernote — ни один из этих сервисов не получил от меня ни цента, хотя эти продукты я очень ценю и пользуюсь ими.

Ограничения часто поначалу кажутся недостижимыми. Только пользователь, плотно подсевший и использующий продукт годами, начнёт платить. Это игра вдолгую, но и шанс бесконтрольного роста аудитории значительно выше благодаря реферальному трафику: людям проще рекомендовать то, что они по-настоящему ценят.

Если рассматриваете freemium, тогда вот несколько условий, которым лучше соответствовать:

  • У вас классный продукт. Ваш хлеб и соль — это рекомендации, а друзьям фигню не рекомендуют.
  • Бесплатные пользователи вас не разорят. Если 95% пользователей будут сидеть на горбу 5% платящих, ваша компания должна находить в этом прибыль.
  • Это большой рынок с огромным количеством пользователей. Иначе рекомендации не сработают.
  • Ваш продукт про регулярное использование. Иначе пользователи не столкнутся с ограничениями, а вы… вы закроетесь.

В b2b ситуация сложнее и мотивов для выбора freemium-модели больше. Об этом мы поговорим в другой раз.

Так за что брать деньги

Это ключевой вопрос, который может сломать всё: вашу доходность, вашу реферальную программу и даже продукт. Ответ никто не знает, а кто говорит, что знает, тот врёт.

Это как вопрос с ценой продукта: ты всегда ставишь первую цену, основываясь на своём представлении о ценности продукта, а потом меняешь её в зависимости от реакции рынка.

Что следует учесть, если вы только разрабатываете продукт:

  • Ваша задача — максимизировать удержание и использование сервиса. Если есть много аудитории и сессий, то монетизировать её — дело техники. Не задушите пользователя в попытке его ограничить.
  • Сделать доступной ту возможность, которая была недоступна, проще, чем наоборот.
  • Готовьтесь к тому, что вы будете экспериментировать — и много — с доступностью функций.

Как мы налажали с бесплатными функциями

Мы сделали yet another трекер расходов для смартфона. По ряду причин мы решили, что проще ограничивать доступ к функциям. В самом начале приложение было только про расходы.

Со временем добавлялись новые функции: учёт доходов, учёт долгов, отчёты, ведение совместного кошелька и так далее. Все новые функции мы аккуратно прятали за премиум-подписку, полагая, что основы — учёта расходов — вполне хватит для счастливой жизни большинству пользователей.

Мы ошибались. Новые функции для премиум-подписки наслаивались, а бесплатный план никак не менялся, и от этого сильно страдало удержание. Мы это понимали, сравнивая удержание платящих и неплатящих пользователей, но не знали, как с этим бороться.

Когда мы перепробовали всё, чтобы поднять удержание, мы решили сделать одну из платных функций бесплатной. Это был прыжок веры: мы взяли самую активно используемую функцию, которая больше всего коррелировала с высоким удержанием аудитории. Пользователи чаще всего просили сделать функцию бесплатной, и перенесли её в бесплатный план.

Доступность функций была гвоздями прибита к наличию подписки, поэтому этот эксперимент потребовал привлечения разработчиков и переписывания одной из старейших частей приложения. Потратив на весь цикл полторы недели (ТЗ, разработка, ревью, тестирование, сборка и так далее), мы выпустили новую версию.

Мы запустили функциональный эксперимент, направив две трети новых пользователей по старой версии продукта, где учёт доходов платный, а одну треть — на новую, где учёт доходов даётся бесплатно. Мы были готовы ко всяким плохим исходам с падением денежных метрик, но получили мы нечто совершенно неожиданное.

Синий — тестовая группа; оранжевый и зелёный — контрольные группы. Удержание считается по событию добавления транзакции

Вот так выглядел график удержания. Две контрольные группы — АА-тест — закрылись очень хорошо. В результате эксперимента тестовая группа вырвалась вперёд в первый же день, к концу недели уже стало всё более-менее понятно. Через неделю после запуска мы закрыли набор пользователей в эксперимент. С удержанием всё стало ясно: рост был около 20%, и тестовая группа бескомпромиссно победила в эксперименте.

С покупками всё было сложнее. Если у вас подписочная модель, смотреть на конверсию мало, надо всегда следить за продлениями. Продления — это лакмусовая палочка того, насколько ценный у вас платный продукт.

Мы ждали два месяца после закрытия набора пользователей в эксперимент, чтобы у пользователей в эксперименте был месяц на первую покупку и ещё месяц — на первое продление. В процессе мы поняли, что закрыв набор пользователей в эксперимент достаточно рано, мы сделали его менее достоверным. Но выводы сделать всё равно можно.

Мы вывели функцию из премиум-подписки, по идее сделав её менее ценной. Но каким-то образом мы умудрились вырасти в конверсии и не потерять в продлениях. Помимо этого у нас сильно выросло удержание, а это всегда имеет долгий хвост эффекта: когда-нибудь у нас будет распродажа, и те удержанные пользователи будут готовы купить что-нибудь по сниженной цене.

Тогда у нас была только MVP виральной программы, поэтому динамику приглашённых в сервис я показать не могу, но что-то мне подсказывает, что там тоже всё выросло.

В результате одного эксперимента мы вырастили конверсию на 15% и месячное удержание на 60%.

Что дальше

После эксперимента с доходами мы провели полный пересмотр нашей платной подписки и запустили 12 экспериментов. Чтобы проводить их быстрее и не подключать команду разработки каждый раз, мы вспомнили старый концепт, известный как feature toggling, и добавили в него немного модификаций. Подробнее о технической стороне вопроса можно прочитать в нашем блоге.

В приложении было около десяти серьёзных функций, доступность которых мы хотели проверить. Мы научили приложение не полагаться на наличие подписки, а вместо этого слушать сервер, который решал, имеет ли конкретный пользователь доступ к этой функции или за неё надо заплатить.

Такой подход открыл нам огромный простор для экспериментов. Среди самых интересных экспериментов мы проверили:

  • Подходит ли нам ограничение квоты. Мы открыли все функции, но ограничили количество создаваемых сущностей 100 штуками.
  • Разделение подписки на несколько уровней. В добавок к обычному Premium по сниженной цене мы ввели SuperPremium по повышенной, куда отправили ряд нишевых функций.
  • Влияние доступности функций на удержание и монетарные метрики. Тот же эксперимент, что с учётом доходов, только с прочими функциями приложения.
  • Может, подписки — это не для нас? Мы попробовали предлагать пользователям разблокировать функции приложения по одноразовой покупке и навсегда.
  • Разблокируем возможности на приглашения пользователей. Часть нашей виральной программы позволяла за приглашения активных пользователей получать определённые функции бесплатно.

Самое ценное, что всё это было вне релизного цикла и без привлечения разработчиков. Мы садились, придумывали эксперимент и запускали его, а наши разработчики дальше работали над продуктом.

Не все мы станем, как Dropbox или Tinder, но мы можем к этому стремиться. Если вы не уверены на 100% в том, за что берёте деньги, то имеет смысл это проверять. Выдвигайте гипотезы, обоснованные хотя бы чем-нибудь (обращениями в саппорт, статистикой, «продуктовой чуйкой» — чем угодно) и проверяйте экспериментальным способом.

А вы экспериментируете над доступностью функций в приложении?

0
22 комментария
Написать комментарий...
Sergey Marevskiy

А каким образом вы выстроили в сторах разные модели монетизации? Публиковали несколько приложений со схожими названиями и разными покупками?

Ответить
Развернуть ветку
Dan Kozlov
Автор

Мы заведомо интересуемся только моделями, связанными с встроенными покупками.
Приложение у нас одно, и мы в нём мы используем SDK CleverPay.io. Они (то есть мы, это наш сервис) как раз дают относительно просто проводить эксперименты с доступностью функций и с выбором модели монетизации.
Приложение одно, но поведение разное. Всё управляется удалённо. Про техническую часть можно почитать здесь: https://cleverpay.io/blog/feature-toggling

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

То есть, иному разработчику, который не использует ваше SDK, эта тема заказана.
Сразу падает ценность статьи. Написали как самопиар.

Ответить
Развернуть ветку
Dan Kozlov
Автор

Да. Естественно, написали в целях самопиара.
Но ценности статьи это не отменяет, лол. Можно же добиться того же самого без нашего SDK. Сделайте всё сами, делов-то.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

Ценность статьи = 0. При таком отношении тем более.

Как пользователь я пришел читать опыт монетизации приложения, а не пиар компании по аренде SDK.

Ответить
Развернуть ветку
Dan Kozlov
Автор

Не совсем понимаю, чего вы от меня хотите. Опытом я поделился. Вы спросили, как мы это сделали, я ответил.
Если бы я делился опытом настройки CRM-системы, это было бы рекламой CRM-системы? Если бы я написал про настройку капельных имейл-кампаний, это была бы реклама системы отправки писем? Если бы я рассказал про классный SMM, это была бы реклама социальной сети? Очень, очень странное мышление.
Опыт есть опыт. То, что мы сделали с помощью нашего же сервиса, можно сделать и без него — и поверьте, тысячи компании это и делают.

Ноль так ноль ценности, как скажете ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

Я бы предпочел честный рассказ о работе вашего продукта, а не о мифическом примере. Просто такой рассказ мало кому был бы интересен, вот и придумали статью, цель которой совсем не так, что в статье преподносится.

Ответить
Развернуть ветку
Dan Kozlov
Автор

Не понял, какой мифический пример?
В тексте *чёрным по белому* написано: "Мы сделали yet another трекер расходов для смартфона".
Не "представьте, что мы сделали", а "мы сделали". Притом ему уже 4 года. Я его название и ссылку не пишу, потому что вот это как раз было бы откровенной рекламой. Вы что, подумали, что мы графики удержания и таблицу с конверсиями выдумали и просто нарисовали в Экселе? 😂

Ответить
Развернуть ветку
Владимир

просто удалённым конфигом управляли набором доступных функций

Ответить
Развернуть ветку
Dan Kozlov
Автор

В общем, да. Но есть нюансы :)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Соболев
Как мы вредили себе и пользователям

Монетизацией

Ответить
Развернуть ветку
Dan Kozlov
Автор

Не сыпьте соль на рану, пжл.

Ответить
Развернуть ветку
kolyan

Я читал наискосок (экономил время) и главный вывод статьи остался непонятым. Все свелось к сравнению "тестовых" и "контрольных" групп, а что стоит за этими терминами уже непонятно. Вы для таких как я гуманитариев с рассеяным вниманием, напишите в конце статьи вывод крупными буквами - мол, ввели платную функцию - конверсия повысилась/понизилась на столько-то. Не ввели - на столько-то.

Ответить
Развернуть ветку
Dan Kozlov
Автор

TL;DR: сделали платную фичу бесплатной, вырастили конверсию на 15% и месячное удержание на 60%.

Я не Тони Роббинс, чтобы давать простые рецепты успеха :) Никаких простых выводов из истории сделать нельзя, мне кажется.

Ответить
Развернуть ветку
kolyan

Не, ну опыт ценный и спасибо что делитесь им!

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Васильев

Тоже читал статью, но с другого угла.
Во первых, не увидел серьезной разницы в методах, особенно в таблице с цифрами (разницы такой, чтобы серьезно судить о перевесе в какую то сторону).
Во вторых, мне кажется что вы слишком все усложняете, пользователям просто лень вникать в такое количество этих тарифных планов и разницу между ними. Я как читатель не осилил.
В третьих, как пользователь мобильных программ могу сказать что чаще всего просто не ставлю приложения с монетизацией, т.к. ими невозможно пользоваться. Этих треккеров расходов разных миллион на любой вкус. В т.ч. и бесплатных. Возможно, лучше давать демо период на полную версию, чтобы пользователи могли посмотреть все возможности и понять насколько они лучше, чем у других.

Ответить
Развернуть ветку
Dan Kozlov
Автор
не увидел серьезной разницы в методах, особенно в таблице с цифрами (разницы такой, чтобы серьезно судить о перевесе в какую то сторону)

А математика увидела :) Результаты эксперимента по части конверсии статистически достоверны. Результаты по части продлений — нет, я это по тексту признаю. Но *по моему ощущению и опыту* там всё ровно.

Во вторых, мне кажется что вы слишком все усложняете, пользователям просто лень вникать в такое количество этих тарифных планов и разницу между ними. Я как читатель не осилил.

Вы о чём? В тексте речь про эксперимент, в котором мы сделали бесплатной функцию, которая ранее была доступна только подписчикам единственного платного тарифа.
Если вы про SuperPremium, то тот эксперимент провалился, поэтому в продакшене этого сейчас нет.

Возможно, лучше давать демо период на полную версию

У нас есть триалка. Она предлагается при первом запуске, даёт полный доступ на 7 дней.
Но это в любом случае не относится к теме поста :)

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Dementyev

А как отнесутся пользователи, когда узнают, что фичу, за которую они платят - другие получают бесплатно?
А если бы эксперимент провалился - фича снова была бы перенесена в платные?

Ответить
Развернуть ветку
Dan Kozlov
Автор
А как отнесутся пользователи, когда узнают, что фичу, за которую они платят - другие получают бесплатно?

Массово не узнают, а индивидуальные случаи никакой роли не играют. Все платные сервисы так или иначе проводят эксперименты над функциями, закрытыми монетизацией, это нормально.

А если бы эксперимент провалился - фича снова была бы перенесена в платные?

Нет. Для пользователей, которые попали в тестовую группу и получили фичу бесплатно, она будет оставаться такой вечно. Как я в тексте и пишу, отнять фичу практически невозможно. Точнее, возможно, но себе же дороже :)

Ответить
Развернуть ветку
Julia Maslova
Как я в тексте и пишу, отнять фичу практически невозможно. Точнее, возможно, но себе же дороже :)

История в поддержку.
Есть на play market один аудио плейер, полная версия была доступна после одноразовой покупки, триальная версия 7 дней, хочешь пользоваться дальше - плати. Купила и пользовалась с удовольствием.
Несколько лет спустя разрабы решили, что им мало, и сделали доступ для всех бесплатный, но добавили рекламу. Некторые вкусные функции скрыли за ежемесячной подпиской.
Что же стало с пользователями, купившими приложение? У них просто не было рекламы. А функции обрезаны.
За полтора года рейтинг приложения упал и оно перестало обновляться. Тадам.

Ответить
Развернуть ветку
Dan Kozlov
Автор

Это они действительно плохо сработали. Переезд с одноразовых платежей на подписки — это отдельная задача, но её уже много кто решил вполне успешно. Странно, что ребята вот так решили подложить свинью самым удержанным и лояльным пользователям.

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Fessel

Как потребителя меня бесит, что каждое приложение требует к себе столько внимания. Подписка, можно-нельзя и так далее. Будто у тебя куча времени разбираться в том, какие ограничения вы там ставите..

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда