Черная пятница. Что с ней не так в России

Черная пятница обязательно сопровождается критическими статьями на всех ресурсах. Перечитывать старые вам вряд ли интересно, поэтому вот вам новая. Я уверен, что 95% компаний делает свою черную пятницу повинуясь стадному чувству. Не вникая в социокультурную составляющую, не считая конверсию, не думая над дизайном.

Дизайн

Каждая "уважающая себя" компания добавляет георгиевскую ленточку на 9 мая в свой дизайн, весной - цветы, летом - солнце, осенью - листья, зимой - снежинки. Но почти всегда оставляет свою айдентику. И только в черную пятницу все заказывают дизайн у одного и того же дизайнера. Черный-белый-желтый-красный. Предлагаю сыграть в игру. Идете в Гугл.Картинки, вбиваете: "черная пятница" и играете в игру "Угадай бренд".

Отгадайте чей баннер?
А этот?

В оффлайне ад более кромешный. Там единообразие становится пугающим. Почему так случается? Всё просто. Есть кража идеи, а есть копирование. Кража всегда осмысленная и переработанная, а копирование тупое.

Культура

В США черная пятница открывает сезон покупки рождественских подарков. В России празднуют не Рождество, а Новый год и делают это на неделю позже. Американцы в целом богаче, и к черной пятнице в США есть огромное количество людей с деньгами, у которых в голове созрел вопрос: "Что дарить другу/брату/жене/боссу". В нашей стране денег у людей мало. Большинство подарок 23 ноября покупать не готовы. Подарочного спроса сильно меньше.

Это примерно как в США начать в конце апреля акцию про "уДачные скидки" с тем размахом, с которым это делают у нас.

Экономика

В США черная пятница стала практически обязательной. Как "новогодние скидки" у нас. Компании обязаны играть в игру, которую от них ждут. Иногда речь уже не идет про прибыль, а скорее про отсутствие убытков. Сделал скидку - потерял деньги, не сделал скидку - лояльность клиентов.

В РФ пока что никто вас не заставляет делать черную пятницу. Но как же? Все делают! И тут варианты:

1. Дать реальную жирную скидку. И поиметь стандартный набор проблем. Скидку получат те, кто и так бы купил. Более того, если заранее дать рекламу, то все клиенты отложат покупку. Купят дешево те, кто дорого бы не купил. Рост оборота может не окупить потерю в марже. Лояльность на длинной дистанции всё равно не окупит затраты. Не всякий бизнес зарабатывает на основе LTV. И так далее.

2. Дать разумную скидку. Но если вы рекламируете свою черную пятницу, то скидку в 5% воспримут как обман. Заявил черную пятницу - снижай на десятки процентов!

3. Не снижая цены объявить о 50% скидках. Или дать скидки, но не на всё. Или дать скидки, но с такими условиями, чтобы реальная итоговая скидка была небольшой. Это обман, его могут вскрыть. Если вы маленькая компания, то получите негатив от клиентов, а если большая, то от целевой аудитории в целом.

4. Правильный. Не играть в эту игру, если не можешь рассчитать всю экономику акции.

А у нас акция зашла!

Ответят некоторые компании. Круто. В таком случае я предлагаю повторить акцию. Опять дать 40% скидки. И тут многие отвечают, что давать такие скидки не хотят. Частый ответ: "Ну это же черная пятница!"

Иннокентий Фефилов. Старший лаборант в агентстве контекстной рекламы "Вавилон".

0
34 комментария
Написать комментарий...
Маркетинг

Попробуйте сократить лид — текст под заголовком — до одного предложения. Так он будет лучше смотреться в ленте.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов
Автор

Сделано.

Ответить
Развернуть ветку
Make Luv

Присмотрел дочке музыкальную шкатулку на Вайлдберриз за 500р, теперь там висит ценник старая цена 1000, новая 800. Пошли вы нахуй, отечественные ритейлеры.

Ответить
Развернуть ветку
Ksenia Kotomina

Вайлдберриз по большей мере маркетплейс и ценами управляют через личный кабинет напрямую сами поставщики. Странно что Вайлдберриз еще не научился контролить такое поведение...Увы это влияет напрямую на лояльность клиента к Вайлдберриз как в Вашем случае. В принципе по идее можно легко поставить блок на возможность поднятия хотя бы первоначальных цен... ну да им виднее

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

С чего вы взяли что в России не празднуют рождество? Если 100 лет назад по чьей-то прихоти решили передвинуть календарь, то это не значит что события прошлого также сдвинулись на 14 дней. Как праздновали астрономическое рождение солнца (рождество!) 25 декабря так и празднуем. Как раз через месяц 🎄

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов
Автор

Если в Перми выйти на улицу на 25 декабря и спросить: "Слышь пацан, какой щас праздник?", то ответы на 99% будут "Не в курсах, земеля."

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

А любому «верующему» задайте вопрос. Исус «воскрес» в какой-то конкретный день, а почему пасху празднуют всегда в разные дни и когда именно решает совет попов. Извиняюсь что задел вопросы религии. Больше не буду.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов
Автор

Я маркетолог. Мне хоть Пасха, хоть Сатурналии, главное как это в маркетинг встроить можно.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Щедрин

Оскорбление чувств верующих, 25 лет строгого режима, собирайтесь грпжданин😂

Ответить
Развернуть ветку
Bilguun Billy

Ой, не только в РФ.
Думаю Чёрная Пятница проходит по настоящему только в США.
Видели бы вы посты поляков, чехов, словаков и жителей пр. стран Центральной и Восточной Европы в ФБ.
Это был адъ!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Greenberg

На что я лично обратил внимание, так это на то, как с пафосом объявив акцию "Черная пятница" и написав нереальные скидки, можно пытаться втюхать всё по вчерашним ценам. За день накинув цену, а в момент акции сделать дешевле обычной цены на 1-5 рублей. А на он-лайн магазинах, например, отказать в бесплатной доставке. Маркетинг вообще отдыхает

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов
Автор

Представьте, что вы маркетолог. Вам пришла задача от собственника - "Провести черную пятницу". Фин.директор на предложение про скидки в 30% шлет вас лесом. Даст максимум... нисколько. Ваши действия?

Ответить
Развернуть ветку
Make Luv

Уволиться и не продавать совесть. Все везде объясняется плохим начальством и несчастным исполнителем.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов
Автор

В идеальном мире - да. В реальном - ипотека и стаж в хорошем месте.

Ответить
Развернуть ветку
Stepan Vakhtin

Так это уже не черная пятница, а симуляция какая-то 😆 Правильнее сказать: повысить продажи на хайпе черной пятницы.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Greenberg

Представил. Вы не адвокат?)

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов
Автор

Нет. И в данном случае я с маркетолога вины не снимаю.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Greenberg

Так вот и я сужу с позиции потребителя. Оправданиями не занимаюсь.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kizimenko

Обыграть ситуация с такой позиции.
1. Пока все крутят ценник и делают скидки, мы всегда продаем по низким ценам.
2. Надоел обман на черную пятницу?
Отличная цена без скидок.

Можно все красиво описать, я думаю мысль уловили

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов
Автор

Вы маркетолог или кто? Я вам за что плачу? Где моя черная пятница? Конкуренты уже неделю везде крутят про черную пятницу, а мы опять в жопе? Последний шанс у вас!

Ответить
Развернуть ветку
Velemir Hasidov

Почему бы не сделать, как обычно - скидку дать, но на неликвид или "оверсток" какой-нибудь, хз?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Frolov

Гнилая страна, все в ней херово, людишки жалкие и тупые, ведутся на акции, бегут сломя голову раскупать типа по-дешевке. Они и голосовать бегут на выборы также. Бл..ть, такие придурки))

Ответить
Развернуть ветку
Angel Vivaldi

Кто-то же делал сервис для проверки цен в динамике для крупных ретейлеров? Там было видно как цена на товар менялась в течении пары месяцев. Может кто помнит название?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Шпилёв
Ответить
Развернуть ветку
Stepan Vakhtin

Например в Таиланде в некоторых местах объявили, что в пятницу скидки 50% на тупо на все, суббота-воскресенье - 30%. Кто успел, тот молодец! Реально очереди были.

Магазины, которые пожадничали, просто не объявляли никаких скидок. Поэтому народ доверяет и идет толпами

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Semenderkin

Менталитет в россии еб@...ый, большинству росейских предпринимателей до понимания реальных западных методов игры очень далеко.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов
Автор

Какие правила, такая и игра. Если правила мутные и меняются каждый год, то играть в долгую очень сложно.

За 70 лет из страны вытравили традиции предпринимательства, преемственность, самоограничения.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Popov

Традиции предпринимательства - вспоминаются лишь некоторые известные меценаты, простые крестьяне-общинники, завидуя, жгли дома предприимчивых фермеров-соседей; люди особо не поменялись)

А по теме - за все несколько дней акции не увидел ни одного ритэйлера, кто давал бы скидки на все товары, чаще всего то, что хуже всего продается

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов
Заявил черную пятницу - снижай на десятки процентов!

Зачем? Есть реально проверенный метод, используемый 95% магазинами в РФ

1. Написать "Скидки до 90%"
2. Сделать скидки 90% на деревянные члены и 5-15% на остальное
3. Все равно получить профит за счет толпы народа, которая что-то рандомно купит из всего ассортимента (метод монте-карло, матан), да и все равно цены изначально были конскими
4. Получить хейт на пару дней, но все равно потом все забудется, так как каждый год одно и то же, да и формально никого же не обманули
5. ???????
6. PROFIT

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Удовкина

Жизненно, иронично, честно) Полностью поддерживаю!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Citizen Di

Увы "черная пятница" можно любым словосочетанием заменить

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Раскрывать всегда