«Мы скинулись по 30 тысяч рублей и стали работать»: история самарского дизайн-агентства Dobro Статьи редакции

Основатель и креативный директор Андрей Лазарев — о выходе из кризиса, офисе в Москве и открытом в шутку баре.

Андрей Лазарев

Как всё начиналось

Дизайн-агентство Dobro появилось в 2012 году в Самаре. Я придумал название за два года до открытия — лежало в голове и не давало покоя. Пришлось реализовать идею.

Нас было трое. Скинулись по 30 тысяч рублей, принесли свои компьютеры, купили мебель из IKEA, стали работать. Я выполнял административные функции, рисовал, арт-директил проекты, вёл клиентов. Миша Бирюков был копирайтером, Эрнест Зданович — графическим дизайнером. По будням мы работали, а по пятницам делали вечеринки в офисе. Ребята покинули агентство спустя два года.

Первые проекты и клиенты

С нами за компанию работал наш приятель Саша Фитискин, он занимался разработкой сайтов. Его брат Дима был менеджером по маркетингу в «Кувалда.ру». Они активно рекламировались в то время, и мы договорились сделать креатив для их федеральный кампании.

Так мы придумали «Территорию мужского шопинга» и сделали более 200 билбордов и других форматов. Главным героем стал Валера, который делает покупки через интернет. Остальные продуктовые копирайтинги подшучивают над традиционным шопингом. Меня эта реклама до сих пор забавляет.

За проект мы получили 350 тысяч рублей. В то время для нас это были большие деньги — учитывая, что в первое время оборот агентства составлял 100-120 тысяч рублей ежемесячно. После этого для «Кувалды.ру» мы сделали ещё пять-шесть весёлых промоисторий.

О сложностях

Это был для всех первый бизнес, первая серьёзная работа, которой приходилось заниматься 24 на 7. Многому учились на ходу. Хотя мы до сих пор постоянно перерабатываем, я считаю, что это правильно, такой ритм помогает поддерживать форму.

Вначале мне было непросто одновременно креативить, вести и искать клиентов, рисовать, выставлять счета, вычитывать договоры. Мои партнёры совсем не были к этому готовы. Не было инвесторов и богатых родителей.

В то время к нам как-то случайно заехала наш будущий менеджер Юля Фролкина, ей у нас понравилось, и она решила к нам присоединиться — быть четвёртым человеком в команде. Стало легче, мы благодарны ей, вместе работали почти четыре года, и она является легендарной личностью в агентстве. Примерно с того момента мы почувствовали рост и развитие.

Этапы развития

2012 год

Цели — выжить и делать интересные проекты.

Делали брендинг для местных компаний, сайты, маленькие креативные истории для себя. Практически отсутствовало финансовое планирование, так как все проекты были разовыми, постоянных клиентов было мало. Если клиент закреплялся, то начинали тонуть в его текучке.

2013 год

Цели — выжить, правильно делегировать, делать интересные проекты.

Шли стабильно локальные проекты, активно предлагали всем что-то редизайнить, к нам начали приходить более крупные компании. Но всё так же было финансово тяжело, не мог пойти в отпуск — работа занимала почти сутками.

2014 год

Цели — зарабатывать, делегировать, делать проекты на новом уровне, раскрывать потенциал команды.

В тот период поняли, что стабильный объём проектов может быть только на уровне годовых договоров с брендами, начали участвовать в тендерах федеральных компаний. И в конце 2014 года выиграли один из таких.

В тот момент рубль оказался в нокауте. Клиенты были напуганы, новых проектов не приходило, и в декабре-январе клиенты чудом провели нам пару оплат, и мы как-то справились. Это произошло во многом благодаря моему другу и партнёру Андрею Пушкину. Он стал генеральным директором и вторым учредителем в агентстве.

2015 год

Цели — выход из кризиса, прокачка команды, новый уровень реализации проектов, клиентский сервис.

Андрей начал вводить управленческий учёт — так к нам пришёл процесс бюджетирования. В совокупности с правильным ведением проектов это дало сильный скачок в развитии агентства. Стали плотно заниматься инфраструктурой — Slack, Basecamp, позже «переехали» на «Яндекс» (трекер, почта, диск), купили сервер с возможностью удалённой работы, несколько Macbook.

Традиционно мы брались за проекты, где нужно было что-то рисовать или придумывать. Когда паника по поводу курса закончилась, у нас в работе оказался ряд крупных сайтов, и нам потребовались разработчики в команду.

Один из первых девелоперов Артём по сей день рулит технической стороной проектов, над которыми мы работаем. Появились и другие сильные сотрудники: наш будущий digital-арт-директор Саша и аккаунт-директор Катя Шевякова, которая пришла к нам из Saatchi. Сделали ремонт и переехали в новый большой офис.

Тогда мы делали много digital-контента: баннеры, лендинги, промосайты. Стали выходить с предложениями к федеральным брендам — как в формате холодных контактов, так и через знакомых. Поиск новых клиентов давался непросто. Не хватало понимания в стратегии и аспектах маркетинга клиентов. Из десяти контактов, которым мы что-то предлагали, перерастал в проект в лучшем случае один.

Наш менеджер по новому бизнесу Саша Опарин переехал в Москву, а мы с Андреем жили на два города. Это продолжается и сейчас. Так появился первый офис на корабле «Брюсов», который был пришвартован в парке Музеон в Москве. Летом толпами к нам в офис стучались туристы, а осенью было так прохладно, что работали в каюте-офисе в куртках.

2016 год

Цели — финансовая стабильность, привлечение арт-директоров и управляющих специалистов, поддержка уровня качества проектов, развитие клиентов.

Тогда нам понадобились новые экспертизы: digital-стратегия, моушн-дизайн, медийная и техническая части проектов. В команду пришли новые ребята.

Мы всегда открыты для сотрудников, которые готовы развиваться с нуля. Иногда у нас проходило двухмесячную стажировку около трёх человек сразу, многие из них сейчас выросли и стали крутыми специалистами. Часто стажировка давала больше, чем законченный университет.

В 2016 году мы сделали много больших проектов. Оборот агентства тогда по сравнению с 2015 годом вырос почти в пять раз. Могу выделить несколько рекламных и digital-кампаний для брендов (Hymm, Artistry, XS, Kaspersky, «Ренессанс Кредит»).

2017 год

Цели — коммерческий успех, поддержка качества проектов, развитие клиентов, выход на топ-клиентов.

Год был непростым — поставили амбициозные задачи, немного расфокусировались, было сложно это исправлять. Осознали, что многие алгоритмы не оптимизированы, пришлось вплотную заняться управлением, каждым процессом и искать новые проекты.

Участвовали в нескольких тяжелых и больших тендерах. Вспоминается тендер МТС, где творческая команда и другие специалисты работали полный день в течение двух недель. А вошли мы только в шорт-лист.

Но по итогу года мы выиграли несколько тендеров — «Яндекс», Touch Bank, СТС и другие. Во многом сыграл высокий уровень наших дизайнеров. Новые клиенты оказались из разных историй, было одновременно и сложно, и интересно.

Той осенью мы отмечали пятилетие агентства и на вечер открыли свой бар Dobro (бар перестроили за сутки из кальянной). Потом многие самарцы спрашивали, когда бар начнёт работать на постоянной основе.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

2018 год

Цели: развитие агентства, наращивание новых компетенций, высокий уровень реализации всех проектов, прокачка клиентского сервиса, построение собственных коммуникаций, выход на уровень топ-клиентов.

Мы оптимизировали процессы, клиентский пул, структуру отделов. Уже год тестируем новую модель работы в агентстве. Сделали регламент по ведению проектов. Кроме арт-директора и нас появился продюсер в московском офисе (для работы с видео-продакшном).

Основной офис всё так же в Самаре. Сейчас на постоянной основе в агентстве работает более 20 специалистов.

Внутри агентства мы стараемся делать только интересные и сложносоставные проекты, а всю стандартную техническую и рутинную работу отдаем подрядчикам на аутсорс, где наши сотрудники выступают менеджерами или арт-директорами. Также привлекаем к проектам узко заточенных профессионалов со стороны. Стали углубляться в стратегическую часть, чтобы понимать маркетинговые инструменты и задачи клиентов.

С самого первого дня работы агентства мы не шли путём узкой специализации. Несмотря на то, что сейчас это устойчивый тренд на рынке, мы идём в другую сторону. Стараемся экспериментировать, реализуем проекты, которые до этого не делали. Это профессионально развивает команду. Поэтому конкурентное поле получается широким — часто тендеримся с разными агентствами, в том числе и сетевыми.

Символом нашего подхода и самым большим проектом за шесть лет стали «Истории чемпионов», который мы сделали летом во время проведения чемпионата мира по футболу. Основной его задачей было создание PR-кампании городу Самара. Идеей стали 11 легендарных футболистов в новой интерпретации от 11 стрит-арт художников и активация в соцсетях. Проект прогремел в медиа с суммарным охватом аудитории в 20 млн человек.

Сейчас мы работаем с постоянным пулом клиентов. Видим тенденцию сильной маркетинговой активизации в финансовом секторе и выиграли несколько банковских тендеров в этом году. Это ролики, билборды и digital. Одному из банков мы сейчас делаем большой граффити-проект, а пару дней назад сняли новую федеральную рекламную кампанию. Всего за текущий год мы участвовали в около 20 тендерах, треть из них выиграли.

Мы никогда не гнались за славой, рейтингами, фестивалями. Но понимаем, что для полноценного развития агентства это было бы полезно, поэтому сейчас собственные коммуникации — одна из приоритетных задач. Есть многое, чем хочется поделиться с миром.

Забавный случай из жизни агентства

Во время чемпионата мира по футболу нам пришла в голову идея сделать спецпроект с прославившимся бразильцем.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

В тот момент он как раз просил российское гражданство, снимался в клипах и на ТВ у Малахова. Наша идея заключалась в том, чтобы сделать YouTube-шоу, где наш герой едет вместе с привлекательной переводчицей на «УАЗ Патриоте» через всю Россию, знакомится с местным колоритом, общается с людьми и в конце шоу становится ментально русским.

Проект понравился генеральному спонсору — УАЗ. Мы придумали концепт, сценарии двух первых серий. Томер вёл с нами переговоры, обсуждал детали и был готов к участию. В какой-то из дней он написал, что ему нужно ненадолго слетать в Рио-де-Жанейро. Потом он перестал отвечать на сообщения и не вернулся.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Александр Карапетров

Блин, вы крутые. Впервые это пишу в рамках этой рубрики.
Реально, все что описали, очень грандиозно, смело, и как то нешаблонно.
У меня самого небольшое агентство (если так можно назвать продакшн-хуякшн), и всегда хочется прыгнуть выше головы, а с бюджетом клиента мы даже залезть на табуретку не можем.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лазарев

спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Карапетров

Какая стратегия выхода на около-большие бренды? Это тендеры? Или контакты внутри компании?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лазарев

Всегда тендеры. Зовут в них или по рекомендации или сами просимся через знакомых.

Ответить
Развернуть ветку
Rinat Bakiev

У вас получается был клиент УАЗ или вы написали в УАЗ что-то наподобие "эй, УАЗ, давайте поедем по России с Томером?" )

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лазарев

УАЗ был, делали небольшой диджитал для них. Но могли бы и написать:)

Ответить
Развернуть ветку
Roman Dubchenko

Интересная история становления. Впервые наткнулся на вас, будет интересно следить за вашим дальнейшим развитием) Успехов!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лазарев

спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Лукиенко

Во время чемпионата мира по футболу нам пришла в голову идея сделать спецпроект с прославившимся бразильцем (с)
Вот это прям неожиданно. Креативно

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда