{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

От работы в одиночку до месячного оборота в 1,3 млн рублей: путь казанского агентства Fragency Статьи редакции

Основатель Регина Фасхеева — о сложностях поиска талантливых сотрудников, работе над федеральными проектами и о зарплатах до 90 тысяч рублей.

Как всё начиналось

C 2012 года я была независимым SMM-специалистом и вела несколько проектов одновременно (фото и дизайн заказывала у фрилансеров). В 2014 году объявила, что ищу первого помощника, чтобы вести проекты вместе. Офиса не было, работали удалённо, время от времени встречались, чтобы обсудить рабочие вопросы.

К 2016 году у нас образовалась команда из семи человек: фотограф, дизайнер и пять SMM-специалистов, которых мы учили внутри будущего агентства в зависимости от особенностей каждого проекта.

Работали по-прежнему без офиса, встречались в кафе и коворкингах. Все ребята были молодые и знали друг друга — мы с одной кафедры PR и в студенчестве вместе делали мероприятия, поэтому работать вместе было привычно.

Концепции ведения писали мы со Стасом Щепичаком (он пришёл в середине 2016 года и с тех пор — ключевой сотрудник) и передавали в работу менеджерам, я вела два проекта лично и курировала команду, остальные вели от двух до четырёх проектов.

Мы вели SMM местных торговых центров, застройщика «Унистрой», «Клиники Нуриевых» с филиалами по России, сети кафе «Хинкальная», официальные аккаунты Казани, городского марафона, президентской программы года парков и скверов Татарстана, лыжного марафона и нескольких городских и региональных проектов.

Мы работали в двух связанных направлениях: продвижение в социальных медиа и управление репутацией в сети. Включались в формате инхаус-команды каждого конкретного заказчика: полностью участвовали в процессах, закрывали вопросы коммуникации в соцмедиа, ходили на общие собрания и находились во внутренних чатах компаний, с которыми работаем.

Максимально погружались в тему: ходили на экскурсии по строительным объектам девелопера, вместе готовились к участию в марафоне, который анонсировали. Одной из самых любимых историй тех времён была работа с Казанским марафоном: нам сказали, что год назад в нём участвовало 1500 человек, а в этом году надо собрать 10 тысяч участников.

В начале 2017 года сняли небольшой офис, чтобы работать продуктивнее, купили офисную мебель и технику. Все понимали, что мы постепенно переходим в формат агентства, клиенты начали заходить в гости, а мы стали ещё больше времени посвящать проектам.

Работа строилась по одному принципу: делать хорошо и включённо. Каждый клиент приходил к нам по рекомендации, информации о нас не было ни в одном источнике, мы никак не торопились о себе заявить.Тогда мы значительно потратились (каждому в команде купили Macbook, а дизайнеру iMac), но это были запланированные траты, а техника нам служит до сих пор.

Ближе к лету переехали в офис побольше, потому что выиграли крупный московский тендер в партнёрстве с местным ивент-агентством. Оно закрывало вопросы по организации мероприятий, а мы — коммуникации в социальных медиа. Тогда мы начали быстро набирать сотрудников и нашли троих SMM-специалистов.

Этот проект можно обозначить началом работы с московскими заказчиками.

О проблемах

В конце 2017 года мы поняли, что пора заявить о себе (на этом настаивали некоторые заказчики, которые нас поддерживают и сейчас). За десять дней до Нового года мы организовали вечеринку в честь официального открытия агентства, на которую позвали клиентов, партнёров и друзей.

Так мы решили одну проблему, которая у нас периодически возникала (и с которой наверняка сталкиваются агентства, выросшие из одного человека): некоторые клиенты думали, что всю работу делаю я одна.

На вечеринке мы благодарили каждого клиента, рассказывали о нашей истории работы, о совместных достижениях. Называя каждый проект, приглашали на сцену команду, которая им занимается. Так заказчики увидели нас в лицо и поняли, что проекты мы ведём вместе и иногда без моего включения.

Название придумала наша подруга Эльмира Минкина. Просто как-то сказала: «Если бы у вас было агентство, неплохо бы назвать его Fragency». Нам понравилось. Каждый слышит в названии что-то своё — оно созвучно с “friends” и “frankness” (а это ключевые для нас ценности). Так и оставили.

Иногда мы отказываем клиентам: не берём проекты, в которые не верим, не поддерживаем сомнительный бизнес. Из последних к нам обращалось казино с большим бюджетом, из регулярных — рестораны с мутной концепцией уровня «У нас лучший в городе салат “Цезарь”». Уходим от проектов, если от нас требуют делать то, что в нашем понимании бесполезно или портит бренду имидж.

Не столько проблема, сколько особенность сферы SMM — непрерывность работы. Если работа продакшн-студий связана с конкретным заказом, то нам нужно работать ежемесячно над большим объёмом (сейчас проектов чуть больше 30). С одной стороны, в этом есть стабильность для бизнеса (никогда за всю историю мы не задерживали зарплаты), с другой — мало времени на рефлексию, процессы меняются не потому, что таким был план, а потому, что этого требует ситуация.

То же касается и работы в этой сфере: нужно быть включённым в процесс, часто необходимо работать в нерабочее время — особенно по крупным федеральным проектам. Не каждому это по душе.

Ни один проект мы не искали сами. У нас есть стабильная позиция: работать хорошо. Мы почти не говорим о себе, проекты говорят о нас больше. Возможно, это неправильно с точки зрения коммерции, но пока для нас важнее сохранить качество: каждый проект требует особого внимания.

В связи с этим одна из самых острых тем в агентстве — кадры. С одной стороны, у нас есть стабильный поток желающих устроиться на работу. Нас знают в городе, мы часто выступаем на конференциях, местные Telegram-каналы и СМИ размещают у себя наши вакансии, как только мы объявляем поиск. Но уровень знаний и опыта у соискателей почти всегда нерелевантный.

Если добавить к этому условия заказчиков (мы работаем и с госструктурами, которые работают по ненормированному графику), остаются только настоящие фанаты. Если у человека есть необходимые знания, но он хочет работать спокойнее — мы подбираем ему подходящие проекты, например, рестораны и бары. И не нагружаем большим объёмом. Это одно из решений.

Мы стараемся вырастить специалистов внутри агентства. Мы пробовали разное: закреплять стажёров за опытными менеджерами, учить каждого по отдельности, давать чек-листы с необходимыми навыками, которые надо приобрести до того, как приступить к проекту.

В большинстве случаев люди не справляются: либо понимают, что тема не так уж им и близка, либо не готовы к объёму работы.

Недавно мы запустили пилотный образовательный офлайн-курс для всех желающих. Предупредили, что будет сложно (объёмные домашние задания, которые нужно решить хорошо и вовремя, чтобы пройти в следующий этап). Получили более 700 регистраций, побили рекорды посещаемости площадки, на которой проводим лекции. Надеемся в конце курса выпустить несколько готовых к работе специалистов, кого-то из них пригласить в команду.

В начале 2018 года у нас возникла проблема потолка зарплат: она решилась формированием отделов и делением на старших, средних и младших менеджеров. Появились критерии оценки работы и выставления зарплат.

Сейчас у наших сотрудников по региону одни из самых высоких зарплат в этой сфере: мы можем платить до 90 тысяч рублей опытным менеджерам. Мы легко берём на работу студентов и не ограничиваем их в возможности зарабатывать на уровне средних специалистов. У нас нет предрассудков относительно возраста.

При этом средняя зарплата SMM-специалиста по Казани — от 20 до 30 тысяч рублей.

О конкурентах и особенностях регионального рынка

Мы не видим особой разницы в работе с местными и московскими клиентами. Мы понимаем, что в регионы обращаются в поисках более бюджетных подрядчиков. Находят нас по-прежнему по рекомендациям.

В Казани высокий спрос на SMM, грамотные маркетологи и понятные брифы. Агентств и специалистов, работающих в этой сфере, тоже много, но у всех разный уровень компетенции и экспертиза.

С коллегами по рынку мы в дружеских и нейтральных отношениях, на местных тендерах не пересекаемся.

Лучших специалистов среди одиночек приглашаем на работу.

Забавные случаи из жизни агентства

В истории агентства много забавных историй: как внутри команды, так и в отношениях с клиентами.

Например, наш первый модем унесли птицы: офис находится на мансардном этаже, а модем иногда ловил лучше, если поставить его за окно. Работал он так себе, поэтому не велика потеря.

Или из актуального: на нашу первую лекцию в рамках курса незарегистрированные участники прокрались через чёрный ход. Только потом мы осознали, насколько это комично.

Часто случаются курьёзы, связанные с загруженностью команды: например, когда все делали общее фото, моушн-дизайнер не смог быть в кадре, потому что спешил доделать видео для заказчика.

В истории агентства много милых моментов, связанных с клиентами. Например, год назад, когда мы поняли, что гостей на вечеринку в честь запуска будет много, наш заказчик, сеть небольших кафе «Парк кур», подготовил план Б: приготовил закуски из десяти килограмм курицы на случай, если еда закончится. Офис учредителей находится по соседству с нами, поэтому они чаще всего в курсе наших процессов.

Были случаи, когда клиенты сами находили образец договора с нами (брали у коллег) и подписывали, чтобы мы скорее приступили к работе.

У нас есть внутренняя шутка о том, что после семи часов вечера офис превращается во Fragency Lounge, потому что в это время кто-то доделывает отчёты, кто-то остаётся отдохнуть, а у клиентов заканчивается рабочий день. Мы любим проводить время вместе.

Агентство сейчас

  • 15 сотрудников в штате.
  • 32 проекта в работе.
  • Участвовали в трёх тендерах.
  • 720 участников зарегистрировалось на наш первый образовательный курс.
  • 1,3 млн рублей — средний ежемесячный оборот агентства.

Также у нас работают два стажёра. Мы сотрудничаем с локальными, федеральными и международными проектами из разных сфер: 16 ресторанов, госструктуры, строительные компании, ритейл.

Совместно с PR-агентством «Теория Дарвина» ведём проект «Газпром газомоторное топливо».

Отдела продаж у нас нет, всё работает по старому принципу: проекты приходят по рекомендации, только теперь клиенты рассказывают о нашем подходе к работе.

Планы:

  • Завершить проект Fragency skills и забрать толковых участников в штат.
  • Переехать в новый офис (становится тесно, а в новом офисе планируем организовать фотостудию: в месяц арт-отдел проводит 30 съёмок, и ему будет комфортнее делать это, не выезжая за пределы офиса).
  • Выйти на федеральный рынок (переезжать или открывать другие офисы пока не планируем).
0
70 комментариев
Написать комментарий...
Bogomaz Artem

1.3 млн. рублей оборота (!) по моему смешные цифры для бизнеса ?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сильнов

Ну ты хуйню городишь.
Смотря для какого бизнеса, смотря в каком городе.Для молодого агентства это нормальные деньги, при условии достаточной маржинальности.
Если хочешь красивых цифр, то почитай лучше Бизнес-молодость))))))))))))))))))))))))))
Или на твой взгляд сервисные организации сразу начинают ярд в год оборачивать?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Краско

Смотри, 15 человек в штате, даже при средней зп 40 000 для всех это 600 тыс. рублей. Т.е. половина оборота это только зарплата?

Ответить
Развернуть ветку
Fragency

Это главный расход.
Зарплата, техника, налоги, офис (интернет, аренда, мелочи), сервисы.

Ответить
Развернуть ветку
67 комментариев
Раскрывать всегда