Маркетинг Sergey Komarov
283

Создание бизнес-моделей как инструмент управления изменениями

Практический кейс построения человекоресурсной модели.

В закладки

Многие воспринимают создание бизнес-моделей как процесс визуализации, скрининга текущего состояния. Действительно, модели — это хороший способ систематизации информации, подобно географичкой карте. Но карта – еще не территория. Поэтому реальное значение моделирования — создание инструмента управления изменениями.

Бизнес-модели — эффективный способ упорядочивать и обрабатывать информацию. Чтобы достигать поставленных бизнесом целей, мало определить текущее положение дел и зафиксировать его. Необходимо также сформировать грамотный сценарий действий относительно управления собственными ресурсами и возможностями.

При этом каждая модель может быть использована настолько хорошо и эффективно, насколько хорош и эффективен ее создатель или адепт.

Потребность в изменениях, затрагивающих стратегические аспекты бизнеса, обычно назревают при появлении симптоматических проявлений глубинных проблем взаимодействия внутри структуры. Зачастую это может быть обусловлено эволюцией самой структуры, когда "правила игры" становятся неактуальными, а способы управления, доказавшие свою эффективность ранее, уже недействительными и неуместными. Необходимость изменений напрямую связана с жизненным циклом организации, переходом из одной фазы в другую.

Одно из решений — создания нового инструмента управления изменениями.

Кейс компании Х

Актуальность подобного подхода можно рассмотреть на примере эволюции организации, прошедший длительный путь становления и развития, но столкнувшейся с потолком собственного роста ввиду сложившейся системы запутанных внутренних бизнес-процессов. В нашем примере мы рассматриваем компанию, идущую по пути построения крупного диверсифицированного бизнеса, где происходит распределение рисков между направлениями деятельности в рамках одного рынка.

Хотя все направления успешно работают и приносят прибыль, эффективность данных бизнес-подразделений напрямую зависит от профессионализма руководителей и сотрудников. При этом существует потенциал дальнейшего коммерческого развития за счет генерации единого предложения и перехода от "семейного" стиля ведения бизнеса к полноценной и упорядоченной корпоративной структуре. Однако, как показало наше исследование, дальнейшее развитие наталкивается на противодействие со стороны отдельных бизнесов: как на структурном, так и на личностном уровнях.

Задача проекта

Как выбраться из порочного круга? Очевидно, что для перехода на новый уровень развития необходимо разработать инструмент для принятия решений по кадровым перестановкам и оптимизации штата сотрудников в рамках общего сбалансированного подхода, не нарушающего целостность общей системы. Важно отметить, что потребность создания такого механизма управления сформирована не только необходимостью перераспределения функций внутри организации, но и – прежде всего - личностными психологическими характеристиками каждого из рассматриваемых сотрудников.

Решение

Поскольку ключевая цель стратегической работы - создание интегрированной корпоративной структуры под одним брендом (что помогает не размывать ценностное предложение), мы использовать авторскую модель, которая поможет распределить текущие HR-ресурсы, определив их роли в изменяющейся системе, и сгруппировать их в кластеры функциональных обязанностей и полномочий.

Роли ключевых сотрудников внутри компании могут быть определены в зависимости от их склонности к интеграции в корпоративную структуру либо к свободному ведению бизнеса, а также в зависимости от стратегической либо тактической направленности мышления.

Модель Разумовского-Лисицына

Ось X представляет из себя степень ориентации на ключевую заявленную цель руководителя организации - создание единой интегрированной структуры (максимально — "централизация", минимально — "децентрализация") в ходе осуществления деятельности сотрудника. Ось Y представляет собой ориентацию на тот или иной уровень деятельности (стратегия/тактика), внутренними возможностями и видением сотрудника.

Заполнение этой карты может осуществляется за счет проведения мероприятий по HR-аудиту, в процессе которых собирается вся необходимая информация для определения положения каждого из участников по данной карте.

Все 4 квадранта важны для деятельности в изменяемой структуре. Однако роли у них – принципиально разные, исходя из чего формируются и различные подходы к формированию задач перед сотрудниками.

Квадрант 1 представлен сотрудниками, которые являются «системными исполнителями». Чаще всего они не могут адекватно принимать участие в формировании стратегии, но являются отличными генераторами результатов в рамках заявленной генеральной идеи. Четко сформулированные задачи – основа эффективной коммуникации с ними. От сотрудников в данном квадранте сложно ожидать инициатив, способных помочь в достижении заявленной цели, но необходимо требовать исполнения задач.

Квадрант 2 – проводники ключевой цели централизации. Их познания в особенностях конкретных направлений бизнеса минимальны, однако именно они могут формировать программы по вовлечению большего количества сотрудников в квадрант 1 и отфильтровывать идеи децентрализованных сотрудников из квадранта 4. Их основная функция – интегрирование коммуникаций и экспертиз, с целью не растерять качественный потенциал сотрудников и подходов для системы. Количество сотрудников в данном квадранте должно быть пропорционально количеству направлений бизнесов и количеству задач в рамках осуществления централизации (важно не раздувать стратегический штат!).

Квадрант 3 – полная противоположность квадранту 2. В рамках структуры его «жители» являются эффективными предпринимателями/исполнителями, понимающими особенности собственных бизнесов. Именно они генерируют основную прибыль для организации на основе собственных развитых компетенций. Критика всех направлений централизации для них является нормой, так как уровень их деятельности – тактический относительно заявленной интеграционной цели. Процесс централизации должен учитывать возможность перехода сотрудников из 3-го квадранта в 1-ый. Если этот переход невозможен (слишком велики ресурсные затраты), то такие сотрудники имеют хорошие возможности для взращивания потенциала для 1-го квадранта, однако не должны быть допущены к инструментам стратегического управления. При снижении эффективности генерации прибыли или обучения сотрудников необходимо пересмотреть инструменты их мотивации (включая и нематериальные инструменты, как то: введение новых должностей) или разгрузить штат за счет их сокращения.

Квадрант 4 – сотрудники-экспериментаторы, критики текущей системы, к чьему мнению необходимо прислушиваться. Они ответственно за поддержание работоспособности системы, «отфильтровывают» лучшие идеи. Их ролевой вектор – R&D и изучение потенциала новых рынков.

Резюме

Сотрудники могут быть ротированы в рамках данной системы с учетом их собственных способностей и индивидуальной системы мотивации. Таким образом, можно осуществить трансформацию системы с минимальными потерями для деятельности.

Необходимо отметить, что интегрирующим звеном могут выступать отделы различной специализации (не только HR, но и маркетинг). При этом костяком такого интегрирующего отдела могут выступать представители различных квадрантов, однако руководить процессом может лишь тот «супербосс», который находится за рамками предложенной системы и совмещает в себе системность мышления, эмпатию и склонность к адаптации изменений.

Однако не стоит забывать, что при грамотном управлении любой человек является ценным ресурсом, который может принести пользу бизнесу и обществу.

Александр Богданов, Директор по маркетингу Brandson | Total Identity
Григорий Храбров, Socrateam
| Re-Former

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Sergey Komarov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 1, "favorites": 20, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 52092, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 29 Nov 2018 15:26:41 +0300" }
{ "promo": {"title":"\u0411\u0430\u043d\u043d\u0435\u0440\u044b \u0434\u043b\u044f \u043c\u0435\u0434\u0438\u0439\u043a\u0438","order_id":1528,"state":80,"description":"HTML5, GIF, \u0441\u0442\u0430\u0442\u0438\u043a\u0430, \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e, Stories","email":"tolkunovdb@gmail.com","button_text_id":3,"link":"https:\/\/tolkunov.com\/?utm_source=vc&utm_medium=miniad&utm_campaign=january19","app_store_link":null,"google_play_link":null,"color_id":3,"rejection_reason_text":null,"image":"{\"type\":\"image\",\"data\":{\"uuid\":\"41176a71-6175-567c-225e-31e7709b4327\",\"width\":500,\"height\":500,\"size\":7289,\"type\":\"jpg\",\"color\":\"1c9cd4\",\"external_service\":[]}}","total":15000,"with_payment":true,"dates":"[{\"year\":\"2019\",\"month\":\"01\",\"day\":\"22\",\"available\":\"true\",\"price\":\"15000\",\"discount\":\"0\",\"format\":\"backend\"}]","hits_count":98382,"scrolls_count":0,"clicks_count":168,"hits_limit":0,"scrolls_limit":0,"clicks_limit":0}, "link": "https://vc.ru/redirect?hash=ffe3550907cac285bbe194e5cc0bfc4136b260de87ef16f5410a24c518617363&component=booster&id=106&type=daily&target=entry&url=aHR0cHM6Ly90b2xrdW5vdi5jb20vP3V0bV9zb3VyY2U9dmMmdXRtX21lZGl1bT1taW5pYWQmdXRtX2NhbXBhaWduPWphbnVhcnkxOQ==", "buttonText": "Заказать", "location": "entry", "id": "106" }
{ "id": 52092, "author_id": 22029, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/52092\/get","add":"\/comments\/52092\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/52092"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113, "possessions": [] }

Комментариев нет 0 комм.

Популярные

По порядку

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }