Как рекламировать свой Telegram-канал в чужих каналах: подробное руководство
Я привлек 4347 подписчиков в канал про маркетинг по 69 рублей. В статье делюсь своим опытом и даю пошаговый гайд по рекламе в Telegram: от выбора каналов до анализа результатов. Заодно делюсь всей статистикой своей рекламы за полгода: выбранные каналы, креативы, количество привлеченных подписчиков и их стоимость.
Привет! Меня зовут Паша Молянов, я руковожу агентством контент-маркетинга «Сделаем». У меня есть 2 Телеграм-канала про контент и маркетинг — и за полгода на их рекламу в других каналах я потратил 300 000₽. Получил 4347 подписчиков — в среднем, по 69 ₽ за подписку. Ценой привлечения подписчика я доволен, вложенные деньги многократно окупил.
В этой статье расскажу всё, что на собственном опыте понял о рекламе в Телеграме: как выбирать каналы, отсеивать мусорные, прогнозировать результат и писать посты.
А еще покажу всю статистику по рекламе своего канала: в каких каналах размещался, какие креативы использовал, охваты, количество подписчиков, CPA, конверсия и так далее.
Кратко о том, как подготовить канал для размещения рекламы
Бывает, что авторы создают канал и месяцами делают посты для 13 подписчиков. Им кажется, что для запуска рекламы нужно очень много постов и что на канал с малым числом подписчиков никто не подпишется.
Это не так. Достаточно провести базовую подготовку, и можно закупать рекламу.
Поставьте каналу название и аватарку, если вы этого еще не сделали.
Настройте описание канала. Начало описания будет отображаться в сниппетах рекламных постов, поэтому не стоит на него забивать.
Напишите 5-7 постов. Это нужно, чтобы новая аудитория поняла, о чем ваш канал. Не надо ждать, пока на канале наберется сотня постов — только все желание писать потратите, а смысла в этом нет.
И всё! Можно закупаться. Если реклама не будет работать, то причины стоит искать в теме канала, качестве постов, качестве рекламных каналов или креативах — но точно не в том, что канал маленький и постов в нем мало.
Таблица со всей статистикой по моим размещениям
Делюсь таблицей, где собраны все мои размещения: креативы, каналы, показатели эффективности. Забирайте себе и изучайте. Мало кто делится такой информацией =)
Если таблица покажется вам удобной, можете сделать копию на свой диск, удалить мои размещения и вписывать свои.
Подбор каналов для размещения рекламы
Первым делом нужно составить список каналов, в которых будем рассматривать размещение. Каналы рекомендую подбирать в таком порядке ↓
1. Каналы ваших друзей, знакомых, коллег. С этими каналами будет проще всего договориться — в том числе, на дружескую скидку. Также создателя канала можно попросить написать пост-рекомендацию от себя, чтобы к вашему каналу было больше доверия, а сам пост выделялся среди другой рекламы.
2. Каналы, которые вы читаете сами. Для публикации вам предстоит написать рекламный пост, и желательно, чтобы этот пост сочетался с тем контентом, который обычно выходит на этом канале. В знакомых каналах это будет сделать проще всего.
Плюс вряд ли вы читаете каналы-помойки с непонятно каким контентом и ботами в подписках, поэтому такие каналы можно проверять не особенно тщательно. Да и просто увидеть себя в канале, который вы давно читаете, приятно, пусть и за свои же деньги.
3. Каналы, которые вам порекомендовали. Если есть знакомые, которые продвигают Телеграм-каналы по вашей тематике, попросите рассказать, реклама в каких из них сработала лучше всего. Конечно, проанализировать канал можно и по открытой статистике, дальше я об этом расскажу — но ничего лучше, чем конкретная рекомендация, еще не придумали.
Еще рекомендацию можно попросить у администраторов каналов, где вы покупаете рекламу — им не сложно, а вам полезно.
4. Каналы, где рекламируются другие каналы. Здесь нам поможет бесплатный сервис TGStat — там есть открытая статистика по всем каналам, в том числе, где они размещают свою рекламу.
Находите любой канал через поиск, переходите в статистику, затем «Привлечение подписчиков» — и смотрите, в каких каналах были упоминания.
5. Подборки тематических каналов. Погуглите что-то вроде «Лучшие Телеграм-каналы по маркетингу» или «Топ Телеграм-каналов о рыбалке». Обычно мусорные каналы в такие подборки не попадают.
6. Поиск по сайтам-каталогам. Тематические подборки и рейтинги каналов есть в TGStat, также можно посмотреть каталоги в Tlgrm.ru и Telega.in. Выбираете категорию, сортируете по количеству подписчиков, вовлеченности и/или стоимости размещения — и добавляете понравившиеся каналы в табличку.
Здесь уже будет намного больше «мусорных» каналов, но среди мусора можно найти что-то хорошее.
Анализ Телеграм-каналов
Чтобы понять, в каких каналах вероятность удачного размещения выше, нужно собрать по каждому из них несколько метрик: охват, вовлеченность, стоимость размещения и CPM. А потом еще провести визуальную проверку на скам.
Расскажу обо всем по-отдельности.
Охват. Охват — это то, сколько в среднем человек смотрят посты. Охват показывают глазики внизу каждого поста, только желательно ориентироваться на охваты новых постов, а не тех которые вышли год назад.
Удобнее анализировать каналы через TGstat. Находите нужный канал, открываете статистику → «Сводная → Средний охват одной публикации». А лучше смотреть метрику «Средний рекламный охват» — она считает охват без учета пересылок (потому что никто не пересылает рекламные посты).
Вовлеченность (ERR) — какой процент аудитории смотрит посты. Чтобы посчитать, нужно охват разделить на подписчиков. Например, на моем канале средний охват 2 7322, а подписчиков — 6 500. Значит, вовлеченность составляет 42%. Но вручную это считать не нужно, можно просто смотреть в TGStat или Telemetr.
Вовлеченность — важный показатель для оценки качества аудитории. Чем вовлеченность выше, тем лучше. При этом, она может варьироваться в зависимости от обстоятельств:
- в маленьких каналах вовлеченность обычно выше, чем в больших
- в новых каналах — выше, чем в старых
- в личных каналах — выше, чем в каналах компаний
Цена за тысячу охвата (CPM). У каналов могут быть разные число подписчиков, вовлеченность, цена размещения. Поэтому маленький канал может быть эффективнее большого, дорогой канал — эффективнее дешевого.
Прикинуть потенциальную эффективность помогает показатель цены за тысячу охвата. Чтобы его посчитать, нужно взять цену и поделить ее на количество тысяч охвата. Например, если размещение в канале стоит 5000₽, а средний охват составляет 2100 человек, то CPM = 5000/2,1 = 2380₽.
При этом, нельзя опираться только на CPM. Бывает, что канал за свои охваты берет денег больше, чем другие, но там собрана очень качественная и лояльная аудитория, которая хорошо конвертится в подписку. Этого никакая статистика не покажет — только чутье =)
Визуальная проверка на скам
К сожалению, статистику в Телеграме можно подкручивать разными методами, чем нехорошие люди пользуются. Есть админы, которые накручивают и подписчиков и просмотры.
Нет 100% способа выявить такой канал, но попробовать можно.
Найдите канал на TGStat и посмотрите, нет ли там красного восклицательного знака. Если есть, то сразу вычеркивайте канал.
Оцените посты, которые выходят в канале. Например, если вам нужна реклама на действующих предпринимателей, а на канале выходят всякие банальные бизнес-советы, успешный успех и при этом много подписчиков — скорее всего, это накрутка.
Живая ли аудитория у канала? Некоторые каналы палятся из-за реакций и комментариев — аудитория большая (накрученная), охваты большие (накрученные), а огонечков и комментариев мало (забыли накрутить).
Еще видел много каналов, где каждый пост комментирует аккаунт-бот, отправляя какой-нибудь смайлик. Тоже нездоровый признак.
Посмотрите историю роста канала. Если количество аудитории на нем уже давно и стремительно падает — пациент скорее мертв, чем жив. А если канал стабильно и равномерно растет, значит, владелец им занимается, вероятность скама ниже.
Если у канала резко выросло количество подписчиков, но не изменился охват, — это тревожный звоночек. Возможно, админ накрутил его ботами.
И, наконец, стоимость рекламы в таких каналах очень низкая. Слышал про целую сетку бизнес-каналов на 50-100 тысяч подписчиков, где рекламный пост стоит 10 000 ₽. Для сравнения, я в своем канале на 6 тысяч подписчиков продаю рекламу за 7000 ₽.
Прогноз результатов рекламы
Убирайте из таблички все плохие каналы, которые вы отсеяли на предыдущем этапе. А по остальным надо прикинуть, сколько подписчиков вы получите в теории, и насколько это вас устроит.
Добавляйте в таблицу:
- Средний охват рекламных постов — берем из TGstat или ищем несколько постов на канале.
- Ожидаемое число подписчиков — по моему опыту, конверсия из охвата в подписки — в районе 2-6%. Средняя по моей рекламе — 3.2%. Умножаем охват на 0.032 — получаем примерное количество подписчиков с рекламы.
- CPA — стоимость одного подписчика. Делим стоимость рекламы на ожидаемое количество подписчиков.
Например, вы выбрали канал со средним охватом 2000 человек и стоимостью рекламы 5000 рублей. Ожидаемое число подписчиков — от 40 до 120 человек. Ожидаемый CPA — от 40 до 120 рублей.
На основе этого прогноза решаем, хотим ли мы тратить бюджет на рекламу в этом канале.
В разных нишах адекватные значения свои. В меня средний CPA — 70 рублей. В каналах с широкими темами (развлечения, научпоп, обучение английскому) он поменьше — рублей 20-40. В более узкоспециализированных (например, обзоры стартапов) спокойно может переваливать за 100 рублей.
Рекламный пост
Если у вас разовое размещение и есть время, чтобы написать рекламный пост специально под канал, с учетом его специфики — пишите.
Если же планируете покупать много рекламы, то не вижу смысла придумывать что-то эдакое под каждое размещение. Более того, это может быть даже вредно: удачные заходы, как правило, довольно очевидные, а чем больше изворачиваешься, тем менее эффективные получаются посты.
Я знаю четыре классических формата рекламы в Телеграме: пост-презентация, пост-подборка, полезный контент и лид-магнит.
Пост-презентация. «В лоб» рассказываем, что у вас за канал и чем вы можете быть полезны. Тут главное не скатываться в самолюбование, а делать акцент на том, что важно потенциальному читателю.
Пост-подборка. В начале тоже кратко рассказываем о канале, а потом даем ссылки на несколько лучших постов. Показываем товар лицом, даем больше причин подписаться. Но я перестал использовать такой формат, потому что невозможно точно посчитать, сколько с него пришло подписчиков. Об этом расскажу подробнее в разделе про аналитику.
Личная рекомендация автора канала. Всегда работает прекрасно, но далеко не каждый админ готов писать для вас пост от своего лица. Увы.
Лид-магнит. Рекламируем не канал, а какую-то бесплатную вещь — шаблон, чек-лист, PDF-книжку, подборку, вебинар. Рекламу лид-магнита можно сделать хорошо, а можно бестолково.
✅ Рекламировать лид-магнит и заодно давать ссылку на канал. Так вы пополняете базу подписчиков в имейле/Телеграм-боте и заодно получаете подписчиков в канал. Причем, самых заинтересованных.
✅ Рекламировать лид-магнит, который вы отдаете в Телеграм-боте. После того, как человек получил бота, запустить на него цепочку сообщений и, в том числе, предлагать подписаться на канал.
❌ Рекламировать лид-магнит с условием обязательной подписки на канал. Если для человека единственная мотивация подписаться — это получение какой-то плюшки, вряд ли он станет активным читателем канала. Более вероятно, что он или отпишется, или замьютит канал и будет «мертвой душой», роняя ERR.
Публикация рекламы
Я заметил несколько закономерностей в публикации рекламных постов — они не повлияют на рекламу критическим образом, но выжать с их помощью несколько процентов конверсии в подписку можно.
Выпустите что-то крутое перед публикацией рекламы. Это нужно, чтобы заходя на канал, новая аудитория видела ваш лучший контент — полезный, с кучей реакций и комментариев — а не какой-то проходняк. Если не получается придумать пост-хит, запостите что-то из старого, что уже хорошо себя проявило.
После рекламы тоже выпустите что-то крутое. Логика та же: для новой аудитории нужно быть лучшей версией себя. Как на первом свидании.
Не размещайте рекламные посты на своем канале в день рекламы. Худшее, что может увидеть потенциальный подписчик, открывший ваш канал — это рекламу еще одного канала. А если реклама все же вышла, перекройте ее свои постом. А лучше тремя.
Добавьте в закреп приветственный пост. Расскажите немного о себе, дайте ссылки на лучшие посты, разместите ссылку на лид-магнит. Тогда новая аудитория сможет быстро найти пост и узнать самое главное. Если вы закупили много рекламу сразу, можно выпустить отдельный приветственный пост для новых подписчиков.
Оценка результатов
Есть два способа отследить количество подписчиков с рекламы в Телеграм-канале: точный, но не универсальный и неточный, но универсальный.
Точный, но не универсальный: пригласительные ссылки. В Телеграме есть аналог ссылки с UTM-меткой. Чтобы ее создать, нужно зайти в настройки канала → «Пригласительные ссылки → Создать новую ссылку».
Придумайте для ссылки название, по которому сможете идентифицировать креатив. Например, название канала + дата размещения.
Пригласительная ссылка выглядит некрасиво: https://t.me/+yv0HaZ6ktnU3NjNi. Поэтому лучше вставлять ее в гиперссылки (Crtl + U).
Можно сделать партизанско-нативную ссылку: напишите адрес канала через собачку, сделайте его гиперссылкой и вставьте в нее пригласительную ссылку. Получится так: @molyanov_blog
В статистике каждой пригласительной ссылки отображается, сколько человек по ней подписалось. Но удобнее смотреть статистику в TGStat в разделе «Пригласительные ссылки», потому что можно заодно посмотреть количество отписок по каждой ссылке.
Минус один — пригласительную ссылку можно сделать только на сам канал, но не на конкретный пост. Если вы делаете рекламу со ссылками на другие свои посты, то многие будут переходить по ним и по ним же подписываться — и в статистике вы этого не увидите. Помните, я писал, что больше не делаю креативы-подборки? Вот поэтому и не делаю.
Неточный, но универсальный способ: общий прирост подписчиков после размещения рекламы. В Телеграме есть статистика по числу подписок за каждый день. Выведите медиану, сколько на вас подписываются в дни без рекламы. Допустим, по 5 человек в день.
Потом посмотрите число подписчиков в день размещения рекламы и два дня после (если пост не удалили). Допустим, 50, 24 и 12 человек.
Вычтите из этих значений предполагаемую органику. Получится, что с рекламы на вас подписалось 45 человек в первый день, 19 — во второй и 7 — в третий.
Абсолютной точностью тут и не пахнет, но если вы хотите разместить ссылки на конкретные посты в креативе, другого способа нет.
Если вы делаете пост-подборку, постарайтесь не покупать несколько рекламных размещений в один день — статистика смешается, и вы не поймете эффективность отдельных публикаций.
Смотрите не только на подписки, но и на отписки. Если вы сделали пригласительную ссылку, то в TGstat можно посмотреть, сколько людей по ней подписалось и сколько из них отписалось.
Это важная метрика, которая позволяет понять, насколько «вашу» аудиторию вы привлекли. Может быть так, что вы получили много дешевых подписчиков с канала, а потом половина из них отписалась — и итоговая цена подписчика получилась высокой.
Значит, на этом канале вам рекламироваться больше не надо, его аудитории ваш контент не интересен.
Как еще можно покупать подписчиков в Телеграм
Если вам все это показалось слишком сложно, то вот несколько альтернатив. Я пока не успел достаточно тщательно их протестировать, чтобы написать подобную статью — поэтому опишу в двух словах.
Официальная реклама Telegram Ad. Показывает маленькое рекламное объявление в каналах, попадающих под настройки таргета. Пока у меня результаты даже лучше, чем при закупке в каналах — а еще меньше телодвижений и проще тестировать креативы. Но высокая цена входа — от 3000 евро.
Яндекс Бизнес. Ему можно скормить ссылки на удачные посты в своем канале. Под каждый пост автоматически создается посадочная страницы и объявления в РСЯ. Люди кликают по рекламе, читают пост и там же есть кнопка подписки на канал. Клик по кнопке подписки у нас стоит 29 ₽, информации и стоимости подписчика нет. Думаю, она не сильно выше цены за клик, потому что перешедший по такой рекламе человек мотивирован подписаться.
Таргетированная реклама во ВКонтакте. У меня стоимость подписчика получается 70 ₽ — примерно столько же, сколько при ручных закупках.
Нативка. Приглашать в свой канал в статьях на VC, на вебинарах или живых выступлениях.
Если статья была для вас полезна, подписывайтесь на один из моих каналов.
А лучше подписывайтесь на оба, я буду рад =)
Если есть вопросы, увидимся в комментариях!
Мне кажется давать рекламу в каналах на 50-100к+ подписчиков на бизнес-тематику — нет смысла, если стоит задача в привлечении качественной аудитории предпринимателей.
Авторские каналы с норм контентом на 1000-10к подписчиков будут давать качественное ядро аудитории. Т.к. предприниматели могут не разбираться глубоко в предмете, но понимают, когда человек глубоко знает свой предмет или поверхностно. Соответственно и доверие к человеку будет такое же
Жаль, что в телеги нет аналитики по пути подписчика, чтобы подтвердить эту гипотезу(
Я в целом согласен, но много раз видел у Лебедева рекламу Михаила Гребенюка (строит отделы продаж). Свечку не держал, конечно, но раз закупается повторно — видимо, смысл все же иногда есть
У Лебедева огромная аудитория, а у Гребенюка херова гора денег. Возможно для них этот ветер чуть иначе дует.