(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(86596735, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(86596735, 'hit', window.location.href);

ORM, SERM и другие способы управления репутацией в интернете

Как правильно управлять репутацией в сети. Методики и инструменты.

Если вас не устраивает, какой результат видят клиенты, когда вводят название вашего бренда в строке поиска, вам нужна стратегия по управлению онлайн-репутацией.

Если устраивает — вам все равно необходимо управлять репутацией в сети. Чтобы не столкнуться однажды с крайне неприятными сюрпризами.

Что такое управление репутацией в сети

Почти каждое современное решение о покупке принимается после проведения онлайн-исследований, поэтому негативное или слабое присутствие в интернете может разрушить бизнес.

Интернет играет настолько важную роль в формировании имиджа бренда, что в последние годы возникло новое направление интернет-маркетинга — управление репутацией в сети.

Это попытка повлиять на мнение людей о человеке, бренде или другом объекте, когда они получают контент в интернете. Понятно, что возможности повлиять на мнение людей напрямую ограничены. Зато можно в той или иной степени управлять тем, какую информацию люди видят.

Где формируется репутация бизнеса в интернете

Вот список основных источников:

  • сайт компании/специалиста;
  • сайты-отзовики (zoon, otzovik, irecommend и подобные);
  • прайс-агрегаторы (price.ru, pulscen.ru и проч.) — актуально для интернет-магазинов;
  • справочники и каталоги (cataloxy, orgpage и др.);
  • форумы (да-да, в некоторых тематиках они до сих пор живы);
  • Q&A сайты (Яндекс.Кью, Ответы mail.ru);
  • аккаунты компании или эксперта в соцсетях;
  • PR-статьи в посещаемых СМИ;
  • блоги и бренд-медиа;
  • ресурсы с вакансиями (hh.ru, rabota.ru и другие);
  • профили компаний в геосервисах (Яндекс.Бизнес, Google Мой бизнес, 2gis).

9 причин, почему важно управлять репутацией в интернете

Вот конкретные причины, по которым брендам и специалистам необходимо разработать комплексную стратегию управления онлайн-репутацией.

Продуманная стратегия управления репутацией:

1. Влияет на решение о покупке. 90% клиентов читают отзывы перед покупкой продукта или услуги, а 49% доверяют онлайн-отзывам так же, как отзывам людей, которых они знают лично. 94% потребителей говорят, что плохой отзыв убедил их отказаться от покупки.

2. Повышает доверие и авторитет. Потребители часто воспринимают рекламу как инфошум и обращаются к мнению «обычных» людей, когда хотят что-то купить. Отзывы реальных клиентов помогают повысить доверие к вашему бизнесу, а когда люди доверяют вам, они с большей вероятностью совершат покупку и вернутся снова.

3. Запускает «сарафанное радио» в сети. «Сарафанное радио» работает не только в офлайне, оно прекрасно действует и в соцсетях. Люди говорят о том, что им нравится, и о том, что их разочаровывает, а ваши потенциальные клиенты это видят.

4. Генерирует ценные бизнес-идеи. Многие бренды тратят время и деньги на онлайн-опросы, чтобы узнать мнение своих клиентов, и это здорово. Но можно получить много ценной информации о своем бизнесе из положительных и отрицательных отзывов: понять сильные стороны вашего бизнеса в глазах клиентов и узнать о проблемах, чтобы быстро и эффективно их исправить.

5. Создает положительный имидж бренда.

6. Показывает клиентам ценность их отзывов. Обратная связь — это подарок. Клиенты рассказывают вам о своем опыте вместо того, чтобы уйти навсегда, ничего вам не сказав. Отвечая на отзывы (как положительные, так и отрицательные), вы показываете клиентам, что слышите их и благодарны за мнение.

7. Увеличивает веб-трафик. Большое количество достоверных отзывов, особенно положительных, может повысить ваш рейтинг в поисковых системах. Алгоритмы поиска ищут социальные доказательства так же, как и люди, чтобы убедиться, что ваш сайт заслуживает доверия, и отзывы играют в этом очень важную роль.

8. Упрощает антикризисное управление. Во времена кризиса проблемы могут быть даже у самого устойчивого бизнеса. Вы сможете лучше справиться с последствиями, если у вас есть план по управлению репутацией.

9. Систематизирует работу с негативными отзывами. К сожалению, для негативных отзывов о вашей компании нет кнопки удаления, если только они не являются заведомо ложными и злонамеренными. И это хорошо для клиентов — они могут видеть реальные недостатки и не имеют завышенных ожиданий. Постарайтесь отвечать на негативные отзывы таким образом, чтобы показать вашим клиентам, что вы заботитесь о них и спешите решить проблему.

Последствия плохой репутации в сети

Не стоит недооценивать силу негативных комментариев и отрицательных отзывов — они могут испортить цифровой имидж любого бренда.

Вот несколько проблем, к которым может привести отсутствие стратегии управления репутацией в интернете:

  • Меньше дохода.
  • Меньше прибыли.
  • Низкие позиции в поиске.
  • Низкий уровень удержания клиентов и сотрудников.
  • Снижение вовлеченности клиентов.
  • Отсутствие доверия и достоверности.
  • Более высокие расходы на интернет-маркетинг.

Методики управления репутацией: разбираемся с терминологией

Существует 4 термина, непосредственно связанных с управлением репутацией в интернете:

ORM (online reputation management) — управление репутацией в интернете в целом.

SERM (search engine reputation management) — управление репутацией в выдаче поисковых систем.

SMRM (social media reputation management) — управление репутацией в социальных сетях.

SEO (search engine optimization) — набор методов, предназначенных для улучшения ранжирования веб-страниц в результатах поиска. Методы SEO часто используются для формирования и улучшения репутации бренда.

ORM — общий термин, он относится к множеству стратегий и инструментов, которые можно использовать для улучшения и поддержания необходимого имиджа в интернете. Для этого в ORM используется контент-маркетинг, SERM, SMRM, SEO. Основной принцип — замещение негатива или безразличия позитивным контентом. SERM и SMRM — частные случаи ORM.

Цель и инструменты SERM

Как мы уже упомянули выше, сайт бренда — не единственное место, куда результаты поиска могут отправлять клиентов. Любой ресурс, где упоминается бренд, может иметь высокие позиции в поиске, от сообщений в блогах и пресс-релизов до обзорных сайтов, социальных сетей и форумов.

Это означает повышенный риск появления негативных отзывов на первой странице поисковой выдачи.

Поэтому основная цель использования инструментов SERM — устранить и улучшить негативные результаты в поисковых системах по запросам с упоминанием бренда.

Пример негатива в поисковой выдаче

Управление репутацией в поисковых системах (SERM) включает в себя отслеживание и влияние на впечатление посетителей о бренде. Для этого SERM использует:

  • поисковую оптимизацию (SEO) страниц, на которых содержится важная информация о компании/бренде/эксперте;
  • платную поисковую рекламу по запросам с упоминанием бренда;
  • поисковую оптимизацию пресс-релизов и новостей;
  • создание контента на внешних площадках;
  • распространение контента в социальных сетях.

Отличие ORM от PR

PR также можно отнести к числу методик, имеющих отношение к управлению репутацией, но между PR и ORM есть существенные различия.

PR (public relations, «связи с общественностью») — это стратегия отношений бренда и общественности, то есть всех тех, с кем бренд считает необходимым взаимодействовать.

Публикация пресс-релизов, выступления на пресс-конференциях, проведение мероприятий, официальное реагирование на кризис и многое другое — все это действия, которые являются частью PR-стратегии.

Хотя PR и управление онлайн-репутацией имеют некоторые общие черты, они, как было сказано, заметно отличаются друг от друга.

Во-первых, PR открыт, а ORM более «закулисный».

Например, вы можете увидеть PR-представителя бренда перед камерами во время пресс-конференции, но маловероятно, что когда-нибудь узнаете, кто отвечает за управление репутацией этого бренда в сети.

Во-вторых, действия PR-специалистов касаются текущих вопросов, будь то предстоящее событие, введение нового продукта или услуги, недавнее событие или что-то еще. Пресс-релиз, выпущенный сегодня, может оказаться неактуальным завтра или послезавтра.

ORM тоже может дать почти немедленные результаты, если какой-то контент станет вирусным, но все же управление онлайн-репутацией предназначено для получения результатов в долгосрочной перспективе.

Несмотря на то, что PR и ORM отличаются, они хорошо дополняют друг друга, если специалисты действуют в рамках единой стратегии.

Что можно сделать, чтобы улучшить репутацию в интернете

Вот основные шаги, которые компания или эксперт может предпринять для улучшения репутации в сети.

Оцените свою текущую онлайн-репутацию

Самый простой способ оценить вашу репутацию в интернете — «погуглить» свой бренд или имя. Обратите особое внимание на первую страницу результатов, т. к. на первые три позиции приходится более 75% всех кликов в поиске, и большинство пользователей не прокручивают дальше 5-го результата. И более 90% никогда не проходят дальше первой страницы поисковой выдачи. Ответьте на несколько вопросов:

  • Что эти результаты говорят о вашем бизнесе?
  • Будет ли кто-то, просматривающий эти результаты, доверять вашему бизнесу?
  • Захотят ли они иметь с вами дело?
  • Что вы хотите, чтобы люди знали о вас, но это не отображается на первой странице поиска?
  • Что нужно изменить?

Изучите целевую аудиторию

Изучите желания, потребности и проблемы своей аудитории, площадки, где она чаще всего бывает. Вы узнаете, какие ресурсы лучше всего подходят для формирования имиджа бренда, как общаться с аудиторией на каждой конкретной платформе и что ей предложить.

Разработайте стратегию управления репутацией

Следующий важный шаг — создание стратегии ORM:

  • постановка задач по улучшению репутации бренда в сети;
  • определение проблем и путей их решения;
  • формирование списка приоритетных площадок для работы (соцсети, отзовики, hr-площадки и др.);
  • разработка контентной стратегии, которая поможет в продвижении бренда на внешних ресурсах;
  • понимание, сколько и каких сотрудников необходимо для развития присутствия бренда в сети (SMM-специалист, маркетолог, SEO-специалист и другие);
  • при необходимости составьте список сервисов, которые помогут автоматизировать рабочие процессы (о некоторых упомянем ниже).

Будьте активны и оперативно отвечайте людям в соцсетях

Клиенты хотят чувствовать, что знают, кто вы и какие ценности есть у вашего бренда. «Живые» аккаунты в соцсетях персонализируют вашу компанию, удержат существующих клиентов и привлекут новых.

Если вы присутствуете в соцсетях, люди ожидают, что вы быстро ответите на вопросы и комментарии. Даже если это не та ситуация, где вы можете быстро решить проблему, по крайней мере, покажите, что слышите их.

Пример отработки негатива от Тинькофф

О том, как подготовить сайт к продвижению в соцсетях и что такое SMO, читайте в этом материале.

Увеличьте видимость вашего бизнеса за счет геосервисов

По брендовым запросам на первой странице поиска часто появляются колдунщики поисковых систем — Яндекс.Бизнеса и Google My Business. Если у вас до сих пор нет бизнес-профиля, создайте его. Если есть — убедитесь, что информация в нем полная и точная. В приоритете адрес, номер телефона, мессенджеры, режим работы. И конечно, ответы на отзывы, которые клиенты оставляют в карточке организации.

В работе вам помогут наши инструкции по настройке профилей в Яндекс.Бизнесе и Google My Business.

Обратите внимание на личные настройки конфиденциальности в соцсетях

То, что вы публикуете лично, может повлиять на то, что люди подумают о вашем бизнесе. Посты с ненормативной лексикой, даже если они частные, плохо демонстрируют ваш профессионализм. Как и посты, пропагандирующие противоречивые политические взгляды, содержащие ненависть и шутки «на грани». Это отпугнет потенциальных клиентов.

Вы можете избежать этого, изменив настройки конфиденциальности в соцсетях. Убедитесь, что настройки личного аккаунта установлены на «частные» или «для друзей», чтобы ограничить доступ к вашим сообщениям. Все, что вы публикуете, должно положительно отражаться на вас и вашем бизнесе.

Создавайте позитивный контент

Вовлекайте своих клиентов, активно присутствуя в интернете. Размещайте актуальную информацию не только у себя на сайте, но и на страницах вашей компании в социальных сетях и сторонних площадках.

Сделайте еще один шаг — создайте блог компании. Блог не только демонстрирует опыт и дает пользователям контент, которым можно поделиться в социальных сетях, но и может улучшить рейтинг в поиске по информационным запросам, связанным с вашим бизнесом.

Удаляйте или вытесняйте негативный контент

Если это возможно, боритесь с негативным контентом — отрабатывайте отрицательные отзывы, приходите в комментарии под разгромными для вашего бизнеса материалами и пытайтесь обернуть ситуацию себе на пользу.

Не получается удалить — попробуйте вытеснить негатив хотя бы с первой страницы поиска. Помните, что большинство потенциальных клиентов редко прокручивают поисковую выдачу дальше первой страницы.

Просите клиентов оставлять подробные отзывы и обзоры

Многие потребители доверяют онлайн-обзорам так же, как личным рекомендациям друзей или родственников.

Обзоры — мощный инструмент, особенно для привлечения клиентов на ранних этапах цикла покупки. Если у вас большая клиентская база, создайте email-рассылку, чтобы побудить клиентов оставлять отзывы.

Большинство клиентов оставят отзыв, если вы их об этом попросите. Стимулировать этот процесс можно с помощью розыгрыша призов или конкурса.

Поощряйте адвокатов бренда

Используйте социальные сети, чтобы создать базу сильных сторонников бренда. Дайте вашей аудитории повод следить за вами и взаимодействовать с вами. Делитесь контентом, который им нравится, начинайте обсуждения и устраивайте конкурсы. Поощряйте вашу аудиторию делиться впечатлениями о продукте: пользовательский контент с высокой вероятностью станет виральным.

Вы также можете поощрять пропаганду бренда внутри компании. Составьте набор принципов для сотрудников, который опишет культуру и характер их онлайн-упоминаний о вашем бренде.

Сервисы, которые помогут в управлении репутацией

Часть рабочих процессов в управлении репутацией можно автоматизировать при помощи специальных сервисов.

Semrush

Многофункциональный сервис, в котором есть инструменты для SEO, контент-маркетинга, исследования рынка, SMM, SERM и рекламы. Ориентирован на профессионалов, нет русскоязычного интерфейса.

Функционал, полезный для управления репутацией:

  • подбор ключевых слов и аналитика трафика из поисковых систем — отслеживайте трафик в том числе и по брендовым запросам (с упоминанием названия компании, продукта, эксперта);
  • анализ соцсетей конкурентов — получайте идеи для постов, применяйте лучшие практики в общении со своей аудиторией;
  • сравнение трафика своего сайта и сайтов конкурентов — определите свое положение на рынке и возможности для роста;
  • планирование и отложенный постинг в соцсетях — автоматизируйте создание контента для площадок, где есть ваша ЦА.

Тарифы. От $120 в месяц, но можно создать бесплатный аккаунт с ограниченным функционалом. Пробный период — 7 дней, в течение которого можно протестировать все инструменты, доступные на платных тарифах.

Scan

Сервис мониторинга собирает упоминания в СМИ и отзывы в соцсетях. Ежедневно формирует отчет, присылает уведомления о новых публикациях. С его помощью можно быстро проанализировать тональность упоминания бренда в медиа и при необходимости отреагировать на негатив.

Тарифы. Тестовый доступ предоставляется по запросу, тарифы в открытом доступе не публикуются.

Модуль SERM от PromoPult

Бесплатный модуль SERM поможет в мониторинге репутации бренда в сети.

Как работает модуль:

  • система порекомендует ключевые слова для отслеживания в поиске («бренд+отзывы», «компания+бренд» и подобные) и даст возможность добавить свои фразы;
  • снимет по ним позиции в Яндексе и Google;
  • определит страницы, которые находятся в топ-20 поисковых систем по репутационным запросам;
  • разметит тональность части страниц (определит их как негативные, позитивные, нейтральные или собственные ресурсы компании);
  • будет ежедневно мониторить позиции по брендовым запросам, находить новые площадки и обозначать проблемные;
  • разметка тональности происходит в таблице при помощи цветовых обозначений. В отдельном столбце представлен рейтинг компании на ресурсах. Пометка «serm» рядом с URL страницы означает, что на ней можно оставить отзыв или комментарий о компании.

В результате можно видеть текущее положение с репутацией бренда в поиске, а также воспользоваться дополнительной ручной разметкой для страниц, тональность которых автоматически не определена. В отдельных вкладках будут показаны площадки для Яндекса и Google.

Специалисту или владельцу бизнеса остается только работать с негативом на проблемных площадках и следить за тем, чтобы позитивные упоминания о компании росли.

Чтобы воспользоваться модулем, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь в PromoPult, добавьте проект в систему и перейдите в раздел «Управление репутацией» из левого меню:

Тарифы. Бесплатно.

Youscan

Сервис следит за активностью бренда или персоны в соцсетях, онлайн-СМИ, на сайтах отзывов, в блогах, на форумах.

По результатам мониторинга предоставляет подробные количественные и качественные отчеты: по числу сообщений, лайков, комментариев и репостов, по авторам этих сообщений, источникам, тональности.

Выводит основную статистическую информацию по выбранной теме с данными.

Пользователи могут находить сообщения о своем бренде даже при полном отсутствии текстового упоминания о нем, достаточно логотипа на фото. Кроме того, с помощью алгоритмов машинного обучения инструмент позволяет определять визуальный контекст упоминаний (объекты и ситуации).

Тарифы. От $500 в месяц. Есть бесплатная демоверсия.

Медиалогия

Сервис оценивает эффективность коммуникаций бренда на основе анализа 2,4 млрд аккаунтов в соцсетях и почти 80 тысяч СМИ. Отслеживает количество упоминаний бренда и их тональность.

Есть возможность формирования аналитического отчета о положении бренда в инфополе — сколько всего публикаций/постов с упоминанием бренда найдено, как изменился этот показатель по сравнению с прошлыми периодами.

Тарифы. В открытом доступе тарифов нет. По нашим данным, стоимость сервиса колеблется от 44 тыс. в месяц при оплате за год и от 55 тыс. в месяц при ежемесячной оплате.

Управление репутацией — это процесс

Поддерживать положительный имидж намного дешевле и проще, чем проводить срочные «пожарные» мероприятия по исправлению деловой репутации.

Регулярный мониторинг информационного фона вокруг бренда, его корректировка и оперативное реагирование на негатив — обязательное условие успешной работы любой компании, вне зависимости от ее размера.

0
3 комментария
Виктор Петров

Я бы сказал, что единственное, что реально важно для репутации - это масс-медиа и соцсети. У вас либо есть бренд, либо нету. Десяток проплаченных отзывов от нонеймов где-нибудь на flamp погоды не сделают, это уже про сеошку, но никак не про pr или маркетинг

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав В.

Согласен, но иногда люди все же любят почитать отзывы. Например, я даже чтобы к врачу или в клинику пойти, отзывы читаю

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Да я тоже. Притом ещё и с поправками - типа "отзывы на работодателя". там обычно проплаченных отзывов совсем мало, и в основном негатив - но более-менее правдивый. Но это всё таки не про репутацию как таковую, у большинства её просто нету, если хоть как-то массы не окучивали.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда