Из арт-директора агентства Slava в оператора-постановщика Статьи редакции

Анна Волик — о смене профессии и о том, как распознать, что карьера зашла в тупик и пора двигаться дальше.

Как пришла в рекламу

Я попала в рекламу случайно после окончания магистратуры НИУ ВШЭ по направлению «Социология, маркетинговые исследования». Я не была уверена, что хочу работать по специальности, и искала любую работу в большой международной компании.

Знакомая подкинула вакансию в BBDO Group в отделе ТВ-баинга (закупки эфирного времени на ТВ) — и я тут же побежала на собеседование. Тогда я рассуждала так: «Начну скорее работать, освоюсь, а потом разберусь, в каком направлении двигаться дальше».

Через полгода я перешла из ТВ-баинга в отдел маркетинговых исследований, где занималась аналитикой и оценкой эффективности рекламных кампаний. Это был важный этап самопроверки — хочу ли я работать по своей специальности или всё-таки нужно искать что-то другое.

За плечами были шесть лет обучения, и мне не хотелось спускать их в трубу. Но в то же время я была уверена, что всегда есть возможность обучиться новым навыкам и освоить новые профессии. Главное — понять, к чему лежит душа.

В то время была большая конкуренция среди желающих попасть в рекламный креатив. И я вместе с ними жаждала снимать яркие эмоциональные ролики, осваивать нюансы рекламного сторителлинга и визуального повествования.

Тогда я в первый раз решила, что хочу менять профессию. Правда, переход был не быстрым — больше полугода потребовалось на самообразование, стажировки, курсы и конкурсы, чтобы собрать портфолио и получить первый офер в креативный отдел в качестве арт-директора. И больше полутора лет — чтобы снять первый ролик.

Чем занималась в рекламе

С BBDO Group началось погружение в индустрию — это моя рекламная alma mater. Здесь я училась креативу (то, что рекламщики называют ideation), стажировалась и собрала первое портфолио. В агентстве DDB прошла «школу» дизайна и digital — занималась сайтами, принтами и разработкой интернет-кампаний для Tele2, McDonalds, Kitekat.

Первые ролики для ТВ и интернета сняла в стенах небольшого, но мощного агентства Slava — здесь мне посчастливилось поработать с такими крупными клиентами, как Google, Raffaello, Kinder Pingui, «Фрутоняня», Pfizer, и получить опыт общения с большими продакшнами, а также с талантливыми российскими и зарубежными режиссёрами.

За время работы в агентствах я прокачала навыки разработки рекламных кампаний и визуальных концепций роликов, графического дизайна.

Почему решила менять профессию

Я не сменила сферу коренным образом — остаюсь в видеопроизводстве (реклама, клипы, кино), но в роли оператора-постановщика. Скорее я ушла в смежную профессию в рамках той же сферы.

Если можно так выразиться, то агентство и клиент вместе создают полуфабрикат. Не поймите неправильно — он хорошей консистенции, держит форму, вкусно пахнет и имеет хороший потенциал вызвать эмоциональный отклик у потребителя. Но кто-то должен его приготовить, довести до финальной кондиции, добавить приправы и даже чуть усилить вкус. Этим занимается съёмочная команда вместе с продакшном. В какой-то момент я поняла, что для меня это и есть самая интересная часть работы над роликом.

Мне как арт-директору не хватало участия в непосредственном материальном воплощении идеи — в проработке элементов, из которых строится визуальная гармония изображения и всего ролика, — благодаря им разворачивается драматургия истории. Это свет, цвет, движение камеры, композиция, правильный художественный образ — всё, чем занимаются оператор-постановщик и режиссёр.

Часть этих компонентов закладывается агентством и клиентом, но остальное полностью ложится на плечи съёмочной команды. Для меня в этой работе больше творческой реализации, хоть иногда по привычке и хочется влезать в сценарии и смыслы.

Как меняла профессию

Мне кажется, нужно быть честным с самим собой и менять работу, если она не приносит столько же эмоциональной отдачи, сколько сил ты в неё вкладываешь. Принятие этого факта — это первый шаг перехода. Мне везло с прекрасными коллективами и понимающими руководителями везде, где я работала, и я безмерно благодарна им за опыт и поддержку. Но хороший коллектив — не равно подходящая лично вам работа.

Если где-то в глубине нарастает неудовлетворённость — пора задуматься. При этом важно различать просто усталость от выполнения сложных задач, жёстких сроков и глобальную усталость от того, что вы находитесь не на своём месте. Суть как раз в том, чтобы найти «свою» работу, где вы решаете одну большую проблему за другой, ломая голову, тратя силы и нервы, но при этом дико кайфуете.

Если у вас сейчас нет чёткого понимания, куда двигаться, но есть желание сменить профессию, то можно попробовать действовать по схеме «у меня есть гипотеза о том, чем я хочу заниматься, и я, не откладывая, иду её проверять». В моём случае эта стратегия сработала дважды.

Гипотеза должна быть основана на внутренних ощущениях — какие нереализованные потребности у меня есть, что вызывает у меня наибольший эмоциональный отклик и желание действовать, что соответствует моей матрице ценностей.

Проверка в идеале должна осуществляться в максимально экстремальных условиях — желательно уйти с текущей работы (понятно, что это не всегда возможно, но это эффективнее, чем размазывать переход во времени), найти себе реальные дедлайны, связанные с этой профессией (собеседования, экзамены, фестивали, конкурсы, заявки на гранты) и углубиться в изучение области (курсы, самообразование, практика).

Обязательно должно быть внешнее обстоятельство, повышенные ставки, иначе мозг будет лениться и избегать решения этой задачи. Также классно если вы окажетесь в окружении людей интересующей вас профессии — будете перенимать их опыт и постепенно вливаться в среду.

Примерно так я и действовала. Сначала уволилась, чтобы высвободить время, затем пошла на курс по фотографии в Photoplay и параллельно занималась фрилансом, подрабатывала у друзей. Это обучение нужно было, чтобы не вариться дома в своих мыслях и сомнениях — а их было предостаточно, и чтобы начать делать хоть какие-то шаги в сторону новой профессии.

Когда у тебя есть реальное задание, ты уже не бороздишь просто так просторы интернета, читая всё подряд по твоей теме, и не залипаешь на YouTube. Ты ищешь что-то конкретное и извлекаешь из этого намного больше практической ценности. Ещё я познакомилась со студентами московских киношкол и помогала им на съёмках — это давало контакты и съёмочный опыт, а в последствии — работу.

Следующим шагом было поступление в киношколу «Индустрия» — к экзамену нужно было собрать видео- и фотопортфолио и выполнить несколько вступительных заданий. Снова у меня был список задач и понимание, какие статьи читать, какие видео смотреть, с кем проконсультироваться.

У меня не было репетитора или ментора — в этой профессии репетиторов не существует, менторы в теории могут быть у начинающих операторов. У меня были контакты операторов, с которыми я работала в рекламе, — они могли ответить на вопросы, подсказать книги, фильмы, статьи или просто дать совет. К этим же талантливым ребятам я приходила на площадки и смотрела, как они работают, почему принимают именно такие решения, как рассуждают.

Во время учёбы я получила много съёмочного опыта и реализовала творческие проекты. Летом сняла свой первый клип. Но думаю, что я всё ещё нахожусь в состоянии перехода — в этой профессии вообще можно всю жизнь учиться и быть в движении, что мне дико нравится. Ментально для меня переход завершится, пожалуй, когда я начну получать от этой профессии финансово больше, чем в неё вкладываю. Это сложный период во всех отношениях, но от него никуда не денешься. Надо продолжать работать.

Сейчас я учусь на последнем курсе в киношколе на операторском факультете, параллельно подрабатываю фокус-пуллером и камерменом, снимаю творческие проекты. Зимой буду снимать короткий метр, летом — заявку на полный метр. В новому году планирую собрать шоурил и начать снимать рекламные ролики — в каком-то смысле возвращаюсь к истокам.

0
15 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ivan Chernopyatko

рекламный (подчеркиваю, рекламный!) арт-директор это не -директор- как таковой, это дизайнер, который умеет в рекламные идеи и их воплощение, контролирует съемку и прочее - прочее.
В дизайн-студиях арт-директор это царь и бог, да, но реклама своим путем пошла еще в середине 20 века:)

Ответить
Развернуть ветку
Nuriya Gabdulkhakova

В названии «арт-директор» часть «директор» от direction (направление). В рекламных агенствах он работает в паре с копирайтером обычно. Копирайтер отвечает за текстовое направление, арт-директор за визуальное. Они обычно на одном уровне иерархии. Начинающие креативные пары получают мало, пары с опытом - больше. Над ними стоит креативный директор. Вот он и начальник. Отвечает за весь креатив. По деньгам, думаю, арт-директор и оператор-постановщик не сильно отличаются (при одинаковом уровне опыта и компании)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Afanasyev

Молодец! Эта статья заставит многих осмыслить своё нахождение на рабочем месте,свою нужность) ps учились в одном классе с автором))))

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Vasilev

Нелюбимый ВУЗ, нелюбимая работа, незнание своих желаний и целей, смена мест работы, нет личной жизни (=работа, работа, работа, куда пойти работать) - может быть пора сходить к психотерапевту? Бегать от себя в работе можно всю жизнь, но КОГДА НАЧИНАТЬ ЖИТЬ? P.S. И кто сказал, что в работу нельзя привнести жизнь - ВАШУ ЖИЗНЬ?

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Chernik

про личную жизнь (если имеются ввиду отношения) в статье не было ни слова не потому, что ее нет, а потому, что в ней все хорошо :)

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Vasilev

Возможно, не отрицаю : ) В целом хорошая статья - мотивирующая. Девушка молодец.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Степанов - You Tube

Интересное интервью, спасибо! Для человека самое важное понять то, кем он является!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Олег Назарчук

Фрилансерские

Ответить
Развернуть ветку
Anton Abramovich

Молодцом!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Важинский

и здесь без BBDO не обошлось)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Beloborodov

Спасибо за КДИМБ :)

Ответить
Развернуть ветку
Стас Станиславский

годнота, так держать... У Вас всё получится https://www.youtube.com/watch?v=hi4pzKvuEQM

Ответить
Развернуть ветку
Малазийский Боинг

молодетцсатдуши

Ответить
Развернуть ветку
Vasek Romanov

тоже нравится другое направление в дизайне, отличное от веба. Когда можно что-то создать физическое. пробую пойти.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда