Почему важно развивать HR-бренд, даже если вы не «Сбер» или «Google»

Привет! На связи Лера – продакт-менеджер сервиса финансовой аналитики для бизнеса Adesk. Мы создаем понятный инструмент управленческого учета, ведем блог для предпринимателей и канал в Telegram.

Наши пользователи – представители малого и среднего бизнеса. Многие из них в 2022 году столкнулись с серьезной кадровой проблемой – кто-то уехал, кто-то уволился, кто-то отправился отдавать долг родине.

И казалось бы, в чем проблема – просто наймите других сотрудников. Но сделать это оказалось не так просто – хорошие специалисты всегда были в дефиците, а сейчас отыскать их и вовсе задача со звездочкой. Теперь мало предложить работнику хорошую зарплату и бесплатный кофе. Отныне значение имеет еще и бренд компании, как работодателя.

По результатам одного из исследований HeadHunter, соискатели смотрят на уровень заработной платы, но оценивают ее в комплексе с другими критериями: возможностью обучения, перспективами карьерного роста, соцпакетом.

Итоги опроса портала Superjob подтверждают: заманить специалиста одной только зарплатой не получится. По данным сервиса, для 28% соискателей важна психологическая среда на работе, а 37% выделяют важным критерием адекватность начальства.

Я решила разобраться, почему сегодня компании стали уделять больше внимания hr-бренду, какие первые шаги сделать на пути к формированию образа работодателя и как доносить корпоративные ценности до работников. Ну а чтобы не быть голословной, пригласила SMM Group Head агентства Radar Тасю Пыхтееву – они уже столкнулись с наплывом заявок на hr-соцсети.

Почему сегодня особенно важно строить hr-бренд

Кажется, что ситуация в мире не располагает к серьезным переменам. Хочется замереть и просто ждать, когда все само рассосется. Но специалисты уверены — сейчас самое время заниматься развитием бренда работодателя.

В последнее время компании стали больше интересоваться своим образом, как работодателя. Мы в агентстве регулярно получаем заявки именно на hr-соцсети. И если не последовать их примеру сегодня, завтра можно оказаться в числе отстающих и потерять ценных специалистов

Тася Пыхтеева

Есть минимум 3 причины, почему компании стали переживать о своем имидже в глазах нынешних и потенциальных сотрудников:

  1. Человеческий капитал стал ценнее. Теперь, чтобы создать что-то классное недостаточно использовать технологии. Нужна креативность, находчивость и смекалка. Найти отличного спеца или удержать его – вот задача компаний, которые хотят стать лидерами рынка.
  2. Эффективность труда напрямую связана с брендом работодателя. Когда в стране кризис, важно использовать возможности по максимуму. И лучше работать будут те сотрудники, чей работодатель позаботился о hr-бренде и создал комфортные со всех сторон условия труда.
  3. Многие специалисты решили покинуть страну. На место уехавших сотрудников нужно искать новых и не менее компетентных. И всегда будет в выигрыше тот работодатель, чей бренд в глазах соискателей более надежный и привлекательный.

Ну и конечно, не забывайте, что кризис кончится, а кадры останутся. Рано или поздно ситуация стабилизируется и быстрее других восстановятся те компании, которые смогли удержать лучшие кадры или быстро заменить ушедших классными спецами.

А что будет, если не заниматься развитием hr-бренда? Все просто: это приведет к потере хороших сотрудников, которые рано или поздно узнают о существовании более привлекательных мест работы.

Развитие hr-бренда: с чего начать

Хорошие новости: первые шаги к развитию бренда работодателя можно и нужно делать силами своей компании и имеющихся специалистов.

«Можно смело начинать с тандема руководителя, маркетолога и hr. Только действующие сотрудники смогут сформулировать посыл, основные акценты и идеи. Подрядчики же нужны для специфических задач – съемки ролика или разработки корпоративного портала, например».

Тася Пыхтеева

Порядок создания hr-бренда не отличается от разработки идеологии потребительского бренда. Тут все те же этапы, но ориентированные не на клиентов, а на сотрудников.

  1. Начните с идеи. Сформулируйте миссию, ценности и философию – это база hr-бренда и ваш ориентир при принятии решений в будущем.
  2. Определите, какой образ вы хотите создать в глазах соискателей и сотрудников. Вы хотите быть строгими и консервативными или динамичными и веселыми?
  3. Наметьте план. Определите точку А – тут вы находитесь сейчас, и точку Б – к чему хотите прийти. Наметьте шаги, которые помогут вам достичь результата – от самых крупных к более детальным.
  4. Разработайте план мероприятий, направленных на коммуникацию с действующими и потенциальными сотрудниками. Определите, как вы будете доносить ценности до персонала и влюблять в компанию тех, кто в ней еще не работает.
  5. Определите KPI. Разработайте систему оценки эффективности мероприятий. Это поможет ориентироваться, насколько правильно движется компания по развитию hr-бренда и вовремя корректировать маршрут. Ориентирами могут выступать снижение текучести кадров, повышение индекса удовлетворенности работой или повышение показателей вовлеченности в корпоративную культуру.
  6. Наберитесь терпения и постепенно внедряйте намеченный план.

Как доносить корпоративные ценности компании до работников

Сказать однозначно, какие инструменты помогут донести ценности компании до сотрудников сложно – все зависит от специфики бизнеса, размера компании и даже возраста персонала. Одним компаниям подойдут социальные сети и видеоплощадки, другим — строго оформленные корпоративные блоги на сайте.

Несовпадения есть и в точках соприкосновения с текущими и потенциальными сотрудниками. Так, например, вы можете выпускать для персонала корпоративную газету, а соискателей привлекать через рекрутинговые сервисы.

Но есть универсальный вариант – социальные сети. Корпоративные блоги в соцсетях, которые отражают ценности и философию компании – отличная площадка и для действующих работников, и для тех, кто только присматривается.

Что публиковать в социальных сетях? Все, что не противоречит позиционированию бренда, демонстрирует его миссию и ценности:

  • Забавные, вдохновляющие или просто интересные истории сотрудников.
  • Корпоративные новости – об успехах компании, новых направлениях, прибавлении в штате.
  • Фото и видео офиса, особенно, если действительно есть, что показать.
  • Зарисовки рабочего дня или посты в духе «один день из жизни менеджера».
  • Прикольные фишки – о работе, отдыхе или просто о том, как не сойти с ума.

Видя такие публикации, сотрудники понимают, что работают в крутом и интересном месте, а соискатели проникаются атмосферой и заряжаются желанием стать частью вашей команды.

Кроме социальных сетей, можно и нужно задействовать другие каналы донесения информации. Для привлечения новых специалистов подойдет, например, хорошо оформленный раздел с вакансиями на официальном сайте или грамотно составленная карточка компании в рекрутинговом сервисе.

Посмотрите, как оформлена страница Сбера на hh.ru — это не просто карточка с информацией о местоположении и сфере деятельности. Это полноценная презентация компании, как работодателя.

Кадр из фильма, приуроченного к 180-летию компании Сбер. Источник: Сбер на hh.ru

Чуть раньше они же начали продвигаться через лидеров мнений – запустили в социальных сетях реалити-шоу «Мама, я стажируюсь в Сбере». Такой формат помог познакомить молодых специалистов с ценностями компании и увеличить количество заявок на стажировку в банке.

Конечно, не каждой компании по силам и бюджету снимать фильмы и запускать челленджи в социальных сетях. Но это и необязательно. Начинать можно с малого, по кирпичику выстраивая hr-бренд. Это инвестиция в будущее компании, которой с таким фундаментом будут не страшны никакие кризисы.

Есть другое мнение на этот счет? Давайте обсудим!

0
34 комментария
Написать комментарий...
Gleb Buziuk

Написано, что для 28% опрошенных важна психологический комфорт и эмоциональная среда и ещё большему проценту важна адекватность начальства, разве не выглядит логичным, что нужно это развивать, а не яркие социальные сети и карточки на hh?

Просто частый кейс когда красивая карточка на hh есть, а комфорта и адекватности нет.

Ответить
Развернуть ветку
Azat Zakirov

Да, "яркая табличка" не обещает комфортные рабочие условия, но никто никогда не узнает об этих условиях если о них не говорить =\
В целом все складывается из мелочей и это действительно начинается с начальства

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Buziuk

Все так. Зачем вам создавать ореол рая на земле, если ваше руководство вытирает ноги об сотрудников?

Сразу создавайте бренд чертовой Спарты, где ты или закроешь задачу или будешь пылать ярким фениксом после каждого выгорания.

И никаких вопросов.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Дмитриев

даа

Ответить
Развернуть ветку
Валерия Ячменева

Не прилепился ответ((( поделилась своим суждением ниже

Ответить
Развернуть ветку
Упоротый кролик

Недавно общался с девочкой HR, она сказала, что делает одолжение сосискателям, рассказывая о компании в этой карточке, все остальное соискатель должен сам. Но есть одно но! Если что-то неадекватно или нехорошо по мнению соискателю, то он виноват, а не HR или компания

Ответить
Развернуть ветку
Kurgus Utair

щетаю девочку нужно сделать лицом бренда и вывести в публичное пространство

Ответить
Развернуть ветку
Павел Иванов

Лесом такую девочку

Ответить
Развернуть ветку
Бинарный Ёж

Блаблабла:

Человеческий капитал стал ценнее. Нужна креативность, находчивость и смекалка. Найти отличного спеца или удержать его – вот задача компаний, которые хотят стать лидерами рынка.

Реальность:
Работать в <HR-бренд> большая честь, поэтому на зарплату ниже рынка. Устал работать по выходным и выгораешь? Вон за забором очередь, у нас же <HR-бренд>.

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Buziuk

А как же печеньки? Ну, чтобы после выгорания смачивать их слезами.

Ответить
Развернуть ветку
Валерия Ячменева

Согласна, но адекватность начальства и комфорт в коллективе познаются со временем. Да и силами СММ эти скилы у начальника не прокачать к сожалению)))

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Buziuk

Ну вот в этом и сложность, что если тебе изначально показалось, что все хорошо, на месте тебя может ждать адовый ад и бежишь ты из него издавая всякие неприличные звуки.

Ответить
Развернуть ветку
Валерия Ячменева

Есть идеи как это можно проверить на старте если ты сотрудник, особенно если джун и спросить о работодателе не у кого? Или как заставить начальника освоить "Я сообщения" для высказывания критики? Книжку "Что делать если мой босс монстр" на его столе "забыть")))

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Buziuk

Вот это сложный вопрос, если честно.

Когда ты джун, тебе в любом случае тяжело где-то приткнуться и ты ищешь работу по принципу «можете меня хоть всем офисом изнасиловать, дайте только набраться опыта».

Поэтому, здесь только взывать к человечности и хоть минимальному уровню эмпатии.

А вот когда ты уже имеешь компетенции и знаешь реальную ценность на рынке, все становится проще.

Тебе хамят? Улыбнулся, зашёл в кадры, забрал документы, написал пост на паре ресурсов специализированных и красота.

Но, популярнее, конечно, проглотить. :)

Ответить
Развернуть ветку
Kurgus Utair

orabote.xyz

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

Во, знакомо. Устраивался в одну контору, показывали шикарный офис, с тренажеркой, кабинетиками и тд. Потом оказалось, что это этаж бэкофиса и высокого начальства, а вся разработка и их окружающие сидят в гребаном душном опенспейсе, в котором с одной стороны жужжат серваки, с другой вонь канифоли и припоя, с третьей постоянные звонки.

Ответить
Развернуть ветку
Забор крови

Я однажды собеседовался в компанию, где мне честно показали длинный душный зал с расположением рабочих мест как на галере-униреме.

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

Надеюсь, задал вопрос "часто ли у вас случаются восстания? ". Не понимаю, на кой черт такие офисы делать

Ответить
Развернуть ветку
Забор крови

Там было так шумно, что я думал только о том, как побыстрее оттуда свалить.

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

Плюсую. Тоже был рад, когда слинял

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Хочешь завалить бизнес, найми себе HR-консультанта. Вера этих «специалистов» в свои сверхспособности иногда пугает. А по факту - набор заезженных штампов из книг-мотивашек и перечень псевдотестов.

Ответить
Развернуть ветку
Порфирий Карлович

Корпоративная газета - что может быть прекрасней?
Как же далека вся эта инфоцыганщина от простых работников конечно

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

Попахивает чем-то знакомым. Цех, стенгазета, мужики на обеде обсуждают результаты конкурса "лучший сварщик завода"

Ответить
Развернуть ветку
Роман

Большая проблема в том, что желание HR может быть через чур навязано, когда вместо работы тебе нужно идти на утренник по знакомству, когда тебе это даже близко не нужно.

Интересно, что мешает на работе работать? Просто приходишь, работаешь, например. Хочешь роста? Расти. Кто мешает то?

HR - далеко не волшебное лекарство или не волшебная пилюля особенно учитывая, что большинство специалистов бездумно делают, чтобы сделать, даже не вникая в суть процессов.

Нахера например нужны корпоративные соц-сети вообще непонятно. Формирование иллюзии "посмотрите как у нас пахнет цветочками и вообще круто". Чем это поможет, в очередной раз только докажет, что пока ты считаешь квартальный отчет, где-то бегает дурачок который страдает этой херней типо съемки видео, а получаете вы одинакого.

Единственный комфорт который может и должен получать сотрудник — это адекватное начальство и справедливая оплата труда. Все остальное - бесполезное дрочево которое даёт сомнительный, почти неощутимый профит.
Лучше у меня будет требовательный начальник, но ЗП выше рынка. Чем милый и заботливый за половину прайса.

Во всех компаниях где я работал, отдел HR - бесполезный придаток который есть, просто чтобы был. Никаких функций он толком не выполняет

Ответить
Развернуть ветку
Stepan Rodionov

Клёво, спасибо за статью.

Ответить
Развернуть ветку
Bruce Robertson

Господи, какая же мерзотная тема. Но спасибо что подняли ее, это смотивировало меня написать свой материал.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Иванов

Как развивать HR бренд шаурмечной у метро?

Ответить
Развернуть ветку
Кот отца Пигидия

зачем развивать итак распиаренное место?)

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Соколова

и всё же интересная статья)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

Сберу уже ничто не поможет. Работа в нем это чёрная метка, по крайней мере в ИТ мире

Ответить
Развернуть ветку
Kurgus Utair

серконс - лучший бренд

развили бренд по самое не хочу

могут проводить мастер-классы по развитию HR-бренда

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

HR-бренд, это что-то про маркетинг. Одно НО - если продукт говно, то хорошим маркетингом его не вытянуть.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Антошина

В любом деле есть база/система и надстройка.
Для HR база - это условия труда - от соблюдения ТК и охраны труда до уровня зарплат, качества системы мотивации и продвижения.
HR-бренд - это все- таки надстройка в большинстве случаев (в случае постоянного массового набора или огромной численности может быть и базой).
Отлично, если это качественная визитная карточка компании для соискателей. Плохо, если это попытка замазать трещины в фундаменте позолотой.
И основная задача HR - сформировать или подлатать фундамент, а потом уже предъявлять его соискателям. Умения и навыки правильно доносить информацию на любой уровень иерархии, видеть и решать проблемы, организовывать и внедрять изменения - конечно, базовые в этой профессии.

Ответить
Развернуть ветку
Diana Ashumova

Своевременная статья, спасибо!

Думала о развитии hr-бренда проекта, который веду! Возьму на заметку ваш мануал, тем более в ноябре у нас намечен корпоратив с коучем и игрой "Радуга изобилия"

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Раскрывать всегда