(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(90683248, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(90683248, 'hit', window.location.href);

Как изменились охваты и вовлеченность аудитории ВКонтакте летом 2022 года: исследование

Сервис аналитики в соцсетях DataFan и Студия Чижова провели исследование, как изменилась ситуация во «ВКонтакте» летом и как в отдаленной перспективе на ней сказалась блокировка иностранных соцсетей.

Привет! Это DataFan и Студия Чижова.

Летом мы выпустили исследование, посвященное тому, как изменились охваты ВКонтакте за четыре месяца после начала военной операции. Тогда можно было говорить о ситуации во ВКонтакте со сдержанным оптимизмом. Мы отметили ряд позитивных тенденций:

  • прирост аудитории и среднего охвата на пост в небольших сообществах — до 500 тыс. подписчиков;
  • рост ER и среднего охвата на пост в большинстве тематик.

Также выделили неоднозначные тренды. Во-первых, наблюдался отток аудитории из крупных сообществ. Во-вторых, в большинстве тематик снижался ER Reach, что говорит о падении интереса к контенту во ВКонтакте.

Весной люди вернулись во ВКонтакте, но не поняли, что там делать

Мы провели новое исследование на основе данных за июнь — август 2022 года, чтобы посмотреть, как ситуация изменилась на дистанции.

Главное

Аудитория в небольших сообществах растет, миллионники продолжают ее терять

Весной мы отметили, что аудитория небольших сообществ прирастает, а у крупных наблюдается отток. Летом этот тренд сохранился, но видоизменился. Аудитория маленьких сообществ продолжает расти: темпы изменились на уровне погрешности. Отток аудитории из сообществ-миллионников при этом снизился в сравнении с весной, хотя отрицательная динамика сохранилась. Скорее всего, большинство тех, кто хотел, уже отписался. Ситуация стабилизируется.

Одновременно сохраняется интерес к нишевому контенту. Аудитория небольших сообществ продолжает прирастать.

Вовлеченность аудитории сильнее снижается в маленьких сообществах

Несмотря на рост аудитории во всех сегментах, проблемы с вовлеченностью во ВКонтакте сохраняются. Весной мы отмечали рост вовлеченности в небольших сообществах, что можно объяснить активностью новой аудитории и стремлением «надрессировать» умную ленту.

Летом видим снижение активности во всех сегментах. ER растет в сегменте «пятисоттысячников». Во всех остальных — падает. Причем сильнее всего — в самых маленьких пятидесятитысячных сообществах. ER Reach немного вырос в сегментах до 50 и до 100 тысяч подписчиков. В остальных — падает. Средняя вовлеченность падает во всех сегментах. Сильнее всего — опять же в успешных ранее «пятидесятитысячниках».

С одной стороны, дело может быть в том, что пользователи привыкли ко ВКонтакте и не так активно работают над оптимизацией своей ленты. С другой, причина может быть в однообразном, скучном контенте небольших сообществ и разочаровании их аудитории. С третьей, активность в принципе могла упасть из-за сезона отпусков.

Охват падает во всех сегментах

Вероятнее всего, падение охватов во всех сегментах связано с показателями вовлеченности. Пользователи мало реагируют на контент — охваты снижаются. Но особенно бросается в глаза сильное падение охватов у аккаунтов-миллионников. Вероятно, оно вызвано алгоритмами ВКонтакте, которые продолжают их «придушивать».

Что интересно, у пятисоттысячников такой проблемы не наблюдается. Средний охват на пост у них изменился на уровне погрешности.

Ситуация в разных тематиках

Изменение аудитории: рост почти во всех сегментах

Позитивная динамика прироста аудитории наблюдается практически во всех сегментах.

Активнее всего прирастают сегменты Сад и дача, Маникюр, Новости. Также отметим довольно высокий рост аудитории в тематике Недвижимость. Возможно, это связано с ростом потребности сдать или продать жилье в России в связи с переездом за границу.

Небольшой отток аудитории наблюдается в Маркетинге и Мужских пабликах.

Вовлеченность аудитории: снижение ER Reach, ER и средней вовлеченности на пост в большинстве сегментов

ER показывают долю активной аудитории среди всех подписчиков аккаунта. Самый высокий ER отмечен в сегменте Маникюр. В 15 раз больше, чем у аутсайдера — сегмента Одежда обувь. Правда, здесь нужно отметить, что в этом сегменте большинство брендовых сообществ закрыты для сбора статистики, поэтому показатели по нему могут быть нерепрезентативны.

Также хорошо вовлекается в коммуникацию аудитория в сегментах Игры и персонажи и Сад и дача.

В сравнении с весной сильнее всего упал ER в сегменте Маркетинг: с 0,11 до 0,03. Среди диджитал-специалистов очень высока доля вернувшейся из запрещенных соцсетей аудитории. Вероятнее всего, ВКонтакте им не подошел: они либо вернулись обратно в Instagram* и Facebook*, либо перешли в Telegram.

Сильнее всего вырос сегмент путешествий: с 0,06 до 0,09. Здесь основная причина, как видится, в летнем сезоне.

ER Reach показывает долю активной аудитории среди пользователей, которые фактически увидели контент.

Лучше всего контент во ВКонтакте подходит подписчикам в сегментах Авто, Путешествия, Игры и персонажи, Сад и дача. Хуже всего — в сегментах Спорт, Недвижимость и Электроника.

Сильнее всего ER Reach вырос в сегменте Авто. Это может быть связано с улучшением ситуации на авторынке и рядом серьезных изменений, которые вызывают отклик и интерес аудитории.

Средняя вовлеченность на пост выросла в пяти тематиках. Самые высокие показатели в нишах Авто и Недвижимость. При этом в сегменте Авто рост вовлеченности коррелирует и с приростом аудитории, и с ER Reach: пришла новая активная аудитория, которая позитивно оценивает контент.

В сегменте Недвижимость ER Reach не вырос, и рост средней вовлеченности обеспечивается притоком новой аудитории, вызванным общим спросом на тематику.

Охват аудитории: растет в одних сегментах и падает в других

Ситуация со средним охватом неоднородная и зависит от вовлеченности в той или иной категории. В сегментах с высоким вовлечением охваты, как правило, растут. С низким — падают. По сути, средний охват показывает запрос аудитории ВКонтакте на контент той или иной тематики.

На 45% в течение лета вырос охват в тематике Юмор, на 30% — в тематике Авто, на 25% — в тематике Рукоделие.

Сильнее всего упали охваты в категориях Мужские паблики (- 56%), Путешествия (- 49%), Маркетинг (- 45%).

Резюме

Главный летний тренд ВКонтакте — снижение активности и вовлеченности аудитории. Это может объясняться малозначимыми причинами — например, летним сезоном отпусков или естественным снижением активности новой аудитории после повышенной активности весной для настройки ленты. А может свидетельствовать и о фундаментальных проблемах соцсети: неинтересном, однообразном контенте, неоптимальных алгоритмах умной ленты.

Кроме того, не стоит забывать, что Instagram* и Facebook* по-прежнему доступны с VPN и многие пользователи туда вернулись в конце весны и летом. Также есть Telegram, который сильно вырос в этом году. Предположение, что у ВКонтакте не будет альтернативы, по сути не оправдалось.

Тем не менее, говорить о неэффективности ВКонтакте для бизнеса пока преждевременно. Объем активной аудитории здесь очень большой. Также у ВКонтакте мощный инструментарий для продвижения, выделяющий его на фоне Instagram*, у которого отключен рекламный кабинет, и Telegram, у которого инструментарий развит значительно хуже.

Datafan и Студия Чижова продолжат следить за охватами ВКонтакте. Обновленное исследование по осени 2022 года представим в декабре.

* Instagram и Facebook принадлежат корпорации Meta Platforms Inc., признана в России террористической организацией

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Василий Крылов

Хорошо растут охваты у пабликов посвящённых военной подготовке, тактической медицине и мобилизации в целом...

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Валетов

что за время сейчас сумасшедшее

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Быряков

Рано еще хоронить ВК, хоть и многие его ругают, говорят что там никто не сидит это не так. ВК это отличная площадка для продаж

Ответить
Развернуть ветку
aVzAnище

Никто из друзей и знакомых не сидит в ВК. Потому что тебе может прилететь за любое действие, даже безобидное.
ВК помойка и мусор

Ответить
Развернуть ветку
Альберт

что прилетит

Ответить
Развернуть ветку
Alena Datafan

А в официальном пресс-ките от ВК говорится, что половина активных пользователей рунета хотя бы 1 раз в день заходят в ВК. Это огромная аудитория. Так что если пользователю соцсеть нужна для отдыха после работы, то да, может, это не лучшее место. Но как рабочая площадка , ВК определенно достоен хотя бы рассмотрения. В ВК можно делать продажи , решать брендовые задачи, охватные.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Барулина (Волгина)

Интересно: если все ходят в ВК только "для работы", кто реагирует на рекламу и предложения?)

Ответить
Развернуть ветку
Alena Datafan

хороший вопрос

Ответить
Развернуть ветку
Васисуалий Лоханкин

А вы не хотите написать еще 1 аргумент- многие нормальные люди не хотят сидеть в сети, где за любой чих против действующей власти будет статья 208.3?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Дёмин

Проблема ВК исключительно в администрации и в алгоритмах.

Поясняю: я именно тот человек, который создал аккаунт в марте (до этого сидел в ~2009-2015 гг), сейчас удалился обратно.

Причины:
1) Боты. Абсолютно к любой публикации на тему СВО прилетают сначала боты со стороны Украины, потом со стороны РФ. Пишут абсолютно шаблонные и одинаковые фразы. Почему нельзя заблокировать ботов мне не понятно, учитывая, что они пишут фразы 1 в 1

2) Алгоритмы. Администраторам сообществ боты выгодны, потому что чем больше комментариев, тем больше получается охват. Итого: редакторы сообществ рады ботам, администрация ВК ничего не делает

3) Алгоритмы 2. Оскорбления, унижения. В 2008-2015 было нормально наблюдать срачи и угрозы в интернете. Но в 2022 это выглядит уже неуместно, когда люди унижают и оскорбляют друг друга. Даже в зажопинских сайтах есть Модерация, которая банит неадекватов. А в ВК этого нет.В итоге заходишь ты в ВК после работы, уставший. Читаешь новости, а в комментариях опять кто-то пишет угрозы убийства, маты, оскорбления всего рода и т.д. Ну это не то, что я хочу увидеть после рабочего дня. Редакторы сообщества опять рады, т.к. бурная дискуссия -> больше охват. А администрация ВК ничего не делает. Мне противно такое читать. Жалобы на аккаунты\комментария (крестик, далее за оскорбления человеческого достоинства) не работают.

4) Алгоритмы 3. Некоторые редакторы сообществ начали специально писать провокационные посты, небылицы, жёлтые заголовки, лишь для того, чтобы набрать больше комментариев к своим записям (особенно любят придумывать на тему отношений). Повысить охват. Читать очередные бредни уже достало. В итоге единственный выход для редакторов, чтобы сообщество совсем не затерялось в ленте, это писать бредни. Мне не интересно это читать.

Вот, мой опыт. В итоге сложилось впечатление, что ВК — сайт для полоумных агрессивных идиотов и ботов. Как будто специально работают только на такую аудиторию, а на более адекватных людей им плевать.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Крылов

Прочитал, подумал что в Дзене похожая ситуация. Толпы ботов, желтушные заголовки и тд

Ответить
Развернуть ветку
Брани Фантейн

"Некоторые редакторы сообществ начали специально писать провокационные посты, небылицы, жёлтые заголовки, лишь для того, чтобы набрать больше комментариев к своим записям"

Попробуйте не подписываться на тех авторов, которые этим занимаются, как известно только вы ответственны за свою ленту и если это ваши рекомендации, то и запросы у вас соответствующие

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда