{"id":13755,"url":"\/distributions\/13755\/click?bit=1&hash=4a49bc9ad259aa8d20fdf5f5cb6cf844e7de4bb2ba8ca3a458efcedefcf5ada8","title":"\u041d\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0434\u043b\u044f \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0439, \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u044e\u0449\u0438\u0445 \u043a\u043e\u043d\u0442\u0435\u043d\u0442 \u043d\u0430 vc.ru","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

6 шпаргалок хорошего копирайтера (без волшебных формул и хитро*опых схем)

А ещё:
✓ 4 лайфхака для проверки
✓ 5 правил, как не нужно делать
✓ примеры
- - -
Не только копирайтер может создать хороший текст, ведь попробовать может каждый. Главное — соблюдать правила :) И я не про грамматику.
А ещё: просто знать эти правила — шанс не связаться с плохим автором

1. Упороться в волшебство

Ты любишь, когда тебе что-то втюхивают? Хорошую идею легко превратить в типичного продавана, если использовать дикие заветы НЛП и формулы продающих текстов (AIDA, PPPP, PHMS и т.п.)

  • НЕТ: «всего один продукт, и вы проживёте на 100500 лет дольше», «чтобы добиться такого эффекта, вы должны…», «каждый знает, что…», «самый надежный и доступный...», «эксперты настойчиво рекомендуют…»
  • ДА: кликбейт должен быть честным! Здесь в заголовке «6 шпаргалок, лайфхаки, советы» и они действительно помогают

2. Натянуть солидные бизнесовые щщи

Хороший текст — это не юридический документ или деловая переписка

  • НЕТ: «Кондиционер очень важен для производительности работы сотрудников, ведь он обеспечивает комфортные условия и сохраняет рабочую атмосферу в офисе на протяжении всего рабочего дня»
  • ДА: «Работа движется, когда прохладно дышится»

3. Задушить текст ключевыми запросами

У текста должно быть «дыхание». Ключевиками очень просто убить динамику, да и читатель видит, что в тексте что-то не так

  • НЕТ: «Если вам нужно купить тональный крем в Москве и МО, то вы попали на нужную страницу»

4. Написать текст ради текста

Если нечего сказать, лучше промолчать. Когда нужен текст ради текста, часто рождаются пустые посты и убитые SEOшкой статьи. А смысл? Бесполезного контента и так полно

5. Мямлить

Лучше кратко и концентрированно, чем тянуть и писать по кругу одно и то же

  • НЕТ: «Разработчики нашей компании предоставляют полный спектр услуг связанные с разработкой концепции, программированием электронных устройств и микроконтроллеров, а также оборудования, собранного на их основе. Наша компания готова разработать для вас портативный спектрометр, который используется для быстрой и точной идентификации веществ в твердом и жидком виде. Сопутствующее программное обеспечение также входит в комплект поставки»
  • ДА: «Разработка карманных спектрометров. Быстрый анализ любого состава с минимальной погрешностью ***. Результаты сохраняются в приложении»

Клиент — не тушка с кошельком. Я против бизнеса, который существует только ради бабла и наживы. Если у тебя так, закрывай статью

Я хочу помогать тем, кто видит в клиенте друга и хочет это доносить. И знаю, что я такая не одна :)

Писать с посылом «как успешно втюхать мой продукт» — это отдельный котёл в аду. Не клиент пляшет вокруг бизнеса, а бизнес вокруг клиента. Без клиента бизнесу не жить. Поэтому на первое место ставим хотелки читателя

1. СНАЧАЛА ЗАПУТАЙСЯ

Понятное дело, что текст должен о чём-то рассказать. И только если докопаться до всех мелочей и смыслов, можно написать годноту

ВОПРОСЫ: Зачем этот текст? Чтобы что? Для кого я пишу? Кто мой читатель? Что он знает до чтения текста, а что не знает? Нужно ли объяснять ему термины? Как я могу вызвать у него любопытство? Что после текста он должен сделать? Что он должен запомнить? Какую проблему читателя я стараюсь решить? А есть ли у него вообще какие-то проблемы? Какие именно смыслы я хочу донести? Какая ценность у того, о чём пишу? Сильные и слабые стороны? А в какой ситуации это (текст/продукт/услуга) будет полезно читателю? Почему читатель может засомневаться, и как я могу это закрыть? Что ему может не понравится? К какой подаче привык читатель? Что лучше всего написать в заключении? Какой вывод из всего текста?

А потом суммируем всё это. И когда в голове начнёт выплывать картинка, сразу...

2. УЗБАГОЙСЯ

Насколько это возможно. Сложно что-то выдать, когда в голове бурлит или накатила тоска. Тогда и текст такой же дурной получится

Если получается ловить настроение в процессе, то это супер-навык

3. ТВОРИ!

Да, именно твори. Может получиться полная шляпа, но у текста «в порыве» намного больше шансов. Дай себе волю! Потом поправишь)

4. ПРЕДСТАВЬ, ЧТО ТЫ

сидишь в уютной кухоньке с чашкой чая с бергамотом (или что тебе нравится). А напротив — клиент, и надо рассказать о себе так, словно вы уже друзья, даже если он об этом ещё не знает

Не бойся говорить честно и с эмоциями, их чувствуют в тексте всегда. Погружайся сердцем в то, что хочешь передать. Знаю, что сложно, но, а что поделать

Простота, открытость и эмоции — первый путь к хорошему тексту. Эти посылы читатель выкупит. Хватит серьёзных бизнесовых масок. Мы все любим простое и лёгкое общение

пример
  • разработка современного и красивого сайта
  • консультация ведущего бухгалтера для вашего бизнеса
  • великолепный необычный чайник украсит дизайн любой кухни
а можно
  • сайт — лицо компании, а мы — косметологи и немножко волшебники
  • спасу от цифр и рутины. бухгалтер по вызову
  • нам завезли прикольный чайник, зацени. хочешь, сегодня привезём?
5. ТОЛЬКО ПОМНИ, ЧТО

у нашего друга есть всего несколько секунд. Поэтому сразу к делу. Не начинай с истории риса и методов его возделывания, если просто хочешь поделиться рецептом плова

Пиши вообще всё, что может быть как-то полезно. А потом режь, кромсай и не жалей текст, он потом спасибо скажет. И никаких сложных терминов и заумностей. Наш друг не за эстетикой высокого слога пришёл

А если очень-очень хочется подушнить, лучше опустить это пониже, ладно. Но очень осторожно

6. ШУТЕЙКИ И МИЛОТА

сразу к примерам:

Аккаунт обычной соды. У неё иногда жизнь интереснее, чем у всех нас. И куча полезных постов

Ролик bdsalads. Сразу захотелось купить! Их прекрасные заголовки:

  • Не важно, какой ты фрукт - с нами ты будешь молод и свеж!
  • Я-ВЫ-МЫ-ТЫ-Й!

В запрещённой: aviasaleskz. Потешные ролики «на грани» и мемы

Астанавись! Отдохните с текстом друг от друга. Хорошая мысля приходит апасля. Поверь, будет что отредактировать, даже если сразу текст кажется «лучше некуда»

Если горят сроки, хотя бы на часик плотно отвлекись на что-то другое. Я иногда иду смешные видосики смотреть или готовить

Вслух читай свой текст. Всегда! Не мной придумано, тысячи пользуются. Это подсвечивает места, в которых можно «споткнуться». Это обязательно! Если не хватает дыхания на фразу, надо сокращать

Меняй в редакторе кегль. Глаза привыкают к определённому размеру букв, а это поможет увидеть текст вообще по-другому. Эффект удивит

Попроси минимум двоих прочитать твой опус: кто шарит и кто вообще не в теме. Один подсветит серьёзные косяки, а второй, если смыслы плохо описаны. Всегда собирай обратную связь

1. Напиши два-три варианта с нуля. Один текст сделан, отлично, отложи, забудь напиши заново. Словно ничего не было :) Есть шанс, что второй будет лучше. Или нагрянет крутая идея, которую можно вставить в первый вариант

2. Хочешь влепить деепричастный оборот? Влепи. А потом переформулируй в нормальный глагол. И вообще, просто пиши больше глаголов. То же самое насчёт отглагольных существительных, которые -ание, -ение, -тствие. И сюда же страдательный залог (было сделано, будет завершён)

3. Абзацы поменьше, предложения тоже

4. Синонимы! Не ломай голову, за тебя это уже сделали. Видишь сложное или кривое слово, вбивай в гугл «… синоним», выдаст список. Так можно найти хорошую замену или вообще придумать новую фразу

5. Изучай популярные сайты и аккаунты. Ищи необычное, цепляющее. Насмотренность очень важна. Чужой опыт — это интересно и помогает писать лучше

6. Загугли, что такое стоп-слова, штампы, канцеляризмы

7. Читай книжки и статьи по теме. Тот же Ильяхов пусть и льёт местами воду, но полезное есть. Ищущий всегда найдет 🙂

Кстати!

Про Ильяхова (не реклама). У него в книге «Пиши, сокращай» есть замечательный абзац для подумать. Далее рерайт, чтобы за копирование по шапке не дали:

Представим, что у человека кот снова нассал в тапки. Человеку грустно, он злится, ему неприятно. Он хочет теперь кому-то рассказать о своих чувствах. Человек открывает социальную сеть и пишет статью о том, как его задолбал пушистый демон

Это графомания, потому что человек пишет это для себя, и ему плевать на интересы читателя. Таким постом никому не помочь и ничью проблему не решить. Это только сотрясает воздух. Как будет лучше:

  • «В чём я ошибался в воспитании кота, что он снова и снова портит тапки»
  • «Первые признаки, что кот скоро испортит тапки»
  • «Как воспитать кота после мокрых тапок»
  • А иногда лучше вообще ничего не писать. Мир полон более интересных вещей, чем сочинять посты. Оставь копирайтинг копирайтерам и тем, кто любит буковки. Не насилуй себя, если ничего не получается. Писать тексты — это тоже чуток талант или хотя бы склонность к этому делу :)

В следующеё статье: как вычислить плохого копирайтера ещё на этапе обсуждения

~~

Налетай в комменты, побубним

0
22 комментария
Написать комментарий...
Олег Макаров

Oops. Внезапно свежий текст на заезженную тему. Штоб я дочитал до конца — давно такого не было.
👍

Ответить
Развернуть ветку
Саша hershtein
Автор

и это я только начала...) спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Макаров

Кстати, по поводу юмора — не вполне согласен. Моё мнение, если коротко: в большинстве случаев использование юмора сужает ЦА.

Ответить
Развернуть ветку
Саша hershtein
Автор

соглашусь, что может сужать. но не соглашусь, что в большинстве случаев. но в некоторых нишах это действительно не прокатит. все индивидуально) я тут больше обобщила

например, много кто раскручивает соцсети, забывая, что это (в первую очередь) площадки для развлечения, а не бесполезных постов.
человек скорее придет к веселому стоматологу, который не боится пошутить с клиентом или как-то его успокоить перед процедурой, чем к тому, кто пишет типа полезные посты, мол, виниры - это стоматологические накладки на фронтальную поверхность зуба)))

если говорить о сайтах, то там чуть более строго, да

всегда надо смотреть на ЦА. и никто не запрещает попробовать просто протестировать и посмотреть на реакцию) а там уже корректировать маркетинг, если придется

Ответить
Развернуть ветку
Олег Макаров

В большинстве случаев сужает, я в этом уверен на основании опыта с 1993-го года.
Но спорить не буду, потому что зачем.

Ответить
Развернуть ветку
Саша hershtein
Автор

зачем спорить) у вас свой опыт, у меня свой. поделитесь, если хотите. мне было бы интересно)

я считаю, что все зависит от ЦА. где-то прокатит, где-то нет. по моему опыту - чаще работает. выяснить это можно только на тестах конкретного бизнеса, ведь каждый уникален

какой у вас опыт, что шутейки не сработали и как они выглядели? опять же, если хотите)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Макаров

Щас в личку ссылку кину

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary

Да и нам тоже интересно 👀

Ответить
Развернуть ветку
Олег Макаров
Ответить
Развернуть ветку
Михаил Балаки

познавательно

Ответить
Развернуть ветку
Саша hershtein
Автор

спасибо 🤗

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy

Очень круто, коллега. И оформление топчик)

Ответить
Развернуть ветку
Саша hershtein
Автор

мяу, коллега :) спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary

А у вас (множественное число) так принято, чтобы имя было по-русски, а всё остальное - не по-русски?

Ответить
Развернуть ветку
Саша hershtein
Автор

:DD я знатно сейчас орнула))))
а потом подумала. Саша Херштейн и Алена Текстази))))

Ответить
Развернуть ветку
Саша hershtein
Автор

Sasha hershtein и Aliona Textasy выглядит не менее странно) хороший вопрос вы, однако, задали...

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary

Копирайтер копирайтеру....(с)

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

Это завораживающе плохой текст, спасибо. Я как раз искал примеры для разбора, а тут прям все собрали в одном, удобно

Ответить
Развернуть ветку
Саша hershtein
Автор

потрясающе. я почитала тексты на вашем личном сайте (указан в профиле) и, как говорится, выпала в осадок. столько штампов, канцеляризма и воды у контентщика. устроим баттл-разбор текстов друг друга?))))

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

"Штампы, канцеляризмы и вода", то есть это то, что вы оцениваете в текстах? Снимаю, как говорится, шляпу

Ответить
Развернуть ветку
Саша hershtein
Автор

о, нет, конечно) это просто первое, что бросилось в глаза. ваши полотна завораживающе информативны и их так интересно читать.

а чего коммент исправили?) вы там согласились на разбор. зачем дали заднюю?)))

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

))) кусь

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 22 комментария
null