Рубрика развивается при поддержке

Как помочь сотрудникам писать статьи? Шпаргалка начинающего автора

Мы успешно практикуем коллективный маркетинг. Это, в частности, означает, что статьи от имени компании пишет не специально нанятый человек или редакция, а все желающие. Основная сложность в том, чтобы превратить желание отдельного сотрудника в полезную для него и компании деятельность.

В закладки
Аудио

После нескольких подходов к задаче у нас выработалась достаточно четкая схема. Мы оформили ее в виде шпаргалки для сотрудников и делимся со всеми желающими. Владелец или руководитель, познакомившись с организацией процесса у нас, сможет перенять наш опыт или сделать лучше.

Несколько советов владельцу и руководителю

  • Не ограничивайте автора-добровольца в начале работы вообще ничем. Можно подсказывать и направлять, нельзя указывать.
  • Чудес не бывает, у вас в штате (хоть на полставки, хоть на «постоянной удаленке») должен быть настоящий редактор 80-го уровня. Желательно представитель старой школы с десятком выпущенных книг за плечами или солидным опытом работы в СМИ.
  • Необходимо обеспечить полный процесс подготовки уже более-менее приличного текста к публикации. В самом минимальном виде это означает, что нужен еще один редактор и корректор. У нас они тоже штатные, но вы можете аутсорсить или работать с проверенными фрилансерами.
  • Всякий руководящий контроль (политика партии, редакционные стандарты, контент-стратегия, личное мнение директора и т.д. и т.п.) нужны. В какой степени — решать вам, главное, чтобы это не отбивало желание у будущего автора.

А вот и сама шпаргалка.

Вы хотите написать статью?

1. Соберитесь

Бывает, что прям руки чешутся что-нибудь написать, но терзают разные сомнения. Это нормально, они терзают всех ваших коллег. Разберемся с основными.

Я не умею писать статьи / я не умею писать вообще

Поверьте, десять лет школы не прошли даром. Вы можете писать хоть как-то, а чтобы получилось хорошо — читайте эту шпаргалку. Вам придут на помощь от 3 до 23 коллег.

Мне не о чем писать

Это миф. Если вы работаете в «Собаке» дольше недели, то уже способны написать статью. Мысленно озаглавьте ваш будущий труд «мой опыт» и пишите про него.

Не могу придумать тему, есть только смутные предположения

Приходите и рассказывайте голосом. Мы предложим десяток возможных тем, которые вы наверняка выбросите в помойку, зато придумаете что-то свое.

Я не знаю, зачем мне писать статью

И мы не знаем! Но если хочется — пишите.

Не думайте про уникальность и интересность темы. Забейте на то, что вам нечего сказать. Вы ведь еще даже не приступали.

Коротко: вам есть о чем написать, и вы сможете это сделать.

2. Напишите

Не существует универсального способа. Кому-то лучше пишется ночью под одеялом с телефона, кому-то в офисе с утра пораньше. Кто-то начинает с подробного плана и последовательно раскрывает каждый пункт, кто-то вываливает на бумагу всё, что знает, и пытается выстроить из этого логичную историю. Кому-то ближе статьи-инструкции, кому-то — рассуждения. Некоторые сначала надиктовывают на телефон, а потом занимаются расшифровкой. Наконец, статья может быть набором картинок с комментариями.

Проще написать несколько мелких текстиков, чем замахнуться сразу на большую статью. Попробуйте набросать список тезисов в любом порядке (он пока не важен) и рассказать что-нибудь по каждому пункту.

Не беспокойтесь о структуре, логике, выводе. Даже об осмысленности не беспокойтесь, на этом этапе нужен просто массив букв.

Коротко: пишите, как получается.

3. Покажите

Если совсем-совсем упрощенно, то статья состоит из содержания и формы. С формой вы поработаете на следующем этапе, а пока обсудите с коллегами содержание. Покажите свой черновик и спросите, стоит ли продолжать. В 95% случаев — стоит. Возможно, коллеги помогут с формой или подкинут несколько здравых идей. Если пока стесняетесь, попросите фидбек лично у кого-нибудь, чьей критики вы не боитесь.

Вы не обязаны отрабатывать каждый комментарий и каждое замечание. Просто примите их к сведению, сохраните на память и двигайтесь дальше.

Коротко: покажите черновик коллегам.

4. Отредактируйте

Теперь нужно превратить черновик в полноценную статью, написанную хорошим русским языком. Готовьтесь к тому, что переколбасить придется много: от отдельных фраз до структуры всего материала. Возможно, что-то дописать, что-то выкинуть.

Звучит пугающе, однако, возможно, это самый увлекательный этап. У нас есть редакторы, которые обладают особой магией и помогают автору любого уровня превратить самый запутанный поток сознания в крепкую статью.

Пароли и явки мы вам выдадим по первому требованию. Вам нужно будет написать редактору, что нужна помощь со статьей. В теле письма в свободной форме расскажите, какая именно («у меня ничего не получается, а-а-а-а» — тоже вариант). Не забудьте приложить сам текст! Люди букв предпочитают DOCX, но можете попробовать договориться на Google.Doc. Только проверьте трижды, что статья открывается по ссылке и доступна для редактирования.

Расшаривайте документ для всех, а не только для тех, кто в домене. Так надежней

Договоритесь с редактором о совместной работе над текстом по скайпу. Скорее всего, вам понадобится две-три сессии.

Действуйте под чутким руководством редактора и наблюдайте, как с каждым созвоном ваша статья становится все лучше и лучше.

Коротко: отправьте статью редактору для совместной работы.

5. Соберите фидбек

Самое время попросить коллег прокомментировать вашу уже вполне полноценную (но еще не идеальную) статью. Анонсируйте ее в чате на канале content и будьте готовы к тому, что комментариев, неудобных вопросов, классных дополнений, придирок к мелочам и предложений «все переделать» будет много. Не обязательно отрабатывать их все, но обязательно — подумать над каждым предложением.

Комментарии могут быть и в чате, и в самой статье

Дальше действуйте по обстоятельствам. Возможно, достаточно будет внести косметические правки. Возможно, у вас появится тема для следующей статьи. Возможно, придется существенно переработать материал. Опция «совместная работа с редактором» по-прежнему доступна.

Коротко: покажите статью коллегам и доработайте.

7. Подберите картинки

А если уже подобрали — перепроверьте. Наверняка в процессе редактирования и улучшения какие-то иллюстрации устарели, появились новые.

Очевидная мысль, про которую часто забывают. Картинки должны иллюстрировать текст. Если в тексте есть отсылка к чему-то, что можно продемонстрировать наглядно, надо это сделать. Перечитайте статью и подумайте, где еще уместны иллюстрации.

  • Проверьте, у всех ли картинок есть подписи, или убедитесь, что в вашем случае они не нужны.
  • Сохраните все картинки в отдельную папку, отредактируйте размер, проверьте кадрирование. Это здорово упростит вам верстку.
  • У вас обязательно должна быть заглавная иллюстрация, даже если сама статья — это голый текст.
  • Обязательно указывайте ссылки на источник, если взяли картинку «из интернета».

Коротко: проверьте все иллюстрации.

8. Отправьте второму редактору

Есть редактор, а есть редактор, не перепутайте! Если первый помогал вам превратить знания, мысли и тезисы в связный материал, теперь нужно избавиться от стилистических ошибок и мелких огрехов, ускользнувших от взора профессионала при серьезном переколбашивании текста.

Напишите письмо на специальный адрес со словом «редактура» в теме. Письмо читают живые люди, не роботы, поэтому помните про элементарную вежливость. Напишите в письме хотя бы одну фразу: «пожалуйста, возьмите на редактуру». Приложите статью в формате DOCX, дополнительно можете указать ссылку на Google.Doc.

Любой Google.Doc можно скачать в формате DOCX

Редактор исправляет текст в режиме редактирования, задает уточняющие вопросы, что-то предлагает, но не настаивает. Это значит, что после редактуры вам нужно будет принять или отклонить предложенные правки и внести исправления с учетом полученных замечаний.

Коротко: отправьте текст на редактуру и обработайте замечания.

8. Отправьте корректору

Корректура — это исправление ошибок и опечаток. Корректор тоже работает с документом в режиме редактирования. Это значит, что после корректуры вам нужно будет принять все правки и снять все вопросы.

Google.Doc экспортирует все исправления и комментарии из документов Word

Напишите письмо на специальный адрес со словом «Корректура» в теме. В самом письме вежливо попросите провести корректуру. Приложите файл в формате DOCX, корректор работает со статьями только в этом формате.

Пожалуйста, не путайте редактуру и корректуру. Редактура — это про формулировки, структуру, речевые ошибки. Редактор помогает сформулировать ваши мысли хорошим русским языком. Корректура — это про орфографию, пунктуацию, типографику, двойные пробелы. Иногда корректор указывает на другие ошибки, но в целом не обязан это делать.

После корректуры никакие изменения в текст вносить нельзя. Даже самые незначительные!

Коротко: отправьте текст корректору.

9. Выберите площадку

Да-да, мы сначала пишем, а потом думаем, где опубликовать. Контент первичен.

Сейчас мы публикуем статьи на «Хабре», VC и в блоге на «Медиуме», который плавно переезжает на наш сайт. Возможно, появятся другие площадки — разово или постоянно. Не стесняйтесь предлагать свои.

Выбрать лучшее место для вашей статьи, не забыв при этом про интересы аудитории и наши представления о прекрасном, помогут на канале content.

Ваша статья — результат коллективной работы, и это накладывает два важных ограничения.

  • Решение о выборе площадки принимает коллективный разум, не вы лично.
  • Вы публикуете статью под аккаунтом «Собаки Павловой», а не в личном блоге и не под личным аккаунтом.

Авторство, разумеется, сохраняется за вами. Хороший тон — публиковать статью под своим именем, когда она опирается на ваши мысли, опыт, исследования. Если это просто компиляция сообщений из «Слака» или сделанная совместно с товарищами подборка картинок, честнее не указывать автора вообще.

Коротко: спросите в чате, где опубликовать вашу статью.

10. Сверстайте

Все пароли от всех площадок для публикации знает Мухтар (это наш Слак-бот, если вы еще с ним не знакомы — познакомьтесь). Осталось залогиниться, скопировать текст, вставить картинки и чуть-чуть пошаманить с версткой, чтобы добиться хорошего внешнего вида. С последним — без рекомендаций, потому что возможности нет-нет, да и отличаются у разных площадок.

Помните, что вносить изменения в текст после проверки корректором уже нельзя. Если никак не удержаться — понадобится повторная корректура статьи или фрагмента.

В зависимости от площадки может понадобиться указать теги, выбрать рубрики, прописать Title и Descrtiption. Здравый смысл вам в помощь, если его не хватит — за советами обращайтесь в чат.

Не забывайте про гиперссылки. Пройдитесь по тексту и поставьте ссылки там, где это нужно, полезно и уместно.

  • Сослаться на наш сайт достаточно один раз — при первом упоминании в тексте. Например, когда вы пишете «мы», «у нас в “Собаке”».
  • Дополнительные ссылки на нас, наши соцсети, кейсы, статьи, страничку с подпиской на рассылку и т.д. — только в том случае, если это нужно читателю. Например, «как мы уже рассказывали» или «кстати, в нашей рассылке используется такой же принцип».
  • Ставьте ссылки на все более-менее известные компании, бренды, сайты, которые вы упоминаете.
  • Ставьте ссылки на все аббревиатуры и термины, даже если они кажутся общеизвестными. Ссылка ставится при первом упоминании в тексте, дальше — без ссылок.
  • Ссылайтесь на «Википедию» или чужие статьи, если эти ссылки помогут читателю разобраться в сложном. Например, «эффект Даннинга — Крюгера», «исследование Mail.ru».

Никогда не используйте теги nofollow или noindex.

Коротко: сверстайте с учетом правил и возможностей площадки, проставьте гиперссылки.

11. Опубликуйте

Дрожащей рукой нажмите кнопку «Опубликовать» или что там будет вместо этой кнопки. В панике перечитайте текст, найдите две-три ошибки и исправьте их по горячим следам.

Коротко: смелее, смелее!

12. Похвалитесь

Расскажите о своей статье коллегам на канале general. Если хотите, опубликуйте анонс в своих соцсетях, отправьте друзьям и знакомым. Высшее авторское мастерство — проконтролировать, чтобы анонс появился в корпоративных соцсетях и в рассылке.

Коротко: расскажите всем.

13. Следите за комментариями

Если на площадке есть возможность оставлять комментарии, то первые пару дней несколько раз в сутки проверяйте комментарии и вежливо на них реагируйте. Этот пункт плана тринадцатый не случайно, но пусть вам повезет и все комментарии будут по делу. Обычно негатива у нас не бывает.

Коротко: если вам пишут — напишите что-нибудь в ответ.

Это наш внутренний рабочий документ. Он живет и изменяется. Можно комментировать отдельные его пункты в Google Docs.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Собака Павлова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 15, "likes": 23, "favorites": 85, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 54171, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 24 Dec 2018 15:31:04 +0300", "is_special": false }
Какая реклама
приносит деньги?
0
{ "id": 54171, "author_id": 230065, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/54171\/get","add":"\/comments\/54171\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/54171"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113, "last_count_and_date": null }
15 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Годно. Я вообще считаю, что подобный формат маркетинга должен использоваться в каждой компании. Это очеловечивает компанию и их продукты перед клиентом.

Ответить
2

Да вообще одни плюсы! Но, конечно, сложно организовать.

Ответить
0

1. А когда вы опубликовали на VC или "Хабре", кто отвечает за дистрибуцию и как?
2. Какой в среднем % ваших сотрудников делится материалом от имени компании в своём фейсбуке?

Ответить
2

1. В какой-то степени за дистрибуцию статей отвечает сама площадка. В том смысле, что публикации на площадке (а не у себя в уютном бложике) нужна как раз для охвата. Плюс анонсы в наших соцсетях, рассылках. Какие-то материалы репостят совладельцы в своих соцсетях. Что-то попадает в рассылки-соцсети внешних кураторов контента. Дополнительных усилий (та же реклама) пока что не прилагаем. Но вы прям очень правильный вопрос задали.

Сейчас мы выстраиваем схему дистрибуции кейсов, которые публикуем на сайте. Тут уже есть четкие инструкции, чек-листы, посевы, требования к UTM-меткам и прочие радости. Когда-нибудь напишем про это публичную шпаргалку. За дистрибуцию кейсов отвечает специально выделенный сотрудник, и его задача сделать тайные знания достоянием компании, т.е. разработать схемы. А вот то, что происходит со статьями пока что в ведение руководителя проектов, и вся схема — в его голове. Так исторически сложилось, это не совсем правильно, будем стандартизировать, когда руки дойдут :)

2. Не считали. Честно говоря, нет большого смысла, потому что у большинства сотрудников в друзьях — друзья, а не целевая аудитория.

Ответить
0

Хороший пример статьи из категории "льем воду"

Ответить
2

Спасибо, рады, что пример вам понравился!

Ответить
0

«Расшаривайте документ для всех, а не только для тех, кто в домене. Так надежней».
Угу. Надежней (тут иронический смайлик).
Надо только добавить «И не забудьте закрыть доступ, когда работа закончится. Если не хотите, чтобы ваши умные мысли, а также данные и ссылки однажды слились куда не нужно».
Либо таки расшаривать на конкретных людей или домен.

Ответить
1

Привет! Если наши черновики статей сольются куда-нибудь — мы только рады будем :) Клиентских проектов это не касается, там другая история и другой уровень паранойи.

Ответить
0

Хорошая статья.
Но кажется, что это кусочек внутренней инструкции, которую по недосмотру выложили в сеть.

Было бы круто, как могут писать статьи без двух редакторов, корректоров и бота Мухтара.

Ответить
0

Все правильно кажется, это и есть внутренняя инструкция. Без двух редакторов, корректоров и бота — никак, если человек никогда не писал статьи. Если писал — так и быть, хватит одного редактора :)

Ответить
1

Сложная система.
Круто, если у вас она работает :-)

Ответить
1

У вас отличный пример, как надо делать контент-маркетинг. Берегите автора-редактора :)

Ответить
0

Хорошая инструкция! Правда, кажется немного странным, что выбор площадки только на 9м месте. Обычно, когда готовлю контент, стараюсь еще с момента темы примерно определить, где такой материал будет уместен и интересен.

Ответить
0

Спасибо большое! Полезно.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }