Откуда компании знают наши номера телефонов

Или почему Михаилу Чечетке никогда не выиграть иск против "Почта банка"

В закладки
Аудио

Мы почти не задумываемся, где оставляем цифровые следы

https://www.thinglink.com

В начале осени читатель vc.ru Mikhail Chehchetka разразился гневной заметкой. Поводом послужил звонок из «Почта банка», где Михаил никогда никаких счетов не держал. Звонок раздался почти сразу после того, как Михаил вбил в поисковике слово «кредитная карта», причем на сайт «Почта банка» не заходил. Милый женский голос предложил выгодный кредит. На законный вопрос Михаила: “Откуда у вас мой номер телефона?»- девушка на той стороне провода (или, точнее, радиоканала) сказала, что узнает и перезвонит. После поднятого в сети хайпа, на связь вышел «Почта банк» и сказал, что Михаилу позвонили по ошибке.

Случай оказался узнаваем, в комментариях разгорелась бурная дискуссия. Наша компания IDX, занимающаяся удаленным удостоверением личности, общается с крупнейшими российскими операторами персональных данных. Мы немного знаем, как все внутри устроено, и попытаемся объяснить, откуда «Почта банк» (да и любой другой банк) мог взять телефон Михаила. Обращаем внимание, что это лишь наши предположения.

Кто слил? Версии

«Почта» знала и так – такова первая версия, высказанная читателями. Действительно, «Почта России» – один из крупнейших держателей персональных данных в РФ. Она знает все наши ФИО и адреса регистрации, а очень часто и место жительства (если оно не совпадает с адресом регистрации). Мы приходим на почту за посылкой или заказным письмом и предъявляем наш паспорт, почтальоны все еще разносят пенсии. А значит, у Почты есть паспортные данные десятков миллионов граждан РФ, причем если гражданин хоть раз получал заказное письмо, собственноручно заполнял на обратной стороне уведомления паспортные данные, то у почты есть и образец его почерка. А еще существует ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации -для непосвященных – это такая государственный реестр физлиц, через который мы можем авторизоваться на портале госуслуг, ФНС, ГИБДД и в других государственных сервисах), к которой «Почта России» не просто имеет доступ, а заполняет ее нашими профилями. Как заявлял летом заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» Сергей Емельченков, каждый месяц его предприятие получает дополнительный петабайт информации, благодаря чему идентифицирует клиентов уже по 70 параметрам. Между тем, эта версия в случае с Михаилом не работает, ведь Михаил утверждает, что на почте не был уже много лет.

Вторая версия, высказанная читателями: данные банку слил сотовый оператор. Но, несмотря на кочующие в Сети мифы, сотовые операторы не продают свои базы никому. Это им невыгодно. Хотя бы потому, что, продав «сырые» данные один раз, они уже не продадут второй. Наоборот, операторы пытаются обогатить свои знания о клиентах, на их основе делают аналитику и продают сторонним компаниям уже услуги.

Законно ли это?

«Я не являюсь вашим клиентом - это 100%. Я не давал в вашем банке разрешение на обработку персональных данных - это 146%», -- утверждает Михаил. Конечно, «Почта банку» он данные не давал. Но он пользовался услугами другого банка. А последние 10 лет банк обязан был брать у него «разрешение на обработку персональных данных». Их никто не читает.

В качестве примера рассмотрим скан разрешения на обработку ПД, подписанный лично работником нашей компании в банке «Хоум кредит» (официально ООО «ХКФ Банк»). «Хоум кредит» честно перечисляет компании, куда будет сливать ваши данные: это и банки (в том числе «Почта банк»), и Mail.ru Group, и «Яндекс», и даже никому не известное ООО «Всегда да». Кстати, на следующий день после подписания в «Хоум кредите» этого разрешения сотруднику IDX позвонили из… Тинькофф Банка. На законный вопрос, откуда у вас мой номер, был стандартный ответ из скрипта: «это номер дал ваш друг». Наш сотрудник не стал поднимать хайпа. Он просто знал, что вчера собственноручно написал разрешение на это. Но! Ребята из банков, поменяйте скрипт! Ваш бред про «друга» раздражает многих и снижает конверсию и так не сильно эффективных «холодных звонков».

Реально ли выиграть суд за слив персональных данных?

Михаил собрался подавать в суд. «Нарушение 18 статьи закона о рекламе и нарушение 15 статьи закона о персональных данных”, -- возмущается Михаил. Непонятно, что он хочет от этого получить. Если деньги, то дело это гиблое. Никакого материального вреда звонок Михаилу не принес. Можно было бы на что-то надеяться, если бы в момент звонка Михаил наливал кипяток, был так шокирован, что ошпарил себе ногу и потом месяц провел с ожогом в больнице. Но этого, к счастью, не произошло.

Остается вред моральный. Здесь российская правоприменительная практика играет не в пользу Михаила. Например, одна клиентка Тинькофф банка в 2015 году уже пыталась отсудить моральный ущерб за то, что банк неправомерно пользовался ее персональными данными. Суд доказательств морального вреда не обнаружил. Хоть что-то можно отсудить, если подать коллективный иск, советуют юристы. Но опять же надо доказывать материальный вред. Более того, и на Западе этот фокус проходит с трудом. Недавно коллективный иск Google о незаконном сборе персональных данных в Британии был проигран истцами.

Для тех, кто дочитал до конца

А откуда на самом деле берут данные банки? Итак, звонок последовал сразу после того, как Михаил набрал в поисковике слова «кредитная карта». Да, мы помним, звонок - это была ошибка «Почта банка». Но, допустим, это не было ошибкой. Тогда (и это не единственный вариант развития событий) в дело мог вступить «пиксель». «Пиксель» - это встроенный жучок (скрипт, маленький программный код), который идентифицирует человека по cookies. Сookies – это кусочек кода, который записывает все поведение человека на сайте. Он создает набор признаков, по которым можно, с некоторой долей вероятности, определить конкретного человека. (Мы по многу раз в день получаем предупреждение от сайтов, на которые заходим, что Сookies там есть. И спокойно это принимаем). Так вот, существуют сервисы, которые обрабатывают Сookies из разных источников и умеют связывать их с номерами мобильных телефонов людей или другими контактами. При этом ФИО человека никто может и не знать. (Теоретически его можно вытащить из других баз, но для «холодного» звонка это не обязательно). Банк, к примеру, заказывает такой компании номера телефонов людей, которые интересуются кредитами, и бац – вот он, онлайн-поток номеров таких бедолаг. Михаил мог стать жертвой такого сервиса. Но не стал. Ведь звонок «Почта банка» - это была просто ошибка.

С удовольствием выслушаем другие версии происшедшего.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "IDX company", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 14, "likes": 28, "favorites": 20, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 54335, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 25 Dec 2018 20:40:24 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 54335, "author_id": 236175, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/54335\/get","add":"\/comments\/54335\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/54335"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113, "last_count_and_date": null }
14 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
4

Законов напринимали, а по факту спам звонками уже достали, откровенно посылаю на Х... Под 2-3 звонка в неделю минимум.

Ответить
0

А зачем вы берете трубку вообще?

Ответить
4

Анонимность в интернете - миф )

Ответить
1

Я зашёл от сюда http://marketplace.1c-bitrix.ru/solutions/prostorsms.sender/ на сайт разработчика (ссылка в Описании решения) и получил через 5 минут звонок по телефону, где любезнейшая девушка представившись компанией Простор начала говорить мне, о том что ей сообщили мои намерения подключиться к их услуги. Я ничего не заполнял и свой номер не оставлял. На вопрос - откуда взяли мой номер телефона, она сообщила мне: «Я не знаю, мне просто передали менеджеры нашей компании ваш телефон и сказали о вашей заинтересованности». Во время разговора мне пришла смс с логином и паролем, а так же информация о том, что мой бонусный баланс пополнен и тп ненужная бредятина. После нашего неудавшегося разговора мне пришла ещё одна смс: Ваш личный менеджер ФИО, телефон и добавочный номер.
Куда жаловаться?

Ответить
1

Мы приняли вашу жалобу.

Ответить
0

На что жаловаться?

Ответить
1

Э нет, ваша версия туфта. Пишите правду -- номер Михаила слил Чубайс.

Ответить
1

Чтобы хоть как-то снизить риск передачи вашего телефона кому-либо, используйте приватные вкладки и чистите кэш браузера почаще.
А ещё не вбивайте свой номер в любые коллбэки, например. Они активно сотрудничают с вышеописанными компаниями.
Но этот только, чтобы снизить...

Ответить
0

Предоставляю номера посетителей вашего сайта. 500 шт. за 25к. Телефоны высылаются онлайн прямо в ваш телеграм. Первые 10 тестируете бесплатно.

Ответить

Комментарий удален

0

Хорошо что в телефоне есть Заблокировать абонента

Ответить
0

Это вам не поможет, увы. Можно сделать анонимный номер, можно ротировать номера. Есть звонки по IP.

Ответить
0

Какие вы все наивные )) все ваши данные вы сами раздаете налево и на права а потом материте оператора который сидит НА РАБОТЕ и зачастую не в курсе кому набирает систем звонилки  - научитесь сперва вежливости а потом поднимайте трубку и отвечайте ! не нравиться что вам звонят? у вас всегда есть выбор поднять  или нет трубку телефона 

Ответить
0

Наверное вы  побывали на стороне оператора? Вы так к этому относитесь аж приятно слушать! Я работаю оператором, в рекламном  агенстве,  каждое утро мне предоставляется от 300 до 500 номеров для обзвона... Я знать не знаю кому звоню и как зовут этих людей, я просто выполняю свою работу! Негатива за день если собрать в кучу то можно свитер связать.) Обижает конечно же то что люди порой опускаются до уровня оскорблений и позволяют себе очень нелестно отзываться, а я то не в чем не виновата, я такой  же работник как и все мы, просто должность у меня другая. Когда я устроилась на  эту работу, я думала что те кому я звоню это уже готовые клиенты, люди которые оставляли заявку на сайте для обратной связи или что то вроде этого, только потом я поняла что это номера взятые из воздуха это и дети , и пенсионеры, и заключенные и все, все! Я зашла на сайт  КИА со своего  телефона и что вы думаете? Через сколько  на  мой телефон поступил  звонок? 10 минут и мне  звонит  девушка с таким же милым голосом и предлагает купить авто по выгодным условиям. Я так же получаю звонки с предложениями хотя я нигде не оставляю свой номер. Даже не работая в рекламном агенстве , я понимала что девушка которая мне звонит и предлагает ненужную услугу по кредиту или что то другое, не виновата ни в чем. Она просто выполняет свою работу. Задумайтесь, как же появляется ваш номер в сети ? Легко ! Я сидя на работе и обзванивая клиентов, решила в поисковике ввести "Номер +7977 " и как вы  думаете что я увидела? Куча номеров в открытом доступе. И если  это незаконно, так почему же все так доступно? Вы создаете аккаунт на телефоне с помощью вашего  номера телефона и что  делаете? Соглашаетесь на обработку персональных данных ! Вы задумывались , что это за обработка? Как они обрабатывают наши данные? И Кто их обрабатывает? Мы жертвы сети. интернета. Каждое ваше движение, пока у вас рядом телефон уже отслеживается спутником. И в чем виноват человек который вам звонит? Пожелания разные : Вот вы и сдохните там! Идите на ….!.... Просто не берите трубки лучше или заблокируйте спам звонки, да и постарайтесь просто быть добрее! От одного слово "нет" с вами ничего не случится. Вы наверняка задавались вопросом "И как она может быть такой вежливой и приветливой когда мне звонит?" Она собирает всю свою волю, отбрасывая все свои принципы и гордость, готовая услышать в ответ что угодно(негатив) и звонит вам улыбаясь. Вы пожелали ей сдохнуть а она мать двоих деток или чья то сестра, а завтра на улице она подаст вам руку когда вы оступитесь. Да, выбор каждого куда устраиваться работать. все мы часть определенного алгоритма. Это тяжелый труд( морально) . Просто люди разучились уважать друг друга , а хотят в ответ любви, уважения и понимания. Может быть, если это будет делать каждый, тогда мир станет добрее?

Ответить
0

Мне райффайзен позвонил сегодня, аналогично. После этого изучав их сайт я нашел там https://socfishing.com это что получается, они узнали и мои соц. сети(((

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }