Когда своей редакции нет, а продавать в соцсетях хочется правильно: девять заповедей улётного контент-плана

Детальная инструкция для стартапов и неочевидные лайфхаки для продвинутых.

Попивать чаёк и, разглядывая снежинки в окне, писать новый текст о том, как вы недавно облажались с блогом, — дело хорошее. Ещё хорошо, когда есть успешный кейс, которым не стыдно поделиться. А если идеями постов забита не одна голосовая заметка — и вовсе отлично.

Но дней-то в неделе аж семь, в месяце — около 30, а за полгода нужно продумать больше 180 публикаций. В корпоративный блог, для соцсетей и внешнего контент-маркетинга.

Это забег на длинную дистанцию, и писать только о своём деле или бизнесе не получится. Здесь нужен чёткий, расширенный, структурированный план захвата внимания, мыслей и душ своих подписчиков. В народе это зовётся контент-планом ;)

Уже слышу, как предательские мысли у вас в голове нашёптывают, что планирование — это хобби для диванных гуру и компаний-гигантов, а малому бизнесу можно писать о том, от чего прёт здесь и сейчас. С огоньком…

Стратегия норм, но что вы будете делать через полтора-два месяца, когда огонёк перегорит?

Зачем вашему бизнесу контент-план

  • Чтобы помнить обо всех хороших идеях. Здесь важен охват — максимально широкий охват — всей полезной и необходимой информации. Когда темы централизованы, вы не забудете написать о грядущем событии или вовремя поздравить подписчиков с профессиональным праздником.
  • Чтобы всегда был задел на будущее. Это дисциплинирует начинающих блогеров и предпринимателей.
  • Чтобы не гуглить в горячке темы постов в день публикации. Да, использовать чужие варианты для вдохновения нормально, но если дублировать у себя шаблонные идеи, то и результат будет такой же.

  • Чтобы посты несли ценность и главное — запоминались. Если ваш спонтанный контент очень лёгкий и крутой, но ни о чём — выхлопа от этой крутости не будет. Контент-план помогает доработать, закрепить и держать в едином русле позиционирование бренда.
  • Чтобы охватить все запросы аудитории — текущих клиентов и тех, кого хотите привлекать в будущем. Вы пишете не для себя, не для бизнеса — для своей целевой аудитории. Значит, и отвечать должны на её боли и вопросы. Это штука очевидная, но не все о ней помнят.
  • Чтобы автоматизировать работу в соцсетях по максимуму. Нет никакой радости в ручном постинге огромного объёма контента — пусть над этим трудится планировщик, а вы найдёте более эффективное применение высвободившемуся времени.
  • Чтобы создать рабочую воронку продаж в соцсетях и получать с неё клиентов. Когда ваш контент сбалансирован — об этом чуть ниже — и выстроен в правильной последовательности, аудитория идёт за ним, как за яркой звездой в лунную ночь. Учитесь планировать, чтобы грамотно направлять читателей к целевому действию.
  • Чтобы результаты контент-маркетинга были предсказуемы и измеримы. Потому что всё идёт по плану, только если его продумать.

Итак, что делаем, чтобы получился контент-план

Не просто календарная сетка постов, а настоящий-такой, добротный и вовлекающий в коммуникацию с брендом редакционный план. При условии, что цели продвижения уже определены, а аудитория — сегментирована.

1. Создаём матрицу контента

Это та база, на которой будет строиться вся дальнейшая работа. Источник вдохновения и тем для будущих публикаций. Матрицу можно собирать в виде майнд-карты или отдельной таблицы, но главное — расширить её настолько, чтобы она охватила все возможные вариации идей:

  • Общие данные по продукту, его особенностям и возможностям применения.
  • Детали, которые уходят глубже в товар или услугу. Например, варианты использования в нетипичных условиях.
  • Информация по нише в целом: важные проблемы, пути их решения, привязанные к нашему продукту.
  • Время становления рынка — как выглядел продукт или услуга в прошлом, какие изменения он претерпел, что повлияло на развитие и так далее.
  • Целевые сегменты аудитории и типы информации, подходящей под их запросы. Не забывайте, что с разными группами ЦА говорить нужно по-разному.
  • Клиентская обратная связь — это золотое дно и неиссякаемый источник контента, который не просто зайдёт вашей ЦА, но решит конкретные проблемы и сделает её более лояльной к бренду. Мониторьте комментарии под своими постами в соцсетях, под постами прямых конкурентов, собирайте данные у службы поддержки и так далее.
  • Анализ ключевых запросов и сбор данных из Google Trends и Yandex Wordstat — ищем самые популярные темы и собираем ссылки для вдохновения.
  • Общеобразовательные темы, сопряжённые с нишей или продуктом. Отслеживаем самые популярные посты в соцсетях и у конкурентов. Здесь пригодятся сервисы: BuzzSumo, Popsters, Boompublic — детали будут ниже.

2. Продумываем рубрики

Здесь всё и так понятно — рубрикация контента приводит блог в порядок, систематизирует потоки информации, расширяет охват тем и подогревает интерес читателей, если, конечно, пишете хорошо.

Рубрики особенно полезны, когда у вас уже есть лояльная аудитория и писать нужно для разных целевых групп. Запуская для них спецпроекты, не забывайте работать с уникальными хэштегами. Они пригодятся в продвижении.

Лучше придумать что-то небанальное и даже с юмором, если это допускает тематика, потому что тег должен запоминаться, как и ваше брендовое имя.

Особенно важно продумать теги и их привязку к идее для контента в Instagram. Там можно подписываться на теги, как и на людей — а это уже дополнительный инструмент органического продвижения. Не пренебрегайте им.

Вот так выглядит рубрикация блога для Instagram:

Каждая рубрика идёт со своим уникальным хэштегом Марина Велитченко

3. Подбираем важные даты, события и мероприятия

Ситуативный маркетинг помогает разбавить контент-план и привязать ваш блог к реальной жизни. Найдите всевозможные праздники, так или иначе относящиеся к нише, бизнесу, ЦА. Внесите их в план отдельно или привяжите к ним тематические посты.

Здесь вам пригодятся сервисы онлайн-календарей и новостные агрегаторы по вашей теме.

В этот блок войдут не только праздники из профессиональных или общесоциальных календарей, но и нишевые мероприятия — форумы, выставки, конференции, открытия, награждения и прочее.

Вот такие подсказки я собираю каждый месяц для своих подписчиков:

Календарная сетка праздников и событий  Марина Велитченко 

4. Выдерживаем баланс информации

Нужно найти свой дзен в контенте. Гармония — это баланс обучающей, развлекательной и рекламной информации, при котором вы ведёте аудиторию за ручку по воронке продаж, а они этого не замечают.

Здесь всё индивидуально. Чаще всего нужно уравновешивать информационные — новости и обучалки, — развлекательные и продуктовые посты. Примерно так: 50, 30 и 20.

Но это не сработает, если вы занимаетесь курированием контента. Тогда пропорции будут меняться. Нужно балансировать внешние материалы, свой уникальный контент и рекламу — 60, 30 и 10.

Как-то так, гайз, но ориентироваться стоит по своей нише, активности ЦА и контент-стратегии. Если публикуете гениальный продающий сторителлинг, и он заходит подписчикам — почему бы и нет, пусть промоматериалов будет больше.

Важен результат.

5. Выбираем место ведения контент-плана

Здесь вариантов масса — можно использовать обычные таблицы Excel, вести все прямо в Google Calendar, можно совмещать с таск-менеджерами вроде Trello или рисовать на грифельной доске.

Для меня Google Spreadsheets — просто ванлав. Те же многорукие экселевские таблицы, но с постоянным доступом из любого места и устройства. А если есть команда, то и вовсе незаменимы.

Здесь важно помнить одно правило: не заморачиваться. Не стоит усложнять и расписывать сводные таблицы с несколькими уровнями данных. На практике это только усложняет процесс, а не оптимизирует его. А для срочных обновлений и пометок всегда есть комментарии. Это удобно.

Примерно так:

Реальный пример готового контент-плана Марина Велитченко 

План должен быть простым и понятным, должен координировать работу и доходчиво показывать базовые признаки постов. Всё.

6. Собираем календарный план, как мозаику

Ну понеслась — рисуем таблицу, отмечаем важные даты с праздниками и событиями, расписываем рубрики, заполняем план идеями, добавляем ссылки на важные документы или сайты для вдохновения, указываем степень готовности для ближайших постов.

Если работаем с командой, делаем все необходимые пометки и открываем общий доступ к документу.

7. Создаём отдельную сетку тем для «историй»

Ребята, без неё никак. Честно. Истории и прямые эфиры — такой же полноценный способ органического продвижения, как и контент в ленте. А постоянные включения ещё и охват прокачивают.

Но писать развёрнутый план для «историй» не всегда целесообразно. Если вы только начинаете осваивать инструмент — простого списка тем будет достаточно.

8. Оставляем место для креатива и форс-мажоров

Адаптивность — главная черта хорошего редплана. Если вы давно ведёте блог, то понимаете, что не всегда всё идет как задумано. То и дело возникают срочные новости, соцсети ошарашивают нас нововведениями, или какая-то из тем просто перестаёт быть актуальной.

Поэтому план — это про гибкость и удобство. Не бойтесь в процессе менять посты местами и таскать ячейки по календарной сетке. Мы планируем, чтобы оптимизировать работу, а не загонять себя в жёсткие рамки.

9. Анализируем результаты

Вне зависимости от типа и формата вашего плана, под каждым постом или в отдельной таблице стоит вести учёт эффективности контента. Самый простой вариант: отслеживать статистику публикаций — охват, просмотры, лайки, комменты, репосты, сохранения — и добавлять данные прямо в ячейку с темой.

Так всегда можно быстро среагировать на посты, которые зашли аудитории, и создать новую порцию вовлекающего контента. Или отказаться от рубрик, которые показали самые низкие результаты.

А вот и пример того, как план для редакции с несколькими авторами выглядит на практике:

Пример контент-плана со сводными данными Марина Велитченко 

Ок, план придумали и расписали. Где теперь столько контента взять?

Поехали, проедемся по магазинам:

  • SmmBox — сервис помогает курировать контент. Ищет самые вирусные посты по конкретной теме и публикует их в ваши аккаунты.

Полезные фишки: хорошие фильтры, защита от дублирования контента, планировщик постов, расширения для браузеров.

Праздничные скидки: при оплате любого тарифа на год вперёд ребята дарят 50% скидки и три месяца бесплатной работы с сервисом.

  • Boompublic — платформа предлагает уникальный контент. Здесь можно заказывать посты под свои контент-планы без прямой коммуникации с авторами. Сильно экономит время и бюджет.

Полезные фишки: цену за контент устанавливает бизнес, есть мощный редактор постов, модуль управления публикациями для админов, планировщик, кросспостинг в восемь соцсетей и Telegram, легальный автопостинг в Instagram — что сейчас крайне полезно — и бесплатный тариф, в который всё это включено.

Праздничные скидки: здесь вам под ёлочку положат $20 на покупку уникального контента от авторов. Запоминаем волшебный промокод: 2019.

  • PublBox — это планировщик с расширенными функциями. Помогает создавать посты по шаблонам на разных языках: русский, английский, польский, немецкий, французский, испанский.

Полезные фишки: редактируемые шаблоны текстов и графики, их очень много, планировщик, уроки SMM для новичков и заявлена аналитика, но пока в разработке.

Праздничные скидки: здесь тоже обещают -50% при оплате годовых пакетов. Акция действует только до 10 января.

Кажется, теперь у вас на руках есть всё, чтобы создать крутой редакционный план и добыть для него море бюджетного контента. Сохраняйте, пользуйтесь и покоряйте аудиторию системно.

0
43 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Marina Velitchenko
Автор

я сама такая же была --- соберу море закладок везде, где только можно, а потом забуду. Но сейчас стала выделять пару часов на выходных для перечитывания всех этих полезных штук. Что могу сказать, работает) И мне работать помогает ;)

Ответить
Развернуть ветку
Yuri K

Когда нибудь придумают приложение на смартфон, чтобы всё, что сохранил в закладки, сразу сохранялось в мозг, в формате, как будто прочитал и осознал. Конечно, в этом приложении будет функция "применить ко всем старым закладкам". И вот те, кто эту галку поставят и нажмут "Ок", те резко поумнеют :-)

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Лучше бы сделали приложение которое чистит все закладки раз в год )

Ответить
Развернуть ветку
Marina Velitchenko
Автор

Я бы за такое даже хорошо заплатила бы 😂

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шатаев

Периодически читаю. Иначе какой смысл заносить в закладки?)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Solovev

Отличная статья! Поставил в закладки. И добавил в mindmap! Спасибо вам за труд. С праздником! :)

Ответить
Развернуть ветку
Marina Velitchenko
Автор

Как приятно))) Спасибо, Владимир! И вас с Наступающими ;)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шатаев

Статья прекрасна
Марина прекрасна
VC прекрасен

Ответить
Развернуть ветку
Marina Velitchenko
Автор

Алексей, вы - прекрасный читатель! Рада, что все понравилось)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Рабченок

А Буззсумо как же?
А вас нанять можно? ;))

Ответить
Развернуть ветку
Marina Velitchenko
Автор

Нежно люблю базсумо, но практика показывает, что малому бизнесу этот инструмент не заходит - дорогие тарифы и не всем комфортно работать на иностранной платформе.

Ответить
Развернуть ветку
Marina Velitchenko
Автор

Нанять, наверное, нельзя, а вот сделать интересное предложение можно ;) https://www.facebook.com/marinavelitchenko

Ответить
Развернуть ветку
Yurij Galmakov

Отличный материал. Забрал в чек-листы. Благодарю.

Ответить
Развернуть ветку
Marina Velitchenko
Автор

Круто! А я вас читала, когда только училась писать 😉

Ответить
Развернуть ветку
Yurij Galmakov

А я вас помню. Где-то мы пересекались )))

Ответить
Развернуть ветку
Marina Velitchenko
Автор

Вполне возможно! Теперь уж точно не потеряемся :D

Ответить
Развернуть ветку
Yurij Galmakov

Точно )

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Marina Velitchenko
Автор

Могли читать подобное. Почему нет? Тема востребована, а алгоритм действий у специалистов всегда схож. Я описала свой опыт. С удовольствием почитаю и о вашем.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Gavrilenko

Спасибо за PublBox )) тОлько куда Вы дели Новогодние скидки???

Ответить
Развернуть ветку
Marina Velitchenko
Автор

Константин, отличная идея --- добавлю в заключение актуальные скидки) Если есть инфа, подсказывайте...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Marina Velitchenko
Автор

Света, спасибо вам за приятные слова! Расскажите, какие ресурсы интересны --- для создания графики, для аналитики соцсетей, для работы с рекламой или блогерами?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Fedorov

Материал даёт " вИдение". Захотелось бежать и делать. Спаибо!

Ответить
Развернуть ветку
Marina Velitchenko
Автор

Рада, что работа пригодится! Пользуйтесь на благо роста бизнеса)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Marina Velitchenko
Автор

Спасибо, что дочитали!...и за позитивненькую оценку)

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Glotov

А возможно ,получить документы xslx которые используете?

Ответить
Развернуть ветку
Marina Velitchenko
Автор

Напишите мне в мессенджер — что-то придумаем)

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Glotov

как бы вам написать туда?)

Ответить
Развернуть ветку
Marina Velitchenko
Автор

Добавляйтесь здесь: https://www.facebook.com/marinavelitchenko и пишите в сообщении))

Ответить
Развернуть ветку
bjl

Спасибо за инструкцию.

Ответить
Развернуть ветку
Marina Velitchenko
Автор

Пользуйтесь с удовольствием и на благо развития бизнеса 🤝

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Gavrilenko

это не реклама)) а рефератные ссылки... будь первым и зарабатывай с компаниями)

Ответить
Развернуть ветку
Marina Velitchenko
Автор

все ссылки прямые, без рефералов. Гляньте внимательнее)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Marina Velitchenko
Автор

Мария, материал в большей мере обращен к предпринимателям, владельцам малого бизнеса, которые хотят продвигаться в соцсетях, уже знают, что контент --- это хороший инструмент, но все еще не знают, как с ним грамотно работать. Копирайтеров обидеть не старалась. Все совпадения случайны))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Marina Velitchenko
Автор

Так не реклама же, а закономерная подсказка для предпринимателей --- где и что искать. Не все понимают, как работать с контентом системно, а многие даже не в курсе, что есть куча полезных сервисов для экономии бюджета и времени.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Мамаев

Для экономии бюджета если, то есть всегда бесплатные инструменты. Тем более для непрофессиональной аудитории.

Ответить
Развернуть ветку
Marina Velitchenko
Автор

Сервисы подобрала по прямому назначению, которые сама активно использую. Ценники там предельно доступные, а Бумпаблик и вовсе засунул в бесплатный тариф все, что можно пожелать -- и планировщик, и кросспостинг, и постинг в Инсту без атаки на API.

А какие варианты у вас на уме? Давайте вместе дополним список

Ответить
Развернуть ветку
Nickolai Vasiliev

Марина, статья хорошая - спасибо! Как раз запускаемся - очень кстати.

А не делали сравнений сервисов отложенного постинга? Куку, Сммаэро, Сммпланер итп?

Ответить
Развернуть ветку
Marina Velitchenko
Автор

Как раз готовлю такой материал. Собрала и заканчивать тест почти всех известных — думаю, выйдет полезно)

Ответить
Развернуть ветку
Nickolai Vasiliev

Супер - когда примерно ждать?

Ответить
Развернуть ветку
Marina Velitchenko
Автор

Уже в феврале опубликую. Добавляйтесь ко мне на фейсбуке. Сделаю вам персональное оповещение о выходе материала))

Ответить
Развернуть ветку
40 комментариев
Раскрывать всегда