Почему бизнесу выгодно делать цифровые продукты доступными для всех аудиторий

Рассказываем о концепции цифровой доступности, по которой сервисы должны создаваться с учётом особенностей восприятия разных пользователей.

Цифровая доступность (accessibility) касается не только людей с инвалидностью, но и всех без исключения. До сих пор этим направлением в России в основном занимались государственные сервисы и некоторые ИТ-гиганты. А еще команды, где есть энтузиасты, готовые по личной инициативе изучать тему. Разбираемся, кому необходим учет стандартов цифровой доступности, и какую долю аудитории уже сейчас недополучает бизнес, который игнорирует практики accessibility.

Кому нужна цифровая доступность

Аудитория с инвалидностью

Исследования Росстата говорят о том, что различные формы инвалидности есть у 8% жителей России. Причем в 80% случаев инвалидность приобретенная — например, в результате автомобильной аварии, несчастного случая или перенесенного заболевания.

Аудитория с особенностями восприятия, но без присвоенной инвалидности

Можно не иметь инвалидности, но испытывать сложности с восприятием неадаптированных текстов и изображений.

Яркий пример — визуальное восприятие. Большинство увидят изображение ниже «ординарно». Но таких людей куда меньше, чем может показаться на первый взгляд.

Изображение 1. Фрагмент страницы сайта vk.company — логотип и текст. Все элементы на изображении — контрастные и крупные

В мире не менее 2,2 млрд случаев нарушения зрения или слепоты. Это по меньшей мере треть населения планеты.

В России более 210 тысяч незрячих и слабовидящих людей. И это только люди с инвалидностью. А значит, далеко не все, кто может увидеть уже знакомую картинку в расфокусе. Например, примерно так ее видят люди с астигматизмом, катарактой, миопией (близорукостью) и другими особенностями визуального восприятия:

Изображение 2. Аналогичный фрагмент страницы сайта vk.company, но распознать изображение гораздо сложнее из-за расфокусировки

Аналогичная история касается и дальтонизма — цветовой слепоты. Людям с этой особенностью восприятия не присваивается инвалидность. При этом она наблюдается у 8% мужчин и у 0,5% женщин.

Изображение 3. Пример восприятия изображения человеком с тританопией — нарушением цветовых ощущений в сине-фиолетовой области спектра

И, конечно, дислексия — расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с распознаванием слов при чтении. По данным Международной ассоциации дислексии, эта особенность есть примерно у 17—23% всего населения Земли.

Очень условно этот тип восприятия выглядит вот так:

Изображение 4. Все тот же фрагмент страницы сайта vk.company. Однако буквы в тексте постоянно меняются местами. Прочесть его можно, но прикладывая бОльшие усилия. Поэтому долгое чтение такого текста будет даваться с трудом

Похожие примеры «нетривиального» восприятия касаются и других особенностей. Например, нарушений слуха.

По данным Минздрава, в России около 14 млн слабослышащих и неслышащих людей — это примерно каждый десятый.

Аудитория 50+

С 45—50 лет поступательно ухудшается зрение. Со временем также может наблюдаться ослабление слуха. По данным Росстата за 2022 год, в возрастной категории 50+ больше трети россиян.

И вообще все пользователи в «любой непонятной ситуации»

Человек без инвалидности или других особенностей слуха, оказавшись в общественном транспорте без наушников, будет вынужден отложить просмотр сериала или интервью, если в них не будет субтитров. По крайней мере, так происходит у 69% людей, которые предпочитают в общественных местах смотреть видео без звука.

Или, например, человек с тяжелыми сумками в руках с трудом может пользоваться телефоном. Чтобы изучить карту, написать сообщение или позвонить кому-то с просьбой о помощи, нужно будет серьезно постараться. Чем меньше действий пользователь будет совершать пальцами в этой ситуации, тем ему будет удобнее.

Исходя из всех этих данных, учет стандартов цифровой доступности фактически необходим всем пользователям без исключения.

Что упускает бизнес, игнорируя практики цифровой доступности

Согласно исследованию НАФИ, больше половины российских предпринимателей считают, что люди с инвалидностью вообще не нуждаются в их товарах и услугах. Причем это касается и физического, и цифрового бизнеса.

59% российских предпринимателей уверены, что на их товары и услуги нет спроса со стороны незрячих и слабовидящих людей. А 51% такого же мнения о слабослышащей аудитории.

Большинство тех, кто рассматривает аудиторию с инвалидностью как клиентов, убеждены, что доступ к их продукции обеспечен для всех. Но сами люди с инвалидностью так не считают.

Они хотели бы активнее пользоваться услугами в сфере досуга и развлечений (52%). А каждый третий человек с инвалидностью (36%), который в настоящее время не останавливается в отелях, не ходит в кафе, рестораны, хотел бы стать их клиентом. И причина — не в низкой покупательной способности.

Люди с инвалидностью имеют постоянный доход. В России стабильная работа есть примерно у 30% людей с инвалидностью трудоспособного возраста. У многих плюс к этому неофициальный заработок.

По данным за 2018 год, 71% людей с инвалидностью путешествуют чаще, чем раз в год. Более 65% посещают кафе и рестораны хотя бы раз в несколько месяцев (средний чек — от 500 до 3000 рублей).

Особенно показательно, что 52% клиентов с инвалидностью меняют сервис на другой, потому что в принципе не могут пользоваться его услугами.

И, наконец, по данным исследования, проведенного в Нидерландах два года назад, 43% пользователей мобильных телефонов включают хотя бы одну настройку доступности. И эта цифра уже касается максимально широкой аудитории.

Большинство увеличивают шрифт или делают его жирнее, используют инверсию цветов, увеличивают конкретные фрагменты экрана и т. д.

Если приложение начинает «разваливаться» при значительном увеличении шрифта или вообще не меняется, игнорируя настройки доступности в гаджете, то половине пользователей будет проще сменить сервис, чем мучиться при его использовании.

Как повышать цифровую доступность

Точкой входа могут стать открытые ресурсы, например:

Можно начать реализовывать практики доступности самостоятельно даже в небольшой части продукта — и поступательно наращивать свой опыт, чтобы цунами из новых знаний, требований WCAG и полифонии мнений пользователей не сбили с ног на старте работы. Во многих больших продуктах доступность получила развитие именно благодаря такому подходу (например, в Сбере и «Додо»).

В то же время нужно быть готовым к тому, что после нескольких шагов в теме могут возникнуть классические барьеры: это слишком сложно, долго и дорого. Убедить коллег заниматься доступностью практически невозможно, а значит, «в нашем продукте это точно не реализовать».

Именно поэтому мы в VK собрали целую команду цифровой доступности. Она объединяет опыт в разных направлениях: разработка, дизайн, исследования, тестирование и, конечно, построение процессов таким образом, чтобы поступательно добавлять таски про доступность в перегруженный план на ближайший квартал.

Повышение цифровой доступности — это процесс. Но есть решения, которые смогут быстро сделать продукт удобнее. Когда простые шаги войдут в стандарт многих членов команды, можно будет переходить к более сложным этапам.

В следующих статьях мы будем делиться опытом, который мы нарабатываем, рассказывать о том, как теория работает на практике, и о решениях, которые помогают поступательно делать продукты доступнее.

0
3 комментария
Pavel Borisov

Спасибо за статью!

Ответить
Развернуть ветку
Ян Тюрин

Вижу "Присоединяйтесь к ВК" сразу сохраняю статью)

Ответить
Развернуть ветку
Елена Азизова

В мире не менее 2,2 млрд случаев нарушения зрения или слепоты. Это по меньшей мере треть населения планеты.- ого,треть населения...Не думала,что так много людей с проблемами со зрением

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда