Копирайтер, журналист, автор, редактор — какая разница

Разберемся, чем занимаются digital-текстовики и есть ли смысл называть их по-разному.

Источник: unsplash.com. Автор: Judith Prins

Мир медиа постепенно переходят в онлайн. Союз предприятий печатной индустрии уже сообщил об ожидаемом в 2019 году снижении рабочих мест в этой сфере — на 15%. Зато на рынке появилось множество digital-текстовиков, умеющих писать для интернета: копирайтеры, коммерческие авторы, журналисты, редакторы. Задача у них одна — привести людей к тексту и заставить прочитать как можно больше.

Проблема в том, что человек не прочитает текст, если не найдет его. Не найдет, если интернет или друзья о нем не расскажут. А рассказывать никто не станет, если текст к этому не готов. Так что подготовить текст для читателя и поискового робота — вот главная задача любого текстовика.

Копирайтер

Изначально копирайтером был креативный специалист, создающий исключительно продающие тексты или рекламу — тексты для роликов и листовок, рекламные статьи, описания товаров, приглашения.

Затем появлялись биржи копирайтинга и копирайтеры стали писать о женском здоровье, модных трендах и автозапчастях для корпоративных сайтов и статейников. Специалисты правильно использовали ключи и инструменты SEO, часто писали по ТЗ и скрупулезно проверяли, удовлетворит ли текст поискового робота. Теперь в этом значении слово «копирайтер» носит немного отрицательный оттенок. Считается, что он берет просмотрами вместо глубины прочтения и количеством вместо качества — сказывается привычка платить копирайтеру за знаки.

Вакансия копирайтера в классическом понимании Источник: t.me

Интернет-пространство изменилось, а с ним изменились требования к контенту. Копирайтеры стали писать о своем опыте. Они научились инфостилю и используют понятный язык с примерами и без воды. Но им по-прежнему нужно отлично разбираться в SEO.

Как и шесть лет назад, копирайтер — человек, который пишет текст в интернете и знает, как привлечь к нему читателей.

Он выполняет главную задачу, чтобы текст прочитали — помогает легко найти его. Причем речь не только о текстовых факторах. Интересный текст будут репостить и шерить сами читатели.

Копирайтер — очень широкая профессия. Любой текстовик, который хочет, чтобы его текст читали, должен создать для читателя подходящие условия. Часто работа захватывает не только SEO, но и SMM, email-маркетинг и другие смежные специальности.

Вакансия многорукого копирайтера Источник: hh.ru

Журналист

Журналист пишет новости, делится своим мнением, транслирует слова и истории других людей. Он ничего не рекламирует, у него нет продукта и нет заказчика. Но журналист тоже публикуется на сайтах. Его материалы размещаются на странице с H1 и Title, отображаются в поисковой выдаче и конкурируют с другими текстами — оптимизированными, рекламными или продающими.

Тексты журналистов живут в том же интернет-пространстве, а значит должны подчиняться общим правилам.

Журналист сегодня понимает принципы SEO не хуже копирайтера. Если он хочет, чтобы текст прочитали, нужно привлечь не только читателя, но и поискового робота — грамотно сформулировать заголовок, подобрать ключи. На первый взгляд кажется, что журналистские жанры для SEO не подходят. Но ведь на индексацию влияют и другие факторы, а в хорошем интервью все равно есть структура и иллюстрации, текст стремится к уникальности и лаконичности.

Когда хочется всего понемногу Источник t.me

Новостная журналистика не исключение. Новость — ситуационная статья, где главным фактором успеха оказывается скорость. Но цель и средства те же, что у копирайтеров — привлечь трафик на сайт СМИ с помощью в том числе органического поиска. Новостные заметки при этом отлично вписываются в SEO-среду. Вот 5 вопросов, которые по принципу перевернутой пирамиды раскрывают любую новость — что? кто? где? когда? почему? Главная формула новости и ее заголовка сразу адаптируется под большинство событийных поисковых запросов.

Ни по целям, ни по средствам не получается выделить отдельную профессию интернет-журналиста. Она теряет идентичность и сливается с другими гонщиками за трафиком.

Если вы пишите новости, назовитесь лучше новостником Источник: t.me

Автор

Наверное, самое приятное имя текстовика. Оно вызывает ассоциации с великими авторами классических произведений и придает профессии статус. Слово намекает на созидание и уникальность, что ценится не только читателями, но и системами индексации.

Авторов обычно берут создавать контент в корпоративные блоги — в Т— Ж , Дело, Нетологию. Это опытные эксперты, которые знают, о чем говорят. Но гениальными творцами в интернете не быть — для авторского стиля установлены четкие границы. Например, меткий заголовок с тонкой метафорой перед публикацией редактор поправит на более прямой и информативный. Не потому что с текст с необычным заголовком не станут читать — его просто мало кто сможет найти. А значит, придет мало трафика, будет мало комментариев и репостов. Какая бы цель ни стояла перед автором, просто хорошего материала для интернета недостаточно. Граница с задачами копирайтера окончательно стирается.

Вакансия полезного автора Источник: t.me

Редактор

Редактор не стоит в одном ряду с другими пишущими текстовиками, но их все равно часто путают. В Школе редакторов учат не только копирайтингу, но и верстке, управлению, праву. Считается, что редактор — капитан корабля, который отвечает за контент в целом, но не всегда сам его создает. Еще он занимается редактурой — помогает авторам создавать хорошие тексты, правит не только язык, но структуру и подачу материала.

Часто под редакторами понимают тех же авторов, которые пишут в небольшой коммерческий блог и на других задачах заняты мало. В таком случае это те же копирайтеры. Но как только блог начнет расти, количество управленческих задач будет увеличиваться и статьи перейдут к копирайтерам.

Непонятно, почему ищут именно редактора, но звучит неплохо Источник: t.me

Что все это значит

Мир digital-профессий меняется настолько быстро, что язык за ним не успевает. Под новые функции подгоняют старые профессии, которые каждый работодатель трактует по-своему. Остается только опираться на главную задачу — создать текст, который читатель сможет найти и захочет прочитать.

А теперь в тезисах:

Копирайтер — любой, кто пишет тексты в интернете и понимает, как они попадают к читателю.

Интернет-журналист — копирайтер, работающий в онлайн-СМИ.

Автор — опытный копирайтер со знанием экспертной области, но чаще просто копирайтер.

Редактор — тот, кто управляет написанием текстов в интернете: задает направление для авторов, редактирует, пишет.

Получается, любой текстовик в интернете — копирайтер. Но не любой копирайтер — журналист, автор или редактор. Выбирайте сами, кем вы хотите работать и внимательно читайте вакансии.

0
33 комментария
Написать комментарий...
Вера Гагарина

Короче, из всех реально нужен только автор-эксперт. Остальные просто как прилипалы — паразитируют на чужом продукте (тексте) и сосут бюджет: в кризис таких быстрее всех выкидывают. А по тексту видно, что автор начитался Ильяховщины, а теперь типа гуру-стал :))

Ответить
Развернуть ветку
Анна Неизвестная

Ильяховщина не всегда во вред.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Поздняков

Вот из-за таких статеек и получается путаница.

Копирайтер - это маркетолог, который умеет делать рекламу, единственная задача которой "продавать" или готовить клиента к покупке.

Копирайтинг, как часть маркетинга, предназначен для того, чтобы «готовить Клиента к покупке» (Питер Друкер). Готовить, убеждая его и помогая ему принять ПРАВИЛЬНОЕ решение о покупке с помощью тщательно созданной ПРОДАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ, ядром которой являются т.н. «ПРОДАЮЩИЕ МОМЕНТЫ», выявляемые с помощью маркетингового АУДИТА.

Интернет-журналист - это ЖУРНАЛИСТ, который никакого отношения к копирайтингу не имеет. Автор может быть публицистом, который пишет книги. Может писать и в жанре нон-фикшн. Автор научной работы, автор закона. Очень широкое понятие.

Любой текстовик в интернет - веб-райтер, коммерческий писатель. Изучите, пожалуйста, историю рекламы. Очень слабая подготовка.

Отлична статья на эту тему: https://denisbogomolov.ru/internet-zhurnalistika-i-kopirajting/

Ответить
Развернуть ветку
Константин Панфилов

Ну и буллшит там по ссылке, право слово.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Настя Громова
Автор

С историей никто не спорит. Но значение слова стало шире, такое бывает. Я рассказываю про современные реалии. Посмотрите, кого ищут на рынке

Ответить
Развернуть ветку
Victoria Vasilieva

Мда

«Задача у них одна — привести людей к тексту и заставить прочитать как можно больше.»

Нет. Если человек, например, пишет тексты для интерфейса, у него совсем другая задача. Чтобы пользователь нажал определенную кнопку, например. Да и во многих других случаях задача — вовсе не заставить прочитать как можно больше. Иногда задача вообще сократить текст до минимума.

«Журналист…. ничего не рекламирует, у него нет продукта и нет заказчика.»

Или есть.

«В Школе редакторов учат не только копирайтингу, но и верстке, управлению, праву. Считается, что редактор — капитан корабля, который отвечает за контент в целом, но не всегда сам его создает. Еще он занимается редактурой»

Ух ты, редактор занимается не только вёрсткой и правом, но и редактурой!

Вообще, очень много в тексте путаницы, конечно, всё остальное даже ковырять не хочется.

Ответить
Развернуть ветку
Настя Громова
Автор

Нет. Для интерфейса пишет UX-копирайтер или UX-писатель, в статье речь о них не идет. Под текстом тоже понимаю здесь статьи, а не микрокопии.

Иногда задача вообще сократить текст до минимума.

Это как раз один из способов заставить прочитать как можно больше, то есть в идеале дочитать до конца. Об объеме текста я не говорю, у всех свои приемы.

У журналиста есть продукт и заказчик? Нет. Не считаю заказные статьи журналистикой.

Ответить
Развернуть ветку
Victoria Vasilieva

Я пишу для интерфейсов, сайтов и приложений. И я редактор. А вы?

Ответить
Развернуть ветку
Victoria Vasilieva

Заставить дочитать до конца цели всё-таки нет, если это какой-то лендинг, будет хорошо, если человек оставит лид на первой странице. Если нет, может и до конца долистать, но цель-то не в том, чтобы показать ему как больше экранов.

И да, у журналиста есть заказчик, хотя это не производитель товаров, а редакция. Но это свои заказы и свои цели, . Даже если это расследование, например.

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Иванова

Гордое звание копирайтера не будет восстановлено до тех пор, пока спрос на копирайтеров, пишущих за 3 копейки будет выше, чем спрос на авторов.

Ответить
Развернуть ветку
Радимир Всеволод

вы автор эксперт?

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Иванова

Я пишу очень редко и только из своей практики. Но с проблемой копирайтеров по 10 рублей за пучок знакома.

Ответить
Развернуть ветку
Радимир Всеволод

вы автор эксперт.

Ответить
Развернуть ветку
Настя Громова
Автор

полностью согласна

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щербаков

На первом фото слева направо: копирайтер, журналист, автор и редактор

Ответить
Развернуть ветку
Омарла Батырай

А ещё есть пишущий редактор, специальный корреспондент, контент-менеджер и другие. Сегодня заказчику нужно и этого и того, но чего именно не понятно до момента самой работы. Профессии сливаются, а после появления ии копирайтеров (как в алибабе, например) задачи текстовиков станут более строгими.

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Волошина

Согласна с автором. Границы профессий стираются, компаниям нужны универсальные авторы (гибриды) - чтобы копирайтер писал, разбирался в теме и имел в запасе несколько полезных навыков (редактура, например), разбирался в базовых требованиях seo к тексту, smm и так далее. Все это только на пользу автору и плюс к стоимости его работ. :)

Ответить
Развернуть ветку
Настя Громова
Автор

Да. Жаль только, что не все компании действительно готовы за это платить

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина
Например, меткий заголовок с тонкой метафорой перед публикацией редактор поправит на более прямой и информативный.

Я так понимаю редактор этой статьи все же исправил первоначальный заголовок: "разбираемся в сортах г**на"

Ответить
Развернуть ветку
Настя Громова
Автор

Нет редактора. Только автор-эксперт :)

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

Ну автор-эксперт по-хорошему и должен объединять в себе всех персонажей, названных выше. А вы какого года рождения, что у вас пикачу на аватарке? :)

Ответить
Развернуть ветку
Радимир Всеволод

Покемоны были популярны 30 лет назад, тут же не феи винкс на аватарке, все хорошо

Ответить
Развернуть ветку
Александр Уснул

А знаете, почему я об этом не написал? Потому что не додумался.

Ответить
Развернуть ветку
Радимир Всеволод

а вы автор эксперт?

Ответить
Развернуть ветку
Undisputed

Бездельники какие-то

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Иванова

Джозеф Шугерман - яркий пример копирайтера.

Ответить
Развернуть ветку
Радимир Всеволод

Болше сюда не пиши бля, от тебя блят гавной воняет

Ответить
Развернуть ветку
Undisputed

Копирайтеры пришли защищаться?

Ответить
Развернуть ветку
Радимир Всеволод

я автор экспер

Ответить
Развернуть ветку
Undisputed

Ты писать-то по-русски не можешь, болван.

Ответить
Развернуть ветку
Радимир Всеволод

1000 знаков 150 рублей тебе цена

Ответить
Развернуть ветку
Георгий

Это все чувак который получает по 0.5 рубля за слово и обычно он из бедного бывшего снг

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Матюшко

Пользуясь случаем:
Если есть копирайтеры/авторы, умеющие писать на тему хостинга сайтов, прошу написать на [email protected]

Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда