{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Подходит ли маркетингу Scrum? Рассказываем о своём опыте работы с agile-методологией

Agile популярен среди IT-компаний, и Кнопка здесь не стала исключением. Его частичка в виде Scrum досталась маркетингу «в наследство» от разработчиков сервиса и уверенно поселилась в команде.

Что из себя представляет Scrum-маркетинг, каким командам подходит, а каким – нет, и какие выгоды получает компания при использовании этого подхода — рассказали в этой статье.

В чём суть Scrum-фреймворка

Общими словами — это набор правил, благодаря которым команда налаживает гибкий рабочий процесс, делит работу на итерации, чётко обозначает её цели и задачи каждого участника.

Scrum не предусматривает долгосрочного планирования, как это принято в классическом маркетинге. Наоборот, команды ориентированы на получение конечного результата уже к концу двухнедельной итерации (1 итерация = 2 рабочие недели).

Суть строится на понятных целях, которые мы должны закрыть за короткий промежуток времени. При этом команда прилагает максимум усилий, чтобы довести задачи до «Готово».

Этапы работы в Scrum:

  • Предварительное планирование — постановка больших целей, которые должны быть достигнуты за несколько итераций.
  • Планирование итерации — какие задачи необходимо довести до готовности за ближайшие две недели.
  • Итерация — работа с текущими задачами.
  • Ретроспектива — раз в две недели анализ итогов итерации всей командой с разбором ошибок и предложениями по улучшению работы.

Как маркетинг в Кнопке работает по Scrum-фреймворку

Цикл работы маркетинга Кнопки по Scrum-фреймворку

1 этап: Планирование целей и итерации

Мы планируем общий road-map вместе со всей компанией на офлайн-встречах. Там определяются основные фокусы компании, в том числе и маркетинговые.

Офлайн-встреча команд Кнопки для планирования ключевых целей компании.

Дальше эти фокусы декомпозируются на задачи и отправляются на доску «Задачи из будущего». Своеобразный бэклог «продукта» на маркетинговый манер.

Для работы с задачами мы используем таск-трекер Kaiten.

Доска для планирования бэклога маркетинга.

Из этой доски мы сможем добавлять задачи в бэклог итерации — то есть планировать, что именно из фокусных задач мы будем делать в ближайшие две недели.

Если добавили задачи на доску итерации, значит обязуемся их выполнить — такое правило. Поэтому мы лучше запланируем меньше, но так, чтобы точно уложиться в сроки итерации и дать конечный результат. Например, выпустить рекламную кампанию, чтобы она заработала, либо проверить одну или несколько гипотез.

Важный момент в том, что мы работаем на нужды собственной компании и не так сильно привязаны к строгим срокам и медиапланам, как, допустим, команды в агентствах. Наша работа строится больше на проведении экспериментов, проверке гипотез и поиске решений, которые могут принести нам клиентов.

Добавлять в итерацию меньше задач — не значит лениться. Это значит точно понимать, сколько ресурсов у тебя есть, чтобы 100% закрыть задачи, на которые подписался. Как итог — чёткие договоренности и фокус на приоритетных задачах.

Пример задач на доске итерации в Kaiten.

Основная польза от такого планирования — нам довольно просто понять, действительно ли нужные вещи мы сейчас делаем, туда ли прилагаем усилия, как именно они помогут достичь поставленной цели.

2 этап: Итерация

Запланированные на итерацию задачи попадают на рабочую доску «Маркетинг», которая делится на этапы:

1) Надо сделать (To do)

2) В работе (In progress)

3) Готово (Done).

Ещё доска делится на 6 горизонтальных дорожек, на каждой из которых лежат задачи определенного типа. Благодаря такому делению задачи разных направлений не путаются между собой, и мы сразу видим приоритетность каждой из них.

Для работы с задачами мы выбрали таск-трекер Kaiten именно из-за возможности добавлять дорожки, в других сервисах такого нет.

Доска итерации поделена на 6 дорожек с разными типами задач. На изображении показаны две из них.

Первая дорожка «Фокусные задачи» — здесь находятся самые важные задачи, которые обязательно нужно выполнить за итерацию, чтобы достичь цели, о которой мы договорились на общем планировании. Эти задачи находятся в самом верху доски и сразу привлекают внимание.

За ними мы следим внимательнее всего.

Если видим, что они не двигаются – это сигнал, что мы начали заниматься рутиной и ушли с курса.

Если мы прилагаем максимум усилий, но какие-то фокусные задачи стоят на месте, значит на road-map мы запланировали больше, чем можем сделать. В этом случае пересматриваем план или запрашиваем дополнительные ресурсы.

Бывает, что новые задачи возникают в ходе итерации. Тогда мы добавляем их на доску и ставим метку «Вне плана».

У нас есть правило: завершать запланированные задачи. Поэтому к новым задачам с такой меткой мы относимся с особой внимательностью и понимаем, что в этой итерации можем ей пожертвовать и делать её только если останется свободный ресурс после остальных задач.

А если в текущий итерации попала задача, которую мы не успели выполнить в ходе прошлой итерации, то на неё ставится метка «С прошлой итерации» — за такие задачи мы беремся в первую очередь.

А если в текущую итерацию попала задача, которую мы не успели выполнить в ходе прошлой итерации, то на неё ставится метка «С прошлой итерации» — за такие задачи мы беремся в первую очередь.

3 этап: Ретроспектива

Когда двухнедельная итерация заканчивается — проводим ретроспективу. Выписываем все задачи, которые не завершились, отмечаем плюсы и минусы, задаём вопросы и предлагаем идеи того, как можно быстрее закрыть незавершённые задачи.

Тут есть важное правило: если задача висит больше двух итераций, значит она либо большая, либо ненужная — стоит её либо поделить на части и выполнить за несколько итераций, либо отказаться от её выполнения, чтобы освободить ресурс для другой работы.

Мы каждый день сверяемся по всем задачам — так прозрачности в работе становится больше, и не делать свою работу становится просто невозможно. И речь даже не про лень. Ведь иногда на решение какой-то ненужной задачи уходит масса времени, хотя вместо неё можно было сделать что-то более полезное.

Подходит ли Scrum-фреймворк для команды маркетинга

Кажется, тут все зависит от конкретного маркетинга.

Если вы работаете с компаниями-клиентами, и у вас есть чёткие проектные сроки, то, скорее всего, работать по Scrum будет сложно.

А если вы много экспериментируете и тестируете разные гипотезы, Scrum — отличный вариант. Он помогает жёстко планировать ключевые задачи и в то же время гибко подстраиваться под рабочий процесс.

Когда у вас есть поступательный поток задач, то он обычно растягивается. Результат неочевиден и уходит куда-то в бесконечность. У нас же установлены чёткие итерации, у каждого из которых есть конечная цель, поэтому мы приносим конкретный результат за двухнедельный период.

Благодаря гибкому подходу мы можем быстро понимать, действительно ли нужные вещи мы сейчас делаем или нет, и вовремя реагировать. Например, если человек сильно вовлекается в какую-то задачу, а вся команда видит, что она занимает слишком много времени, то мы можем либо присоединиться и помочь ему сделать её быстрее, либо отказаться от ее выполнения.

Таким образом, Scrum помогает фокусироваться на важных задачах, регулярно и предсказуемо поставлять готовый результат, не зацикливаясь на работе ради работы.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда