Подходит ли маркетингу Scrum? Рассказываем о своём опыте работы с agile-методологией
Agile популярен среди IT-компаний, и Кнопка здесь не стала исключением. Его частичка в виде Scrum досталась маркетингу «в наследство» от разработчиков сервиса и уверенно поселилась в команде.
Что из себя представляет Scrum-маркетинг, каким командам подходит, а каким – нет, и какие выгоды получает компания при использовании этого подхода — рассказали в этой статье.
В чём суть Scrum-фреймворка
Общими словами — это набор правил, благодаря которым команда налаживает гибкий рабочий процесс, делит работу на итерации, чётко обозначает её цели и задачи каждого участника.
Scrum не предусматривает долгосрочного планирования, как это принято в классическом маркетинге. Наоборот, команды ориентированы на получение конечного результата уже к концу двухнедельной итерации (1 итерация = 2 рабочие недели).
Этапы работы в Scrum:
- Предварительное планирование — постановка больших целей, которые должны быть достигнуты за несколько итераций.
- Планирование итерации — какие задачи необходимо довести до готовности за ближайшие две недели.
- Итерация — работа с текущими задачами.
- Ретроспектива — раз в две недели анализ итогов итерации всей командой с разбором ошибок и предложениями по улучшению работы.
Как маркетинг в Кнопке работает по Scrum-фреймворку
1 этап: Планирование целей и итерации
Мы планируем общий road-map вместе со всей компанией на офлайн-встречах. Там определяются основные фокусы компании, в том числе и маркетинговые.
Дальше эти фокусы декомпозируются на задачи и отправляются на доску «Задачи из будущего». Своеобразный бэклог «продукта» на маркетинговый манер.
Для работы с задачами мы используем таск-трекер Kaiten.
Из этой доски мы сможем добавлять задачи в бэклог итерации — то есть планировать, что именно из фокусных задач мы будем делать в ближайшие две недели.
Если добавили задачи на доску итерации, значит обязуемся их выполнить — такое правило. Поэтому мы лучше запланируем меньше, но так, чтобы точно уложиться в сроки итерации и дать конечный результат. Например, выпустить рекламную кампанию, чтобы она заработала, либо проверить одну или несколько гипотез.
Важный момент в том, что мы работаем на нужды собственной компании и не так сильно привязаны к строгим срокам и медиапланам, как, допустим, команды в агентствах. Наша работа строится больше на проведении экспериментов, проверке гипотез и поиске решений, которые могут принести нам клиентов.
Добавлять в итерацию меньше задач — не значит лениться. Это значит точно понимать, сколько ресурсов у тебя есть, чтобы 100% закрыть задачи, на которые подписался. Как итог — чёткие договоренности и фокус на приоритетных задачах.
Основная польза от такого планирования — нам довольно просто понять, действительно ли нужные вещи мы сейчас делаем, туда ли прилагаем усилия, как именно они помогут достичь поставленной цели.
2 этап: Итерация
Запланированные на итерацию задачи попадают на рабочую доску «Маркетинг», которая делится на этапы:
1) Надо сделать (To do)
2) В работе (In progress)
3) Готово (Done).
Ещё доска делится на 6 горизонтальных дорожек, на каждой из которых лежат задачи определенного типа. Благодаря такому делению задачи разных направлений не путаются между собой, и мы сразу видим приоритетность каждой из них.
Для работы с задачами мы выбрали таск-трекер Kaiten именно из-за возможности добавлять дорожки, в других сервисах такого нет.
Первая дорожка «Фокусные задачи» — здесь находятся самые важные задачи, которые обязательно нужно выполнить за итерацию, чтобы достичь цели, о которой мы договорились на общем планировании. Эти задачи находятся в самом верху доски и сразу привлекают внимание.
За ними мы следим внимательнее всего.
Бывает, что новые задачи возникают в ходе итерации. Тогда мы добавляем их на доску и ставим метку «Вне плана».
У нас есть правило: завершать запланированные задачи. Поэтому к новым задачам с такой меткой мы относимся с особой внимательностью и понимаем, что в этой итерации можем ей пожертвовать и делать её только если останется свободный ресурс после остальных задач.
А если в текущий итерации попала задача, которую мы не успели выполнить в ходе прошлой итерации, то на неё ставится метка «С прошлой итерации» — за такие задачи мы беремся в первую очередь.
А если в текущую итерацию попала задача, которую мы не успели выполнить в ходе прошлой итерации, то на неё ставится метка «С прошлой итерации» — за такие задачи мы беремся в первую очередь.
3 этап: Ретроспектива
Когда двухнедельная итерация заканчивается — проводим ретроспективу. Выписываем все задачи, которые не завершились, отмечаем плюсы и минусы, задаём вопросы и предлагаем идеи того, как можно быстрее закрыть незавершённые задачи.
Тут есть важное правило: если задача висит больше двух итераций, значит она либо большая, либо ненужная — стоит её либо поделить на части и выполнить за несколько итераций, либо отказаться от её выполнения, чтобы освободить ресурс для другой работы.
Мы каждый день сверяемся по всем задачам — так прозрачности в работе становится больше, и не делать свою работу становится просто невозможно. И речь даже не про лень. Ведь иногда на решение какой-то ненужной задачи уходит масса времени, хотя вместо неё можно было сделать что-то более полезное.
Подходит ли Scrum-фреймворк для команды маркетинга
Кажется, тут все зависит от конкретного маркетинга.
Когда у вас есть поступательный поток задач, то он обычно растягивается. Результат неочевиден и уходит куда-то в бесконечность. У нас же установлены чёткие итерации, у каждого из которых есть конечная цель, поэтому мы приносим конкретный результат за двухнедельный период.
Благодаря гибкому подходу мы можем быстро понимать, действительно ли нужные вещи мы сейчас делаем или нет, и вовремя реагировать. Например, если человек сильно вовлекается в какую-то задачу, а вся команда видит, что она занимает слишком много времени, то мы можем либо присоединиться и помочь ему сделать её быстрее, либо отказаться от ее выполнения.
Таким образом, Scrum помогает фокусироваться на важных задачах, регулярно и предсказуемо поставлять готовый результат, не зацикливаясь на работе ради работы.