Рубль или миллион: как агентства решают, сколько стоит ваш сайт

Партнер агентства BigTime Николай Казанcкий объясняет, зачем агентству лезть в бизнес-процессы клиентов.

Простите за банальность, но сайты бывают разные: и за 10 тысяч рублей, и за несколько миллионов. Самый дорогой сайт, который мы когда-либо делали, стоил заказчику 6 миллионов рублей — как неплохая двушка в пределах МКАДа. Придется ли вам продать квартиру, чтобы сделать сайт для своей компании? Давайте разберемся.

Зачем команде разработки ваши бизнес-процессы

Чек за сайт, который предложит клиенту команда проекта, во многом зависит от того, готов ли клиент посвятить ее в закулисье своего бизнеса. Нет, разработчикам не нужно знать, платит ли заказчик налоги — им просто важно понимать, как и кому он продает свой продукт.

Например, сегодня клиент работает только в России. Может, через полгода он планирует выход на американский рынок? Если так, то важно начать согласовывать контент для американского рынка, подготовить английскую версию сайта и формы сбора заявок, настроить их работу. Значит, клиенту нужно рассказать о своих планах разработчикам заранее — так, чтобы через полгода получать профит, а не выкатывать плохо оттестированные обновления.

Если клиент все рассказал, он мудрейший из заказчиков. Если нет — либо аккаунт-менеджер узнает о его планах случайно и предложит решение, либо через шесть месяцев придется сильно понервничать. Так что первый тезис, который нужно осмыслить перед тем, как идти за сайтом к агентствам или фрилансерам, таков: сайт работает в экосистеме проекта, и очень важно определить его место в ней.

Бывает так, что клиент приходит и не говорит ничего. Например, ничего, кроме «я продаю футболки, придумайте мне что-нибудь нормальное». Но простого факта о продукте недостаточно. Поэтому грамотный менеджер начнет вытягивать информацию сам — как позиционируетесь? Кто ЦА? В чем отличие от конкурентов и кто они? Как сейчас обрабатываются заказы, как работает колл-центр и логистика?

Кроме этой базы аккаунт должен понять, какая форма заказа будет для бизнеса самой удобной: простая форма с телефоном, e-mail и ФИО, форма, где клиент сможет указывать желаемое время для связи или какая-нибудь “умная” форма, которая предлагает пользователю скидку за время, проведенное им на сайте. Это важно не только для пользователя, но и для клиента, так как, например, разные формы предполагают разную внутреннюю отчетность.

Вот пример брифа для интернет-магазина, который мы используем, чтобы клиент рассказал нам все о своем бизнесе:

В полном брифе 10 страниц и 84 вопроса. Никто и не говорил, что делать сайты легко. Даже если вы заказчик. Но чаще всего можно не заполнять бриф вручную — достаточно конф-колла с менеджером, который сам запишет ответы.

Знакомство с продуктом клиента, его целевой аудиторией, бизнес-процессами, целями и задачами позволяет агентству шире смотреть на сайт и встраивать его в экосистему бизнеса. От этого знакомства зависит функционал сайта, общий процесс коммуникаций и, соответственно, цена.

Функционал всему голова

Кроме менеджмента, в стоимость проекта обычно входят разработка ТЗ и прототипов, подготовка дизайна, верстка, программирование и тестирование. В зависимости от задач клиента агентство обсуждает необходимость сопровождения после запуска сайта — SEO-поддержка, аналитика и работы над показателями сайта. Понимание функционала поможет агентству точнее просчитать и разработать модули сайта и формат работы над проектом (не забываем про всеобщую любовь к agile :)).

Как и сами бизнес-процессы, функционал зависит от типа бизнеса: если заказчику нужен интернет-магазин, в сайт нередко бывает нужно интегрировать онлайн-оплату, подобрать подходящую CMS, сделать форму обратной связи, личный кабинет, интеграцию с отчетностью клиента. А если клиенту нужна промо-страница рок-концерта, где просто можно посмотреть схему зала и купить билеты, цена за нее будет значительно отличаться от цены за магазин. Потому что срок жизни проекта совершенно разный — в отличие от интернет-магазина, промо-сайт служит бизнесу всего один-два месяца. Так что мой второй тезис очень прост — цена проекта зависит от того, сколько сайт планирует жить и сколько должен уметь.

Недавно мы работали с ювелирным брендом SOKOLOV — делали для них большой и сложный проект «Красота большой страны». Часть проекта была завязана на конкурсе в Instagram: девушки со всей России выкладывали фотографии на фоне своих любимых мест, а SOKOLOV выбирал победительниц и дарил им подарки.

Изначально заказчик хотел проводить конкурс ежемесячно, и мы сообща решили, что выбрать несколько победительниц в таком случае можно вручную. А потом планы клиента изменились: награждать договорились ежедневно, а критериев оценки стало больше. Вручную выбор победительниц занимал бы около трех часов в день, да и шанс ошибки был бы выше. Как вы понимаете, репутационные риски и гневные письма от участниц никого не радуют.

Мы решили не мучить клиента и предложили разработать систему автоматизированной подборки работ по рациональным показателям (дата размещения, наличие хештегов и так далее), а клиенту оставалось только оценить креатив и соответствие стилистики проекта. Вместо нескольких часов клиент тратил на выбор всего 15 минут в день — ему достаточно было поставить галочку под нужным фото, и работа участницы публиковалась на сайт. Это счастливый кейс: клиент вовремя (это очень важно!) сообщил информацию, а агентство оперативно среагировало и добавило нужный функционал.

Бывает так, что заказчик приходит с намерением потратить на сайт 1 млн рублей, а отдает всего 500 тысяч. И дело не в том, что клиент очень понравился агентству. Причина в том, что аккаунт-менеджеру удалось понять, какой функционал действительно нужен для сайта под задачи клиента, и отговорить заказчика от целого списка бессмысленных «хотелок», если такие были.

Итог: из чего формируется цена

Чем отличаются сайты за 10 тысяч и за 6 миллионов? Это примерно то же самое, что сравнивать жигули и BMW X2: и первое, и второе вроде бы ездит. Так и оба сайта выполняют одну и ту же функцию — представляют бренд, но по-разному.

Есть несколько критериев формирования сметы. Вот самые основные:

  • Техническое задание и прототипы проекта. В ТЗ подробно описан утвержденный функционал проекта и прототипы будущих экранов, чтобы вся команда понимала, как теории должен выглядеть сайт. За такое ТЗ особенно благодарны дизайнеры.

  • Разработка дизайна. Тут заложены часы и ставка специалиста, который готовит согласованное в ТЗ количество дизайн-концепций, отрисовывает все экраны и мобильную версию. Важно понимать, что на каждую страницу закладывается N-ое количество итераций, чтобы не выходить из бюджета и тайминга.
  • Программирование и верстка. Тут фиксируются оценки на разработку проекта, подключение CMS, отчетности и прочего функционала. А еще верстка проекта с учетом адаптива или мобильной версии сайта.
  • Тестирование. Сюда агентство закладывает средства на тестирование согласованного функционала в нужных браузерах, устройствах и так далее. Часто из-за сжатых сроков клиенты просят ускорить сдачу проекта за счет сокращения тестирования. Очень не рекомендуем это делать.

Если бизнесу нужна одна простецкая страничка, иногда брифовать агентство приходится дольше, чем самостоятельно собирать такой сайт на облачной платформе вроде Tilda, Readymag или того же WordPress. Чаще всего это стартеперская история — команда делает первый хардкорный сайт на коленке, запускает лидогенерацию, тестирует гипотезы и сегменты целевой аудитории. У любого бизнеса есть возможность сделать сайт в простых и бюджетных конструкторах, и этот сайт будет работать. Но собирать его нужно на свой страх и риск: и возможные виды отчетности, и функционал у таких проектов скудные.

Когда клиент приходит в агентство с четкой логикой бизнеса и пониманием того, какое место в нем занимает сайт, где-то в мире один аккаунт-менеджер пускает скупую счастливую слезу. Но даже если логики пока нет, не беда: нащупать ее и предложить за проект честную цену — и есть работа хорошего подрядчика. Это нужно не только клиенту, но и самому агентству: чем понятней ему проект, тем эффективней оно выстраивает собственные рабочие процессы, а значит у клиента меньше рисков.

0
2 комментария
Dmitry Morkovkin

Что-то я совсем не понял статьи(

Как по мне на стоимость проекта влияют следующие показатели:
- Экономика производства (ставки специалистов)
- Сложность и уникальность функционала (так сказать состав работ)
- Возможные риски (сделать срочно или сделать то, чего ещё нет)

Ответить
Развернуть ветку
TETA ETA

не понял? сейчас их аккаунт прийдет тебя брифовать на 10 листах!

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда