10 вопросов для проверки специалиста по контекстной рекламе

Киселев П.Д.

В этой статье хочу описать метод: как можно проверить специалиста по контекстной рекламе. На рынке появилась куча "специалистов по рекламе", тех, кто приведет "море лидов за копейки", "настроит на результат", "повысит ROI продаж" и т.д. В след за этим, разумеется, и пошла волна негодования от клиентов после сотрудничества с такими горе-директологами.

Основные проблемы, с которыми приходили мои клиенты:

1. Бюджет расходуется впустую - реклама работает в откровенный минус. Может попробуем что-то другое?
2. Не можем понять, работают ли рекламные кампании на максимум? Смотрим на конкурентов, и их результаты выглядят гораздо лучше.
3. В прошлый раз подрядчик не проявлял инициативы и даже бюджет проверял через раз.
4. Заказы идут совсем нестабильно. Непонятно как рассчитывать бюджет.

10 вопросов

Чтобы наконец решить вопрос с выбором подрядчика, я собрал для вас 10 вопрос. Они помогут как минимум отобрать действительно компетентных специалистов, которые понимают, что и зачем они делают.

1. Связка «Как - почему?»

Примеры: «Как вы сегментируете семантику? Почему именно так?» «Как пишите объявления? Почему именно так?» «В аудите, который вы сделали, вы предлагаете такое решение? Почему именно такое? А какие есть альтернативы?»

В чём суть: Казалось бы простой вопрос, но сразу показывает опыт подрядчика. Сразу можно понять, знает ли он то, о чём говорит. Или просто вычитал это где-то в статье или увидел на вебинаре. Когда он прожил это на опыте, то может связно всё объяснить, построить причинно-следственные связи. Когда просто слышал, но сам реально не делал, то начнёт плавать в вопросе. Монополизация, завоевание рынка, сокращение доли рынка конкурентов. Максимальный охват в ТОПе, готовность инвестировать средства в рекламу.

2. Проговорить сценарии развития

Пример: «А что будет через 2 месяца работ?»

В чём суть: Сразу станет виден опыт подрядчика и его подход к работе. Опытный предложит больше вариантов развития, так как уже работал в разных ситуациях. У неопытных обычно только два сценария: сработает или не сработает ) Да и в целом будет полезно прояснить ожидания на старте, что реально можно сделать, а чего ждать не стоит.

3. Вопрос про гарантии (с подвохом)

Пример: «А какие гарантии вы даёте?»

В чём суть: Опытный специалист понимает, что он может гарантировать только входящий целевой трафик. И то, смену алгоритмов Яндекса никто не отменял. Продажи - это уже ответственность заказчика, так как работоспособность сайта, телефонов и продавцов на его стороне. Если опытный специалист согласится работать с гарантией продаж, то он выставит навстречу множество условий: начиная от сквозной аналитики и заканчивая полномочиями влиять на отдел продаж. Поэтому тут важно выяснить, на что именно специалист готов давать гарантии и требует ли что-то для этого? Вполне нормальная ситуация, когда опытный специалист вообще не даёт гарантий, так как понимает вариативность рынка. Но при этом, предлагает решения, которые снизят ваши риски и повысят вероятность успеха.

Если же специалист даёт гарантии легко, то скорее всего он не опытный, думает, что всё попрёт само. Как бы его “розовые очки” не разбились о ваш проект.

4. В чём заключается Ведение кампании?

В чём суть: Есть много специалистов, которые могут сделать крутые кампании на старте, но потом их не вести. А ведь далеко не всегда, с первых дней запуска получается тот результат, которого вы ждали. Происходит это не только потому, что подрядчик плохой, бывает также виноват и заказчик, который даёт на входе неточные данные или выдаёт желаемое, за действительное.

Так или иначе, кампании часто приходиться докручивать на ходу, работая уже с реальными данными. Поэтому хорошее ведение - это не только минусовка фраз и контроль бюджетов. Это серьезная аналитика, это А/Б-тесты, это управление ставками, это оптимизация бюджетов, это масштабирование, это работа над конверсией, в конце концов менеджмент всего этого. Иногда ведение может даже выходить за рамки контекста в область работы над сайтом или маркетингом клиента.

Ещё два важных момента, касаемо ведения:

- Надо заранее узнать про форматы и периодичность отчётов. Попросите показать примеры с прошлых проектов, можно обезличенные.
- Надо заранее узнать на чьих аккаунтах будете работать? Что будет с доступами, если расстанемся? Всегда важно работать только на своих аккаунтах. По этим критериям уже отвалится много дилетантов.

5. Каков план действий, если результата не будет?

Примеры: «Что будем делать, если заданных целей не достигнем?» «Что будем делать, если ничего не изменится через месяц? А если станет хуже?»

В чём суть: Такое развитие событий вполне вероятно и это нормально. Поэтому важно заранее понимать, что подрядчик планирует делать в такой ситуации? Есть ли у него вообще понимание, а лучше готовый план действий на этот случай? Посмотрите на сколько это связный и адекватный план.

6. Сколько проектов у вас сейчас в работе?

В чём суть: Хороший специалист по контексту навряд ли возьмёт больше 10 проектов, иначе просто не будет успевать делать работу качественно. Если проектов больше, то это уже сигнал задуматься. Но также надо понимать и объёмы этих проектов, один крупный проект может давать нагрузки больше, чем 10 маленьких. Поэтому постарайтесь узнать, сколько времени сейчас занимают текущие проекты и сколько он готов выделить на ваш. Соотнесите его с планом работ.

7. Что нужно от нас на старте?

В чём суть: Чем больше подрядчик собирает информации на старте - тем больший он профессионал. Если работает только на основе простенького брифа или пары вопросов, скорее всего дилетант. Хороший спец, как минимум, попросит заполнить бриф на несколько страниц, прослушает ваши звонки, поговорит с менеджерами продаж. Всё это необходимо для того, чтобы лучше знать ту аудиторию, которую ему предстоит привлекать. Чем лучше он её изучит, тем больше шансов подобрать эффективное решение. Те кто работают без подготовки и готовы сразу запускать рекламу, имеют больше шансов слить ваш бюджет, так и не поняв, почему это произошло.

8. Как вы повышаете вероятность достижения результата? За счёт чего?

В чём суть: Дилетанта такой вопрос просто поставит в ступор. Опытный приведёт несколько решений из своей практики. Важно следить за связностью ответов, как именно предлагаемые решения смогут повлиять на результат.

9. Ваши критерии хорошей работы?

Пример: «Как нам понять, что работа сделана хорошо?»

В чём суть: Подрядчик сам назовёт вам критерии своей работы, а вы поймёте подходят вам эти критерии или нет. Как минимум, вам станет понятно, как оценивать работу подрядчика в будущем, совпадает ли это с вашими ожиданиями.

10. Кейсы - как их читать правильно

В чём суть: С одной стороны, я прекрасно знаю, что кейс на слайдах конференции и этот же кейс в реальной жизни - это два разных кейса. Я часто сталкивался с тем, что кейсы могут быть приукрашены, либо поданы в выгодном свете. С другой стороны, в кейсах остается полезная информация, просто её надо уметь доставать.

Вот список того, на что надо обращать внимание в кейсе:

- уровень заказчиков по сравнению с вашим
- с какими бюджетами работали?
- с какими сервисами работали?
- каков был подход к работе?
- сколько времени работали с заказчиком (за какое время результат)?
- в каких отраслях работали? Есть и опыт работы в вашей отрасли?
- какие интересные решения применяли?

В кейсах надо больше смотреть на подходы и общий стиль работы, подходят они вам или нет. А не на конкретные цифры результатов, так как у вас всё равно не будет точно такого же результата.

0
40 комментариев
Написать комментарий...
Dima Kotobotov

поражаюсь иногда как из-за неудобного интерфейса возникают целые профессии и "науки" по настройке этого самого интерфейса (директоЛОГ)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Chetverikov

Ну почему же, интерфейс очень простой - любой его осилит + подробная справка. Что в гугл, что в яндекс.
Работа ведь заключается не в заливке объявлений. Хотя, зачем я это говорю, вы же совсем не понимаете о чем идёт речь.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

У этого должно быть медицинское название - синдром невозможности сдержать свое мнение по теме, в которой ты критически, абсолютно, совершенно не разбираешься.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov

тоесть у тебя ума не хватает предположить, что я могу разбираться?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Можешь разбираться, но не хочешь.

Проще прокомментировать и перебежать в новую статью, где ещё одно ценное мнение высказать.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov

если интерфейсу требуется подробная справка - это уже говорит о том что интерфейс неудобный.
Тысячи человек, у которых профессия настройщик объявлений - это не то будущее которое я ожидал))))

Ответить
Развернуть ветку
Anton Chetverikov

Ох, Дмитрий. Почему бы вам просто не открыть её и глянуть, о чем там пишут? Разве там пишут "на какие кнопки тыкать"? Нет, там пишут про алгоритмы работы с сервисом. Или принципы работы аукционов должны быть интуитивно понятными?

Ответить
Развернуть ветку
Anton Chetverikov

А вот ещё такой вопрос, какая у вас профессия? Чем занимаетесь?

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov

инженер-программист

Ответить
Развернуть ветку
Anton Chetverikov

Ну тогда я в недоумении, как так получилось, что человек, который занимается проектированием, анализом и оптимизацией не способен критически мыслить в других областях.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov

:)))))))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Веселый

Я так полагаю, что любой sdk или api ты начинаешь использовать сразу, интуитивно полагаясь на самодокументированные названия методов? Или же можешь без дополнительной справки пользоваться OpenGL или TensorFlow например?

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov

программирования это тоже касается, чем меньше требуется справка, тем интерфейс/апи/сдк лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Веселый

Я привел примеры апи, где без обширной справки, ты не сможешь написать ничего полезного - мало того, для того чтобы написать что-то для них нужно обладать неким количеством смежных знаний. Твой тезис безоснователен и аргументов в его поддержку ты не привёл.

Я понимаю, что идеальный интерфейс для всего это кнопка "Сделать хорошо", но мы живем в реальном мире, где у сложных систем сложное управление. Любое упрощение сложного интерфейса - это лишение гибкости, это может быть удобно для одних задач, но это не делает интерфейс лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov

ну в виндовс например не однокнопочный интерфейс, но при этом им люди пользуются без справок.
ну кто-то считает что интерфейсы требующие глубокого изучения, лучше чем интуитивно понятные - ну хорошо.
Я же считаю, по-другому.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Веселый
ну в виндовс например не однокнопочный интерфейс, но при этом им люди пользуются без справок.

Неверное утверждение. Количество запросов в гугл "Как в виндовс сделать то-то..." просто огромное, как и количество видео на ютубе по похожим тематикам. Так что людям требуется справка, она есть в разных видах, и внутри системы и в интернете.

Также я приведу в пример людей старшего поколения, среди них только единицы способны без проблем пользоваться современными ОС без посторонней помощи. А те кто способны использовать их без учителя, способны читать документацию и искать информацию самостоятельно, что тоже подтверждает факт того, что справка необходима и чем больше доступно информации по интерфейсу, тем лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Traffic Digger

Знание интерфейса - сколько это процентов успеха? 5? 10?
А как же:
- Грамотный русский язык. Без русского ты не составишь ни одного объявления нормального.
- Умение анализировать кампании, а вместе с тем знать инструменты аналитики. Да ладно инструменты аналитики. Заставь какую-нибудь тетю Клаву, хозяйку маникюрного салона, utm-метку составить. Посмотрю я на этот процесс.
- Графические редакторы. Про баннеры слышал?
- Сбор ключевых слов (не только через вордстат), разбиение на кластеры.
Еще долго можно продолжать.
Что поделать, бизнесменам проще это делегировать. Отсюда и таргетологи, директологи, контекстологи. Кто там еще есть?

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov

таргетологи, директологи, констекстологи, -> таким образом скоро пол страны будут сидеть УТМ метки составлять - прямое следствие деградации цивилизации в виду развития технологий. Повышение производительности труда уходит на абсолютно пустые и бесполезные вещи.

Ответить
Развернуть ветку
Психиатрическая неотложка

Ты троллишь что ли?
Ютм-метки дают столько информации о клиентах, сколько не могли раньше дать ни одни исследования ТВ-аудитории для рекламы. При несравнимо меньших затратах.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov

всю эту же информацию можно получить и без меток, просто нет удобного интерфейса для работы с ними.

Ответить
Развернуть ветку
агентство Эдмаркет

Директолог, таргетолог, контекстолог 😂😂😂😂 согласен с вами

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Зиганшин

"Всегда важно работать только на своих аккаунтах. По этим критериям уже отвалится много дилетантов."

Дилетанты с открытыми агентскими кабинетами, как я понимаю...?

Ответить
Развернуть ветку
Психиатрическая неотложка

Водичка.
Для понимания ответов на половину вопросов заказчик как минимум должен сам неплохо разбираться в контексте.
А если он не разбирается - то директолог может вполне залечить его непонятными терминами.
К сожалению, только доверие рулит при выборе директолога - доверие как к личности или доверие к отзывам его прошлых заказчиков.

Ответить
Развернуть ветку
Катерина Зеберг

Ровно то же самое подумала, когда прочитала статью! Очень часто заказчики сами ни в зуб ногой, и даже если они зададут миллион вопросов, недобросовестный наёмный спец найдёт способ, как красиво рассказать и что придумать в оправдание, если результат будет так себе.

Ответить
Развернуть ветку
Traffic Digger

"Хороший спец, как минимум, ... прослушает ваши звонки, поговорит с менеджерами продаж". Это откуда-то из другой вселенной по-моему. Из идеальной России будущего.

Коллеги-таргетологи. Чтобы заказчики вам мозги не е..ли такими вот странными допросами, надо делать свою работу качественно, чтобы вас рекомендовали. А когда к вам будет очередь, у вас будет возможность отказываться от сотрудничества с подобным неадекватом.

Такие допросы лично я готов потерпеть, если там действительно ооочень большие бюджеты (да и то не уверен). Но если упомянутая выше тетя Клава будет просить меня прослушать запись звонков ее администраторов, то наверное я вежливо откажусь от сотрудничества. Ибо когда ты сделал рекламные кампании уже сотне таких салонов, что-то слушать смысла нет. Да и выбирать уже можешь, с кем работать.

Ответить
Развернуть ветку
Traffic Digger

Меня плюсуют только Андреи))

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Букавчинка

По мне написано все нужное, особенно если подбором занимается сам "клиент".

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Perepiolkin

Ещё совет, желательно сразу искать исполнителя у которого есть кейсы (опыт) из вашей сферы, это существенно сэкономит вам деньги, время и нервы. Ну и конечно кейсы нужно проверять, хотя бы попробовать поговорить с заказчиком, понятно, что вас могут проигнорировать или на том конце окажется "друг" проверяемого, но всё же.

Ответить
Развернуть ветку
Психиатрическая неотложка

Открою секрет - сфера влияет очень мало на тонкости настройки.
Основные по трудоемкости операции стандартны абсолютно для всех тем.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Я в данный момент только и делаю что эти тонкости отстраиваю, 2 недели назад начал, заявка обходилась 2000 р., сейчас 500 р. , цель 200 р. а желательно 100 - 150 р., чёрт в деталях а не понажимать кнопки при настройке и понакидать там фраз каких-то.

Ответить
Развернуть ветку
Психиатрическая неотложка

И как тут влияет опыт в конкретной теме?

А я расскажу. Уже делал контекст для региональных Слетать ру. Обратился клиент с такой же темой - продажа туров.
Как мне помог опыт Слетать ру? Ответ - НИКАК. Потому что у нового клиента свои приоритеты, свои заморочки.

Каждый новый клиент уникален, и выбирать тех, «у-кого-был-опыт-в-этой-сфере» как минимум странно. Квалификация директолога не зависит от того, работал ли он раньше в этой сфере или нет. Если специалист - разберется.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Логика, анализ и здравый смысл, сначала настраиваешь по своему исходному опыту, потом анализируешь, делаешь какое-то изменение (одно), смотришь результат, делаешь выводы и так шаг за шагом, я лично на коммерческой основе уже никому не настраиваю, неблагодарное дело, двигаю свой проект и пошло оно всё нафих.

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kiselev
Автор

Согласен, это увеличит вероятность эффективного взаимодействия)

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Свиридов

Как по мне, так абсолютно неэффективные вложения. За ооочень редкими исключениями.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Bagrintsev

Есть бизнесы, где не ложиться контекстная реклама в бизнес модель, есть бизнесы где 80% транзакционного трафика идет из контекста. Допускаю, у Вас просто недостаточно опыта, если Вы озвучивается такие утверждения.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Свиридов

Соглашусь! Опыта не достаточно, но понимание ситуации есть. Бизнесы, где 80% трафика идет из контекста не встречал. Возможно, вложения были недостаточно грамотными, раз трафик шел только из столь сомнительных размещений..

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Bagrintsev

Ну да, бизнес с оборотом 1 млрд. в год и маржинальностью более 30%. Точно ничего не понимают в бизнесе... Вам точно виднее

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Bagrintsev

Google Ads - поменяйте в "картинке" к статье. Убили бренд AdWords.
Обычно в три этапа провожу собеседования/выбор подрядчика, резюме/презентация (не очень их люблю, т.к. все рассказывают какие они белые и пушистые и никто не говорит о том, где и в чем косячит). Второй, вопросы, подмешивая парой тройкой задачек прикладных и заведомо противоречивыми/тупыми вопросами (для оценки внимательности и понимания мат части). Трейтий, скайп с разбором живого аккаунта, чтобы увидеть по какому пути идет человек, с чего начинает, частностей или более системных элементов.

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kiselev
Автор

Тоже отличный способ) Тем более те, кто ищут халявы, могут забить и не дойти до 3 этапа - отфильтруются самостоятельно.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Karina Avanesova

Такой вопрос, РК кому должен в идеале принадлежать предпринимателю или специалисту по контекстной рекламе?

Ответить
Развернуть ветку
37 комментариев
Раскрывать всегда