Главные фишки корпоративного обучения от Beyosa: канал в Telegram, курсы по пути клиента, бадди и бот-помощник
Как мотивировать менеджеров продавать больше? Всё просто — влюбите их в продукт
Привет! Я Владимир Давыдов, сооснователь StickPeek — бренда корпоративной одежды со сменными стикерами.
Часто в беседе с заказчиками я узнаю про особенности внутренних коммуникаций и способах развития корпоративной культуры их компаний. В этой статье хочу поделиться одной из впечатливших меня историй. Она посвящена компании Beyosa, которая с помощью нашего мерча, в кратчайшие сроки превращает сотрудников в профессионалов.
Содержание
- Немного предыстории
- Канал в Telegram как способ ненавязчивого обучения сотрудников
- Первым делом определили tone of voice канала
- Следующим шагом стало создание рубрик
- Далее организовали обмен опытом
- Работа с экспертами
- Ускоренное обучение сотрудников, основанное на пути клиента и практических примерах
- Обучающие курсы
- Тренажёры
- Тестирование
- Обучающий инструмент —«Бадди» заменил наставника для взаимной поддержки и ускорения достижения целей
- Чат-бот как база знаний по продукту
Немного предыстории
Зачем вообще понадобился проект по развитию сотрудников?
Beyosa — это быстроразвивающаяся сеть персонализированных продуктов для сна родом из Германии. Компании требуется регулярно обучать новых сотрудников в открывающихся магазинах и филиалах. А действующих менеджеров необходимо «прокачать» в продукте и привести их знания в единое информационное поле для поддержания качества сервиса на высоком уровне.
Поставленные цели в Beyosa реализовали через:
- организацию корпоративного Telegram-канала;
- запуск обучающих курсов;
- создание чат-бота.
Но обо всём по порядку…
Канал в Telegram как способ ненавязчивого обучения сотрудников
Этот месседжер был выбран неслучайно. Его популярность и простота интерфейса отражают ценности бренда — использовать лёгкие современные инструменты везде и во всём.
Корпоративный канал создали в начале 2022 года, не имея на тот момент единой концепции. Ключевые задачи заключались в мотивации сотрудников к получению знаний, стандартизации информации из собственной и партнёрской сетей. Акцент планировали сделать на обучение, практику и демонстрацию возможностей компании.
Первым делом определили tone of voice канала
У сотрудников компании регулярно возникало много вопросов. Начиная с истории бренда и отличий от конкурентов, заканчивая тем, как правильно общаться с покупателями и грамотно рассказывать о продукте. Было решено сделать канал, отвечающий на эти вопросы и отражающий голос бренда.
Чтобы определить направление канала, были проанализировали ценности компании и выделены шесть основополагающих моментов: тренды, дружелюбие, структурированность, экспертность, стиль и отражение сути бренда.
Следующим шагом стало создание рубрик
Было важно систематизировать обширную информацию в канале и тем самым упростить навигацию для участников. В итоге придумали несколько рубрик.
Обязательные:
- «Вопрос-ответ» по вторникам. Тренеры задают вопросы менеджерам на камеру.
- «Хорошие новости» по средам. Публикуют новости компании.
- «Вчера так продали» по четвергам. Экспертный контент или видео с разными «полезностями» от менеджеров.
Ситуативные рубрики:
- «Шутка-минутка»
- «Турнирная таблица»
- «Приятности и похвалы»
- «Спокойной ночи, Биёса-люди».
Этими рубриками удалось учесть интересы людей и привлечь их к активности. Например, рубрика «Новости» стала резонансной, поскольку покрывала имеющийся дефицит информации у сотрудников по всей сети в целом.
Непринуждённый стиль общения, новости, полезная информация и ,главное — формат мини-сообщества привлекли и удержали сотрудников.
Далее организовали обмен опытом
Нестандартно подстегнуть сотрудников на обмен опытом удалось Саше Медушкиной Руководитель направления T&D. Она провела обучение, которое не имело прямого отношения к основной деятельности менеджеров, где рассказала, как грамотно вести блог и снимать ролики. Потом Саша предложила всем вместе обмениваться видео и делиться крутыми практиками.
Интерес к видео рос постепенно. В какой-то момент их стало даже слишком много. Сейчас почти каждый четверг появляется экспертный или шутливый ролик от менеджеров. Отчасти, поэтому возникла рубрика «Шутка-минутка».
Ещё одной идеей, которая вызвала живой интерес и помогла в вопросе обмена опытом, стала рубрика «Вчера так продали». В ней менеджеры делятся своими лайфхаками и успехами в работе, рассказывают про «фишки» или собственные методики продаж.
В итоге из-за возросшей популярности канала его частично переориентировали на обмен опытом и получение нового видения работы. Точные знания и подготовку к аттестации оставили другим форматам обучения.
Мы хотели сделать площадку обмена опытом, место для самовыражения себя как специалиста. То есть мы не планировали подавать информацию только сверху вниз. Нужно было обеспечить поступление информации из разных мест. В принципе, нам это удалось.
Работа с экспертами
Для обеспечения притока полезной информации в рамках обмена опытом, компания решила привлекать экспертов. Они демонстрировали успешные техники продаж, помогали во внутренней прокачке продуктов или получении знаний из новых сфер.
Так, управляющая розничной сетью Москвы в прямом эфире продемонстрировала, как работает с клиентами. А, автору нового продукта — матрас-диван удалось поднять на тот момент незначительные продажи, рассказав ребятам о процессе создания и особенностях своего продукта.
Были и приглашенные гости. Более продуктивно выстраивать общение с клиентом помог врач-сомнолог, пообщавшись с менеджерами про аспекты здорового сна.
Опыт с экспертами вызвал массу восторженных комментариев. На тот момент в компании отсутствовала унифицированная технология продаж и такие практики выполняли функцию пособия.
Приятный момент: многие менеджеры, как участвующие в прямых эфирах, так и присылающие свои видео, носят мерч со стикерами от StickPeek. Очень приятно это видеть.
Мы поняли, что Telegram-канал — это очень гибкая штука, которую можно настраивать под текущие потребности. Поэтому сейчас он носит больше обучающий и информационный характер. Также мы публикуем интересные новости, результаты конкурсов, опросы — все то, что вовлекает людей.
Ускоренное обучение сотрудников, основанное на пути клиента и практических примерах
У компании стояло несколько стратегических задач по обучению:
- развить продажи в салонах;
- прокачать любовь к продукту;
- научить менеджеров рассказывать о продукте и продавать;
- сделать обучение легким и коротким, но эффективным.
Было решено параллельно с Telegram-каналом создать дистанционные курсы с системной аттестации. На одной из общедоступных LMS-платформ для онлайн-обучения разработали образовательный портал для новичков с пошаговым планом обучения. На это ушло полгода.
Обучающие курсы
Каждый курс выстроен на основе пути клиента и состоит из нескольких последовательных шагов. Главная задача — создать алгоритм с учетом особенностей бренда, который потом можно использовать в собственных продажах.
Для этого обучающийся оказывается внутри реальной ситуации с клиентом и видит: как встретить покупателя, как с ним разговаривать, о чём рассказывать, какие вопросы задавать.
В процессе обучения учитываются основные принципы компании: «забота о клиенте на каждом этапе взаимодействия», «стиль и дизайн во всём», «европейские технологии и сервис по оптимальной цене», «лёгкий выбор». Менеджеры учатся продавать легко и с заботой о клиенте.
Все инструменты продаж для отработки знаний и их возможные решения — это реальный опыт сотрудников. Например, «Покажи варианты», «Предложи тест драйв» и так далее.
Уделили внимание и комфорту при обучении, разработав специальные стилистические решения для образовательной платформы. Вместо броских корпоративных цветов выбрали более спокойную цветовую гамму, которая лучше подходит для внутренних коммуникаций.
Следование менеджера по пути клиента позволяет раскрывать информацию от простого к сложному. Это облегчает усвоение, и за счёт этого мы смогли сделать курсы простыми и короткими, но в то же время насыщенными.
Тренажёры
Закрепляются знания тренажерами, которые также основаны на любви к Beyosa, правилах общения с клиентами и нормами компании.
Тренируясь, обучающийся оказывается в ситуации, приближенной к реальной, для которой нужно найти решение с помощью полученных знаний.
Чтобы все было правдоподобнее, в качестве фона использовали фото собственных салонов. Для создания образа покупателя взяли четыре часто встречающихся типа клиентов.
Тестирование
Оценить, насколько хорошо обучающийся изучал курс, помогали тесты. Это стоп-слайды с незавершённой информацией и проверочными вопросами. Чтобы его решить, нужно действительно тщательно изучать информацию. Тестовая система работала как дополнительная мотивация.
Обучающий инструмент —«Бадди» заменил наставника для взаимной поддержки и ускорения достижения целей
Создание обучающей платформы решило важную задачу. С помощью ее инструментов удалось разгрузить опытных продавцов и забрать функцию обучения новичков, а заодно стандартизировать ряд других инструментов. Но все еще оставалась потребность в наставнике для новых сотрудников. И таковым стал бадди.
Бадди (buddy) — это более опытный коллега, который может приободрить, ответить на вопросы, рассказать всё, что нужно знать новичку: о бренде, о салоне, о «фишках» и сложностях работы. Компания его регулярно обучает — рассказывают, как лучше поддержать сотрудника и как вести себя в разных ситуациях.
Эта адаптация дает новичку хорошую информационную базу. После чего к обучению уже подключается руководитель.
Мы придумали использовать бадди для того, чтобы помочь новичку быстрее влиться в коллектив и разобраться в работе. Бадди не имеет обучающую функцию, он больше про эмоциональную поддержку.
Чат-бот как база знаний по продукту
История о том, как один из неравнодушных менеджеров-экспертов создал гид по продуктам компании, которым может воспользоваться любой сотрудник.
Этот значительный вклад в обучение внес эксперт, который, как и другие опытные менеджеры, занимался разработкой курсов. Он заметил, что часто повторяются одни и те же вопросы, и по собственной инициативе создал чат-бот по продуктам. Инструмент стал супер популярным, потому что в нем моментально можно найти необходимые сведения о продукте или получить ответ на распространённые вопросы.
Мы в компании выстраиваем горизонтальные связи и считаем, что важно давать нашим ребятам возможность проявляться. Когда возникает какая-то интересная идея, она очень быстро доходит до руководителя. Если дело стоящее, то его сразу стараются воплотить или помочь автору в реализации.
Все эти идеи, инициативы и инструменты превратили простую задачу по развитию сотрудников в масштабный проект в рамках всей сети компании. Помимо первоначальной цели по обучению действующих сотрудников и созданию единого информационного поля, компания смогла придумать систему, при которой:
- ни один приходящий новичок не остаётся без поддержки;
- действующие менеджеры всегда могут получить помощь от коллег;
- люди активно обмениваются опытом и обучают друг друга.
И всё это для того, чтобы продавать продукт в соответствии с ценностями компании — легко и с заботой о клиенте.
В общем… Beyosa — это по любви.
На сегодня всё. С вами был Владимир Давыдов из StickPeek. Скоро вернусь с новыми историями.
Пока-пока.