{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Получить в управление бизнес с долгами и вывести его на оборот 18 млн рублей в год: история агентства Lovemedo Статьи редакции

Коммерческий директор томского брендингового агентства Артемий Фоминых рассказал, зачем дизайнерам работать по таймеру, как привлекать клиентов и почему в офисе висит каллиграффити Покраса Лампаса.


Как всё начиналось

У партнёров брендингового агентства Lovemedo нет профессионального образования в сфере дизайна. Алёна Фоминых, генеральный директор компании, преподавала английский язык в институте иностранных языков. Я — экономист по образованию, работал на бирже с ценными бумагами. Денис Раудсепп, креативный директор, до дизайна занимался программированием.

Из «Провинции» в Lovemedo: без опыта возглавить томскую дизайн-студию, переделать в агентство и выйти на 18 млн рублей в год

Чтобы стать хорошим дизайнером или продюсером в дизайне, нужно сначала получить другое образование и совершенно иной жизненный опыт. Нужен кругозор намного шире и глубже самого дизайна.

История агентства Lovemedo началась с того, что Фоминых, Раудсепп и я пошли работать в томскую студию дизайнера Дениса Башева «Провинция».

Дизайн-студия «Провинция»

В 2009 году Башев открыл в Томске дизайн-студию «Провинция». Он хотел делать в регионе дизайн столичного уровня.

Я занимался продвижением студии и сделал первый сайт компании, Фоминых работала менеджером проектов, а Раудсепп — дизайнером.

В 2010 году Башев поехал в Москву, чтобы найти клиентов. Так было первое время, но потом он решил окончательно уйти в одиночное плавание и самостоятельно развиваться как дизайнер. Когда Башев уехал из Томска, он назначил директором Алёну Фоминых. Управлять бизнесом стали наёмные работники — я, Фоминых и Раудсепп.

Дизайн-студия нам не принадлежала, но мы продолжали заниматься развитием «Провинции». Наверное, были молодыми, наивными и глупыми. Мы думали о том, чтобы закрыть студию, но было жалко бросать сложившуюся команду. Фоминых, Раудсепп и я получили бизнес с долгами и проблемами.

Долги возникли из-за того, что много денег потратили на открытие студии — купили оборудование, мебель, отремонтировали офис. Серьёзной проблемой стал отток клиентов, которые приходили по рекомендациям «на Дениса». Узнав, что он не будет работать над заказом, клиент уходил. С тех пор мы решили для себя не выделять «звёзд» среди сотрудников.

В 2011 году Башев оставил бизнес мне, Раудсеппу и Фоминых. Для него «Провинция» стала пройденным этапом, он занялся своими проектами.

Первые клиенты

Редизайн торговой марки томской фабрики игрушек «Томик»

Первым клиентом «Провинции» стала томская фабрика деревянных игрушек «Томик». Игрушки, произведённые на этой фабрике, есть в каждом доме с детьми.

Фабрика обратилась к нам, потому что руководители знали Дениса Башева. Этот проект мы делали, когда ещё не было офиса — каждый работал из дома. Оформили выставочный материал для ежегодной выставки производителей детских товаров.

После оформления стенда «Томик» поручила «Провинции» большую задачу: сделать редизайн торговой марки и разработать дизайн упаковки для всего ассортимента. Мы делали этот проект почти год. До сих пор гордимся этой работой.

С фабрикой «Томик» мы сотрудничали несколько лет: два раза делали для них сайт, снимали видео, придумывали новые игрушки. Сейчас у фабрики собственный отдел дизайна, и мы больше не работаем с компанией.

Сувениры для ИТ-компании Contek

Особенно тяжелым был первый год после отъезда Башева, так как клиенты приходили на его имя — и вместе с ним покинули студию. Заказов почти не было. Тогда мы выполнили наш первый самостоятельный проект для томской ИТ-компании Contek.

Contek заказала бизнес-сувениры, которые компания подарила партнёрам из нефтяной отрасли. Мы разработали креативные подарки — завязанный в узел гвоздь и набор для специй в виде гильз от охотничьих патронов.

Фирменный стиль и логотип для московского ресторана White Rabbit

Первый московский проект, который получила команда после ухода Башева, — это ресторан White Rabbit Бориса Зарькова. Ресторатор увидел в аккаунте Behance маленький бюст Ленина, которому вместо головы прикрепили гипсовый теннисный мяч. Эта работа понравилась Зарькову, и ресторатор обратился к нам с задачей разработать логотип и фирменный стиль для ресторана, который он готовил к открытию.

Бюст Ленина — это некоммерческий креатив. В 2011 году мы проводили в студии мини-чемпионаты по настольному теннису. Приглашали друзей и знакомых. Каждый турнир был тематическим: с костюмами, призами и кубками. На первый турнир Денис Раудсепп сделал кубок за первое место — маленький бюст Ленина с гипсовым теннисным мячом вместо головы. Никто не ожидал, что этот кейс привлечёт клиента из ресторанного бизнеса.

«Провинция» создала логотип ресторана из нарисованной художником иллюстрации. Команда разработала фирменный стиль основного, кальянного, детского меню и винной карты. Сейчас ресторан White Rabbit входит в топ-50 лучших ресторанов мира по версии британского журнала Restaurant.

Студия взяла за работу гонорар в три раза меньше, чем планировала. У клиента было ограничение по бюджету. Это привычное дело — рестораторы заказывают фирменный стиль, когда весь бюджет на запуск проекта уже израсходован.

Это работа оказалась хорошей инвестицией в будущие заказы — рестораны потянулись один за другим. У нас в портфолио 70 фирменных стилей для ресторанов и кафе из Москвы, Сочи, Архыза и других городов.

Логотип и фирменный стиль для бренда одежды Via indigo

Первый западный клиент — бренд одежды Via indigo. Он пришёл, увидев наше портфолио на Behance. «Провинция» разработала логотип и фирменный стиль для линейки повседневной одежды.

Напутствие от Покраса Лампаса: «Будете работать за еду и без предоплаты»

С Покрасом Лампасом я познакомился в 2014 году. Тогда он не был таким популярным художником. Покрас приехал в Томск на фестиваль уличной культуры Street Vision, чтобы прочитать лекцию. Он зашёл в гости к нам в студию. Кто-то из сотрудников попросил Покраса написать пожелание на стене офиса. Он написал: «Будете работать за еду и без предоплаты». Потом мы повели его гулять по ночному городу и есть в кафе «Сибирские блины».

Когда компания переезжала в новый офис, срезали со стены кусок обоев с надписью. Он пролежал в «запасниках» ещё три года, а в 2017 году мы его достали, подчистили и наклеили на твёрдую основу. Теперь «раритет» с автографом автора красуется на стене офиса вместе с плакатами и наградами.

Ребрендинг агентства: от «Провинции» к Lovemedo

В 2017 году мы поняли, что переросли формат дизайн-студии «Провинция». Сменили название, концепцию, стиль и открыли брендинговое агентство Lovemedo.

Cлоган компании — «Дизайн — это любовь» — придумал Раудсепп. А потом добавили «перца»: «Дизайн — это любовь. И мы умеем им заниматься».

Почему любовь? Дизайн невозможен без любви. Дизайнер хочет улучшить всё вокруг, сделать жизнь людей проще, лучше, качественнее. Разве это не любовь? Любовь к дизайну, к делу, к команде, к клиентам.

Мы рассуждали так: в названии должно быть что-то про любовь и что-то личное для нас троих. Что у троих руководителей агентства есть общего помимо дизайна и работы? Любовь к группе The Beatles. Один из нас предложил посмотреть дискографию. Мы выписали названия песен, которые нам нравятся, и сразу же взгляд упал на “Lovemedo”. Так в 2017 году началась наша история.

Как пройти путь от стажёра до руководителя в команде Lovemedo

Мы сами готовим кадры. Если говорить о городе Томске, здесь есть кафедры и школы дизайна на базе местных вузов. Большинство дизайнеров, которые оттуда приходят, не готовы решать коммерческие задачи. Кафедры в вузах — это продвинутая художественная школа. Там людей учат рисовать.

В нашей профессии важно уметь рисовать, понимать композицию и прочие базовые понятия. Это помогает. Но этого недостаточно для работы дизайнером. Нужен кругозор, нужны знания психологии, истории дизайна, умение общаться в команде и с заказчиком, способность защищать свои решения, брать ответственность за них.

Мы публикуем вакансии стажёров в социальных сетях и просим кандидатов прислать рассказ о себе и своих проектах в области дизайна или управления проектами. Мы смотрим не на образование, а на то, что кандидат успел сделать по своей инициативе.

Дизайнера видно сразу — ему не терпится изменить пространство. Он пробует что-то делать по велению души — идёт на курсы, отправляет работы на конкурсы, участвует в тестовых заданиях студий. Если у человека в списке его проектов нет ничего — заявку можно сразу откладывать в сторону.

Сотрудник приходит на испытательный срок — от одного до трёх месяцев. Он получает минимальную зарплату, 15 тысяч рублей, и сразу участвует в коммерческих проектах. Начинающий специалист должен работать больше восьми часов в день — ему требуется больше времени на выполнение простых заданий. На этом этапе отсев происходит по следующему критерию — готов ли кандидат инвестировать всё своё время в профессию.

Если человек не готов прикладывать усилия — толку не будет. Те, кто разделяет ценности команды и развивает профессиональные навыки, переходят в штат с повышением заплаты.

Рост по служебной лестнице происходит по мере роста способностей человека самостоятельно справляться с рабочими задачами — нарисовать баннер по шаблону, доработать систему стиля по концепции, самостоятельно придумать систему стиля, руководить созданием системы стиля другими дизайнерами.

Система стиля — это айдентика. Она состоит из логотипа, цветов, шрифтов, паттернов, графических элементов или приёмов. Разработка системы стиля — это создание образа бренда.

Сотрудник растёт благодаря внутренней системе постоянного обучения и практическому применению знаний в работе над проектами агентства.

Дизайнеры всегда смотрят в сторону Москвы, Санкт-Петербурга или Европы. Специалистам становится скучно в Томске. Они мечтают уехать туда, где лучше, красивее, теплее и зарплаты выше.

Бывают случаи, когда приходит начинающий дизайнер, мы его учим, он вырастает в профессиональном плане и уезжает. Раньше мы из-за этого переживали, а сейчас относимся спокойно. Мы знаем, как выращивать кадры.

О работе по таймеру и особенностях бизнеса

Мы работаем в творческой индустрии с не самым высоким процентом доходности. Но мы занимаемся дизайном не только ради удовольствия. Мы работаем так, чтобы платить хорошие зарплаты и получать доход.

Приходится постоянно искать баланс между свободой творчества и правилами. Так пять лет подряд мы ежедневно считаем время, которое тратим на рабочие задачи. Дизайнеры агентства Lovemedo научились работать по таймеру. Мы не следим за сотрудниками, а непредвзято оцениваем временные затраты на выполнение проекта.

В конце каждого проекта делаем ретроспективу. Мы отвечаем на вопросы — попали ли в оценку, что пошло не так и почему, что надо изменить в процессах и оценках, чтобы в следующий раз было иначе. Каждая смета — результат осознания собственного опыта.

Нередко мы слышали от клиентов: «У вас столичный уровень работ». При этом ещё чаще нас спрашивают, почему у нас так дорого, если работаем в Томске. Даже столичные клиенты говорят: «Для Томска это дорого». Кто так решил и почему мы должны ориентироваться на Томск — непонятно. Средний чек проекта в брендинге — от 300 до 500 тысяч рублей.

Мы работаем только по договору и никогда не начинаем проект без предоплаты. Раньше приходилось объяснять, почему для нас эти условия принципиальные. Раз или два в год клиенты обращаются с запросом: «Сначала сделайте, а если нам понравится — мы заплатим».

Не все заказчики понимают, что тоже ответственны за результат работы. Мы периодически сталкиваемся с отношением к дизайнеру как к специалисту, который обязан прочитать мысли клиента и понять, что ему нужно.

Дизайн — это решение задачи, которое опирается на требования и ограничения. Решение зависит от таланта дизайнера, но не может получиться без участия клиента или пользователя.

Поиск клиентов

Основной канал привлечения клиентов — сарафанное радио. Нас передают из рук в руки близким друзьям, а иногда, наоборот — скрывают от конкурентов, чтобы «не увели». По рекомендации приходят клиенты из ресторанного бизнеса.

Второй канал привлечения клиентов — портфолио на сайте и аккаунты в социальных сетях. Заказчики приходят, увидев анонс работ агентства. Также у Lovemedo «прокаченный» аккаунт в Behance — 1 млн просмотров, 30 тысяч подписчиков.

На третьем месте по эффективности привлечения клиентов — попадание в рейтинги и победы на фестивалях рекламы. Lovemedo входит в рейтинг Ассоциации коммуникативных агентств России. У агентства есть награды фестивалей «Белый квадрат», «Киевского международного фестиваля рекламы» и Red Apple.

Сейчас мы работаем только с российскими клиентами. Мы работали с иностранцами в 2009–2012 годах. Цены на услуги выросли, и теперь иностранцы, которые раньше охотно работали с нами, редко заказывают дизайн. Иностранный заказчик переживает, работая с российским агентством — выполнят ли дизайнеры все работы, о которых договорились, не сорвут ли сроки.

Заказы из-за границы приходят от русских бизнесменов или эмигрантов из России, которым проще работать с российской студией.

Тендеры

Агентство давно отказалось от участия в бесплатных и низкооплачиваемых тендерах. Это отнимает много времени у дизайнеров. Исключения мы делаем для интересных клиентов, с которыми хочется поработать, даже если предварительно нужно участвовать в тендере. Так нашим заказчиком стала девелоперская компания «Сити — XXI век».

Логотип компании «Сити — XXI век»

Компания строит миниполисы в Москве и Московской области. Мы сделали для неё брендинг жилого комплекса, кампанию с актрисой Елизаветой Боярской, креатив для отдельных миниполисов и маркетинговые материалы. Образ актрисы олицетворяет качества бренда — семейный ценности, милосердие, социальная ответственность за окружение и патриотизм.

Ребрендинг Томского государственного университета

Томский государственный университет — это градообразующее предприятие. Сотрудники Lovemedo учились в ТГУ, в университете работают наши родители, бабушки и дедушки. Университет решил сделать ребрендинг, так как попал в государственную программу поддержки крупнейших российских вузов «5–100».

При разработке нового визуального образа Томского государственного университета мы учитывали уже существующий логотип — чертёж фасада главного корпуса и его урезанную версию. Детальное изображение главного корпуса превратилось в узнаваемый силуэт. Решили сохранить цвет старого логотипа — синий.

Мы готовили обновление визуального стиля ТГУ девять месяцев, провели несколько открытых слушаний, чтобы ответить на вопросы аудитории: «Почему такой логотип? Зачем взяли синий цвет?». Команда Lovemedo рассказала студентам, преподавателям, ректорату и выпускникам университета о целях, задачах и сценариях брендинга.

Фирменный стиль вошёл в жизнь университета и используется во всех каналах коммуникации. Каждый день в Томске я встречаю этот логотип на сумках, футболках, рекламных щитах и стенах общежитий.

Планы

Мы хотим и дальше работать с малым и средним бизнесом, а также делать проекты для известных брендов — например, для «Додо Пиццы».

Последние два года рост компании — 20–25% в год. Оборот агентства за 2018 год — 18 млн рублей. В 2019 году мы хотим увеличить выручку и средний чек, но уменьшить количество проектов.

В 2018 году мы начали работать в области моушн-дизайна, в этом году будем развивать это направление внутри агентства. В 2020 году откроем второй офис в Санкт-Петербурге, чтобы стать ближе к клиентам.

0
3 комментария
Артемий Егоров

Удачи, ребята! Вы очень крутые!

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Vaschuk

По моему очень странная иллюстрация для раздела брендинг.
Это наверное Павленский, провоцирует силовиков катаясь голой жопой на покрышке от грузовика вдоль Кремлёвской стены и стримит в перископ...
https://lvmd.ru/service.html

Ответить
Развернуть ветку
Nick Sugar

Мне тоже понравилось. Успехов. По-моему очень даже достойно получается.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда