(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://t.me/+IMXtxDWmLC8wZDNi', text: 'О контекстной рекламе простыми словами', button: 'Подписаться', color: '#0a0a0a', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Менеджеры по продажам жалуются на «плохие» лиды и не могут закрыть сделку — что делать

Иногда менеджеры и правда не могут закрыть сделку, но не всегда из-за плохих лидов. Сегодня статья не про контекстную рекламу — подготовил чек-лист «Как найти слабые места в отделе продаж». Спойлер: увольнять никого не будем.

С претензией к качеству лидов сталкиваюсь частенько. Но когда мы с клиентом погружаемся в проблему глубже, то во многих случаях выясняется, что с лидами неправильно работали или вообще не работали. Делюсь советами, которые помогут улучшить работу отдела продаж и увеличить число сделок. Про некачественные лиды, которые приносит непосредственно Яндекс (а их сейчас стало действительно много) — мы поговорим в отдельной статье, там тоже много интересных моментов.

Богдан Ефремов — руководитель агентства Efremov Media и ppc-специалист

Отдел продаж частенько формируется стихийно: сначала была секретарша, которая отвечала на звонки покупателей, потом наняли помощника, который стал отвечать на звонки вместо нее. Чтобы этот помощник и его напарник, которого тоже взяли помогать, не мешали своими звонками, их пересадили в отдельный кабинет. Вот вам и отдел продаж. Никакой подготовки — отвечай на звонки и продавай. Это как «построй дом». Какой дом, из чего, для кого? Вот где кроется главная проблема — нет понимания, что продажник делает и для чего.

Итак, что нужно узнать, чтобы найти слабые места.

1. Есть ли понимание задачи

Иногда люди относятся к работе как к чему-то, что нужно перетерпеть. И проблема такая возникает часто оттого, что они правда не понимают, для чего их наняли, чего от них ждут. Прежде чем требовать результата или ругать лиды, уточните, знает ли менеджер:

  1. Что он продает — не только название продукта, но и его характеристики, конкурентные преимущества и возможные недостатки. Для этого некоторые продвинутые руководители пишут «Книгу продукта», где собирается все-все, что известно о товаре. На старте будет достаточно обычного гугл-дока, который постепенно будет обрастать всякими нужностями, например, появилось новое возражение у покупателей — записали. Научились его обрабатывать — записали.
  2. Какие у него цели на месяц, на неделю, на сегодняшний день. Знаю менеджера, который на вопрос «А какой у тебя сегодня план продаж?» ответил «Никакой». Был скандал, менеджеру выговор, а дело было в том, что он реально не знал, что у него должен быть план. Это упущение руководителя отдела, который, кстати, больше всех еще возмущался на зеленого бедолагу. Хотя руководитель, который скидывает всё на своих подчинённых перед начальством — это уже отдельная беда.
  3. Какая у него задача — не отвечать на звонки, не регистрировать заявки, а продавать. Продолжение истории из предыдущего пункта: менеджер без цели и плана думал, что его задача вовремя прийти в офис, отстрадать свои 8 часов и уйти в 17:20, чтобы никто не возмущался, что он уходить ровно в пять.
  4. Кому он продает или ЦА, как говорят в маркетинге. Знание покупателя, его потребностей, привычек, ограничений очень помогает наладить процесс продаж. Иногда аудиторий может быть несколько, и с каждой надо работать по-своему. Элементарно может различаться восприятие цены на ваш продукт. Исходя из этих знаний, менеджеры смогут предложить сопутствующий товар или не навлечь на себя праведный гнев покупателя, который и так покупает скрепя сердце.

Каждый менеджер должен знать, что за продукт он продает, какой, почему его могут купить, а могут и не купить. У него должны быть цели на месяц и на день. Спросите своего менеджера, какой у него сегодня план — ответ может неприятно удивить.

2. Есть ли понимание процесса

Когда вы опишите продукт, соберете возражения и алгоритмы их отработки, у вас уже будет почти шаблон для действий. Сразу оговорка: не пишите менеджерам скрипты, дайте им отправную точку и конкретизируйте цель, а путь пусть они строят сами. Если вы сядете писать скрипт, вы создадите его под себя, то есть под свою манеру общения, свой темперамент, уровень упорства и готовности войти в положение. Но менеджеры ваши, скорее всего, на вас не похожи. У вас могут работать меланхоличная особа с мелодичным голосом и шустрый парень-огонек — и оба могут продавать одинаково хорошо, используя свои особенности.

Итак, сами менеджеры могут написать себе скрипты. Вы же или руководитель отдела продаж должны помочь им в этом: собрать список возражений, обсудить, как их можно отработать. Только не устраивайте показательные выступления, где меланхоличная особа должна во что бы то ни стало продать телефон, а парень-огонек — не купить его. Будьте союзником, а не надзирателем.

3. Есть ли понимание ролей

В компании может быть один менеджер по продажам или десять. Если менеджеров много, у них должна быть какая-то иерархия. Без контроля она формируется сама: появляются авторитетные дамы, которые снимают сливки и быстро ставят галочки в плане, и менее уверенные в себе ребята, которые вместо того, чтобы продавать, заполняют таблички за всех. Пример не выдуманный. Такие ребята не выполняют план, им некогда погружаться в продукт.

Итак, если в отделе есть какие-то задачи по заполнению таблиц, составлению планов и раскладыванию договоров по стопочкам — распределите эти роли и покажите пальцем на ответственных. Так, каждый менеджер будет делать что-то свое, сможет нормально планировать время, чтобы и табличку успеть заполнить, и план выполнить.

4. Есть ли у менеджеров план или шаблон работы

В строительстве есть такая штука — ППР или план производства работ. Это таблица, где с точностью до дня расписано, какая бригада, когда и что делает. Менеджеры могут точно так же составить для себя план взаимодействия с клиентом. Для турагентства он может выглядеть так:

Здесь важно, чтобы менеджер не растягивал каждый этап. Если он не перезвонит через 10 минут, то через 30 клиент уже купит тур в другом месте. Если менеджер не направит договор в течение двух часов, как обещал, то через 2 часа 2 минуты клиент будет в негодовании звонить сам. Ни о какой продаже доп услуг и речи быть не может, он же зол.

5. Умеют ли менеджеры на подлете классифицировать клиентов

Этот пункт возвращает нас к знанию ЦА. У каждой компании формируется определенный портрет потенциального покупателя или даже несколько. Под каждый сегмент прорабатывается своя стратегия разговора, действий, даже ППР может отличаться. Умение классифицировать клиента помогает быстрее найти к нему подход, правильно оценить его финансовые возможности, триггеры покупки. Это умение не только приносит вам прибыль в моменте, но и работает на лояльность, ведь чем лучше менеджер понимает покупателя, тем приятнее с ним общаться, а значит, захочется вернуться.

Я перечислил базовые вещи — этому учат на курсах для менеджеров по продажам и их руководителей, но отсутствие этих вещей встречается довольно часто. Особенно в офлайн. Был менеджер, который просто зачитывал мне информацию по брошюрке со стенда в компании, которая подключает ТВ и интернет. Надеюсь, это был стажер. А у вас есть похожие истории?

Напомню, что я специализируюсь на контекстной рекламе и больше о ней рассказываю в Телеграм-канале — присоединяйтесь, если нужны разборы новинок Директа, обзоры инструментов и обсуждение проблем с настройками или показателями.

Жду ваших историй в комментариях, увидимся там.

Нужна помощь с запуском рекламы — велком на сайт efremov-m. ru.

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://t.me/+IMXtxDWmLC8wZDNi', text: 'О контекстной рекламе простыми словами', button: 'Подписаться', color: '#0a0a0a', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
76 комментариев
Написать комментарий...
Наталия Потёмина

А может всё-таки лиды говно) Странно, что такая версия не допускается

Ответить
Развернуть ветку
Вера И.

глупости не говорите) как святые лиды могут быть говном

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Потёмина

Ещё как могут 😂
Первый в моей жизни лид был лет 15 назад, написано было, что клиенту нужен антивирус. Звоню - а там квартира, и бабка какая-то отвечает «какие вирусы, милочка? У меня всё мытое!». И это не лид плохого качества даже. Просто это не лид.

Ответить
Развернуть ветку
73 комментария
Раскрывать всегда