{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«Средний чек низкий, а клиента нужно образовывать»: агентство Beauty marketing из Саранска о развитии бизнеса в регионе Статьи редакции

Основатель компании Алексей Лигер рассказал о формировании команды, продвижении Чемпионата мира по футболу и мечте выйти на федеральный уровень.

Как всё начиналось

Мы из Саранска — это город в 600 км от Москвы с хорошими дорогами, вечными стройками, стадионом, на котором играл Роналду, и квартирой, в которой однажды прописался Депардье.

ИТ-рынок в регионе отличается от столичного. Для работодателей есть два недостатка. Первый — сложно начать сотрудничество с крупными клиентами. Второй — нехватка компетентных специалистов. Преимущество — в относительно низких заработных платах при достойном качестве работ. Именно по этой причине многие предприниматели меняют московскую суету на провинцию.

Лет восемь назад, начиная с позиции дизайнера в компании Webparadox, я мечтал создать свой продукт. Это мечта постепенно превратилась в конструктор приложений WordApp, который мы с коллегами создали, не отрываясь от производства.

Примерно в это время в нашем регионе появилось «Агентство инновационного развития» — АИР, куда меня пригласили в качестве руководителя проектов. Вместе с такими же энтузиастами мы сидели в подвале без окон и организовывали первые в нашем регионе ИТ-мероприятия: митапы, хакатоны, ежегодную «IT-Саранчу».

Приглашали крутых спикеров: издателя сайта «Лайфхакер» Алексея Пономаря, арт-директора «Студии Артемия Лебедева» Эркена Кагарова, топ-состав Mail.Ru Group и других.

Мне нравилось быть одним из тех, кто открывал Мордовии ИТ-мир, но постепенно с организации мероприятий я переключился на создание своего проекта. Так появилась сеть городских сообществ «Подсмотрено» и «Лица города». В общей сложности сейчас это 260 групп во «ВКонтакте» общей численностью 800 тысяч подписчиков.

Звучит масштабно, но на поддержке этих групп стоит один человек. Нам с командой удалось автоматизировать почти всё: контент, публикации и поиск рекламодателей.

Создавая стартапы и помогая другим, я понял, что наша общая проблема — продвижение и продажи конечного продукта. «Миру нужно больше маркетинга» — это я понял ещё в детстве, продавая вишню и семечки на железнодорожной станции в деревне у бабушки.

Погружение в тему дало понять, что рынок привлечения клиентов гораздо шире, чем разработка сайтов и мобильных приложений в регионах. Задача была определить нишу и стать в ней экспертом, а дальше уже по максимуму прописать регламенты работы.

Ситуация на ИТ-рынке в Мордовии такая же, как у всех городов с населением меньше 500 тысяч людей: средний чек низкий, клиента нужно образовывать, а работников — растить. Поэтому при первой возможности мы стали брать проекты из городов-миллионников.

Постепенно у нас стали вырисовываться направления работы: салоны красоты и косметические бренды, рестораны, кафе и доставка еды, торговые центры, медицинские клиники, фитнес-клубы, интернет-магазины, мебельные фабрики, автосервисы, ювелирный бизнес.

В каждой из этих ниш свои подход и акцент на разные способы продвижения. Для салонов красоты в первую очередь ведём Instagram-аккаунты и запускаем таргетированную рекламу по геолокации. Торговым центрам помогаем с созданием афиш и организацией офлайн-мероприятий. Клиникам создаём сайт, настраиваем контекстную рекламу, используем SEO, объединённое сквозной аналитикой.

Берёмся и за нестандартные проекты: продвижение Саранска как города-организатора Чемпионата мира по футболу, «Росгосстрах-Медицина» (Пермский край и Ростовская область), реабилитационный центр «Вершина-Саранск», каркасные дома, спортивные товары и даже кошачьи туалеты за 30 тысяч рублей.

География проектов — прежде всего Москва, Санкт-Петербург и родная Мордовия.

Пример рекламного изображения для «РГС Медицины»

Первая команда и трудности

У истоков компании стоим я и мой друг Евгений Тепаев. Изначально я отвечал за поиск и привлечение клиентов, а он — за таргетированную рекламу и продвижение. К тому времени АИР превратился в большой бизнес-инкубатор, и мы пересели в его коворкинг. Понимали, что на старте необходимо тестировать разные гипотезы, поэтому развиваться возможно, только работая бок о бок.

Надо было набирать команду. В качестве плацдарма выбрал «ВКонтакте», потому что на специализированных площадках претендентов на должность SMM не было совсем. Писал по сотне сообщений в день с разных аккаунтов в личку всем, кто состоит в группах по маркетингу. Старшекурсники, недавние выпускники 20-25 лет.

Проводил экспресс-интервью в онлайне, заинтересованных приглашал пообщаться лично. Как только начал поиск, сразу понял: в Саранске нет SMM-специалистов, поэтому стал брать всех, кто знает эту аббревиатуру, имеет опыт ведения пабликов и заинтересован развиваться. Собеседование в онлайне, встреча, просмотр цикла видеоуроков, тестовое задание — и вы в банде.

Нам с Женей было важно не то, насколько чисто сделано тестовое, а то, насколько у человека было велико желание его выполнить. Так в компании появились первые копирайтер и дизайнер, а затем стали подтягиваться остальные.

Особенности бьюти-ниши и конкуренты

Мы сделали ставку на одну из самых сложных и шальных ниш — бьюти-маркетинг. Салоны красоты все разные: кто-то ежемесячно вкладывает в рекламу по 150 тысяч рублей, а для кого-то и 5000 рублей — большое вложение.

По нашим наблюдениям, салоны непостоянны и меняют подрядчиков в среднем каждые четыре месяца. Мы гордимся, что сломали систему, и с некоторыми клиентами работаем больше полутора лет. Такие заказчики нам как родные, контент-менеджеры понимают их с полуслова, даже если оно с опечаткой.

Нашими основными конкурентами в бьюти-сфере, как и два года назад, являются фрилансеры, посмотревшие онлайн-курсы по SMM. Низкое качество контента и визуальной части, неумело настроенный таргет, но за небольшие деньги — так себе преимущества.

Основная часть наших клиентов — Москва, Санкт-Петербург и города-миллионники, которым нужны соцсети не столько для имиджа, сколько для привлечения клиентов. Акцент делаем на Instagram.

Визуальная соцсеть — лицо бьюти-бизнеса, и наш народ постепенно это понимает. Заказчик предоставляет нам фото- и видеоматериал — мы собираем из него эстетичную картинку.

При этом почти никого не интересует, где мы располагаемся, если на расстоянии мы можем сделать то, что не под силу администраторам и наружной рекламе. Главное — учитывать разницу часовых поясов при публикации контента.

Сейчас мы тщательно сегментируем клиентов и, исходя из их платёжеспособности и компетентности в соцсетях, делаем предложение. Но раньше было не так. Чтобы наработать кейсы и завоевать доверие аудитории, мы практиковали двухнедельный тестовый период, в ходе которого клиент платил лишь за рекламу.

Сегодня у компании за плечами более 70 проектов, но мы продолжаем тестировать различные предложения. Даём заказчику возможность заработать, понимая, что на этом сможем заработать и мы. Например, разрабатываем сайт и берём плату только за техподдержку и настройку контекстной рекламы. Это не благотворительность, а уверенность в своих силах.

Первые проекты приходили от бывших коллег, а добытые — от звонков в холодную. Как только сделали сайт с кейсами — поток пошёл за счёт SEO и контекстной рекламы. Был забавный случай, когда мне позвонили с вопросом, работает ли у нас Олег. Сказали, что он показывает наш кейс. Естественно, Олег у нас никогда не работал.

C кем не станем работать

Мы стараемся не отказывать клиентам в продвижении их бизнеса и всегда ищем индивидуальный подход, но на этапе лида проводим отсев.

Во-первых, отказываем тем, кто делает откровенно слабые и некачественные работы, потому что маркетинг в таком случае не сотворит чудо — потребитель всё видит.

Во-вторых, не берём проект, если клиент неадекватный и переходит на личности: мы занимаемся общим делом, а хамство и грубость мешают продуктивной работе.

Любимый проект

В 2017 году мы выиграли тендер регионального FIFA на ведение официальных аккаунтов Саранска как города-организатора Чемпионата мира по футболу 2018. Мы рады, что такая крупная контора, как FIFA, на деле оказалась гибкой: наши эксперименты в соцсетях она воспринимала с энтузиазмом.

Над проектом работали в течение года: просвещали, развлекали и информировали аудиторию, стараясь сделать чемпионат интересным и ожидаемым. Из самого запоминающегося — тест «Узнай, кто мог бы стать твоим женихом из футболистов», онлайн-акция в поддержку сборной России «Усы надежды», викторины в Instagram Stories.

Проделали большую работу по модерации комментариев и обработке сообщений. Многие обращались за советом в личные сообщения, часто на корявом английском. Наши ребята помогали как с ориентированием на местности, так и поиском жилья.

В такие моменты понимаешь, что SMM — это не только лайки и комментарии, но и решение проблем пользователей.

Результат работы над проектом — перевыполнение KPI и одна из самых высоких вовлечённостей в соцсетях среди официальных аккаунтов городов-организаторов чемпионата.

Первая школа SMM в Саранске

Ситуация — в Саранске никто не разбирается в SMM, и нашей компании необходим фундамент для новых сотрудников. Что делать? Создать собственную школу.

Каково же было наше удивление, когда на обучение в SMMoozy записалось в два раза больше человек, чем планировалось. За счёт минимальных вложений и классических каналов продвижения — таргета, контекста, наружной рекламы в местах скопления студенчества — мы за раз набрали два потока.

Эффективнее всего сработала реклама, настроенная на друзей сотрудников. Цена клика — от 1 до 50 копеек. На одни объявления кликали, на другие — жаловались и скрывали. Мы даже шутили, что вот она — настоящая проверка дружбы на прочность.

Наши выпускники — 22 готовых SMM-менеджера, прошедших курс из 12 занятий.

На региональном рынке много средних и мелких предпринимателей, которые, как и многие салоны, пользуются услугами самодельных SMM-менеджеров. Почему бы не воспользоваться этой ситуацией? Устроили коллаборацию: мы предоставляем бизнесменам человека со свежими знаниями и незамыленным взглядом на их продукт, а они выделяют рекламный бюджет.

Например, заключили партнёрствос батутным центром, пейнтбол-клубом, салоном красоты, мастерской по изготовлению домиков для кошек, местными блогерами, продвигающими личный бренд. Одних бизнесменов студенты интервьюировали в рамках открытых уроков, к другим — отправлялись на выезд с брифом.

Результат: двое ребят работает в Beauty marketing, несколько ушли к «своим» бизнесменам, другие — ведут проекты на фрилансе.

Забавные случаи из жизни агентства

Коворкинг, где мы обитаем, рассчитан на 35–40 человек. На фоне уравновешенных айтишников наш преимущественно женский коллектив выглядит ярко и громко.

Команда у нас дружная и по-хорошему безумная. На 15 человек три Ксюши, пять водолеев и одна мягкая игрушка по имени Зина, переехавшая к нам хмурым декабрьским днём. Зина работает в ночную смену — модерирует комментарии, помогает с контентом, следит, чтобы клик не дорожал. У неё есть селфи со всеми ребятами и блог.

Компания сегодня

В нашем штате 15 человек: SMM-менеджеры, которые ведут проект от начала до конца (общение с клиентом, контент, таргет, аналитика), дизайнеры, разработчики сайтов, специалисты по контекстной рекламе, менеджер по продажам, бухгалтер, юрист и HR (последние три должности в одном лице).

Мы стараемся отслеживать тренды и не стоять на месте: проводим планёрки, организуем совместные просмотры лекций и видеоуроков ведущих SMM-агентств, выезжаем на конференции.

Компания из 3–5 человек и компания из 15 человек — это две совершенно разные компании. Со временем возникла необходимость в программе обучения стажеров, регламенте работы и скриптах общения с заказчиками.

В будущем откроем отдел по работе с лидерами мнений — в этом деле у нас уже есть лайфхаки. Сейчас формируем каталог из тысяч блогеров, с которыми наши менеджеры выходили на контакт. Знакомимся, анализируем аккаунты, под их интересы и аудиторию подбираем предложение от клиентов.

Компания уже не ограничена одной нишей, поэтому в скором времени запустим более универсальный бренд — digital-агентство «В точку».

Как и все компании из регионов, мечтаем выйти на большой рынок, тем более опыт работы с федеральными игроками у нас есть (пока через посредников, поэтому проекты не называем). Мы открыты к сотрудничеству и ищем надёжных партнеров из Москвы и Петербурга.

Также в мыслях открытие отдела продаж в столице, потому что появляются проекты, в которых необходимо личное общение с заказчиком.

Основные показатели бизнеса

  • Более 70 клиентов.
  • 25 постоянных SMM-проектов.
  • Работа с блогерами для 30 салонов красоты, постоянная — для трёх проектов.
  • 5–10 заявок от потенциальных клиентов в день.
  • 22 выпускника SMM-школы.
  • Годовой оборот — около 8 млн рублей.
0
78 комментариев
Написать комментарий...
Игорь Игорь

Мне всегда было интересно, что подавляющее большинство сотрудников таких контор - это молодые люди от 20 до 30 лет, которые делают точечные проекты для нестабильного рынка. Вы себе как представляете карьерный рост? Или как представляете себе дальнейшую жизнь? С этих копеек вы купите себе квартиру или организуете бизнес? Или к вам придёт аппл и закажет пожизненный абонемент? Что вообще вами движет? (Это не касается руководителей, там все ясно)

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Наверное как минимум движет - это заработать хлебушек на жизнь.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Игорь

Так это тупиковый путь. Лучшие годы идут мимо

Ответить
Развернуть ветку
Александр Полозов

Вы правы. Им надо на завод. Они там больше продвинут.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
75 комментариев
Раскрывать всегда